Технологическая карта урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме «Оксиды неметаллов»
Чекунова Алла Анатольевна, учитель химии МБОУ «СОШ» пст.Донаёль Усть-Вымского района Республики Коми.
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по химии.
ЕГЭ – итог всего школьного курса химии. Подготовка к нему должна вестись системно, на протяжении всего курса изучения химии с 8-го по 11 класс. В своей работе по подготовке учащихся к экзамену по химии выделяю следующие этапы.
На 1 этапе (8-9 класс) главная задача учителя: формирование устойчивых базовых знаний по предмету, формирование умений самостоятельно работать с литературой и с тестами различных типов.
На 2 этапе (10-11 класс) задача учителя: углубленная подготовка к экзамену по химии. С этой целью используется дифференцированный подход на уроках, по возможности организация элективных курсов, проведение индивидуальных консультаций, самостоятельная работа учащихся дома. Диференцированный подход на уроках заключается в подготовке заданий более высокого уровня сложности, заданий в формате ЕГЭ, выполнение дополнительного домашнего задания для отдельных обучающихся. Самостоятельная работа учащихся дома включает выполнение тестов и сверку своих ответов с «ключами». Учащийся отмечает допущенные ошибки, выделяет ошибки, допущенные по причине незнания или непонимания материала. Как следствие, выявляются темы, необходимые для повторного изучения, повторения и отработки знаний на тематических тестах.
На 3 этапе (11 класс) непосредственная подготовка к экзамену: знакомство со структурой КИМ по химии, нормативными документами, подбор заданий разного уровня сложности по темам, повторение теории, самостоятельная работа с заданиями ЕГЭ, пробные ЕГЭ, формирование умения распределять время при выполнении экзаменационной работы.
Изучение курсов химии в 8—11 классах построено с учетом развития основных химических понятий, явлений, законов, преемственно от курса к курсу. Предполагается последовательное возвращение к определенным темам, изученным ранее. И на каждом этапе школьники совершенствуют, расширяют, углубляют свои знания.
Прослеживаю «путь с 8 по 11 класс» по формированию и закреплению знаний и умений обучающихся по конкретной теме, включенной в экзаменационную работу. Для этого отмечаю уроки в календарно-тематическом планировании по химии в каждом классе, на которых будет организована работа с обучающимися с целью подготовки к ЕГЭ и выстраиваю ход урока в соответствии с заданной целью.
Представляю технологическую карту урока химии в 11 классе, отражающую формирование и закрепление знаний химических свойств оксидов неметаллов.
Технологическая карта урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме «Оксиды неметаллов»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи урока:
образовательная: повторить, углубить и закрепить знания учащихся об оксидах неметаллов, познакомить учащихся с заданиями ЕГЭ по данной теме.
воспитательная: способствовать формированию положительной мотивации учения, идеи познаваемости мира.
развивающая: способствовать формированию умений сравнивать, видеть причинно-следственные связи, классифицировать, делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные (рассуждение), репродуктивные.
Средства обучения: учебник по химии для 11кл. (авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман), рабочий лист ученика.
Этапы урока. |
Содержание этапа |
1.Организационный момент. |
Подготовка учащихся к работе. Включение в деловой ритм. |
2. Актуализация знаний учащихся. Задачи этапа: выявление знаний учащихся, корректировка знаний. |
Беседа с учащимися по вопросам: - как изменяются в периодах и группах радиус элемента, электроотрицательность, окислительные свойства? -дать сравнительную характеристику 2-х неметаллов (кислород и сера): возможные степени окисления, почему, находясь в одной группе кислород и сера имеют разные валентные возможности? -какой характер (кислотный, основный) проявляют оксиды неметаллов? Составить уравнения химических реакций, подтверждающий кислотный характер Р2О5 и амфотерный характер Al2O3. На данном этапе учащиеся вспоминают классификацию оксидов, дополняют схему (см. рабочий лист ученика, п.1). |
3. Изучение нового материала с промежуточным контролем знаний. Задача этапа: открытие новых знаний, усвоение знаний, выявление пробелов. |
1). Обсуждая тип химической связи и кристаллической решетки оксидов, заполняем табл. 1 (рабочий лист, п.2). 2). Обсуждая закономерности в изменении свойств оксидов неметаллов в периодах, заполняем табл. 2, делаем выводы, выполняем задание 1, взаимопроверка (рабочий лист, п.3). 3). Обсуждая закономерности в изменении свойств оксидов неметаллов в группах, заполняем табл. 3, делаем выводы, выполняем задание 2, взаимопроверка (рабочий лист, п.4). 4). Составляем уравнения химических реакций, отражающие свойства оксидов неметаллов, выполняем задание 3, проверяем (рабочий лист, п.5). Анализируем ошибки. |
4. Самостоятельная работа. Задача этапа: выявление качества овладения знаниями |
Обучающиеся самостоятельно выполняют тест. Вариант 2 – более высокого уровня сложности (рабочий лист ученика, п.6) |
5. Итоги урока. Д/З. Задачи этапа: анализ учащимися собственных знаний |
Рефлексия. Д/З: получить тест у учителя и (или) составить свой по изученной теме используя текст §31 и задания № 5, 6, 7, 13 на с.138. |
Рабочий лист ученика……………………………………
Тема урока: Оксиды неметаллов.
1. Классификация оксидов: Оксиды
несолеобразующие солеобразующие
……………….……..……… ..…..………….. ………………. ……………….. ………………..
2. Таблица 1. Состав, строение, физические свойства оксидов.
Характеристика |
Несолеобразующие оксиды |
Кислотные оксиды |
Амфотерные оксиды |
Основные оксиды |
Агрегатное состояние |
газы |
.... | .... | .... |
Тип химической связи |
ковалентная полярная |
|||
Тип кристаллической решётки |
молекулярная |
3. Таблица 2. Изменение свойств оксидов в периодической системе (в периодах)
Na |
Mg |
Al |
Si |
P |
S |
Cl |
|
Формула высшего оксида |
Na2O |
||||||
Характер высшего оксида |
основный |
||||||
Формула гидроксида |
NaOH |
||||||
Характер гидроксида |
основание |
||||||
Степень окисления в высшем оксиде |
+1 |
Вывод: В периодах слева направо наблюдается усиление ……………….свойств оксидов соответствующих элементов. Это объясняется…………………………..
………………………………………………………………………………………….
Задание 1.
1. В каком ряду химические элементы расположены в порядке ослабления неметаллических свойств: А. K- Na- Li; Б. Mg- Al -Si; В. Si –P-S; Г. Cl –S- P.
2. В перечне веществ: 1. N2O; 2. N2O5; 3. CO2; 4. CO; 5. NO; 6. P2O5 к несолеобразующим относятся оксиды, формулы которых обозначены цифрами
А. 1, 5, 6; Б. 2, 3, 5; В. 2, 3, 6; Г. 1, 4, 5.
3. В ряду СO2 →P2O5 →SO3 наблюдается: А-ослабление кислотных свойств, Б-усиление кислотных свойств, В- изменение кристаллической решётки вещества, Г- уменьшение положительного заряда элемента.
4. В ряду оксидов MgO →Al2O3 →SiO2 свойства изменяются от: А- кислотных к амфотерным, Б- амфотерных к основным, В- основных к кислотным, Г- кислотных к основным.
5. Расположите оксиды в порядке ослабления кислотных свойств: P2O5, СO2, SiO2, Сl2O7, SO3 .
6. Верны ли следующие суждения о свойствах SO2: А- SO2 – кислотный оксид; Б- SO2 проявляет только окислительные свойства. А- верно только А; Б- верно только Б; В- верны оба суждения; Г- оба суждения неверны.
4. Таблица 3. Изменение свойств оксидов в периодической системе (в группах)
Элемент |
Число электронных слоев элемента |
Формула высшего оксида |
Степеньокисления элементаввысшем оксиде |
Формула соответствующей кислоты |
Сила кислоты (сильная, слабая) |
S |
|||||
Se |
|||||
Te |
Вывод: В группах сверху вниз наблюдается …………………кислотных свойств оксидов соответствующих элементов. Это объясняется…………………………...
………………………………………………………………………………………….
Задание 2.
1. Неметаллические свойства у элементов А групп усиливаются: 1) слева направо и в группах снизу вверх; 2) справа налево и в группах сверху вниз; 3) справа налево и в группах снизу вверх; 4) слева направо и в группах сверху вниз.
2. В ряду N2O5 →P2O5 → As2O5 наблюдается: А-ослабление кислотных свойств, Б-усиление кислотных свойств, В- уменьшение радиуса элемента, Г- уменьшение положительного заряда элемента.
3. В ряду оксидов В2O3 →Al2O3 →Ga2O3свойства изменяютсяот: А- кислотных к амфотерным, Б- амфотерных к основным, В- основных к кислотным, Г- кислотных к основным.
4. Установите соответствие между химическим элементом и формулой его гидроксида. Элемент:1) Li, 2) Be, 3) B, 4) C. Формула гидроксида:
|
|||
А) ЭОН, Д) НЭО3, Б) Э(ОН)3, Е) Э(ОН)2, В) Н3Э03, Г) Н2ЭО3 |
5. В2O3 реагирует с каждым из двух веществ: 1) соляная кислота и вода, 2) гидроксид натрия и хлорид натрия, 3) гидроксид кальция и оксид кальция, 4) азотная кислота и оксид кремния.
5. Составьте уравнения возможных химических реакций для оксида азота (V):
+Н2О→
+NaOH→
+ MeO→
+ соль→
Задание 3.
1. Оксид углерода (II) проявляет восстановительные свойства при нагревании с:1) N2; 2) СО2; 3) Fe; 4) Fe2O3.
2. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ: 1) вода и соляная кислота, 2) кислород и оксид магния, 3) оксид магния и гидроксид кальция, 4) вода и медь.
3. Только окислительные свойства способен проявлять: 1) фтор, 2) кислород,
3) хлор, 4) азот.
4. В схеме превращений NO →X→NaNO3 веществом Х является: 1) N2, 2) NH3, 3) KNO3, 4) NO2.
6. Проверь свои знания.
Вариант 1.
1. Кислотным и основным оксидом являются соответственно: 1) SO2 и MgO;
2) CO2 и Al2O3; 3) Na2O и FeO; 4) ZnO и SO2.
2. Степень окисления хлора в HСlO4: 1) +1; 2) +3; 3) +5; 4) +7.
3. Оксиды с общей формулой R2O3 и R2O5 образуют элементы подгруппы:
1) углерода; 2) азота; 3) серы; 4) фтора.
4. Установите соответствие между формулой вещества 1) Ва(ОН)2; 2) HClO4;
3) NH4H2PO4; 4) Mn2O7 и классом неорганических соединений: А) кислотный оксид; Б) бескислородная кислота; В) кислая соль; Г) основный оксид; Д) кислородсодержащая кислота; Е) основание.
5. Разбавленная серная кислота может реагировать с: 1) Ba(NO3)2; 2) Fe2O3; 3) Ag; 4) Zn(OH)2; 5) SiO2; 6) Cu.
6. Осуществите цепочку превращений: SiO2→K2SiO3→ Н2SiO3
Вариант 2.
1. Кристаллическая решётка оксида углерода (IV): 1) ионная; 2) атомная; 3) молекулярная; 4) металлическая.
2. И фосфор, и хлор образуют кислоту состава:1) Н3ЭО3; 2) НЭО3; 3) Н3ЭО4; 4) НЭО4.
3. Установите соответствие между химическим элементом и формулой его гидроксида. Элемент:1) Sr, 2) Rb, 3) B, 4) Si. Формула гидроксида:
|
|||
А) ЭОН, Д) НЭО3, Б) Э(ОН)3, Е) Э(ОН)2, В) Н3Э03, Г) Н2ЭО3 |
4. Установите соответствие между классом (группой) неорганических веществ и химической формулой вещества, принадлежащего к этому классу(группе). Класс (группа) вещества: 1) кислотный оксид, 2) основный оксид, 3) амфотерный оксид, 4) несолеобразующий оксид. Химическая формула:
А) NO, Б) Li2O, В) N2O5, Г) ВеО, Д) OF2, Е) NH3
5.Оксид углерода (IV) взаимодействуетс: 1) H2O, 2) HCl, 3) O2, 4) С, 5) Ca(OH)2, 6) Cu
6. Осуществите цепочку превращений: Si→Mg2Si→SiH4→SiO2→K2SiO3
7. Д/З: получи тест у учителя и (или) составь свой на пройденную тему используя текст §31 и задания № 5, 6, 7, 13 на с.138.