Технологическая карта урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме «Оксиды неметаллов»

1
0
Материал опубликован 31 May 2017

Чекунова Алла Анатольевна, учитель химии МБОУ «СОШ» пст.Донаёль Усть-Вымского района Республики Коми.

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по химии.

ЕГЭ – итог всего школьного курса химии. Подготовка к нему должна вестись системно, на протяжении всего курса изучения химии с 8-го по 11 класс. В своей работе по подготовке учащихся к экзамену по химии выделяю следующие этапы.

На 1 этапе (8-9 класс) главная задача учителя: формирование устойчивых базовых знаний по предмету, формирование умений самостоятельно работать с литературой и с тестами различных типов.

На 2 этапе (10-11 класс) задача учителя: углубленная подготовка к экзамену по химии. С этой целью используется дифференцированный подход на уроках, по возможности организация элективных курсов, проведение индивидуальных консультаций, самостоятельная работа учащихся дома. Диференцированный подход на уроках заключается в подготовке заданий более высокого уровня сложности, заданий в формате ЕГЭ, выполнение дополнительного домашнего задания для отдельных обучающихся. Самостоятельная работа учащихся дома включает выполнение тестов и сверку своих ответов с «ключами». Учащийся отмечает допущенные ошибки, выделяет ошибки, допущенные по причине незнания или непонимания материала. Как следствие, выявляются темы, необходимые для повторного изучения, повторения и отработки знаний на тематических тестах.

На 3 этапе (11 класс) непосредственная подготовка к экзамену: знакомство со структурой КИМ по химии, нормативными документами, подбор заданий разного уровня сложности по темам, повторение теории, самостоятельная работа с заданиями ЕГЭ, пробные ЕГЭ, формирование умения распределять время при выполнении экзаменационной работы.

Изучение курсов химии в 8—11 классах построено с уче­том развития основных химических понятий, явлений, законов, преемствен­но от курса к курсу. Предполагается последовательное возвращение к определенным темам, изученным ранее. И на каждом этапе школьники совершенствуют, расширяют, углубляют свои знания.

Прослеживаю «путь с 8 по 11 класс» по формированию и закреплению знаний и умений обучающихся по конкретной теме, включенной в экзаменационную работу. Для этого отмечаю уроки в календарно-тематическом планировании по химии в каждом классе, на которых будет организована работа с обучающимися с целью подготовки к ЕГЭ и выстраиваю ход урока в соответствии с заданной целью.

Представляю технологическую карту урока химии в 11 классе, отражающую формирование и закрепление знаний химических свойств оксидов неметаллов.

Технологическая карта урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме «Оксиды неметаллов»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока:

образовательная: повторить, углубить и закрепить знания учащихся об оксидах неметаллов, познакомить учащихся с заданиями ЕГЭ по данной теме.

воспитательная: способствовать формированию положительной мотивации учения, идеи познаваемости мира.

развивающая: способствовать формированию умений сравнивать, видеть причинно-следственные связи, классифицировать, делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные (рассуждение), репродуктивные.

Средства обучения: учебник по химии для 11кл. (авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман), рабочий лист ученика.

Этапы урока.

Содержание этапа

1.Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе. Включение в деловой ритм.

2. Актуализация знаний учащихся.

Задачи этапа: выявление знаний учащихся, корректировка знаний.

Беседа с учащимися по вопросам:

- как изменяются в периодах и группах радиус элемента, электроотрицательность, окислительные свойства?

-дать сравнительную характеристику 2-х неметаллов (кислород и сера): возможные степени окисления, почему, находясь в одной группе кислород и сера имеют разные валентные возможности?

-какой характер (кислотный, основный) проявляют оксиды неметаллов? Составить уравнения химических реакций, подтверждающий кислотный характер Р2О5 и амфотерный характер Al2O3.

На данном этапе учащиеся вспоминают классификацию оксидов, дополняют схему (см. рабочий лист ученика, п.1).

3. Изучение нового материала с промежуточным контролем знаний.

Задача этапа: открытие новых знаний, усвоение знаний, выявление пробелов.

1). Обсуждая тип химической связи и кристаллической решетки оксидов, заполняем табл. 1 (рабочий лист, п.2).

2). Обсуждая закономерности в изменении свойств оксидов неметаллов в периодах, заполняем табл. 2, делаем выводы, выполняем задание 1, взаимопроверка (рабочий лист, п.3).

3). Обсуждая закономерности в изменении свойств оксидов неметаллов в группах, заполняем табл. 3, делаем выводы, выполняем задание 2, взаимопроверка (рабочий лист, п.4).

4). Составляем уравнения химических реакций, отражающие свойства оксидов неметаллов, выполняем задание 3, проверяем (рабочий лист, п.5).

Анализируем ошибки.

4. Самостоятельная работа.

Задача этапа: выявление качества овладения знаниями 

Обучающиеся самостоятельно выполняют тест.

Вариант 2 – более высокого уровня сложности (рабочий лист ученика, п.6)

5. Итоги урока. Д/З.

Задачи этапа: анализ учащимися собственных знаний

Рефлексия.

Д/З: получить тест у учителя и (или) составить свой по изученной теме используя текст §31 и задания № 5, 6, 7, 13 на с.138.

Рабочий лист ученика……………………………………

Тема урока: Оксиды неметаллов.

1. Классификация оксидов: Оксиды

                  несолеобразующие        солеобразующие

……………….……..………          ..…..…………..    ……………….    ………………..      ………………..

2. Таблица 1. Состав, строение, физические свойства оксидов.

Характеристика

Несолеобразующие оксиды

Кислотные оксиды

Амфотерные оксиды

Основные оксиды

Агрегатное       состояние

      газы

.... .... ....

Тип химической связи

    ковалентная            полярная

     

Тип кристаллической решётки

    молекулярная    

     

3. Таблица 2. Изменение свойств оксидов в периодической системе (в периодах)

 

Na

Mg

Al

Si

P

S

Cl

Формула высшего оксида

Na2O

           

Характер высшего оксида

основный

           

Формула гидроксида

NaOH

           

Характер гидроксида

основание

           

Степень окисления в высшем оксиде

+1

           

Вывод: В периодах слева направо наблюдается усиление ……………….свойств оксидов соответствующих элементов. Это объясняется…………………………..

………………………………………………………………………………………….

Задание 1.

1. В каком ряду химические элементы расположены в порядке ослабления неметаллических свойств: А. K- Na- Li; Б. Mg- Al -Si; В. Si –P-S; Г. Cl –S- P.

2. В перечне веществ: 1. N2O; 2. N2O5; 3. CO2; 4. CO; 5. NO; 6. P2O5 к несолеобразующим относятся оксиды, формулы которых обозначены цифрами

А. 1, 5, 6; Б. 2, 3, 5; В. 2, 3, 6; Г. 1, 4, 5.

3. В ряду СO2 →P2O5 →SO3 наблюдается: А-ослабление кислотных свойств, Б-усиление кислотных свойств, В- изменение кристаллической решётки вещества, Г- уменьшение положительного заряда элемента.

4. В ряду оксидов MgO →Al2O3 →SiO2 свойства изменяются от: А- кислотных к амфотерным, Б- амфотерных к основным, В- основных к кислотным, Г- кислотных к основным.

5. Расположите оксиды в порядке ослабления кислотных свойств: P2O5, СO2, SiO2, Сl2O7, SO3 .

6. Верны ли следующие суждения о свойствах SO2: А- SO2 – кислотный оксид; Б- SO2 проявляет только окислительные свойства. А- верно только А; Б- верно только Б; В- верны оба суждения; Г- оба суждения неверны.

4. Таблица 3. Изменение свойств оксидов в периодической системе (в группах)

Элемент

Число электронных слоев элемента

Формула высшего оксида

Степеньокисления элементаввысшем оксиде

Формула соответствующей кислоты

Сила кислоты

(сильная, слабая)

S

         

Se

         

Te

         

Вывод: В группах сверху вниз наблюдается …………………кислотных свойств оксидов соответствующих элементов. Это объясняется…………………………...

………………………………………………………………………………………….

Задание 2.

1. Неметаллические свойства у элементов А групп усиливаются: 1) слева направо и в группах снизу вверх; 2) справа налево и в группах сверху вниз; 3) справа налево и в группах снизу вверх; 4) слева направо и в группах сверху вниз.

2. В ряду N2O5 →P2O5 → As2O5 наблюдается: А-ослабление кислотных свойств, Б-усиление кислотных свойств, В- уменьшение радиуса элемента, Г- уменьшение положительного заряда элемента.

3. В ряду оксидов В2O3 →Al2O3 →Ga2O3свойства изменяютсяот: А- кислотных к амфотерным, Б- амфотерных к основным, В- основных к кислотным, Г- кислотных к основным.

4. Установите соответствие между химическим элемен­том и формулой его гидроксида. Элемент:1) Li, 2) Be, 3) B, 4) C. Формула гидроксида:

 

 

     
      А) ЭОН, Д) НЭО3, Б) Э(ОН)3, Е) Э(ОН)2, В) Н3Э03, Г) Н2ЭО3

 

5. В2O3 реагирует с каждым из двух веществ: 1) соляная кислота и вода, 2) гидроксид натрия и хлорид натрия, 3) гидроксид кальция и оксид кальция, 4) азотная кислота и оксид кремния.

5. Составьте уравнения возможных химических реакций для оксида азота (V):

+Н2О→

 

+NaOH→

+ MeO→

+ соль→

Задание 3.

1. Оксид углерода (II) проявляет восстановительные свойства при нагревании с:1) N2; 2) СО2; 3) Fe; 4) Fe2O3.

2. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ: 1) вода и соляная кислота, 2) кислород и оксид магния, 3) оксид магния и гидроксид кальция, 4) вода и медь.

3. Только окислительные свойства способен проявлять: 1) фтор, 2) кислород,

3) хлор, 4) азот.

4. В схеме превращений NO →X→NaNO3 веществом Х является: 1) N2, 2) NH3, 3) KNO3, 4) NO2.

6. Проверь свои знания.

Вариант 1.

1. Кислотным и основным оксидом являются соответственно: 1) SO2 и MgO;

2) CO2 и Al2O3; 3) Na2O и FeO; 4) ZnO и SO2.

2. Степень окисления хлора в HСlO4: 1) +1; 2) +3; 3) +5; 4) +7.

3. Оксиды с общей формулой R2O3 и R2O5 образуют элементы подгруппы:

1) углерода; 2) азота; 3) серы; 4) фтора.

4. Установите соответствие между формулой вещества 1) Ва(ОН)2; 2) HClO4;

3) NH4H2PO4; 4) Mn2O7 и классом неорганических соединений: А) кислотный оксид; Б) бескислородная кислота; В) кислая соль; Г) основный оксид; Д) кислородсодержащая кислота; Е) основание.

5. Разбавленная серная кислота может реагировать с: 1) Ba(NO3)2; 2) Fe2O3; 3) Ag; 4) Zn(OH)2; 5) SiO2; 6) Cu.

6. Осуществите цепочку превращений: SiO2→K2SiO3→ Н2SiO3

Вариант 2.

1. Кристаллическая решётка оксида углерода (IV): 1) ионная; 2) атомная; 3) молекулярная; 4) металлическая.

2. И фосфор, и хлор образуют кислоту состава:1) Н3ЭО3; 2) НЭО3; 3) Н3ЭО4; 4) НЭО4.

3. Установите соответствие между химическим элемен­том и формулой его гидроксида. Элемент:1) Sr, 2) Rb, 3) B, 4) Si. Формула гидроксида:

 

 

     
      А) ЭОН, Д) НЭО3, Б) Э(ОН)3, Е) Э(ОН)2, В) Н3Э03, Г) Н2ЭО3

 

4. Установите соответствие между классом (группой) неорганических веществ и химической формулой вещества, принадлежащего к этому классу(группе). Класс (группа) вещества: 1) кислотный оксид, 2) основный оксид, 3) амфотерный оксид, 4) несолеобразующий оксид. Химическая формула:

А) NO, Б) Li2O, В) N2O5, Г) ВеО, Д) OF2, Е) NH3

5.Оксид углерода (IV) взаимодействуетс: 1) H2O, 2) HCl, 3) O2, 4) С, 5) Ca(OH)2, 6) Cu

6. Осуществите цепочку превращений: Si→Mg2Si→SiH4→SiO2→K2SiO3

7. Д/З: получи тест у учителя и (или) составь свой на пройденную тему используя текст §31 и задания № 5, 6, 7, 13 на с.138.



 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации