12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Обуткина Надежда Львовна35

Конспект учебного занятия

Город: Магнитогорск

МОУ «СОШ № 6»

Учитель: Обуткина Н.Л, учитель истории и обществознания высшая категория.

Класс: 5

Тема учебного занятия: «Военные походы фараонов»

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

Подвести учащихся к пониманию причин последствий, характера военных походов фараонов Древнего Египта,

Рассказать о структуре египетского войска, целях и результатах войн,

Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия):

карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» (на CD «История Древнего мира и средних веков»),

иллюстрации из «Альбома по истории культуры Древнего мира»,

проектор,

презентация к уроку.

Дидактические материалы к учебному занятию:

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987, с. 44-45,

карточки с вопросами,

стихотворение В. Брюсова «Египетский раб»,

CD «История Древнего мира и средних веков».

Термины и понятия:

Бронза,

Дротик,

Пехота,

Колесница.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


I.Оргмомент

2 мин


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие классу, проверка готовности к уроку

Приветствие учителю

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


II. Проверка знаний

13 мин


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подготовка устного ответа по карточке (1 ученик).

Задача №1 (письменно) – 3 чел.

Задача №2 (письменно). Работа с отрывком из стихотворения (письменно) – 3 чел.

Дискуссия с классом:

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо в низ, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником... И тогда в твоем доме будет богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности». — Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Егип­те? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть ак­туальными сегодня?


Заслушивается устный ответ по карточке.

Собираются на проверку индивидуальные задания.

Веселая минутка.

Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте («да» – хлопок в ладоши, «нет» – тишина):

Виноград,

Сушеная рыба,

Помидоры,

Финики,

Земляника,

Картофель,

Инжир,

Огурцы.

Мед,

Тыква,

Дыня,

Пироги с инжиром,

Печеный картофель,

Ячменные лепешки,

Пиво,

Молоко,

Ржаной хлеб,

Салат из фасоли,

Отварное мясо.

Ответы учащихся:

Перечисляются ремесла, рассказывается об условиях труда земледельцев и ремесленников, о занятиях вельмож.

Должность писца была очень популярна в Древнем Египте, так как писец вел учет налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараонов.

Автор прослав­ляет труд простого человека, который строит такие памятники, ко­торые будут стоять века...

Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это — обогащение...


Дается отзыв на устный ответ товарища по плану-памятке (см. урок №2).




























Ответы «Веселой минутки»:

Хлопок,

Хлопок,

Тишина,

Хлопок,

Тишина,

Тишина,

Хлопок,

Тишина,

Хлопок,

Тишина,

Хлопок,

Хлопок,

Тишина,

Хлопок,

Хлопок,

Хлопок,

Тишина,

Хлопок,

Хлопок.

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


III. Изучение новой темы

20 мин

Презентация к уроку

CD «История Древнего мира и средних веков»:

Хранилище информационных объектов/Древний Восток/Древний Египет/

Военный отряд,

Возница у колесницы,

Воины фараона,

Египетская крепость,

Египетские воины.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Начало просмотра презентации (слайд 1, 2, 3)

Вооружение египетского войска.

Итак, мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи – все подчинялись фараону, самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Как же было организовано египетское войско?

Показ иллюстраций с CD (по ходу рассказа учителя).

Воины в Древнем Египте получали государственное довольствие, т.е. состояли на государственной службе. От государства выдавалось и оружие, которое в мирное время в большинстве случаев храни­лось на складах. Колесницы приобретались за собственные деньги колесничими, а лошадей они брали из государственных конюшен.

Интересно, что египетская пехота в мирное время использова­лась как простая рабочая сила на тяжелых работах — в каменолом­нях, при доставке каменных глыб. Принцип отбора в египетскую армию очень напоминает рекрутский набор в русскую армию до реформы 1874 г. — египетские цари брали на военную службу каж­дого десятого человека из храмовых людей.

Воины, сражавшиеся на колесницах, были в более привилеги­рованном положении, чем пехотинцы. Бойцы поступали на службу вместе со своими рабами. Среди колесничих можно было встретить детей важных чиновников, жрецов. Но порой среди них встреча­лись и представители простого народа.

Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли нелегкий солдатский труд. Наиболее отличившимся вои­нам и их командирам раздавали земли и рабов, золотые и серебря­ные знаки отличий, выполненные в виде львов и мух. Трудясь в мирное время в каменоломнях, воины получали ежедневно от го­сударства около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два пучка зелени.

В египетской армии использовался и труд наемников — эфио­пов, ливийцев, сирийцев, шерданов. Так, по данным одного из письменных источников значится, что отряд, посланный в Сирию и Палестину против мятежников, состоял из 1900 египтян, 520 шер­данов, 1600 ливийцев, 880 эфиопов. Иноземные воины в правах были уравнены с египетскими, им также раздавались в награду земли.

Походы египетских фараонов.

Просмотр презентации (слайд 4).

А теперь мы с вами поработаем с документом и ответим на вопросы по нему.

Беседа по тексту документа:

Какова была цель фараонов, направлявших свою ар­мию в соседние страны?

Что из захваченного египетскими воинами вам кажется наиболее ценным? Почему?

Историческая математика.

Решите задачу: Египетские воины захватили золота и серебра 966 дебенов и 1 кедет. Переведите величину захваченного золота в современные меры веса, если один дебен ра­вен 91 г, а один кедет — 9,1 г.

Слушают рассказ учителя, сопровожденный иллюстрациями.

Работа с историческим документом.

Ответы на вопросы.

Ответ на вопрос задачи: Золота и серебра было захвачено 87 кг 915,1 г.

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


IV. Закрепление изученного на уроке

7 мин

Презентация к уроку

CD «История Древнего мира и средних веков»:

Хранилище информационных объектов/Древний Восток/Древний Египет/Военные походы Египетских фараонов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

А теперь давайте посмотрим, что вы запомнили из материалов сегодняшнего урока.

Работа с интерактивной игрой с CD.

Итак, самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н.э. фараон Тутмос. При нем египтяне захватили Нубию. Успешными были походы в Азию. Граница Египетского царства была отодвинута до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий покоренные народы смогли освободиться от власти фараонов.

Работа с терминами.

Просмотр презентации (слайд 5, 6, 7).

Бронза,

Дротик,

Пехота,

Колесница.


3. Делают записи в тетрадях:

Бронза – сплав меди и олова

Дротики – короткие копья,

Пехота – старейший род сухопутных войск, действующих в пешем строю,

Колесница – двухколесная повозка у древних египтян, греков и римлян, употреблявшаяся при боевых действиях и спортивных соревнованиях.


Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


V. Итоги урока

3 мин

Презентация к уроку

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Просмотр презентации (слайд 8). Сделайте вывод о том, какую роль играла армия в древнеегипетском государстве.

Выставление оценок

Домашнее задание: § 9 (учебник Вигасина А.А.),

задание для любознательных: кто из известных тебе военачальников прошлого поступал иной раз так же, как и ТутмосIII в битве под Мегиддо? Выбери 7-10 таких полководцев (Ганнибал, персидский царь Дарий II, римский полководец Камилл, Цезарь, Дмитрий Донской, Петр I, Румянцев, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Брусилов, Деникин, Колчак)

Ответ на домашнюю задачу:

Александр Македонский, Цезарь, Петр I, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Деникин, Колчак


/data/files/f1631724370.doc (Исторический документ "Добыча первого похода")

/data/files/x1631724504.doc (Письменные задания к уроку)

/data/files/n1631724608.pdf (Презентация "Завоевательные походы фараонов")

Список литературы:

А.А. Вигасин. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987.

Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. МЛ. Коростовцева. М., 1980. Ч. I. С. 67—70

CD «История Древнего мира и средних веков».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.