12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Макарова Наталья92
стаж 35 лет, люблю предмет географию, детей и жизнь.
Россия, Самарская обл., Жигулевск

Всероссийский конкурс для учителей истории, правоведения и обществознания на лучшую методическую разработку «Урок-презентация»

Урок истории в 5 классе «Древнегреческий театр» с применением технологии развития критического мышления

Выполнила: Макарова Н.Г.

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 14 г. Жигулевск

Паспорт урока истории в 5 классе

ФИО учителя, название ОО Макарова Н.Г., ГБОУ СОШ №14 г. Жигулевск

Целевой компонент

Тема урока:

Древнегреческий театр

Образовательная цель

Формирование исторического мышления через исследование древнегреческого театра и сравнение его с современным театром.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР:

- понимает культурное многообразие мира.

МР:

- организовывает и регулирует свою учебную деятельность;

- работает с учебной информацией: анализирует и обобщает факты, использовать современ­ные источники информации;

- формулировать затруднения и намечать пути преодоления этих затруднений.

ПР:

- узнает историю возникновения, устройства и воспитательную роль древнегреческого театра.

Программные требования к образовательным результатам раздела «Возвышение Афин в Vв. до н.э. и расцвет демократии»

 

Ученик научится:

- понимать значение исторического периода Древней Греции в истории человечества ;

- понимать преемственность культуры;

- анализировать и обобщать факты;

- выделять главные признаки объекта;

- давать характеристику событиям и их участникам;

Содержательный компонент

Программное содержание

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные пред­ставления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Мировоззренческая идея

Высшей ценностью в античное время являются общественные ценности.

Ценностно-смысловые ориентиры

Любовь к искусству, толерантность.

План изучения учебного материала

1.Возникновение театра в Древней Греции.

2.Как устроен древнегреческий театр.

3.На представлении трагедии.

4.Комедия Аристотеля «Птицы».

5.Значение театра в Древней Греции.

Основные понятия

Театр, орхестра, скене, трагедия, комедия

Даты

534 г. до н.э.

Основные законы, закономерности

Двадцать четвертый закон мировой истории: искусство у народов повышенной политической и хозяйственной структуры должно превратиться из состояния высокого расцвета в отношении, главным образом, формы и фантазии в другое состояние, где господствует небывалое ранее точное и описательное изображение "действительности". 

Организационно-деятельностный компонент

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Традиционная

Образовательная технология

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Оснащение урока

видео презентация, проектор, учебник пар. 39, дидактический материал (по количеству учащихся)

Мизансцена урока

Традиционная

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Посещение спектакля в театрах г.Тольятти:

- театр юного зрителя Дилижанс (ул. Степана Разина,93);

- молодежный драматический театр(ул.Лизы Чайкиной. 65)

-театр – студия Секрет(бульвар Ленина, 1)

-театр кукол Пилигрим (пл.Свободы, 2)

-драматический театр Колесо (ул.Ленинградская,31)

Посещение спектакля в Кукольном театре Колокольчик г.Жигулевске(ул.Пирогова, 21)

Домашнее задание

Базовый уровень:

- прочитать пар.39 и ответить устно на вопросы к параграфу, стр.181

Повышенный уровень:

- видеорепортаж или статья «В театре Диониса», «Современный театр» (один по выбору)

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Планируемые образовательные результаты урока

I. ЭТАП УРОКА - СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием “Понятийное колесо”. 

1.Запись на доске «Театр»;

2.Обсуждение с учащимися трех основных ассоциаций.

Прием «Дневник тройной записи»

1.Запись на доске «Знаю-Хочу узнать-Узнал».

2.Организация работы по заполнению первого и второго столбцов.

3.Обсуждение заполненного первого и столбцов.

Прием “Понятийное колесо”. 

1.Записывают в тетрадях ассоциации;

2.По желанию выходят к доске и записывают ассоциации;

Прием «Дневник тройной записи»

1.Заполнение первого и второго столбцов.

2.Обсуждение заполненного первого и второго столбцов.

Ученик научится:

-выделять главные признаки объекта;

-обобщать имеющиеся знания;

-формулировать затруднения и намечать пути преодоления этих затруднений;

-представлять результаты проведенной работы.

II. ЭТАП УРОКА-СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт» (Приложение 1)

1.Знакомство с рядом маркировочных знаков и алгоритмом работы с текстом.

2. Организация беседы по результатам заполнения столбцов таблицы.


 

Прием «Круги Вена» (Приложение 2 и 3)

1.Познакомить с ходом работы. Сравнить комедию и трагедию после просмотра видеоролика.

2.Обсудить с учащимися результаты работы.


 

Прием "Кубик"

1.Объяснение хода работы с кубиком.

2. Проведение работы со всеми вопросами кубика.


 

.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Прием «Общее и частное»

Сравнить театры Древней Греции и современный:

1.Объяснение хода работы с таблицей (Приложение 4)

2.Обсудить с учащимися результаты работы.

Прием “Инсерт”

(Приложение 1)

1.Активное чтение текста.

2. Заполнение таблицы, где значки- заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

3.Обсуждение отмеченных вопросы (?).

Прием «Круги Вена»

(Приложение 2 и 3)


 

1.Знакомство с ходом работы.

2.Просмотр видео презентации с заполнением кругов Вена.

3.Заполнение кругов на доске и обсуждение результатов.


 

Прием "Кубик"

На кубике 6 граней, на которые наклеены вопросы. Кидая кубик, ученик выбирает вопрос для ответа:

1.Опиши, как проходило представление трагедии и комедии.
2. Сравни древнегреческий и современный театры.
3. Проассоциируй: что напоминали сюжеты древнегреческих трагедий и комедий?
4. Проанализируй особенности представлений: комедии и трагедий.
5. Как вели себя зрители в древнегреческом театре и как ведут себя сегодня?
6. Приведи аргументы "за" и "против": «Театр играл важную роль в жизни древних греков».

Прием «Общее и частное»

1.Общее записывать в первый столбец, частное- во второй.

2. чего же больше: общего или частного. Аргументируй ответ.

Ученик научится:

-давать характеристику событиям и их участникам:

театр, орхестра, скене, трагедия, комедия;

-анализировать

факты и события;

-понимать значение исторического периода Древней Греции в истории человечества;

-понимать преемственность культуры.

III. ЭТАП УРОКА-СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Прием «Дневник тройной записи»

1.Организация работы по заполнению третьего столбца.

2.Обсуждение заполненных третьего и второго столбцов.

Прием «Диаманта»

(Приложение 5)

1.Объяснить строение диаманты.

2.Записать на доске схему диаманты.

2.Заслушать результаты работы учащихся

Прием «Неоконченное предложение» (Приложение 6)

1.Объяснение правил работы с листом самооценки.

2.Обсуждение записанного.

Прием «Дневник тройной записи»

1.Заполнение третьего столба.

2. Обсуждение заполненных третьего и второго столбцов.

Прием «Диаманта»

(Приложение 5)

1.Познакомиться со структурой диаманты.

2.Написать диаманту по рядам: театр, комедия, трагедия.

3.Выступить с результатом (по желанию) и заслушать одноклассников.

Прием «Неоконченное предложение» (Приложение 6)

1.Заполнение листа самооценки.

2.Обсуждение записанного.

Ученик научится:

-обобщать факты и события;

-формулировать затруднения и намечать пути преодоления этих затруднений.

Приложение №1

Работа с текстом.

Внимательно прочитай текст учебника - п.1 и п.2 пар. 39 (стр.177-178) и сделай пометки :

Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая тебе уже известна.

Знаком “плюс” (+) отметь новое знание, новую информацию.

Знаком “минус” (– ) отметь то, что идет вразрез с имеющимися у тебя представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком “вопрос” (?) отметь то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.


 

Знак“ галочка” (v)

Знак “плюс” (+)

Знак “минус” (– )

Знак “вопрос” (?)

       

Приложение 2

Круги Вена

Задание: в ходе просмотра видео презентации надо сравнить трагедию и комедию. Признаки различия записываются в свободной части круга, а сходства — в области перекрывания двух фигур.

ТРАГЕДИЯ

КОМЕДИЯ

Приложение 3

Слайдовая презентация

 

 

Приложение 4

Общее и частное

Современный театр и театр Древней Греции

общее

Частное

   

Приложение 5

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
Схема диаманты:
1 строка: тема (имя существительное);
2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);
3 строка: действие (три глагола);
4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)
переход к антонимичным понятиям;
5 строка: действие (три глагола),
6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);
7 строка: тема (имя существительное с противоположным значением к первой строке).

Примеры диаманты

Театр

Общественный, красивый

Обогащает, развлекает, учит

Искусство, сцена, зрители, актеры

Телевизор

Личный, цветной

Эстрада

Трагедия

Поучительная, печальная

Учит, развлекает, объединяет

Актеры, маски, герои, боль

Комедия

Веселая, музыкальная

Радость

Комедия

Радостная, шумная

Веселит, учит, развлекает

Любовь, актеры, котурны, хор

Трагедия

Грустная, геройская

Грусть

Приложение № 6

Лист самооценки_____________________

«Неоконченное предложение»

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я узнал...

было интересно…

было трудно ...

могу похвалить себя за то, что ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

мне показалось важным ...

для меня было открытием то, что ...

 

Приложение 3 к уроку «Древнегреческий театр»