12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сереброва Альбина Альбертовна31
2

Урок литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс. Тема: «Умеет ли разговаривать природа?» Тип урока: комбинированный.



Урок литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс

Учебник 1 класс. «Азбука» Ф.Климановой, С.Г.Макеевой М.:«Просвещение», 2011,. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение».–М.: Просвещение, 2011. (УМК «Перспектива»).

Тема: «Умеет ли разговаривать природа?»

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Познакомить с приёмами олицетворения на примере произведений детских писателей о природе;
  • Развивать читательские умения, навыки работы с текстом, орфографическую зоркость;
  • Прививать чувство прекрасного, эстетический вкус, любовь к природе и бережного отношения к ней.

Формируемые УУД:

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование этических и эстетических чувств (при помощи слов создается красота природы, она живая – требует бережного отношения).

Регулятивные: освоение навыков литературного чтения, осознание качества и уровня усвоения, формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации; совершенствование умения строить речевое высказывание в устной форме, развитие навыков выразительного чтения (чтение по ролям).

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества: слушать собеседника, вести диалог; использовать в общении формулы речевого этикета; умение общаться, находить выход из спорных ситуаций, если таковы возникнут; работать в парах.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика, музыка.

Оборудование:
• мультимедийный проектор;
• интерактивная доска;
• компьютер.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Сядьте все за парты дружно, Будем думать, рассуждать

И читать не позабудем, Чтоб общительнее стать.

Актуализация знаний.

- Ребята, а скажите мне, пожалуйста:

- Сколько букв в нашем алфавите? (Ответы детей.)

- Сколько гласных? (Ответы детей.)

- Сколько согласных? (Ответы детей.)

- Назовите буквы всегда твердые. (Ответы детей.)

- Назовите буквы всегда мягкие. (Ответы детей.)

- Назовите буквы, которые не обозначают звука. (Ответы детей.)

- Назовите парные по глухости-звонкости звуки. (Ответы детей.)

- Молодцы!

Мотивационно - целевой этап.

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы закройте глазки и послушайте. (Звучит музыка А. Моцарта)

Природа говорит с тобой.
Опушка леса. Ясный день,
Лучи играют по росе,
Сосна отбрасывая тень,
Волной стелиться по траве.
А если взглянешь на просвет,
Через сплетения ветвей,
Увидишь в мареве рассвет,
Предвестник ярких светлых дней.
Прислушайся к тиши лесной,
И ты услышишь много песен,
Природа говорит с тобой,
Она поёт, как мир чудесен.

- Что вы представили? (Ответы детей.)

- А что услышали? (Ответы детей.)

- Хорошо!

- А посмотрите на слайд. Это картина замечательного нашего художника и земляка Ивана Ивановича Шишкина. Называется она «Опушка леса». (Слайд 2)

- А что такое опушка леса? (Ответы детей.)

- Вы догадались, о чём мы будем говорить, и читать на уроке? (Ответы детей.)

- Правильно, о природе. А что такое природа? (Ответы детей.)

- Сейчас давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопнете в ладоши один раз, если это слово относится к природе. Приготовились!

Горы, картина,

Роща, шалаш,

Речка, палатка,

Шашлык, лаваш.

(Лаваш – пресный хлеб, в виде лепешки, пришедший к нам из Кавказа).

- Молодцы!

- Теперь отгадайте загадки:

По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)
(Слайд 3-4)

Не шмель,
Не пчела,
А жалит. (Крапива)
(Слайд 5-6)

Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк)
(Слайд 7-8)

На берёзе 6 больших шишек
и 3 маленьких.
Сколько всего шишек? (Ни одной)
(Слайд 9-10)

Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает?
И бормочет и поёт, убаюкивает?
Его просят, его ждут,
А как придёт, прятаться идут. (Дождь)
(Слайд 11-12)

Кудри в речку отпустила,
 И о чём – то загрустила.
 А о чём она грустит,
 Никому не говорит. (Ива)
(Слайд 13-14)

Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой - ... (природой)
(Слайд 15-16)

- Молодцы!

- А как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

(Понимать, любить, беречь)

- Молодцы!

Работа по теме урока.

- Откроем учебники на стр. 84. Прочитайте название темы. («Умеет ли разговаривать природа?») (Слайд 17).

- Как бы вы ответили на поставленный вопрос? (Ответы детей.)

- Послушайте стихотворение «Разговор Старой ивы с Дождём». Это стихотворение написала детский поэт и прозаик Ирина Петровна Токмакова. (Слайд 18). Она родилась 3 октября 1929 года, ей 86 лет, живет в Москве. Следим за мной пальчиком.

- Как поэтессе удалось «оживить» иву и дождик? (Ответы детей.)

- А посмотрите на картинки, как художник изобразил иву и дождик? (Ответы детей.)

- Сейчас давайте послушаем, как звучит дождь. (Звучит «шум дождя».) Прочитаем это стихотворение. Найдите в тексте слово, в начале, которого стоит гласная. Правильно! «Елью». Каждый в паре составьте схему слова «Ель». Проверяем! Кто считает, что он справился, покажите зеленый кружок. Кто не справился – красный.

Молодцы!

Физкультминутка под музыку «маленьких утят».

Продолжение работы по теме урока.

- Ребята, а как вы думаете, о чём поют птицы? (Ответы детей.)

- Давайте послушаем, о чём поют воробушки. (Звучит «чириканье воробьев»). А теперь прочитаем стихотворение на стр.85 «О чём поют воробушки». Это стихотворение написал русский поэт Валентин Дмитриевич Берестов. (Слайд 18). Следим за мной пальчиком.

- Как вы считаете, воробушки поют весело или грустно? (Ответы детей.)

- Почему радуются воробушки? (Ответы детей.)

- Как нужно читать слова их песенки? (Ответы детей.)

- Давайте, сначала первое предложение прочитают мальчики, а девочки прочитают за «воробушек».

- Молодцы! Мальчики оцените, как прочитали девочки. Покажите зеленый кружок, если девочки прочитали хорошо. Если вы считаете, что они не справились, покажите красный кружок. Теперь поменяемся ролями.

- Молодцы! Найдите в тексте слово, в котором больше букв, чем звуков. Правильно? «День». Составьте каждый в паре звуковую схему со словом «День». Проверяем! Кто считает, что он справился, покажите зеленый кружок. Кто не справился – красный.

- Хорошо! Молодцы!

- Как вы знаете, не все птички зимой улетают на юг, а как мы можем помочь воробьям? (Ответы детей.)

- Ребята, скажите, а как вы помогали птицам? (Ответы детей.) Молодцы!

- Посмотрите на доску. Это пословицы.

- Без труда - не вынешь рыбку из пруда.

- Кто лес любит, тот его не губит.

- Хочешь дружбы – будь другом.

- Выберите пословицу к нашей теме. (Кто лес любит, тот его не губит.)

- Правильно! Молодцы!

- А как вы её понимаете? (Ответы детей.)

 

Рефлексивно – оценочный этап.

- Как вы считаете, как каждый работал на уроке. Оцените свою работу. Зелёный кружок – я все понял, я был активен, желтый – я не все понял, поэтому был недостаточно активным и красный кружок – я не понял, мне нужна помощь учителя.

- Скажите, кто вам больше всего понравился на уроке, кто лучше всех прочитал?

Подведение итога урока.

- Ребята, а как вы думаете, человек, который слышит, о чём поют птицы, шумят деревья, что говорят дождь и ветер, обидеть природу? (Нет.)

Вам понятны речи
Ручейка и речки?

Вам понятно до конца,

Что сказали деревца?

Нет, не затрещали –

Что-то закричали.

Нет, не заскрипели –

Что-то захрипели.

Это, вероятно,

Было непонятно,

Тот, кто их ломал,

тот не понимал.

- Какой вывод вы сделали для себя? (Нужно понимать природу, любить её, беречь) (Слайд 19)

-Спасибо всем! Урок закончен. (Слайд 20)


Презентация к уроку
PPT / 4.55 Мб

Музыка А.Моцарта
MP3 / 7.74 Мб

Шум дождя
MP3 / 12.24 Мб

Чириканье воробьев
MP3 / 845.5 Кб

Физкульминутка
MP3 / 2.41 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.