Урок литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс. Тема: «Умеет ли разговаривать природа?»
Пояснительная записка к презентации
Урок литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс
Учебник 1 класс. «Азбука» Ф.Климановой, С.Г.Макеевой М.:«Просвещение», 2011,. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение».–М.: Просвещение, 2011. (УМК «Перспектива»).
Тема: «Умеет ли разговаривать природа?»
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Познакомить с приёмами олицетворения на примере произведений детских писателей о природе;
- Развивать читательские умения, навыки работы с текстом, орфографическую зоркость;
- Прививать чувство прекрасного, эстетический вкус, любовь к природе и бережного отношения к ней.
Формируемые УУД:
Личностные: развитие познавательных интересов, формирование этических и эстетических чувств (при помощи слов создается красота природы, она живая – требует бережного отношения).
Регулятивные: освоение навыков литературного чтения, осознание качества и уровня усвоения, формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации; совершенствование умения строить речевое высказывание в устной форме, развитие навыков выразительного чтения (чтение по ролям).
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества: слушать собеседника, вести диалог; использовать в общении формулы речевого этикета; умение общаться, находить выход из спорных ситуаций, если таковы возникнут; работать в парах.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика, музыка.
Оборудование:
• мультимедийный проектор;
• интерактивная доска;
• компьютер.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Сядьте все за парты дружно, Будем думать, рассуждать
И читать не позабудем, Чтоб общительнее стать.
Актуализация знаний.
- Ребята, а скажите мне, пожалуйста:
- Сколько букв в нашем алфавите? (Ответы детей.)
- Сколько гласных? (Ответы детей.)
- Сколько согласных? (Ответы детей.)
- Назовите буквы всегда твердые. (Ответы детей.)
- Назовите буквы всегда мягкие. (Ответы детей.)
- Назовите буквы, которые не обозначают звука. (Ответы детей.)
- Назовите парные по глухости-звонкости звуки. (Ответы детей.)
- Молодцы!
Мотивационно - целевой этап.
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы закройте глазки и послушайте. (Звучит музыка А. Моцарта)
Природа говорит с тобой.
Опушка леса. Ясный день,
Лучи играют по росе,
Сосна отбрасывая тень,
Волной стелиться по траве.
А если взглянешь на просвет,
Через сплетения ветвей,
Увидишь в мареве рассвет,
Предвестник ярких светлых дней.
Прислушайся к тиши лесной,
И ты услышишь много песен,
Природа говорит с тобой,
Она поёт, как мир чудесен.
- Что вы представили? (Ответы детей.)
- А что услышали? (Ответы детей.)
- Хорошо!
- А посмотрите на слайд. Это картина замечательного нашего художника и земляка Ивана Ивановича Шишкина. Называется она «Опушка леса». (Слайд 2)
- А что такое опушка леса? (Ответы детей.)
- Вы догадались, о чём мы будем говорить, и читать на уроке? (Ответы детей.)
- Правильно, о природе. А что такое природа? (Ответы детей.)
- Сейчас давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопнете в ладоши один раз, если это слово относится к природе. Приготовились!
Горы, картина,
Роща, шалаш,
Речка, палатка,
Шашлык, лаваш.
(Лаваш – пресный хлеб, в виде лепешки, пришедший к нам из Кавказа).
- Молодцы!
- Теперь отгадайте загадки:
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна) (Слайд 3-4)
Не шмель,
Не пчела,
А жалит. (Крапива) (Слайд 5-6)
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк) (Слайд 7-8)
На берёзе 6 больших шишек
и 3 маленьких.
Сколько всего шишек? (Ни одной) (Слайд 9-10)
Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает?
И бормочет и поёт, убаюкивает?
Его просят, его ждут,
А как придёт, прятаться идут. (Дождь) (Слайд 11-12)
Кудри в речку отпустила,
И о чём – то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива) (Слайд 13-14)
Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой - ... (природой) (Слайд 15-16)
- Молодцы!
- А как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?
(Понимать, любить, беречь)
- Молодцы!
Работа по теме урока.
- Откроем учебники на стр. 84. Прочитайте название темы. («Умеет ли разговаривать природа?») (Слайд 17).
- Как бы вы ответили на поставленный вопрос? (Ответы детей.)
- Послушайте стихотворение «Разговор Старой ивы с Дождём». Это стихотворение написала детский поэт и прозаик Ирина Петровна Токмакова. (Слайд 18). Она родилась 3 октября 1929 года, ей 86 лет, живет в Москве. Следим за мной пальчиком.
- Как поэтессе удалось «оживить» иву и дождик? (Ответы детей.)
- А посмотрите на картинки, как художник изобразил иву и дождик? (Ответы детей.)
- Сейчас давайте послушаем, как звучит дождь. (Звучит «шум дождя».) Прочитаем это стихотворение. Найдите в тексте слово, в начале, которого стоит гласная. Правильно! «Елью». Каждый в паре составьте схему слова «Ель». Проверяем! Кто считает, что он справился, покажите зеленый кружок. Кто не справился – красный.
Молодцы!
Физкультминутка под музыку «маленьких утят».
Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, а как вы думаете, о чём поют птицы? (Ответы детей.)
- Давайте послушаем, о чём поют воробушки. (Звучит «чириканье воробьев»). А теперь прочитаем стихотворение на стр.85 «О чём поют воробушки». Это стихотворение написал русский поэт Валентин Дмитриевич Берестов. (Слайд 18). Следим за мной пальчиком.
- Как вы считаете, воробушки поют весело или грустно? (Ответы детей.)
- Почему радуются воробушки? (Ответы детей.)
- Как нужно читать слова их песенки? (Ответы детей.)
- Давайте, сначала первое предложение прочитают мальчики, а девочки прочитают за «воробушек».
- Молодцы! Мальчики оцените, как прочитали девочки. Покажите зеленый кружок, если девочки прочитали хорошо. Если вы считаете, что они не справились, покажите красный кружок. Теперь поменяемся ролями.
- Молодцы! Найдите в тексте слово, в котором больше букв, чем звуков. Правильно? «День». Составьте каждый в паре звуковую схему со словом «День». Проверяем! Кто считает, что он справился, покажите зеленый кружок. Кто не справился – красный.
- Хорошо! Молодцы!
- Как вы знаете, не все птички зимой улетают на юг, а как мы можем помочь воробьям? (Ответы детей.)
- Ребята, скажите, а как вы помогали птицам? (Ответы детей.) Молодцы!
- Посмотрите на доску. Это пословицы.
- Без труда - не вынешь рыбку из пруда.
- Кто лес любит, тот его не губит.
- Хочешь дружбы – будь другом.
- Выберите пословицу к нашей теме. (Кто лес любит, тот его не губит.)
- Правильно! Молодцы!
- А как вы её понимаете? (Ответы детей.)
Рефлексивно – оценочный этап.
- Как вы считаете, как каждый работал на уроке. Оцените свою работу. Зелёный кружок – я все понял, я был активен, желтый – я не все понял, поэтому был недостаточно активным и красный кружок – я не понял, мне нужна помощь учителя.
- Скажите, кто вам больше всего понравился на уроке, кто лучше всех прочитал?
Подведение итога урока.
- Ребята, а как вы думаете, человек, который слышит, о чём поют птицы, шумят деревья, что говорят дождь и ветер, обидеть природу? (Нет.)
Вам понятны речи
Ручейка и речки?
Вам понятно до конца,
Что сказали деревца?
Нет, не затрещали –
Что-то закричали.
Нет, не заскрипели –
Что-то захрипели.
Это, вероятно,
Было непонятно,
Тот, кто их ломал,
тот не понимал.
- Какой вывод вы сделали для себя? (Нужно понимать природу, любить её, беречь) (Слайд 19)
-Спасибо всем! Урок закончен. (Слайд 20)
Презентация к уроку
PPT / 4.55 Мб
Музыка А.Моцарта
MP3 / 7.74 Мб
Шум дождя
MP3 / 12.24 Мб
Чириканье воробьев
MP3 / 845.5 Кб
Физкульминутка
MP3 / 2.41 Мб