Урок литературного чтения «Справочная литература» (2 класс)
Библиотечный урок во 2-м классе
Тема: Мы идем в библиотеку."Справочная литература"
ЦЕЛЬ: познакомить ребят со справочной литературой.
ЗАДАЧИ: познакомить ребят с понятием: справочная литература, самостоятельному поиску нужного материала, заинтересовать справочной литературой, воспитывать любовь к книге, чтению, библиотеке.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить книгу в библиотеке по заданной теме.объяснять назначение справочной и энциклопедическойлитературы,готовить сообщение по заданной теме.
Оборудование: К уроку оформляется выставка: “Книги, которые помогут всем”, справочных изданий, карточки с заданиями.
Ход занятия:
Организационный момент.
Речевая разминка.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
Актуализация знаний.
Здравствуйте ребята,гости!
Сегодня мы снова отправляемся в библиотеку. Библиотека(от греческого.) «библио»- книга, «тека»- хранилище (ДОСКА)
Правила поведения в библиотеке.(символы)
Расскажу одну историю.У одного научного работника было очень много работы и ему потребовался ассистент(помощник) .К нему стали приходить люди, которым он задавал единственный вопрос:Какое расстояние от Луны до Марса.Сооискатели затруднялись ответить и только один молодой человек попросил время на обдумывание.Он вышел из офиса и отправился в городскую библиотеку,где нашел ответ на свой вопрос.Вернувшись в профессору,он дал ответ. «Я беру вас на работу »-ответил ученый.
Почему профессор так ответил?
Богат знаниями не тот ,кто много знает,а тот кто умеет найти дорогу к знаниям.
В какой книге мог найти соискатель ответ на свой вопрос?(В энциклопедии)
Догадались о чем пойдет речь на уроке.? О энциклопедиях и справочной литературе.
Вы растете, ваши знания расширяются.
У вас возникают вопросы, на которые вы хотите найти ответ. Вы спрашиваете у взрослых, но бывает так, что у них нет времени, чтобы ответить на все вопросы. Что же делать?
Да взять и обратиться к книгам, которые знают все. Всего на свете не знает никто – так много знаний накопилось у человечества, которые хранятся в книгах.
Но не такое уж легкое дело быстро найти нужную книгу среди миллионов других. Поэтому и создали люди книги, куда сложили в алфавитном порядке все свои знания о мире.
Находи нужное слово и.. отправляйся в путешествие по знаниям. Но эти энциклопедии для взрослых, для старших ребят, а вам так хочется попутешествовать в мире книг, получить новые знания.
Энциклопедии всегда занимают почетное место в библиотеке. (Обратить внимание на выставкус энциклопедиями. )
Как вы думаете, есть такие умные книги для ребят вашего возраста?
Да. Есть. Начнем знакомство. Тема нашего урока “справочная литература” (обратить внимание на название урока). Справочной литературой мы называем: справочники, словари, энциклопедии.
Ваши первые энциклопедии могут рассказать о многом, ответить на многие ваши вопросы.
Что такое энциклопедия? “Энциклопедия” - это французское слово, означающее “свод знаний”. Энциклопедия – это научно-справочное издание по всем или отдельным отраслям знаний.
Энциклопедии могут быть универсальные, т.е в одной энциклопедии может быть несколько тем. И тематические – энциклопедии по одной теме.
Обратимся к учебнику с.101.И прочитаем странички из энциклопедии.
Что вы узнали о дымковской игрушке?
Что узнали о гжели?
Как вы думаете,как может называться энциклопедия,в которой содержится информация о народных промыслах. Ответы детей.
А как вы поняли,что такое народный промысел?
Сейчас мы отправимся в справочно-информационный зал.
Далее мы продолжим путешествие по страницам энциклопедий. И так, в путь. Слайд
Я вам сейчас скажу такую поговорку: “Что написано пером, не вырубишь и топором” он же вырубает и карандашный штрих и ошибку, сделанную по неосторожности в слове, да так аккуратно, что никто не увидит! Что же это за предмет?.
Сл.11 Да, конечно, это ластик, или стирательная резинка. А вы знаете, что скоро ластику исполнится 300 лет? А из чего сделали ластик?
сл.12 Очень давно жил великий мореплаватель Магеллан. Он первый рассказал всему миру, что каучук стирает написанное.
сл. 13 Индейцы Южной Америки собирали тягучий сок тропического дерева гевеи и
сл. 14 варили из него каучук.
сл. 15 Сейчас каучук делают из картошки и опилок, нефти и спирта.
сл.16 Так, что ластик наш или картофельный, или опилочный, или нефтяной. Чтобы он лучше стирал написанноек каучуку примешивают мел и стеклянную пудру.
сл. 17 А все это мы можем узнать из книги Г. Юрмина “Про тетрадь и карту, карандаш и парту” (показать книгу на выставке). Прочитав эту книгу можно узнать из чего сделана тетрадь, откуда пришла классная доска. Все рассказы в книге небольшие, но очень интересные. Расположены они по названию вещей в порядке алфавита.
сл.18 следующая станция «Дорожная»
БИБЛИОТЕКАРЬ: Скажите, пожалуйста, вы все соблюдаете правила дорожного движения? Ответы детей. Молодцы. А сейчас представьте себе, что происходило бы на дорогах, если бы вдруг исчезли светофоры, дорожные знаки, линии на проезжей части дороги, а все, и водители и пешеходы не соблюдали бы правила дорожного движения. Сколько бы было несчастных случаев! Вы согласны? Вот почему каждый человек обязан строго соблюдать правила уличного движения.
Сл 19 В книге А. Дорохова “Зеленый.. Желтый.. Красный!” вы узнаете о правилах дорожного движения, об устройстве улиц и дорог, познакомитесь со знаками, которые знают и понимают, и конечно соблюдают все шоферы мира, пешеходы, хотя на дорожных знаках ничего не написано. А сейчас послушайте стихотворение, которое поможет нам запомнить, как работает светофор.
Красный свет – прохода нет,
Не иди на красный свет! Желтый – это надо знать! –
Тоже просит подождать,
Чтоб машинам не мешать!
Загорелся свет зеленый –
Можно вам теперь шагать!
Я неукоснительно рекомендую соблюдать правила дорожного движения!
И прочитать эту книгу, которая для нас с вами является энциклопедией по правилам дорожного движения.
Рефлексия. Работа с Энциклопедиями. (по группам) Представьте свою энциклопедию. Какую информацию можно найти в ней? Ответы детей.
Подведение итогов урока.
Что нового узнвли на уроке?
Удалось нам достичь цели нашего урока?
Домашнее задание. Найти информацию по своей теме.(Работа по группам)
“Что написано пером, не вырубишь и топором”
Справочная литература
словари, справочники,
энциклопедии.
При пользовании справочной литературой необходимо :
Знать:
1. ключевое слово (орел)
2. тему (биология или зоология, животные)
3. алфавит
Уметь пользоваться:
1. содержанием
2. указателем (алфавитно-предметный, именной, географических терминов, хронологический)
Быть:
1. настойчив
2. терпелив.
Словарь - это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.
сл. 51 Справочник - книга, которая содержит краткие сведения научного, информационного характера
сл. 52