Урок математики 1 класс
Математика 1Б класс УМК «Школа 2100», "Школа России"
Тема урока: Больше, меньше. Знаки сравнения больше (>), меньше (<)
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (сравнение групп предметов и их числовых эквивалентов с помощью знаков «>», «<»).
Планируемые результаты:
Предметные
- познакомить обучающихся со знаками сравнения «>», «<», их написанием;
– сформировать умение сравнивать группы предметов по количеству и их числовые эквиваленты с помощью специальных знаков;
-закрепить сложение и вычитание чисел в пределах 5.
Метапредметные
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, моделью.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
• Слушать и понимать речь других.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование: учебник, набор знаков, карточки, геометрическое лото, презентация.
Этап урока | Действия учителя | УУД | ||
1. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) | Прозвенел звонок и смолк. Дал сигнал нам: «На урок!» Проверяем: всё ль на месте? Значит дружно сядем вместе! Все ли правильно сидят? (посадка) Все ль внимательно глядят? - Ребята сегодня к нам в класс пришли гости, и мы должны показать, чему уже научились. Справимся? Тогда начинаем! | Личностные УУД: 1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: 1)формировать умение слушать и понимать других. | ||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (подготовка обучающихся к открытию новых знаний) | 1.) - Найдите закономерность, продолжите числовой ряд на 3 числа: 9 7 6 . . . (4,3,1) Что происходит с числами? (-) Кто догадался на сколько? -2, -1 - Какое число потерялось? Найдите его место в ряду чисел. 1 2 3 4 6 7 8 9 Что вы можете сказать о числе 5? ( Назовите его соседей, за каким числом оно следует? Какому предшествует?) Назовите состав числа 5. 5 – это….. Эти знания вам будут необходимы для выполнения следующего задания. 2) Работа с учебником: с.50 № 4 Вычисли и сделай проверку на числовом луче - 1 столбик – вместе с комментированием (вынести на доску) 2 столбик – выполните работу в парах (проверка – 3 пары) 3 столбик – самостоятельно (взаимопроверка) - Поменяйтесь учебниками и проверьте работу соседа - 3 столбик, где верно отмечаете карандашиком: +, неверно: -. - Посмотрите на свою работу (самооценка) - Кто допустил 1-2 ошибки? 3-4 ошибки? - Какой совет дадим этим детям? 3). Постановка проблемы. Посмотри внимательно на предметы слева и справа в каждой строчке, посчитай их количество и сравни. Какие знаки мы поставим? 1. 2. 3. 4. - Назовите номера равенств и неравенств (Называют равенства: 1,4, неравенства: 2,3) | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 4.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты. 5.Преобразовывать информацию из одной формы в другую Регулятивные УУД: 1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, моделью. 2.Учиться работать по предложенному учителем плану. 3.Учиться отличать верно выполненное задание. 4.Учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные УУД: 1.Формировать умение работать в паре. 2. Развивать умение строить речевое высказывание. | ||
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) – анализ возникшей ситуации, в чем состоит недостаточность знаний | - Посмотрите на запись неравенств, можно ли по ней сказать, какое число больше или меньше, каких предметов больше или меньше? Чем неудобен знак ≠? (Он только показывает, что числа неравны, но не указывает, какое из них больше или меньше.) | Познавательные УУД: 1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Познавательные УУД: 1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения (выбор способа действия) | Какая же возникает в связи с этим проблема? - Что нам нужно сделать, чтобы по записи можно было понять, какое число больше, а какое меньше? ( Нужно ввести новый знак.) - Сформулируйте тему урока. (Больше, меньше, знаки сравнения >,<.) - Составьте план работы на уроке (Познакомиться со знаками, научиться их писать и использовать при сравнении чисел).
| Регулятивные УУД: 1.Учиться высказывать своё предположение. 2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 3.Проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные УУД: 1)формировать умение слушать и понимать других, строить высказывание. Личностные УУД 1. Определять и высказывать общие для всех людей правила. | ||
5. Реализация проекта (применение способа действия) | - В математике уже существуют такие знаки. Они называются «больше», «меньше». (Закрепить на доске карточки со знаками >, <) (Решение проблемы) - Давайте обратимся к учебнику №1, стр. 50 и узнаем, где «спрятались» знаки «больше», «меньше». Посмотрите на 1 рисунок, спрятался знак? Сколько рыбок слева?(6) Справа? (2) В какую сторону открыл клюв утенок? Влево? Какой знак нам показал клюв утенка? («больше») - Читаем запись 6 больше 1. - Сколько колокольчиков на 2-ом рисунке слева ? (3), а справа 6? Что сделал утенок? Отвернулся утенок, значит - какой знак показал он нам?( знак меньше), читаем запись… 3 меньше 6. - Где спрятались знаки? Что заметили? Куда поворачивает голову и открывает свой клюв Утёнок? (Утенок открывает клюв в левую сторону сторону, показывает знак больше, в правую – знак меньше). - Послушайте сказку: Жил - был Утёнок. Маленький, пушистый, но очень уж жадный до еды. Пришагают мама с папой его кормить, а он поворачивал голову только к тому родителю, который червяка побольше принес. Открывал тогда утенок клюв шире, и еще лакомства требовал. Подрос Утёнок и стал сам искать себе пищу. И всякий раз он поворачивал голову с широко открытым клювом в ту сторону, где «вкусненького» было больше. Выйдет на травку и крутит головой заглядывает: с какой стороны корма больше? Утенок настолько был жаден и прожорлив, что клюв его постепенно удлинялся и удлинялся, а сам он становился все меньше и меньше… пока не стал еле различимым. - Вот такая математическая сказка. - А на что похож клювик утенка? (на знаки сравнения) - При сравнении предметов, командует всегда левое число. ФИЗМИНУТКА – Раз подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. - Возьмите конвертик , достаньте знаки, рассмотрите их (рассматривание знаков). Из чего он состоит? (2 прямых наклонных палочек). Обведи пальчиками знаки и запомни их. - Показ письма знаков на доске:
- Письмо знаков > и меньше вам показали в графических узорах 1 строки внизу странички с.50. Какой знак 1? 2? Из каких элементов они состоят? (из наклонных палочек) Знак больше пишу слева, меньше справа. (работа в учебнике-тетради) Молодцы! | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. 3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 4.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты. Регулятивные УУД: 1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, моделью. Коммуникативные УУД: 1. Развивать умение строить речевое высказывание. | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (усвоение нового способа действия при решении типовых задач) | - Знаки писать научились, теперь можно и сравнивать группы предметов. Учебник с.50, №2 - Просмотрите на рисунок. Кто изображен? Сравним количество птиц. - Кого больше: воробьев или голубей? - Установи соответствие парами, объединяя в каждую голубя и воробья. Что заметили? Чтобы поставить нужный знак, куда смотрим? (налево) Подчеркнули левую часть и запомнили - здесь командует она. Слева голуби их меньше, потому что воробью не хватило пары, ставим знак <. Аналогично разбираем 2 запись – В (подчеркнули), их больше чем голубей, поэтому ставим знак >. (Дети анализируют запись, вставляют знаки > и < ). | Познавательные 1. Формировать умение извлекать информацию из схем, моделей, на основе анализа делать выводы. Регулятивные УУД: 1.Проговаривать последовательность действий на уроке. 2.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, моделью. 3.Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные 1. Формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей, уметь слушать других. | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самостоятельное применение нового знания) | Задание №3, рассмотрите и установите: что предлагают сделать нам авторы в этом задании? (установить соответствие парами и сравнить количество предметов с помощью знаков > , <, =) Сколько зеленых ягод слева? 5, справа красных ? - 4 объединили ягоды в пары, т. е установили соответствие и наблюдаем, что 1 ягода без пары слева, значит ставим знак >. -Какое число определяет выбор знака? (Левое число влияет на выбор знака) - Попробуйте сами правильно расположить нужные знаки, выполнив объединение в пары. - самостоятельное выполнение задания. Проверка ФИЗМИНУТКА – Медвежата в чаще жили Головой своей крутили Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево) Медвежата мёд искали Дружно дерево качали Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево) И в развалочку ходили И из речки воду пили Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд) А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали! Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки) - Глазная гимнастика- | Познавательные 1.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). 2.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные 1. Формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные УУД: 1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, моделью. 2.Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
8.Включение в систему знаний (применение нового знания, включение нового способа действий в систему знаний) | Визуальное сравнение – Сравни количество любимого лакомства утенка в мешках и помоги поставить знаки (это его любимая еда в мешках) - Сколько предметов слева? Справа? Какой знак предлагаете поставить? - - -Работа в парах: «Геометрическое лото» - предлагаю работу в парах - для своего соседа составить 2 группы предметов, которые он должен сравнить, используя знаки на карточках. - Как можно изменить количество предметов в ваших группах, чтобы знак сравнения изменился? - Проверка 3 пар. | Познавательные 1.Находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. 2. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать объекты, числа. 4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей – контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные 1. Формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей 2.Формировать умение работать в паре. | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. | - Давайте проанализируем нашу работу на уроке. Какова цель урока? Что должны были сделать? (0 познакомиться со знаками, научиться их писать и сравнивать совокупности с их помощью) Достигли мы поставленной цели? (да) Молодцы! - Как называется этот знак: >, а этот знак <? (показ знаков) - Какое число дает название знаку? (т.е. к какому числу раскрывается клювик)? - Полученные знания, информация вам пригодятся? Когда? - Какое настроение было у вас на уроке, оцените его и выразите его с помощью солнышка. - Спасибо! Вам я хочу каждому подарить нашего помощника Утенка. Пусть он вам напоминает, как правильно писать знаки сравнения. | Познавательные: 1.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные 1. Формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей Регулятивные: 1. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Личностные 1.Самоценка. |
Марьяна Олеговна
Легоцкая Вера Сергеевна
Екатерина Павловна Жилина