Урок математики по теме: «Все действия с целыми числами в пределах 1000000 (по материалам битвы на Курской дуге)»

4
0
Материал опубликован 30 October 2020 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей коррекционных классов «Конспект урока с мультимедийным сопровождением»

Технологическая карта урока «Все действия с целыми числами в пределах 1000000 (по материалам битвы на Курской дуге)»



Рыкова Наталья Викторовна

учитель математики

ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»;

УМК:

Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва «ВЛАДОС», 2012.


Эк.В.В. Математика: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва «Просвещение», 2012.


Урок математики "Курская дуга"
PPT / 4.14 Мб

Учитель

Рыкова Наталья Викторовна

Учебный предмет

Математика

Класс

8 класс для обучающихся с

умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Тип урока

комбинированный

Цели урока:

образовательная:

выявить уровень усвоения темы «Действия с числами в пределах 1000000 »;

закреплять навык решения задач на сложение и вычитание чисел в пределах 1000000.

воспитательная:

воспитывать интерес к математике, показать практическую направленность задач на сложение и вычитание

воспитывать уважение к героическому военному прошлому страны;

воспитывать самостоятельность и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания;

воспитывать самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца.

коррекционно-развивающая:

коррекция и развитие связной устной речи посредством анализа задачи;

коррекция и развитие зрительных восприятий, образно-логического мышления и внимания посредством упражнений: «Собери слова», пространственного диктанта «Наводчик», «Найди лишнее»;

коррекция и развитие произвольного внимание и памяти посредством работы с просмотренным слайдом «Курская битва»;

Технологии

Технология коррекционно-развивающего обучения Худенко Е.Д.;

Технология разноуровневого обучения;

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Межпредметные связи

С предметными областями:

история при решении задачи и работе с видеороликом


Опорные понятия, термины

Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность,

произведение, частное

Новые понятия, термины:

Лошадиная сила - единица измерения мощности двигателей.


Планируемый результат

Предметный (ПР):

закрепят навык сложения, вычитания, умножения и деления целых чисел,

научатся анализировать текстовые задачи ,

научатся контролировать правильность выполнения действий с числами.

Личностный (ЛР):

Обучающиеся имеют мотивацию к учебной деятельности

Метапредметный (МР)

регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по алгоритму, контролировать правильность выполняемых действий;

познавательные – научатся находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, делать выводы;

коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя.

Организация пространства

Ресурсы

(основные, дополнительные)

Оборудование:

мультимедийный комплекс,

Дидактический и раздаточный материал:

слайдовое сопровождение урока, карточки с задачами (2 варианта различного уровня сложности +карточки-подсказки для слабых учеников), карточки в форме техники для проверки домашнего задания, разноцветные звёздочки для рефлексии.

Организация деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов)

ОРГМОМЕНТ.

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку и с улыбкой произносит: Здравствуйте, ребята.

Сядет тот, кто назовёт любую геометрическую фигуру.

Примерный ответ: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, луч, ромб и т.д.)

МАТЕМАТИ-

ЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

- Ребята, какую дату будет отмечать наша страна в мае 2020 года?

Сегодня мы с вами проведём урок-игру, посвящённую одному из героических сражений Великой отечественной войны. А вот о каком сражении пойдёт речь вы должны выяснить сами, выполнив следующее задание:


расставьте числа в верхней строке в порядке возрастания:

246 120 102 616 808 661 720

Р У К С Я К А


в нижней строке – в порядке убывания:

746 820 902 576

Г У Д А


(включается пустой слайд)

- Какого цвета бала на экране буква «А», «У», «К»


(Развитие непроизвольной зрительной памяти)

Примерный ответ. 75-ю годовщину Победы в Великой отечественной войне.






102 120 246 616 661 720 808

К У Р С К А Я


902 820 746 576

Д У Г А




Буква «А» была красного цвета, буква «У» - синего, буква «К» бала написана зелёным цветом.

ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО

ЗАДАНИЯ.

Битва на Курской дуге летом 1943 года — крупнейшее сражение Великой Отечественной. Из оборонительного оно со второй половины июля переросло в наступательное. Противник разработал операцию «Цитадель», при успехе которой рассчитывал снова двинуться на Москву. 50 дивизий общей численностью до 900 тысяч человек, новейшая техника, включая танки «тигр» и «пантера», штурмовые орудия «фердинанд», самолёты «Фокке-Вульф-190А» и штурмовики «Хеншель-129» — таковы были ударные силы фашистов на Курском направлении.

Вашим домашним заданием было решение примеров. На карточках с военной техникой , расположенных в разных местах класса, написаны ответы примеров вашего домашнего задания, но есть числа , которые не встречаются в домашней работе. Это образцы немецкой техники, которую использовали в Курском сражении. Найдите эти карточки, прочитайте название техники, которое написано на обратной стороне и уберите карточку.

(Коррекция внимания)

Обучающиеся слушают рассказ учителя.













Обучающиеся осматривают кабинет, находят карточки (4шт) с числами, которых нет среди ответов домашнего задания, читают названия

«танк Тигр», «танк Пантера», «штурмовик Хеншель-129», «штурмовое орудие Фердинанд» и убирают их.

ПОВТОРЕНИЕ.

РЕШЕНИЕ
ПРИМЕРОВ

-Ребята, оставшаяся техника - советская. Это

танк Т-34, самоходная установка СУ-152, самолёты Ил-2 и Як-7Б.

Сегодня вы будете решать примеры, а получив правильные ответы, вы познакомитесь с некоторыми техническими характеристиками советской техники.

Истребитель Як-7Б

196∙3= 588 км/ч (максимальная скорость)

4920:6 =820 км ( дальность полёта)

99∙100 =9900м (максимальная высота полёта)

Самоходная установка СУ-152

4300:100= 43 км/ч (скорость по шоссе)

1872+1928=3800м (дальность стрельбы прямой наводкой)

Штурмовик Ил-2

2070:5 =414 км/ч (максимальная скорость)

2 ∙ 750 =1500 шт .(количество пулемётных

патронов калибра 7,62 мм)

5324 - 4724=600 кг (масса бомбового вооружения)


Примерные ответы.

2725

2725

2725

2725

При сложении и вычитании в столбик нужно соблюдать поразрядную запись, т.е. записывать единицы под единицы, десятки под десятки и т.д.

Умножать число начинаем с разряда единиц, а делить- с самого большого разряда.


Обучающиеся решают в тетради примеры, записанные на доске, и получив ответ, читают технические характеристики истребителя Як -7Б,

Самоходной установки СУ-152, штурмовика Ил-2.



ПРОСМОТР
ВИДОЕГОЛИКА

О

КУКСКОЙ

ДУГЕ

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Примите удобную позу и посмотрите небольшой ролик о Курской битве. Смотрите и слушайте внимательно, после просмотра я задам вам несколько вопросов.

- Сколько советских танков и СУ участвовало в битве под Прохоровкой?

- Сколько немецких ?

Какие города были освобождены в ходе Курской битвы?

(Развитие произвольной зрительной памяти)

Обучающиеся смотрят видеоролик.





Примерный ответы

- 850 советских танков

- 700 немецких танков

Были освобождены Орёл, Курск, Белгород и Харьков










РЕШЕНИЕ
ЗАДАЧ


Ребята, вы слышали, как героически сражались наши дивизии. Курская битва включала в себя 3 крупные военные операции:

Курская оборонительная операция продолжалась 19 суток, Орловская наступательная операция - 38 суток, Белгородско-Харьковская наступательная операция - 21 сутки. Но победа далась очень дорогой ценой. Наши войска понесли большие людские потери (более 863 тысяч убитыми и ранеными), а также в технике. Я предлагаю вам решить задачу по реальным данным о потерях советской армии.

Обучающиеся читают текс задачи (текст на экране, дублирующий индивидуальный вариант на каждой парте).

В ходе Курской оборонительной операции советские войска потеряли 1614 танков и СУ, в ходе Орловской наступательной операции – на 972 боевые единицы больше, а в ходе Белгородско-Харьковской наступательной операции – на 722 боевые единицы меньше, чем в Орловской операции. Сколько боевой техники потеряли советские войска в ходе Курской битвы?

Учитель осуществляет фронтальный опрос по тексту прочитанной задачи:

Обучающиеся развернуто отвечают на поставленный вопрос:

Вопрос 1. О чём говорится в задаче?

Примерный ответ. В задаче говорится о военной технике

Вопрос 2. Сколько операций включала в Курская битва?

Примерный ответ. Три операции

Вопрос 3. Сколько танков потеряно в Курской операции? Сколько в Орловской? Сколько в Белгородско-Харьковской?

Примерный ответ. Было потеряно 1614 танков, в Орловской – на 972 танка больше, в Белгородско-Харьковской - на 722 танка меньше.

Вопрос 4.Что нужно найти в задаче?

Примерный ответ. В задаче нужно все потери в танках и СУ.

Вопрос 5. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

Примерный ответ. Сразу нельзя ответить на вопрос задачи, потому что неизвестно количество танков, потерянных во 2 и в 3 операциях.

Вопрос 6 .Можете ли вы найти потери во второй операции? Какое действие необходимо выполнить для этого?

Примерный ответ. Мы сможем найти танки, потерянные во второй операции , если увеличим 1614 на 972

Вопрос 7 .Можем ли мы после этого найти, танки , потерянные в 3 операции ?

Что необходимо для этого сделать?

Примерный ответ. Да, можно вычислить, если количество танков второй операции уменьшить на 722





Вопрос 8. Как найти все потери?


Примерный ответ. Чтобы найти всю технику, нужно сложить количество танков, во всех трёх операциях .

Мы с вами проанализировали задачу. Вы можете приступать к ее решению у себя в тетрадях. А одному ученику я предложу решить эту задачу у доски (ребята не видят запись решения).

Ставится оценка за решение задачи.

Обучающиеся решают задачу, опираясь на краткую запись на экране

Слабым обучающимся предлагается карточка-подсказка

Правильность решения проверяется путём сравнения решения на доске(доска поворачивается)

- Молодцы, вы успешно справились с этим заданием. А теперь возьмите в руки лазерные указки и внимание на экран.

Обучающиеся берут в руки укази-лазеры.


ЗАДАНИЕ НА
РАЗВИТИЕ
ВНИМАНИЯ И
ЗРИТЕЛЬНО-

МОТОРНОЙ
РЕАКЦИИ

Я буду называть вам направление и дальность стрельбы танка , а вы глазами будете следить по клеткам, в таком порядке, который я буду называть. Затем вы назовёте номер подбитой

техники:

1раз - 2 клетки вправо,

- 2 клетки вверх,

- 3 клетки влево.

(подбит № 2- изображение исчезает)

2 раз - 2 клетки вниз,

- 1 клетка вправо,

- 1 клетку вверх,

- 4 клетки вправо.

(подбит № 3 - изображение исчезает)

3 раз - 2 клетки вверх,

- 3 клетки вправо,

- 1 клетка вниз,

- 2 клетки вправо

(подбит № 5- изображение исчезает)

4 раз - 2 клетки вниз,

- 4 клетки вправо,

- 4 клетки вверх.

(подбит № 1- изображение исчезает)


Обучающиеся называют номер техники на экране.

t1604064055aa.png




РЕШЕНИЕ
ЗАДАЧ

(САМОСТО-

ЯТЕЛЬНО)

Я предлагаю вам самим выбрать себе задачу по уровню сложности. Задачи напечатаны на карточках разного цвета. На карточках жёлтого цвета задача более сложная, чем на карточках зелёного цвета.

1 вариант.

В Курской битве советские войска потеряли 6064 танка и САУ, орудий и миномётов – на 819 единиц меньше, а самолётов – на 3619 единиц меньше, чем миномётов. Сколько боевой техники потеряла советская армия ?

2 вариант.

В Курской битве немецкие войска потеряли 2900 танков и САУ, а самолётов – на 1204 единиц меньше, чем танков. Сколько боевой техники потеряла немецкая армия ?

Обучающиеся выходят к столу, выбирают любой вариант задачи и самостоятельно решают её.

Некоторым учащимся оказывается небольшая помощь.

Слабым обучающимся предлагается карточка-подсказка




.

ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ

В домашнем задании вы решите примеры, аналогичные тем, которые вы решали в начале урока.(Примеры из учебника)

Обучающиеся записывают задание в дневник

ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ

Чему учились на уроке?

Что особенно понравилось?

Те, Оценка работы учащихся, выставление отметок.

Примерные ответы.

На уроке мы учились складывать и вычитать многозначные числа.

Особенно понравилось собирать и склеивать аппликацию вместе с соседом по парте.

Особенно понравилось задание, когда нужно было следить за движением танка по клеточкам.

И т.д.

РЕФЛЕКСИЯ

Вы выполнили все задания и наш урок заканчивается.

Но 75-й День Победы впереди. Во всех городах в этот день состоятся митинги с возложением цветов к памятникам героям Великой Отечественной войны и праздничные концерты. А вечером в небе вспыхнут праздничные салюты.

Ребята, те, кому понравился наш урок, прикрепите свои звёздочки на доску, кому не очень понравился, оставьте - на партах.

У нас тоже получился небольшой салют.

Обучающиеся прикрепляют к доске разноцветные звёздочки, которые образуют брызги салюта





Организация деятельности на уроке

Этапы урока

Оформление доски, наглядность

Методы, приемы, техники

Формы работы

Формируемые умения (результаты взаимодействия, сотрудничества)

ОРГМОМЕНТ.

На интерактивной доске

Урок математики

Словесный,

активизация мыслительной деятельности

Фронтальный опрос

Учатся слушать одноклассников, учителя.

МАТЕМАТИ-

ЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

На интерактивной доске изображение:

t1604064055ab.gif

Словесный,

интерактивный

Фронтальный опрос

Учатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя.

На слайде t1604064055ac.gif

Затем буквы убираются

Демонстрация,

интерактивный

Упражнение на коррекцию внимания и непроизвольной памяти Фронтальный опрос

Тренируется внимание и непроизвольная память.

ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО

ЗАДАНИЯ.

В разных местах класса развешены карточки с изображение техники

t1604064055ad.pngи т.д.

Демонстрация

Контроль и самоконтроль

Развивают навыки самоконтроля и контроля.

Тренируется внимание. Активизируются группы мышц шеи и туловища, которые не задействованы в ходе урока.

ПОВТОРЕНИЕ.

РЕШЕНИЕ
ПРИМЕРОВ

На интерактивной доске t1604064055ae.gif

и т.д.(3подобных слайда)

На партах у учащихся аналогичные карточки, на которых написаны примеры

Словесный,

интерактивный

Практическая

работа.


Отрабатывают навык сложения, вычитания, умножения и деления чисел в столбик.

Учатся работать самостоятельно.Узнают

технические данные советской боевой техники.


ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

На экране демонстрируется видеоролик

о Курской битве

Интерактивный, Объяснительно-иллюстративный

Групповое наблюдение

Расширяются знания о событиях Курской битвы.

РЕШЕНИЕ
ЗАДАЧИ

На интерактивной доске текст задачи

t1604064055af.gif

Интерактивный, словесный


Фронтальный опрос

Происходит коррекция и развитие связной устной речи посредством ответов на вопросы.

После анализа задачи на экране остаётся краткая записьt1604064055ag.gif

Для проверки правильности решения на экране решение и ответ t1604064055ah.gif

Практический

Упражнение

Закрепляют навык сложения и вычитанияУчатся находить необходимую информацию в краткой записи, анализировать информацию, делать выводы.


ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ГЛАЗ

На экране таблица

«Наводчик»,

t1604064055ai.gif

на которой после инструкции убирается «подбитая» техника

Интерактивный,

Упражнениена развитие внимания и зрительно-моторной реакции

Происходит

коррекция и развитие внимания и зрительно моторной реакции.

РЕШЕНИЕ
ЗАДАЧ

На интерактивной доске:

«Самостоятельное решение задачи»


На учительском столе карточки синего и зелёного цвета с задачами разного уровня сложности и карточки-подсказки для слабых учеников

Для проверки на интерактивной доске

t1604064055aj.gif

Практический

Индивидуальная

самостоятельная работа

Закрепляют навык сложения и вычитанияВоспитывают самостоятельность

и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания.

Развивают навыки самоконтроля и контроля.

ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ

На интерактивной доскеt1604064055ak.gif

Интерактивный, словесный

Фронтальный опрос

Обладают умениями оценки работы и работы одноклассников.

РЕФЛЕКСИЯ

Праздничный салют.

На партах у учащихся разноцветные звёзды.

Рефлексия

Индивидуальная

Развивают умение анализировать свою работу и оценивать эмоциональное состояние.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТ


1.Капустина Г.М, Перова М.Н. Математика: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва «Просвещение», 2012.

Использованные ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Курская_битва

https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/201807050746-tjf4.htm

http://gorenka.org/index.php/dlya-chteniya/11340-tankovye-srazheniya-kurskaya-duga?limitstart=&showall=1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации