Урок математики по теме: «Все действия с целыми числами в пределах 1000000 (по материалам битвы на Курской дуге)»
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей коррекционных классов «Конспект урока с мультимедийным сопровождением»
Технологическая карта урока «Все действия с целыми числами в пределах 1000000 (по материалам битвы на Курской дуге)»
учитель математики
ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»;
УМК:
Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва «ВЛАДОС», 2012.
Эк.В.В. Математика: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва «Просвещение», 2012.
Урок математики "Курская дуга"
PPT / 4.14 Мб
Учитель | Рыкова Наталья Викторовна | Учебный предмет | Математика | ||||
Класс | 8 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | Тип урока | комбинированный | ||||
Цели урока: | образовательная: | выявить уровень усвоения темы «Действия с числами в пределах 1000000 »; закреплять навык решения задач на сложение и вычитание чисел в пределах 1000000. | |||||
воспитательная: | воспитывать интерес к математике, показать практическую направленность задач на сложение и вычитание воспитывать уважение к героическому военному прошлому страны; воспитывать самостоятельность и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания; воспитывать самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца. | ||||||
коррекционно-развивающая: | коррекция и развитие связной устной речи посредством анализа задачи; коррекция и развитие зрительных восприятий, образно-логического мышления и внимания посредством упражнений: «Собери слова», пространственного диктанта «Наводчик», «Найди лишнее»; коррекция и развитие произвольного внимание и памяти посредством работы с просмотренным слайдом «Курская битва»; | ||||||
Технологии | Технология коррекционно-развивающего обучения Худенко Е.Д.; Технология разноуровневого обучения; Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). | Межпредметные связи | С предметными областями: –история при решении задачи и работе с видеороликом | ||||
Опорные понятия, термины | Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, произведение, частное | Новые понятия, термины: | Лошадиная сила - единица измерения мощности двигателей. | ||||
Планируемый результат | |||||||
Предметный (ПР): | закрепят навык сложения, вычитания, умножения и деления целых чисел, научатся анализировать текстовые задачи , научатся контролировать правильность выполнения действий с числами. | ||||||
Личностный (ЛР): | Обучающиеся имеют мотивацию к учебной деятельности | ||||||
Метапредметный (МР) | регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по алгоритму, контролировать правильность выполняемых действий; познавательные – научатся находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя. | ||||||
Организация пространства | |||||||
Ресурсы (основные, дополнительные) | Оборудование: мультимедийный комплекс, Дидактический и раздаточный материал: слайдовое сопровождение урока, карточки с задачами (2 варианта различного уровня сложности +карточки-подсказки для слабых учеников), карточки в форме техники для проверки домашнего задания, разноцветные звёздочки для рефлексии. |
Организация деятельности на уроке | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) |
ОРГМОМЕНТ. | Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку и с улыбкой произносит: Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовёт любую геометрическую фигуру. | Примерный ответ: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, луч, ромб и т.д.) |
МАТЕМАТИ- ЧЕСКАЯ РАЗМИНКА | - Ребята, какую дату будет отмечать наша страна в мае 2020 года? Сегодня мы с вами проведём урок-игру, посвящённую одному из героических сражений Великой отечественной войны. А вот о каком сражении пойдёт речь вы должны выяснить сами, выполнив следующее задание: расставьте числа в верхней строке в порядке возрастания: 246 120 102 616 808 661 720 Р У К С Я К А в нижней строке – в порядке убывания: 746 820 902 576 Г У Д А (включается пустой слайд) - Какого цвета бала на экране буква «А», «У», «К» (Развитие непроизвольной зрительной памяти) | Примерный ответ. 75-ю годовщину Победы в Великой отечественной войне. 102 120 246 616 661 720 808 К У Р С К А Я 902 820 746 576 Д У Г А Буква «А» была красного цвета, буква «У» - синего, буква «К» бала написана зелёным цветом. |
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ. | Битва на Курской дуге летом 1943 года — крупнейшее сражение Великой Отечественной. Из оборонительного оно со второй половины июля переросло в наступательное. Противник разработал операцию «Цитадель», при успехе которой рассчитывал снова двинуться на Москву. 50 дивизий общей численностью до 900 тысяч человек, новейшая техника, включая танки «тигр» и «пантера», штурмовые орудия «фердинанд», самолёты «Фокке-Вульф-190А» и штурмовики «Хеншель-129» — таковы были ударные силы фашистов на Курском направлении. Вашим домашним заданием было решение примеров. На карточках с военной техникой , расположенных в разных местах класса, написаны ответы примеров вашего домашнего задания, но есть числа , которые не встречаются в домашней работе. Это образцы немецкой техники, которую использовали в Курском сражении. Найдите эти карточки, прочитайте название техники, которое написано на обратной стороне и уберите карточку. (Коррекция внимания) | Обучающиеся слушают рассказ учителя. Обучающиеся осматривают кабинет, находят карточки (4шт) с числами, которых нет среди ответов домашнего задания, читают названия «танк Тигр», «танк Пантера», «штурмовик Хеншель-129», «штурмовое орудие Фердинанд» и убирают их. |
ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ | -Ребята, оставшаяся техника - советская. Это танк Т-34, самоходная установка СУ-152, самолёты Ил-2 и Як-7Б. Сегодня вы будете решать примеры, а получив правильные ответы, вы познакомитесь с некоторыми техническими характеристиками советской техники. Истребитель Як-7Б 196∙3= 588 км/ч (максимальная скорость) 4920:6 =820 км ( дальность полёта) 99∙100 =9900м (максимальная высота полёта) Самоходная установка СУ-152 4300:100= 43 км/ч (скорость по шоссе) 1872+1928=3800м (дальность стрельбы прямой наводкой) Штурмовик Ил-2 2070:5 =414 км/ч (максимальная скорость) 2 ∙ 750 =1500 шт .(количество пулемётных патронов калибра 7,62 мм) 5324 - 4724=600 кг (масса бомбового вооружения) | Примерные ответы. 2725 2725 2725 2725 При сложении и вычитании в столбик нужно соблюдать поразрядную запись, т.е. записывать единицы под единицы, десятки под десятки и т.д.Умножать число начинаем с разряда единиц, а делить- с самого большого разряда. Обучающиеся решают в тетради примеры, записанные на доске, и получив ответ, читают технические характеристики истребителя Як -7Б, Самоходной установки СУ-152, штурмовика Ил-2. |
ПРОСМОТР О КУКСКОЙ ДУГЕ | А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Примите удобную позу и посмотрите небольшой ролик о Курской битве. Смотрите и слушайте внимательно, после просмотра я задам вам несколько вопросов. - Сколько советских танков и СУ участвовало в битве под Прохоровкой? - Сколько немецких ? Какие города были освобождены в ходе Курской битвы? (Развитие произвольной зрительной памяти) | Обучающиеся смотрят видеоролик. Примерный ответы - 850 советских танков - 700 немецких танков Были освобождены Орёл, Курск, Белгород и Харьков |
РЕШЕНИЕ | Ребята, вы слышали, как героически сражались наши дивизии. Курская битва включала в себя 3 крупные военные операции: Курская оборонительная операция продолжалась 19 суток, Орловская наступательная операция - 38 суток, Белгородско-Харьковская наступательная операция - 21 сутки. Но победа далась очень дорогой ценой. Наши войска понесли большие людские потери (более 863 тысяч убитыми и ранеными), а также в технике. Я предлагаю вам решить задачу по реальным данным о потерях советской армии. | Обучающиеся читают текс задачи (текст на экране, дублирующий индивидуальный вариант на каждой парте). В ходе Курской оборонительной операции советские войска потеряли 1614 танков и СУ, в ходе Орловской наступательной операции – на 972 боевые единицы больше, а в ходе Белгородско-Харьковской наступательной операции – на 722 боевые единицы меньше, чем в Орловской операции. Сколько боевой техники потеряли советские войска в ходе Курской битвы? |
Учитель осуществляет фронтальный опрос по тексту прочитанной задачи: | Обучающиеся развернуто отвечают на поставленный вопрос: | |
Вопрос 1. О чём говорится в задаче? | Примерный ответ. В задаче говорится о военной технике | |
Вопрос 2. Сколько операций включала в Курская битва? | Примерный ответ. Три операции | |
Вопрос 3. Сколько танков потеряно в Курской операции? Сколько в Орловской? Сколько в Белгородско-Харьковской? | Примерный ответ. Было потеряно 1614 танков, в Орловской – на 972 танка больше, в Белгородско-Харьковской - на 722 танка меньше. | |
Вопрос 4.Что нужно найти в задаче? | Примерный ответ. В задаче нужно все потери в танках и СУ. | |
Вопрос 5. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? | Примерный ответ. Сразу нельзя ответить на вопрос задачи, потому что неизвестно количество танков, потерянных во 2 и в 3 операциях. | |
Вопрос 6 .Можете ли вы найти потери во второй операции? Какое действие необходимо выполнить для этого? | Примерный ответ. Мы сможем найти танки, потерянные во второй операции , если увеличим 1614 на 972 | |
Вопрос 7 .Можем ли мы после этого найти, танки , потерянные в 3 операции ? Что необходимо для этого сделать? | Примерный ответ. Да, можно вычислить, если количество танков второй операции уменьшить на 722 | |
| Вопрос 8. Как найти все потери? | Примерный ответ. Чтобы найти всю технику, нужно сложить количество танков, во всех трёх операциях . |
Мы с вами проанализировали задачу. Вы можете приступать к ее решению у себя в тетрадях. А одному ученику я предложу решить эту задачу у доски (ребята не видят запись решения). Ставится оценка за решение задачи. | Обучающиеся решают задачу, опираясь на краткую запись на экране Слабым обучающимся предлагается карточка-подсказка Правильность решения проверяется путём сравнения решения на доске(доска поворачивается) | |
- Молодцы, вы успешно справились с этим заданием. А теперь возьмите в руки лазерные указки и внимание на экран. | Обучающиеся берут в руки укази-лазеры. | |
ЗАДАНИЕ НА МОТОРНОЙ | Я буду называть вам направление и дальность стрельбы танка , а вы глазами будете следить по клеткам, в таком порядке, который я буду называть. Затем вы назовёте номер подбитой техники: 1раз - 2 клетки вправо, - 2 клетки вверх, - 3 клетки влево. (подбит № 2- изображение исчезает) 2 раз - 2 клетки вниз, - 1 клетка вправо, - 1 клетку вверх, - 4 клетки вправо. (подбит № 3 - изображение исчезает) 3 раз - 2 клетки вверх, - 3 клетки вправо, - 1 клетка вниз, - 2 клетки вправо (подбит № 5- изображение исчезает) 4 раз - 2 клетки вниз, - 4 клетки вправо, - 4 клетки вверх. (подбит № 1- изображение исчезает) | Обучающиеся называют номер техники на экране. |
РЕШЕНИЕ (САМОСТО- ЯТЕЛЬНО) | Я предлагаю вам самим выбрать себе задачу по уровню сложности. Задачи напечатаны на карточках разного цвета. На карточках жёлтого цвета задача более сложная, чем на карточках зелёного цвета. 1 вариант. В Курской битве советские войска потеряли 6064 танка и САУ, орудий и миномётов – на 819 единиц меньше, а самолётов – на 3619 единиц меньше, чем миномётов. Сколько боевой техники потеряла советская армия ? 2 вариант. В Курской битве немецкие войска потеряли 2900 танков и САУ, а самолётов – на 1204 единиц меньше, чем танков. Сколько боевой техники потеряла немецкая армия ? | Обучающиеся выходят к столу, выбирают любой вариант задачи и самостоятельно решают её. Некоторым учащимся оказывается небольшая помощь. Слабым обучающимся предлагается карточка-подсказка . |
ДОМАШНЕЕ | В домашнем задании вы решите примеры, аналогичные тем, которые вы решали в начале урока.(Примеры из учебника) | Обучающиеся записывают задание в дневник |
ПОДВЕДЕНИЕ | Чему учились на уроке? Что особенно понравилось? Те, Оценка работы учащихся, выставление отметок. | Примерные ответы. На уроке мы учились складывать и вычитать многозначные числа. Особенно понравилось собирать и склеивать аппликацию вместе с соседом по парте. Особенно понравилось задание, когда нужно было следить за движением танка по клеточкам. И т.д. |
РЕФЛЕКСИЯ | Вы выполнили все задания и наш урок заканчивается. Но 75-й День Победы впереди. Во всех городах в этот день состоятся митинги с возложением цветов к памятникам героям Великой Отечественной войны и праздничные концерты. А вечером в небе вспыхнут праздничные салюты. Ребята, те, кому понравился наш урок, прикрепите свои звёздочки на доску, кому не очень понравился, оставьте - на партах. У нас тоже получился небольшой салют. | Обучающиеся прикрепляют к доске разноцветные звёздочки, которые образуют брызги салюта |
Организация деятельности на уроке | ||||
Этапы урока | Оформление доски, наглядность | Методы, приемы, техники | Формы работы | Формируемые умения (результаты взаимодействия, сотрудничества) |
ОРГМОМЕНТ. | На интерактивной доске Урок математики | Словесный, активизация мыслительной деятельности | Фронтальный опрос | Учатся слушать одноклассников, учителя. |
МАТЕМАТИ- ЧЕСКАЯ РАЗМИНКА | На интерактивной доске изображение: | Словесный, интерактивный | Фронтальный опрос | Учатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя. |
На слайде Затем буквы убираются | Демонстрация, интерактивный | Упражнение на коррекцию внимания и непроизвольной памяти Фронтальный опрос | Тренируется внимание и непроизвольная память. | |
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ. | В разных местах класса развешены карточки с изображение техники и т.д. | Демонстрация | Контроль и самоконтроль | Развивают навыки самоконтроля и контроля. Тренируется внимание. Активизируются группы мышц шеи и туловища, которые не задействованы в ходе урока. |
ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске и т.д.(3подобных слайда) На партах у учащихся аналогичные карточки, на которых написаны примеры | Словесный, интерактивный | Практическая работа. | Отрабатывают навык сложения, вычитания, умножения и деления чисел в столбик. Учатся работать самостоятельно.Узнают технические данные советской боевой техники. |
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА | На экране демонстрируется видеоролик о Курской битве | Интерактивный, Объяснительно-иллюстративный | Групповое наблюдение | Расширяются знания о событиях Курской битвы. |
РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске текст задачи | Интерактивный, словесный | Фронтальный опрос | Происходит коррекция и развитие связной устной речи посредством ответов на вопросы. |
После анализа задачи на экране остаётся краткая запись Для проверки правильности решения на экране решение и ответ | Практический | Упражнение | Закрепляют навык сложения и вычитанияУчатся находить необходимую информацию в краткой записи, анализировать информацию, делать выводы. | |
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ | На экране таблица «Наводчик», на которой после инструкции убирается «подбитая» техника | Интерактивный, | Упражнениена развитие внимания и зрительно-моторной реакции | Происходит коррекция и развитие внимания и зрительно моторной реакции. |
РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске: «Самостоятельное решение задачи» На учительском столе карточки синего и зелёного цвета с задачами разного уровня сложности и карточки-подсказки для слабых учеников Для проверки на интерактивной доске | Практический | Индивидуальная самостоятельная работа | Закрепляют навык сложения и вычитанияВоспитывают самостоятельность и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания. Развивают навыки самоконтроля и контроля. |
ПОДВЕДЕНИЕ | На интерактивной доске | Интерактивный, словесный | Фронтальный опрос | Обладают умениями оценки работы и работы одноклассников. |
РЕФЛЕКСИЯ | Праздничный салют. На партах у учащихся разноцветные звёзды. | Рефлексия | Индивидуальная | Развивают умение анализировать свою работу и оценивать эмоциональное состояние. |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТ
1.Капустина Г.М, Перова М.Н. Математика: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва «Просвещение», 2012.
Использованные ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Курская_битва
https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/201807050746-tjf4.htm
http://gorenka.org/index.php/dlya-chteniya/11340-tankovye-srazheniya-kurskaya-duga?limitstart=&showall=1