Урок математики в 5 классе по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Конспект урока математики по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Автор: Горшкова Наталья Леонидовна, учитель математики высшей квалификационной категории
Класс: 5
УМК: Математика 5-6 кл. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Образовательная цель: расширение понятия числа за счёт включение новых элементов: доля, обыкновенная дробь.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: чтение и запись доли, обыкновенной дроби, применение их в решении практических задач.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, ценностная ориентация.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, объединение предметов в группы по определенным признакам, сравнение, классификация, определение ключевых слов, систематизация материала, выстраивание логической цепи.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение вступать в диалог.
Планируемые предметные результаты: оперировать на базовом уровне понятиями: доля, обыкновенная дробь; оценивать результаты вычислений при решении практических задач
Методы обучения:
Методы организации учебно-познавательной деятельности: объяснение, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, повторение, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, практическая работа.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования; создание ситуаций успеха в обучении, поощрение, формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета; стимулирование занимательным содержанием: предъявление учебных требований; создание проблемной ситуации.
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся: устный опрос, выставление поурочного балла.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2 /Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 37-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019.- 199 с.: ил.
Презентация Power Point к уроку «Доли. Обыкновенные дроби»
Презентация к уроку математики "Доли. Обыкновенные дроби"
PPT / 3.14 Мб
Файл МР4 «Физминутка «Две половинки» (Материал взят из открытых источников в Интернете)
физминутка "Две половинки"
MP4 / 8.34 Мб
/data/files/u1593333326.mp4 (физминутка "Две половинки")
Файл МР4 «Мультфильм «Апельсин» (Материал взят из открытых источников в Интернете)
мультфильм АПЕЛЬСИН
MP4 / 3.31 Мб
/data/files/i1593332498.mp4 (мультфильм АПЕЛЬСИН)
Демонстрационный набор магнитных карточек «Доли. Дроби»
Раздаточный материал: карточки для самостоятельной работы, карточки с задачами для групповой работы, зеленые и оранжевые карточки-апельсины для рефлексии.
Раздаточный материал
DOC / 438.5 Кб
Компьютер, проектор, экран.
Этап урока, время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 1-2 минуты | Здоровается с учениками, настраивает на урок: – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, приятные эмоции, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. А чтобы с успехом идти вперед, надо оглянуться назад и вспомнить материал предыдущих уроков. | Подготавливаются к началу урока, приветствуют учителя. | Личностные УУД: Определение линии поведения Регулятивные УУД: Прогноз своей работы. Познавательные УУД: Представление о действии, первичный опыт и мотивация. Коммуникативные УУД: Готовность к диалогу. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия 1.1.Ребусы 5 минут | Организует повторение темы прошлых уроков, задает вопросы. -Разгадайте ребусы и ответьте на вопросы: Что такое окружность? - Какой отрезок называется радиусом? Есть ли у окружности два радиуса различной длины? - Какой отрезок называется Диаметром? Во сколько раз диаметр длиннее радиуса? -Что такое дуга окружности? Организует устный счет. -А сейчас нас ждет математическая разминка. | Разгадывают ребусы, отвечают на вопросы. (Окружность, радиус, диаметр, дуга) | Личностные УУД: Самоопределение. Регулятивные УУД: Определение задачи на основе изученного ранее Познавательные УУД: Определения сведений, требуемых для урока Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли |
3.Этап выявления места и причины затруднения. 3.1 Математическая разминка 2 минуты 3.2 Просмотр мультфильма 1 -2 минуты | Вычислите устно. На какие группы можно разбить примеры? Организует просмотр фрагмента мультфильма «Апельсин» - Что же, делать? Неужели, действительно нельзя 1:5? Посмотрим, как разделили 1 на 5 в мультфильме. (Демонстрируется мультфильм «Апельсин») | Решают устно примеры, объясняют принцип распределения по группам, разбивают частные на группы: делится с остатком и делится без остатка, остается 1:5 Смотрят мультфильм «Апельсин» | Личностные УУД: Самоопределение Регулятивные УУД: Познавательные УУД: объединение предметов в группы по определенным признакам, сравнение, классификация, постановка проблемы Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения 4-5 минут | Помогает учащимся определить тему, задает вопросы. - Итак, был один апельсин, его разделили на 5 равных частей. Такие равные части мы в жизни называем дольки. А как равные части называются в математике? Как вы сформулируете тему нашего урока? -Да, действительно, но это только часть темы. Я предлагаю вам отгадать слово, которое будет ключевым словом нашего урока. В словаре С.И. Ожегова о нем написано так: – это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;– это частые прерывистые звуки, например “барабанная…”;– она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной. Почему это слово можно назвать ключевым словом нашего урока? Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема урока «Доли. Обыкновенные дроби» Записывает тему на доске. Предлагает учащимся сформулировать цель и урока с помощью слов-подсказок. - Сформулируйте цель нашего урока . Давайте продолжим запись на доске:(слова-подсказки записаны заранее. | Отвечают на вопросы, слушают, с помощью учителя формулируют тему урока , записывают в тетрадь «Доли. Обыкновенные дроби» Предлагают свои варианты цели урока (научиться понимать, что такое доля, дробь) и продолжения фраз. - Мы узнаем…. (понятие доли, дроби) - Мы исследуем…. ( как образуются дроби) - Мы научимся… ( записывать, читать дроби, решать практические задачи с дробями) | Личностные УУД: Самоопределение Регулятивные УУД: целеполагание, планирование Познавательные УУД: постановка проблемы, определение ключевых слов Коммуникативные УУД: , умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, умение вступать в диалог |
5.Этап реализации построенного проекта. 5.1 Беседа об известных долях 3 минуты 5.2. Практическая работа с квадратом 1-2 минуты 5.3. Физминутка 1 минута 5.4. Устная работа. Чтение долей 1-2 минут 5.5. Запись дроби 2 минуты 5.6. Работа с набором магнитных карточек «Доли. Дроби» 1-2 минуты 5.7. Работа с учебником. «Говори правильно» 1 минута | Организует диалог с учащимися, задает вопросы. Скажите, а что вам известно о долях? Доля –это каждая из равных частей единицы. Так как апельсин разрезали на 5 равных частей, значит, его разрезали на 5 долей и каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина». Пишут 1/5 Какие доли вы уже знаете? Организует практическую работу учащихся с квадратным листом бумаги. - У каждого на парте лежит квадрат. Возьмите его в руки и • Покажите половину квадрата • Покажите четверть квадрата • Покажите одну восьмую квадрата • Какая доля получится, если продолжить сворачивать листок по тому же принципу? Организует физминутку под песню «Две половинки» Предлагает учащимся прочитать доли, поправляет при неправильном прочтении, задает вопросы. - Прочитайте доли. Ответьте на вопрос: Чему равна каждая из них? - Какую часть метра составляет 3 дм? Давайте запишем это число в тетради и на доске: 3/10. Записывает дробь на доске, задает вопросы, заслушивает версии учащихся. -Числитель сверху, знаменатель снизу, между ними дробная черта. -Как вы думаете, что показывает знаменатель? - Что показывает числитель? Зачитывает стихотворение - Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. Организует диалог с учащимися, задает вопросы. Предлагает одному учащемуся изобразить дробь с помощью магнитных карточек. - Посмотрим, как образуются дроби. Вспомните, каким героям мультфильма достались дольки апельсина? • Покажите на круге, какая часть апельсина досталась млекопитающим? (Какие животные относятся к млекопитающим?) • Назовите и запишите полученную дробь. • Назовите знаменатель дроби. Что он показывает? • Назовите числитель дроби. Что он показывает? Организует работу с учебником. - По тому, как человек говорит, можно судить о его культуре и интеллекте, об умении думать. Поэтому учитесь говорить правильно. В математике и жизни очень важно правильно читать дроби. Откройте учебник на странице 16. Прочитайте материал рубрики, отмеченной славянской буквой «глаголь». | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы: - Половина, треть, четверть Выполняют задание, демонстрируют результат, отвечают на вопросы. Танцуют под музыку Читают доли, отвечают на вопросы. - 3 дм составляют 3/10 м. Вступают в диалог, предлагают свои версии, записывают дробь в тетрадь. Участвуют в диалоге. Один ученик изображает с помощью магнитного круга дробь 3/5. Читают материал учебника, один из учеников прочитывает вслух. | Личностные УУД: Самоопределение Регулятивные УУД: прогнозирование Познавательные УУД: Систематизация материала. Выстраивание логической цепи Коммуникативные УУД: Умение вступать в диалог, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 3 минуты | Организует устную работу, следит за правильным прочтением дробей, корректирует. - Продолжим работу устно. № 45. Прочитайте дроби. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби. -Ребята, поднимите руку, кто в этом году участвовал в первом туре олимпиады по математике. Сколько ребят участвовало? Сколько всего учеников в нашем классе? Какая часть учащихся класса приняла участие в олимпиаде? В этой олимпиаде было такое задание: На каких рисунках дроби изображены правильно? Давайте решим это задание вместе. | Читают дроби, называют числитель и знаменатель дробей. Один ученик считает поднятые руки. Называют полученную дробь. Выполняют задания. | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция Познавательные УУД: систематизация материала Коммуникативные УУД: Умение вступать в диалог |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 2-3 минуты | - Используя данные заготовки и цветные карандаши, изобразите дробные числа - Посмотрите на экран, сверьте ваш результат. | Изображают дробные числа, закрашивая клетки. Сверяют свой результат с эталоном. | Личностные УУД: Самоопределение Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные УУД: систематизация материала |
8.Этап включения в систему знаний и повторения 8.1. Решение практических задач. Работа в группах. 10 минут 8.2.Пословицы 1-2 минуты 8.3 Инструктаж домашнего задания. Оценивание. 1-2 минуты | Организует групповую работу по решению практических задач, инструктирует, следит за работой групп. - А сейчас я прошу вас объединиться в группы ( по 4-5 человек), распределить роли в группе. Внимательно прочитайте условия задач, обсудите решение, запишите решение в тетрадь и на доске, приготовьте вопросы спикерам, которые будут объяснять решение задач классу, дополнять ответы других спикеров. Помните правила работы в группе: Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2. Не бойся высказывать своё мнение. 3. Уважай мнение других участников группы. 4. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. Организует выступление спикеров, диалог с учащимися, комментирует, корректирует. - Посмотрите на экран. Вот такие данные я нашла в интернете. Какова долгота дня сегодня? (6ч 8м) Какую еще информацию можем узнать из этой таблицы? - Посмотрите на экран. Прочитайте пословицы, заполните пропуски и запишите полученные дроби. Первую дробь запишем вместе. - Проверьте себя. Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! Оценивает работу учащихся на уроке, комментирует оценки, дает инструкции по выполнению домашнего задания - Общее задание для всех: Изучить п.23, ответить на вопросы на стр.14, решить №85 (а) (пример на действия с натуральными числами), кроме этого нужно решить еще одно из следующих заданий: • на «3» № 77 • на «4» № 76 • на «5» № 78, Составить ребусы, загадки по терминам этого урока | Формируют группы, распределяют роли, выполняют задания, участвуют в обсуждении задач. Задача 1.Во второй половине декабря долгота дня в Уватском районе Тюменской области составляет четверть суток. Сколько часов сегодня в п. Туртас будет длиться ночь? Задача 2. Скорый поезд «Ямал» отправляется с Ярославского вокзала г.Москвы и через 2 суток 14 часов прибывает в конечный пункт назначения - г.Новый Уренгой. Какую часть этого времени проедет наш земляк, если на ст. Юность Комсомольская поезд прибывает через 1 сутки 15 часов после отправления? Спикеры представляют решение задач, учащиеся задают вопросы, отвечают на вопросы, сравнивают решения, выбирают верное. Задача 1: 24:4 =6 ч –день 24-6=18 ч- ночь Задача 2: 2 суток14ч=48+14= 62 ч –все время пути 1сутки15ч=24ч+15ч=39ч –время до Ю. Комсомольской 39/62 всего времени проедет наш земляк в поезде. Вспоминают пословицы, записывают дроби, сверяют свои записи с образцом. Слушают комментарии учителя, определяют, задания какого уровня будут выполнять дома, записывают домашнее задание в дневник. | Личностные УУД: самоопределение, ценностная ориентация. Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, систематизация материала, выстраивание логической цепи Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
9. Рефлексия учебной деятельности. 2 минуты | Организует рефлексию. - А сейчас вернемся к цели нашего урока. Что мы планировали? Изменим в этой записи будущее время на прошедшее. Что мы узнали? Что исследовали? Чему научились? Какое задание для вас оказалось самым интересным, (трудным)? Наш урок подходит к концу. Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то прикрепите на дерево спелый желтый апельсинчик. Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал, то прикрепите зеленый, еще незрелый апельсин. Подойдите к дереву. Сначала ребята с первого ряда, потом второго, третьего ряда. Сколько сегодня учеников в классе? Посчитайте, сколько желтых апельсинчиков. Сколько зеленых? Какая часть класса поняла тему урока? У какой части учащихся остались вопросы? В 5 классе вас ждет еще много интересных уроков о дробях, вы научитесь сравнивать, складывать, вычитать дроби. Решать задачи с дробями. Французский математик Рено Декарт сказал: “Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться”. Так будем же любознательными! Спасибо за урок, ребята! | Вступают в диалог, анализируют свою работу на уроке, оценивают себя. | Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные УУД: самоопределение, смыслообразование, ценностная ориентация. Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение вступать в диалог. |
Ковалева Галина Валентиновна
Горшкова Наталья Леонидовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горшкова Наталья Леонидовна
Артеменко Елена Николаевна
Горшкова Наталья Леонидовна
Белянина Светлана Николаевна
Горшкова Наталья Леонидовна