Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»

1
0
Материал опубликован 1 November 2019

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

 

 

ФИО (полностью)

Саликова Людмила Александровна

 

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области

 

Должность

Учитель математики и физики

 

Предмет

математика

 

Класс

5

 

Тема и номер урока в теме

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями 1 урок из 3 по плану.

 

Базовый учебник

«Математика, 5» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурдт. – М. : Мнемозина, 2014.

 

Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, развивать познавательный интерес к математике.

9. Задачи:

- образовательные: (формирование познавательных УУД)

научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби.

-развивающие: (формирование регулятивных УУД)

Целеполагание - понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания; планирование - составление плана и последовательности действий, контроль - контролировать свои действия в процессе выполнения учебного задания, обнаруживать и исправлять ошибки (коррекция), отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения (оценка).

-воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умению строить речевые высказывания в устной и письменной форме; учиться смыслообразованию т. е.установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспитывать аккуратность, дисциплинированность.

10.Тип урока: изучение нового материала

11.Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах.

12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.


 

Ход урока

Организационный момент.


 

II. Устная работа с классом:

Слайды 1-2

1) Определить, какая часть фигуры заштрихована?

Слайд 3

2) Что показывает знаменатель дроби 2/5? (На сколько равных частей разделили величину)
Что показывает числитель? (Сколько равных частей взяли)

Слайд 4

3) Распределить данные дроби на группы: а) правильные; б) неправильные.

Слайд 5

4) Решить задачу: 3 яблока нужно разделить между 4 детьми. Как это сделать?

Ответ: Каждому ребенку достанется 3/4 яблока.


 

III. Объяснение новой темы: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 6-8

Задача: Пирог разделили на 8 частей. Сначала на тарелку положили 3/8 частей, затем 2/8 части. Сколько частей пирога положили на тарелку и сколько осталось?

- Что для этого нужно сделать?(сложить дроби, вычесть)

- Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.

Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)

Запишите число и тему урока

(На доске учитель записывает тему урока)

Слайд 9

-Ребята, на сколько частей разрезан пирог? Как выполнить сложение дробей? Вспомним что показывает числитель? Значит на тарелку положили 3кусочка, а затем 2 кусочка пирога. Всего сколько кусочков порога положили? (5). Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.

- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. (говорят).

- Давайте откроем учебник на странице 155 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!

(слайд, на котором буквенная запись сложения и вычитания)

Слайд 10

Итак, при сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

a/b+c/b=(a+c)/b

Слайд 11


 

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель остается тот же.

a/b-c/b=(a-c)/b

- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.

А чтобы о нас говорили, что мы культурные и воспитанные, мы должны говорить правильно. Этому нас тоже учат. (с.157 прочесть вслух, сделать акцент на то, что склонение числительных будем изучать в 6 классе).

(Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).

 

Слайд 12

Физминутка:

Мы сегодня рано встали (шаги на месте)
И зарядку делать стали.
Руки - вверх! Руки - вниз!
Влево-вправо повернись!


 

IV. Закрепление изученной темы:

Слайд 13

1. Заполнить пропуски ( работа выполняется в тетради с проговариванием правил по изученной теме)

2.Игровое задание (работа выполняется устно)

3. Математический диктант

VI. Подведение итогов урока:

 

Какую тему мы сегодня изучали? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)

- А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

Наши задачи выполнены? (да)

Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок

 

VII. Домашнее задание:

Слайд 14

Учебник «Математика» 5 класс, Виленкин Н.Я.; П. 26, стр. 161, № 1039, 1041, написать сказку о приключениях дробей – по желанию.


 


 

Структура и ход урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Этап урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуника-тивные, личностные

1

Орг. Момент

(Вводно-мотивационная часть, с целью активизации деятельности учащихся)

 

Определяет

готовность учащихся. Сосредоточивает внимание учащихся

Готовят принадлежности, чертежные инструменты к уроку. Записывают дату в тетрадь

1 мин.

 

Организация своей учебной деятельности

Умение слушать, планирование учебного сотрудничества

2

Устный счет

 

Актуализация опорных знаний

Слайды №1-5

t1572588438aa.gift1572588438ab.gift1572588438ac.gif

Координирует деятельность учащихся

Устно решают задачи. Называют ответы

3 мин

Анализ, сравнение, аналогия, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

контроль и оценка проц есса и результатов деятельности

 

построение логической цепи рассуждений, аргументация своего мнения, учет мнения учащихся.

3

Целеполага-ние и мотивация

Слайды № 6-8

 

 

t1572588438ad.gif

Мотивирует учащихся.

Проводит диагностику универсальных учебных действий учащихся, сформированных в начальной школе по данной теме; развивает логическое и критическое мышление

Выполняют задания предложенные учителем. Оценивают результаты Называют и записывают

тему урока.

 

3 мин.

анализ;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; построение логической цепи рассуждений;

установление причинно-след-ственных связей; подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы

целеполагание;

прогнозирова-ние,

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

 

Умение слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4

Объяснение нового материала

t1572588438ae.gif

t1572588438af.gif

t1572588438ag.gif

t1572588438ah.gif

Слайды № 9-11

Вводит наглядно понятие сложения и вычитания дробей

 

организует деятельность работы с учебником; направляет работу учащихся

Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, работают с учебником;

Ведут записи в тетрадях

10 мин

Анализ; сравнение, обобщение,

Установление причинно-следственных связей,

поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символические действия,

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

определение основной и второстепенной информации;

 

 

Планирование; элементы волевой саморегуляции;

 

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

 

5

Физкульт

минутка

Слайд № 12

 

 

 

2 мин

 

 

 

6

Первичное закрепление письменно

Слайды № 13

 

t1572588438ai.gif

 

 

Мотивирует учащихся.

Ставит проблемные вопросы;

подводит к понятиям;

учит читать и записывать обыкновенные дроби в примерах на сложение и вычитание

Устно решают поставленные задачи, отвечают на вопросы; ведут записи в тетрадях;

 

 

 

4 мин

Поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез

 

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; знаково-символические действия,

выбор оснований и критериев для сравнения.

 

Планирование; элементы волевой саморегуляции;

 

Умение слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении;

принятие решения

 

7

Закрепление.

Практическая часть. Игровое задание: сложение, вычитание

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f88f945-a5fb-45d9-b6ff-4d593133e036/24_2_fr1.ppt

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5443ad0b-c454-45b5-b7ed-d86080979a1d/24_2_fr2.ppt

 

 

 

 

 

Учитель дает практический модуль в виде демонстрации на экран. следит, чтобы ученики говорили свой ответ, после поднятия руки

 

Учащиеся работают устно, выбирают правильный ответ из четырех. В итоге получается картина, когда решены все примеры

 

7 мин

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

выбор оснований и критериев для сравнения,

классификации объектов; подведение под понятия, выполнение действий по алгоритму

Планирует – определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

контроль в форме сличения способов действий; коррекция, самооценка

 

умение слушать и вступать в диалог,

 

оценка действий

 

Участвовать в коллективном обсуждении;

принятие решения

 

8

Математический диктант с взаимо-проверкой

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a951e93-d301-42c3-a811-4131719e2d3a/24_2_md%282%29.ppt

Дает контрольный модуль в виде демонстрации на экран , следит чтобы учащиеся работали индивидуально Мотивирует, организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку.

 

Учащиеся смотрят на экран, подсчитывают, ответ записывают в тетрадь, обмениваются тетрадями, сверяют с доской ответы

7 мин

Установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

рефлексия способов и условий действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Контролируют процесс и результат учебной математической деятельности;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция; способность к волевому решению

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ;

9

Подведение итогов урока

 

Слайд № 14

 

t1572588438aj.gif

 

Учитель направляющими вопросами узнает, в чем были сложности, что нового узнали ученики, выявляет уровень усвоения изученного материала

 

Учащиеся обсуждают трудности на уроке и успехи. Проводят самоанализ работы на уроке, оценивают свою работу

Записывают домашнее задание.

 

3 мин

Рефлексия способов и условий действия,

структурирование знаний,

установление причинно-следственных связей;

знаково-символические действия.

 

 

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самооценка на основе критерия успешности;

Выражение своих мыслей формулирование и аргументация своего мнения; планирование сотрудничества.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации