Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
|
ФИО (полностью) |
Саликова Людмила Александровна |
|
Место работы |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области |
|
Должность |
Учитель математики и физики |
|
Предмет |
математика |
|
Класс |
5 |
|
Тема и номер урока в теме |
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями 1 урок из 3 по плану. |
|
Базовый учебник |
«Математика, 5» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурдт. – М. : Мнемозина, 2014.
|
Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, развивать познавательный интерес к математике.
9. Задачи:
- образовательные: (формирование познавательных УУД)
научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби.
-развивающие: (формирование регулятивных УУД)
Целеполагание - понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания; планирование - составление плана и последовательности действий, контроль - контролировать свои действия в процессе выполнения учебного задания, обнаруживать и исправлять ошибки (коррекция), отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения (оценка).
-воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умению строить речевые высказывания в устной и письменной форме; учиться смыслообразованию т. е.установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспитывать аккуратность, дисциплинированность.
10.Тип урока: изучение нового материала
11.Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах.
12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
Организационный момент.
II. Устная работа с классом:
Слайды 1-2
1) Определить, какая часть фигуры заштрихована?
Слайд 3
2) Что показывает знаменатель дроби 2/5? (На сколько равных частей разделили величину)
Что показывает числитель? (Сколько равных частей взяли)
Слайд 4
3) Распределить данные дроби на группы: а) правильные; б) неправильные.
Слайд 5
4) Решить задачу: 3 яблока нужно разделить между 4 детьми. Как это сделать?
Ответ: Каждому ребенку достанется 3/4 яблока.
III. Объяснение новой темы: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Слайд 6-8
Задача: Пирог разделили на 8 частей. Сначала на тарелку положили 3/8 частей, затем 2/8 части. Сколько частей пирога положили на тарелку и сколько осталось?
- Что для этого нужно сделать?(сложить дроби, вычесть)
- Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)
- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)
– Запишите число и тему урока
(На доске учитель записывает тему урока)
Слайд 9
-Ребята, на сколько частей разрезан пирог? Как выполнить сложение дробей? Вспомним что показывает числитель? Значит на тарелку положили 3кусочка, а затем 2 кусочка пирога. Всего сколько кусочков порога положили? (5). Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.
- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. (говорят).
- Давайте откроем учебник на странице 155 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!
(слайд, на котором буквенная запись сложения и вычитания)
Слайд 10
Итак, при сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
a/b+c/b=(a+c)/b
Слайд 11
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель остается тот же.
a/b-c/b=(a-c)/b
- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.
А чтобы о нас говорили, что мы культурные и воспитанные, мы должны говорить правильно. Этому нас тоже учат. (с.157 прочесть вслух, сделать акцент на то, что склонение числительных будем изучать в 6 классе).
(Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).
Слайд 12
Физминутка:
Мы сегодня рано встали (шаги на месте)
И зарядку делать стали.
Руки - вверх! Руки - вниз!
Влево-вправо повернись!
IV. Закрепление изученной темы:
Слайд 13
1. Заполнить пропуски ( работа выполняется в тетради с проговариванием правил по изученной теме)
2.Игровое задание (работа выполняется устно)
3. Математический диктант
VI. Подведение итогов урока:
– Какую тему мы сегодня изучали? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)
- А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)
– Наши задачи выполнены? (да)
–Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок
VII. Домашнее задание:
Слайд 14
Учебник «Математика» 5 класс, Виленкин Н.Я.; П. 26, стр. 161, № 1039, 1041, написать сказку о приключениях дробей – по желанию.
Структура и ход урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» |
||||||||
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
Формируемые УУД |
||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуника-тивные, личностные |
||||||
1 |
Орг. Момент (Вводно-мотивационная часть, с целью активизации деятельности учащихся) |
|
Определяет готовность учащихся. Сосредоточивает внимание учащихся |
Готовят принадлежности, чертежные инструменты к уроку. Записывают дату в тетрадь |
1 мин. |
|
Организация своей учебной деятельности |
Умение слушать, планирование учебного сотрудничества |
2 |
Устный счет
Актуализация опорных знаний |
Слайды №1-5 |
Координирует деятельность учащихся |
Устно решают задачи. Называют ответы |
3 мин |
Анализ, сравнение, аналогия, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; |
контроль и оценка проц есса и результатов деятельности
|
построение логической цепи рассуждений, аргументация своего мнения, учет мнения учащихся. |
3 |
Целеполага-ние и мотивация |
Слайды № 6-8
|
Мотивирует учащихся. Проводит диагностику универсальных учебных действий учащихся, сформированных в начальной школе по данной теме; развивает логическое и критическое мышление |
Выполняют задания предложенные учителем. Оценивают результаты Называют и записывают тему урока.
|
3 мин. |
анализ; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; построение логической цепи рассуждений; установление причинно-след-ственных связей; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы |
целеполагание; прогнозирова-ние, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
|
Умение слушать и вступать в диалог; Участвовать в коллективном обсуждении; Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4 |
Объяснение нового материала |
Слайды № 9-11 |
Вводит наглядно понятие сложения и вычитания дробей
организует деятельность работы с учебником; направляет работу учащихся |
Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, работают с учебником; Ведут записи в тетрадях |
10 мин |
Анализ; сравнение, обобщение, Установление причинно-следственных связей, поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические действия, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации;
|
Планирование; элементы волевой саморегуляции;
|
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
|
5 |
Физкульт минутка |
Слайд № 12
|
|
|
2 мин |
|
|
|
6 |
Первичное закрепление письменно |
Слайды № 13
|
Мотивирует учащихся. Ставит проблемные вопросы; подводит к понятиям; учит читать и записывать обыкновенные дроби в примерах на сложение и вычитание |
Устно решают поставленные задачи, отвечают на вопросы; ведут записи в тетрадях;
|
4 мин |
Поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; знаково-символические действия, выбор оснований и критериев для сравнения.
|
Планирование; элементы волевой саморегуляции;
|
Умение слушать и вступать в диалог; Участвовать в коллективном обсуждении; принятие решения
|
7 |
Закрепление. Практическая часть. Игровое задание: сложение, вычитание |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f88f945-a5fb-45d9-b6ff-4d593133e036/24_2_fr1.ppt
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5443ad0b-c454-45b5-b7ed-d86080979a1d/24_2_fr2.ppt
|
Учитель дает практический модуль в виде демонстрации на экран. следит, чтобы ученики говорили свой ответ, после поднятия руки
|
Учащиеся работают устно, выбирают правильный ответ из четырех. В итоге получается картина, когда решены все примеры
|
7 мин |
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выполнение действий по алгоритму |
Планирует – определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль в форме сличения способов действий; коррекция, самооценка
|
умение слушать и вступать в диалог,
оценка действий
Участвовать в коллективном обсуждении; принятие решения
|
8 |
Математический диктант с взаимо-проверкой |
Дает контрольный модуль в виде демонстрации на экран , следит чтобы учащиеся работали индивидуально Мотивирует, организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку.
|
Учащиеся смотрят на экран, подсчитывают, ответ записывают в тетрадь, обмениваются тетрадями, сверяют с доской ответы |
7 мин |
Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
Контролируют процесс и результат учебной математической деятельности; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; способность к волевому решению |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ; |
|
9 |
Подведение итогов урока |
Слайд № 14
|
Учитель направляющими вопросами узнает, в чем были сложности, что нового узнали ученики, выявляет уровень усвоения изученного материала
|
Учащиеся обсуждают трудности на уроке и успехи. Проводят самоанализ работы на уроке, оценивают свою работу Записывают домашнее задание.
|
3 мин |
Рефлексия способов и условий действия, структурирование знаний, установление причинно-следственных связей; знаково-символические действия.
|
контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Самооценка на основе критерия успешности; Выражение своих мыслей формулирование и аргументация своего мнения; планирование сотрудничества. |