Урок математики «Знакомство с новой счётной единицей — тысячей. Чтение и запись четырёхзначных чисел» (3 класс)

6
0
Материал опубликован 11 July 2018 в группе

Урок математики

«Знакомство с новой счётной единицей – тысячей.

Чтение и запись четырехзначных чисел»

3 класс

УМК «Гармония»

 

Тема урока: Знакомство с новой счётной единицей – тысячей. Чтение и запись четырехзначных чисел.

Цель: создание дидактических условий для ознакомления с новой счетной единицей, развития умения читать и записывать четырехзначные числа.

Задачи:

Повторить разрядный состав двузначных и трехзначных чисел.
Формировать умение правильно называть и записывать четырехзначные числа.
Развивать математическое мышление в процессе поиска решения проблемы.
Формировать умение использовать символические модели (схемы) для чтения четырехзначных чисел.
Формировать представление о наиболее значимых страницах истории страны.

Оборудование и материалы: карточки с цифрами для работы в паре, модели (схемы) для чтения четырехзначных чисел, калькуляторы.


 

Ход урока

Цель этапа

Деятельность учащихся

 

Организационный момент, 1-2 мин.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

 «Пусть математика сложна,

   Ее до края не познать,

   Откроет двери всем она,

   В них только надо постучать»

 Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, положительный эмоциональный настрой на урок.

Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности, 5-7 мин.

Предлагает в группах разбить числа на две группы (по рядам на карточках)

По какому признаку можно разбить числа на группы?

1) 33, 64, 75, 22, 44, 86 (в одной группе количество дес. и ед. записано одинаковыми цифрами, в другой различными)

2) 36, 16, 54, 24, 64, 76(ориентироваться на количество единиц)

3) 95, 81, 82, 96, 85, 97, 89 (ориентироваться на количество десятков)

Чем похожи все числа? (двузначные)

Увеличьте каждое число 1 ряд на 2 сотни, 2 ряд на 7 сотен, 3 - на 9 сотен. Прочитайте полученные числа.

Расположите числа в порядке возрастания (ученики распределяют числа и строятся, согласно возрастанию)

Чем похожи все числа?(трехзначные)

По какому правилу записан ряд чисел? 995, 996, 997…

Продолжите ряд, записав в нем еще 5 чисел (998, 999, 1000, 1001, 1002) (материал на основе задания 148 и 149, стр. 48)

По какому признаку можно разбить числа, записанные в ряду, на две группы?

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

(материал на основе задания 148, 149, стр. 48)

Разбивают двузначные числа на группы.

Классифицируют по самостоятельно найденным основаниям.

Увеличивают числа на 2, 7, 9 сотен, дописывая разряд сотен на карточке, получают трехзначные числа.

Составляют последовательность по заданному правилу

Выявляют закономерности в записи ряда чисел Классифицируют по самостоятельно найденным основаниям.

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности, 2-3 мин.

Почему возникло затруднение? Чего мы еще не знаем? (Последнее число нам не знакомо. С такими числами мы еще не работали)

Ребята, а чем отличаются последние числа от предыдущих записей? (При записи числа используем четыре цифры)

Сформулируйте тему урока (Четырехзначные числа)

(переворачивает числовой ряд и читает тему урока ЧЕТЫРЕХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА)

Значит, чему мы будем учиться на уроке? ( Учиться читать и записывать четырехзначные числа)

Зачем нужно знать, как читаются и записываются четырехзначные числа? Где это может пригодиться?

Я бы хотела обратить ваше внимание на числа 1941, 1945, 2015?

Какие события связаны с этими датами? Кто одержал победу в этой страшной войне? Каждый гражданин России должен знать эти важные даты в истории нашей страны.

Обсуждение затруднений, проговаривание темы и цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

Слушают ответы одноклассников, анализируя и корректируя их.

Формулируют учебную задачу – научиться читать

и записывать четырёхзначные числа.

Проявляют готовность использовать математические знания в учебной деятельности и в повседневной жизни (Л)

Построение проекта выхода из затруднения, 5-7 мин

Знаете ли вы, как называется самое маленькое четырехзначное число? (1000)

Запишите это число в тетради, прочитайте его по-разному.

Сравните свой ответ с ответами Маши и Миши (стр. 48)

Как рассуждал Миша? (число 1000 можно прочитать так: десять сотен, сто десятков)

Задание 150, стр. 49 Для знакомства учащихся с новым разрядом (единицы тысяч) предлагаем воспользоваться калькулятором

Дети нажимают клавиши калькулятора в соответствии с заданием и хором называют числа (1 тыс., 2 тыс., 3 тыс. и т. д.), а учитель записывает эти числа. На доске получаем ряд чисел: 1000, 2000, 3000, 4000, ..., 8000, 9000.

Догадайтесь, как называется новый разряд, который находится на четвертом месте справа? (четвёртая цифра обозначает количество тысяч в числе)

Вывод: четвёртая цифра (справа налево) обозначает количество тысяч в числе.

– Этот разряд называют тысячи или единицы тысяч, – подводит итог учитель.

Изучение нового материала. Работа по осознанию десятичного состава числа и формированию умения по-разному читать четырёхзначные числа.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П)

Работают по инструкции

Анализируют информацию, представленную в виде таблицы на форзаце учебника

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Первичное закрепление во внешней речи, 5 мин

Как вы будете действовать, чтобы узнать, сколько в числе сотен?

Количество сотен

тыс.

сот.

дес.

ед.

1

0

   

(Чтобы узнать, сколько в числе сотен, нужно закрыть разряды единиц и десятков и прочитать оставшееся число)

Сколько сотен в записанных числах?

Как вы будете действовать, чтобы узнать, сколько в числе десятков?

Количество десятков

тыс.

сот.

дес.

ед.

1

0

0

 

(Чтобы узнать, сколько в числе десятков, нужно закрыть разряд единиц)

Сколько десятков в записанных числах?

Работа по осознанию десятичного состава числа и формированию умения по-разному читать четырёхзначные числа.

Анализируют числа с точки зрения их разрядного и десятичного состава, выявляют сходства

и различия в записи чисел, обобщают результаты наблюдений.

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, 5 мин

Задание 151, стр. 50 дети выполняют в тетради самостоятельно

1) 500, 600, 700, 800, 900, 1000;

2) 5000, 6000, 7000, 8000, 9000, 10000 (это число можно

обсудить, в нём пять знаков, появляется новый разряд);

3) 1006, 1007, 1008, 1009, 1010, 1011

Прочитайте по-разному каждое число.

(Наблюдает за выполнением задания, дает рекомендацию- в тетрадь числа из учебника не переписывать, а записывать только числа, являющиеся продолжением данного числового ряда)

Закрепление полученных знаний

Анализируют выполненную работу, выполняют работу над ошибками.

Применение полученных знаний, 7 мин

Задание 153

1) 4 и 54; 4 и 504. Сходство всех чисел – в разряде единиц записана цифра 4. Различие 54 и 504 – цифра 5 в одном числе обозначает десятки, в другом – сотни.

На доске запись:

4 ед. и 5 дес. 4 ед.

4 ед. и 5 сот. 4 ед.

В числе 504 отсутствуют разрядные десятки, поэтому пишем 0 (это повторение ранее изученного материала).

3) 375 и 4375; 808 и 4808 (во второй паре появляется новый разряд – в нём 4 тысячи).

Закрепление полученных знаний

Выявляют признаки сходства и различия чисел

Задание 154

Первый столбец:

а) во всех числах 1 тысяча (сходство);

б) все числа записаны с помощью цифр 1, 2, 0 (сходство);

в) все числа четырёхзначные (сходство);

г) цифры 0 и 2 имеют в каждом числе свои значения (различие).

Закрепление полученных знаний

Отмечают сходство и различие чисел, находят закономерность построения чисел в столбцах, составляют столбцы в соответствии с этой закономерностью

Рефлексия учебной деятельности, 3 мин

- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

- Продолжите предложение

Я узнал как… 

Я понял… 

Я научился составлять… 

-Я научился записывать…

-С помощью оценочной линейки отметьте, как вы усвоили чтение и запись четырехзначных чисел.

- Чью  работу  на  уроке  можно  отметить?

Д.З. стр.50, з. 155, 156

Оценка результатов деятельности

На полях тетради чертят оценочную линейку и отмечают кружком: место ближе к верхней границе, если всё было понятно, по середине линейки - если что-то не совсем понятно и ближе к нижней границе – если много было затруднений.

 

Количество сотен

тыс.

сот.

дес.

ед.

1

0

   


 

Количество десятков

тыс.

сот.

дес.

ед.

1

0

0

 


​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.