12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Айсина Эллина Николаевна16

Тема: Моральная ответственность

Цели: показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок; подвести к пониманию того, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием; развитие умения формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку  зрения.

Ход урока

Оргмомент.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем и урок начать.

Актуализация знаний. (слайд 1)

Вспомним: Что такое мораль? Мораль – это правила поведения людей и принятые в обществе представления о добре и зле, совести, справедливости.

- Что такое моральная норма? Моральные нормы - образец правильного поведения в обществе.

- Гарантирует ли знание моральных норм, что человек непременно станет их исполнять? (нет)

- Что же может обеспечить выполнение норм морали?  (ответы уч-ся)

Единственной гарантией морального поведения служит личное умение каждого отдельного человека поступать морально.

- Можно ли превратить нормы морали в государственные законы? (нет)

Нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна — она в каждом человеке, в его умении поступать морально.  Это означает, что моральная ответственность лежит на каждом из нас. Объявление темы. (слайд 2)

План урока: (слайд 3)

1.Что такое моральный выбор.

2.Свобода – это ответственность.

3. Как воспитать в себе ответственность

1.Моральный выбор.

- Человек может быть добрым, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, жестокость. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.

Вот простой пример. У вас есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Чему учит мораль? ( всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу) Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу.

- Вы задумались, как поступить? (ответы уч-ся) (слайд 4)

Вот это и есть выбор поступка или моральный выбор – когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор – это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Но случаи бывают посложнее, чем угощение яблоками.

Ситуация. На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали, коллекцию моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, играли. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел знакомый автомобильчик. Это была красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.    Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

- Перед каким выбором оказался Вадим? (рассказать Сергею о воровстве или промолчать)

- Какой выбор есть у Кости? (сознаться самому в проступке)

- А какой путь  выбрали бы вы? (ответы уч-ся)

- Так почему человек в одном случае поступает плохо, а в другом — морально, честно, по-доброму? 

- Как будет наказан человек, нарушающий нормы морали?(ответы уч-ся)

Рядом с таким человеком тяжело жить, он всегда может обидеть.

Если человек не научится чувствовать окружающих людей, то к концу жизни он может остаться совсем один.

- Приходилось ли вам делать свой собственный выбор, оказываться в  ситуации  морального выбора? (ответы уч-ся)

Вывод. У человека всегда есть выбор. Правда поступать в соответствии с доброй моралью нелегко, ведь надо думать не только себе, но и о других.

Все наши поступки имеют последствия.

2.Свобода - это ответственность (слайд 5)

В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью: «Направо пойдешь... Налево... Прямо...» Куда пойти? Думай, решай, выбирай. Ты свободен. 

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Но некоторые люди, увы, не видят разницы между свободой и вседозволенностью. Они рассуждают так: «Зачем мне подчиняться правилам, которые придуманы другими? Многие правила, нормы несовершенны. Не лучше ли просто не обращать на них внимания?».

Эти люди ошибаются. Чтобы понять причины их заблуждений, подумаем над вопросом: «Что такое свобода?». Дать строгое определение можно, но полезнее рассмотреть те признаки свободы, без которых она невозможна.

Понятия, связанные со словом «свобода»

Понятия, не связанные со словом «свобода»




Выписывают в соответствующие колонки следующие понятия: «ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор», долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению».

Дают определение понятия «свобода», исходя из тех понятий, которые посчитали с ними связанными.

Приходят к выводу, что свобода – это не вседозволенность, а возможность выбора.

- Что означает быть свободным?

- Что же в свободе самое  главное?

Свобода — это возможность делать все, что хочешь. (слайд 5)

Свобода — это независимость от кого-то.   

Свобода — это отсутствие стеснений, ограничений.

Свобода — это вседозволенность.

Свобода — это возможность выбора.     

Итак, как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Также абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения.

Работа с правовыми документами. (слайд 6)


Рассмотрим ситуации. (слайд 7)

1. На уроке математики неудержимо захотелось есть (петь, плясать, стоять на голове).

2. К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.

3. Друзья зовут на улицу. Вам очень хочется пойти, но у вас заболела мама.


(читают сами) Итак, общие для всех правила и ограничения необходимы, чтобы корректировать, поправлять поведение людей в обществе. Человек общественный находится в сложных взаимоотношениях с другими людьми, обществом, государством. Он зависит от них, готов выполнять обязанности, нести ответственность.

Поэтому, ответственность – это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что запрещено законом, что наносит ущерб другим людям, он должен отвечать, нести ответственность.

Если сделал выбор, отвечать за свои поступки будешь сам. Потому что свобода и ответственность — как две стороны одной медали: одна невозможна без другой.

- Для чего человек должен ограничивать свою свободу?

Свобода без ответственности - это безответственность.

При безответственном свободном выборе последствия могут быть пагубными не только для того, кто совершил поступок, но и для всех тех, кто связан с ним общим делом. Вот почему свобода невозможна без ответственности.

- Что такое ответственность?

- Почему человек должен нести ответственность?

- Почему свобода невозможна без ответственности?

Задание в приложении
1. Прочитайте ситуацию.
2. Определите проблему выбора с точки зрения свободы и ответственности.
Ситуация 1
В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.
Ситуация 2
Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?
Ситуация 3
На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?
- К чему может привести неправильно сделанный выбор? (может пострадать человек, или сам можешь пострадать)

Есть разные виды ответственности, но главная — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью. 

Моральная ответственность предполагает умение человека самому оценивать свои действия, предвидеть их последствия и не оставаться равнодушным к нуждам и проблемам другого человека.

 Физминутка

Мы устали, засиделись. Нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Головой теперь покрутим – лучше мозг работать будет. ( Вращения головой.)

Вправо, влево поворот, а потом наоборот. (Повороты корпусом.)

3.Как воспитать в себе ответственность? (слайд 8)

Про кого так говорят: «Он человек ответственный»? (ответы уч-ся)

Важно с ранних лет вырабатывать в себе твердую моральную ответственность, уметь содействовать добру и противостоять злу.

Что для этого нужно? ( прочитать на листочках)

1.Надо стараться вести себя дисциплинированно, не нарушать требований, которые предъявляют учителя, родители, другие взрослые, а также требования, которые вы сами себе предъявляете.

Казалось бы, как просто: не делай того, что нельзя. Но многое мешает нам быть дисциплинированным (насмешки приятелей, несобранность, дурные привычки). Но все можно преодолеть, если захотеть.

2.Ответственным станет тот, кто осознает значение этого качества характера для себя и для всех людей. Таких людей уважают. Это надежные друзья, на них всегда и во всем можно положиться.

3.Нужно научиться контролировать себя. Для этого полезно спрашивать себя: правильно ли я поступил? Не принес ли я своим поступком вреда? Не подвел ли я кого-то своей необязательностью?

- Что мешает стать ответственным? (самооправдание, иногда достигает чудес изобретательности)

Задание

Выберите качества характера, которые помогают быть ответственным: честность, точность, доброта, агрессивность, неряшливость, вспыльчивость, трудолюбие, аккуратность, лень, смелость, вежливость, обязательность. (слайд 8)

Проверь себя (слайд 9)

Ответьте на вопросы (да или нет)

- Всегда ли вы выполняете свои обещания?

- Были ли случай, когда вы признались учителю в своем поступке?

- Вам легче признаться в плохом поступке или обмануть кого-либо?

Если вам пришлось дать больше ответов «нет», чем «да», следует подумать об укреплении чувства ответственности.


 Вывод. Моральная ответственность – это ответственность перед своей совестью. Моральный человек не позволит себе проступка, даже если об этом никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше суда окружающих.  Вы поможете своим товарищам обрести ответственность, если будете им доверять, относиться с уважением, показывать, что вы надеетесь на них, не сомневаетесь в их добрых качествах.

У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других» Ребята, все в ваших руках!

Рефлексия. Сегодня вы хорошо работали, показали, что умеете отвечать на вопросы, рассуждать. Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться полученные знания?

- А теперь давайте поднимем смайлики, для того, чтобы оценить как же вы поработали на уроке.

1 смайлик (расстроенный) – не достаточно хорошо

2 смайлик ( подмигивающий) – хорошо

3 смайлик ( улыбчивый) – отлично


Подведение итогов.

Домашнее задание.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.