Интегрированный урок музыки и шахмат «Музыкально-шахматный турнир. Тактические приёмы» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Лениногорска»
МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Интегрированный урок музыки «Шахматы на уроках в 1-х классах»
Тема:
«Музыкально-шахматный турнир.
Тактические приёмы»
Автор: учитель музыки
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №7 г. Лениногорска»
Усманова О.В.
2017 год
Урок № 27 в разделе «Музыка и ты»
Класс 1
Технологическая карта интегрированного урока музыки в 1 классе
«Шахматы на уроках в 1 классах»
Тема |
Музыкально-шахматный турнир. Тактические приёмы. |
||||
Цели и задачи |
Цель: Научить детей использовать сочетание тактических приемов при изучении музыкального искусства. Обогатить представление учащихся о музыкальных инструментах (в процессе восприятия инструментальных произведений). Задачи: Образовательная: научить учащихся различать разновидности звучания музыкальных инструментов, с их тембровой окраской, выразительными возможностями. Развивающая: развивать творческие музыкальные способности через практические умения и навыки в процессе слушания, исполнения, движения под музыку и её пластическое интонирование. Воспитательная: воспитать музыкально - эстетический вкус, интерес к исполнительской деятельности. |
||||
Планируемые результаты |
Планируемые результаты: Предметные: Научатся различать разновидности звучания музыкальных инструментов; Совершенствуют навыки тактических приемов при изучении музыкального искусства. Метапредметные: Регулятивные УУД: Учатся определять тему, цель урока, анализировать тембровое звучания музыкальных инструментов; Учатся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД: Учатся извлекать информацию, выявлять сущность, особенности музыкальных понятий, на основе анализа делать выводы. Коммуникативные УУД: Учатся оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге, слушать и понимать позицию другого; петь и играть. Личностные: Учатся выражать своё отношение к прослушанному музыкальному произведению, чувства эмоции, опираться на свой личностный имеющийся опыт и использовать его на практике; формируют потребность общения с исполнительской культурой. |
||||
Основные понятия |
Тактические приёмы, шахматная игра, тембр, мелодия, регистр, исполнитель. |
||||
Ресурсы: |
Презентация, музыкальные инструменты: скрипка, балалайка, барабан, фортепиано. |
||||
Форма организации познаватель-ной деятельности |
Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
||||
Методы стимулирова-ния |
Словесные, создание ситуации успеха. |
||||
Педагогические технологии |
игровая технология; коммуникативная технология; технология сотрудничества; технология имитационно-игрового моделирования. |
||||
Конспект урока |
|||||
Этапы урока |
Цели этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
При-ложения |
|
1.Мотивация к учебной деятельно-сти 1.1Психологическая подготовка к уроку |
Создать условия для возникнове-ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятель-ность. |
Настраивает на работу. Психологически подготавливает учащихся к общению на уроке. Музыкально приветствует учащихся «Музыка, здравствуй» Учитель исполняет приветствие: Добрый день! Уважаемые эрудиты! У нас сегодня не совсем обычный урок. Урок в форме музыкально-шахматного турнира. Сегодня мы проверим свои знания, сообразительность и скорость своей реакции. И так класс делится на 2 команды. Выберите Шахматного командира, который находится за шахматной доской. |
Музыкальное приветствие учащихся. Поют вместе с учителем. Переключаются на урок музыки, создаются условия для эмоционального настроя на плодотворную работу. |
Слайд № 1 |
|
2.Введение в тему |
Организовать постановку учебной проблемы |
А кто скажет, что такое шахматная игра? Шахматная игра – это сражение двух армий: Белой и Чёрной. Каждой армией командует храбрый и умный командир – это я и мой соперник |
Ответы детей. |
Слайд № 2 |
|
3.Формулирование темы 4.Открытие нового знания |
Звучит музыкальный фрагмент -Ребята, а как композитор сочиняет музыку? -А как вы думаете, композитор продумывает свое музыкальное сочинение? Правильно, он сочиняет план и рассказывает историю с помощью звуков, мелодии и средств музыкальной выразительности. -Мы можем сказать, что у композитора есть своя тактика и тактические приемы? -Что такое тактический приём? Ответ вы найдете в словарике. Тактический прием - наиболее эффективный способ действия, обеспечивающий успешное решение какой-либо задачи. А вы знаете, ребята, когда композитор сочиняет музыку, он тоже строит мелодию так, чтобы музыка зазвучала в наших сердцах. - Это можно назвать тактическим приёмом? Как вы думаете, можно ли совместить музыку с шахматным турниром? |
Учащиеся узнают фрагмент, называют автора и название Ответы: придумывает сюжет (идею), характер, темп, чувства…. Находят в словаре понятие Тактические приемы. Предполагаемый ответ: можно, потому что чтобы решить задачу с построением музыкальной мелодии ее надо успешно выстроить. |
Слайд № 3 |
||
5.Примене-ние нового знания на основе уже полученных. |
Организо-вать поиск решения учебной проблемы |
Задача команд дать возможность сразиться двум Шахматным командирам. Как только команда преодолеет своё испытание, Шахматным командирам дается возможность совершить свой ход, ход к победе. - Молодцы! А какие же основные правила существуют при игре в шахматы. - Игроки ходят по очереди или кто когда захочет? (игроки ходят по очереди) - Какого цвета фигуры всегда начинают игру первыми? (Белые) - Сколько фигур можно передвинуть при каждом ходе? (только одну свою фигуру) - А мы имеем право «бить» («съедать») любую вражескую фигуру или нет? (Мы имеем право бить любую вражескую фигуру кроме короля) -А что мы делаем с «битой» фигурой? (снимаем ее с доски и она выбывает из игры). Вот этих правил мы и будет держаться, но ещё раз напоминаю, что наши Шахматные командиры имею право хода только после того, как команда одного из Шахматных короля с успехом преодолевает своё испытание. И так, начинаем. |
Знакомятся с правилами ведения урока. Отвечают на вопросы Проявляют интерес к уроку. Знакомятся с правилами проведения игры музыкально- шахматный турнир. |
Слайд № 4 |
|
Формиро-вать полученные знания на уроках Формирование новых знаний Подведение итога. |
I. Разминка. Вопросы командам: Команде №1- как называется жанр народной песни шутливого содержания Команде №2 - как называется жанр народной песни, который поют ребенку перед сном? II. Какая команда ответит первой? Он пишет музыку для нас, III. Загадки про музыкальные инструменты: Команда № 1 Как будто девушка запела, Команда № 2 Я стою на трех ногах, Команда № 1 Три струны, играет звонко Команда № 2 Со мной в поход легко идти, Физминутка: Исполнение песни «Веселый музыкант» с движениями. Учитель:Шахматные короли начали свой турнир благодаря вашим знаниям о музыке. С этими инструментами мы с вами уже знакомы. Сегодня узнаем о новых. Для этого нам надо выполнить следующее задание: Но теперь Шахматные короли продолжают свою игру и вслух называют действие хода. А потом мы отвечаем на музыкальные вопросы. Ваша задача узнать по звучанию инструмент. И так ваш ход, уважаемые Шахматные короли. Музыкальная загадка № 1 ♫ Ж. Рамо «Тамбурин». А кто знает, что это за инструмент такой? Клавесин — клавишный струнный музыкальный инструмент. Музыкант, исполняющий музыкальные произведения на клавесине называетсяклавесинистом.Самое раннее упоминание инструмента 1397 года (Италия). Музыкальная загадка № 2 ♫И.Конради – «Менуэт» Лю́тня — струнный щипковый музыкальный инструмент. Исполнителя на лютне называется лютнистом Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая. Давайте послушаем и посмотрим как играют на лютне. https://www.youtube.com/watch?v=Np7NKanFAgM -А сейчас, ребята, я предлагаю вам использовать знания, которые вы сегодня получили, я предлагаю в игру «Исполни музыку». Сейчас для каждой команды прозвучат музыкальные произведения, а вы должны узнать музыкальный инструмент и изобразить игру на нём. -Какой музыкальный инструмент мы услышали и изобразили? - Посмотрите, что сегодня мы с вами узнали по теме урока? Как весело наш урок подошёл к концу. А что же с нашими Шахматными королями? Посмотрите. У них ничья! Так же как и у нас Победила ДРУЖБА! |
-Частушки, весёлые шуточные песни. Ход Шахматного короля 1-ой группы -Колыбельная, мягкая, добрая, напевная. Ход Шахматного короля 2-ой группы (и так далее после каждого правильного ответа) -Композитор, перечисляют композиторов, которых знают. -Команды поочерёдно отгадывают инструменты, показывают их и рассказывают всё. Что о них знают. - Дети исполняют песню и виртуально показывают игру на инструментах: скрипки, балалайки, барабане. Учащиеся за шахматной доской делают очередной ход и озвучивают его. - звучал клавесин. Рассказывают всё, что знают об этом инструменте. Учащиеся за шахматной доской делают очередной ход и озвучивают его. - Это тоже один из старинных инструментов, называется Лютня -каждая команда определят инструмент и изображает его движениями под музыку. |
Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 |
||
6 Домашнее задание |
Организовать инструктаж выполнения д/з. |
Подготовить рассказ об инструментах, которые вы услышите в течении следующей недели. Пригласить на турнир в шахматы родителей. |
Задают по мере необходимости вопросы |
||
7 Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
Зафиксиро-вать новое содержание урока; |
- О каких инструментах вы узнали сегодня на уроке? - Перечислите по очереди все инструменты, которые вы уже знаете. Предлагается детям оценить свою работу на уроке, показать самооценку своей работы на уроке с помощью хлопков (громко, тихо) и проговорить, насколько хорошо удалось добиться поставленных целей. Молодцы! И я предлагаю исполнить на шумовых инструментах нашу весёлую «Камаринскую» |
Оценивают свою работу во время урока и полученные навыки и умения. Дети играют на шумовых инструментах, которые разложены на партах, «Камаринскую» |
Слайд № 8 |
|
8 Подве-дение итогов |
Организовать подведение итогов урока; отметить работу учащихся |
Музыкальное прощание Наш урок подошел к концу, попрощаемся музыкально: Снова слышим мы звонок Пора заканчивать урок Вас я всех благодарю Всем «спасибо» говорю |
Исполняют |
Слайд №9 |
Список научно-методического обеспечения и ресурсов сети Интернета:
1. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.
2. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
3. Е.П.Чеповецкий «Приключение шахматного солдата Пешкина». Издательство: Школа, 2013. http://samouchitelposhahmatam.blogspot.ru/p/shakhmati-taktika-dlja-nachinajushhikh.html
4. https://www.youtube.com/watch?v=Np7NKanFAgM