12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рыбалкина Дарья Сергеевна34

Конспект урока музыки для 5 класса.

Тема урока:  «Всю жизнь мою несу родину в душе».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма урока:  урок-беседа.

Цель:  ознакомить учащихся с патриотизмом в музыке на примере композиторов разных народов.

Задачи: образовательная - обеспечить усвоение новых знаний о композиторах; воспитательная -  осуществить нравственное воспитание, главным образом патриотизм и понимание того, что каждый народ любит свою страну; развивающая – обогащение мировоззрения и эстетического вкуса учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУДзнание культуры своего народа, своего края; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов и культур; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные УУД - умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Оборудование урока: синтезатор, портреты Гаврилина и Шопена, ноутбук, акустическая система.



Ход урока

Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

Учитель пропевает с игрой на фортепиано «Здравствуйте, ребята!»

Ученики отвечают по нисходящему трезвучию «Здравствуйте!»

Учитель:

-Ребята, сначала проверим домашнее задание. Кто готов рассказать о любимом русском композиторе?

Отвечают два ученика.

Учитель:

-Молодцы! Остальные могут сдать тетради с заданием в конце урока. Как вы думаете, почему мы говорим именно о русских композиторах? О чем может пойти речь на уроке?

Ответы учеников (Родина, Россия, патриотизм).

Учитель:

-Вы абсолютно правы! Речь пойдёт о родине и любви к ней. Скажите, патриотом может быть только русский человек?

Ответы учеников (Нет, патриотом своей страны может быть человек любой национальности).

Учитель:

-Конечно! И сегодня мы познакомимся с патриотом своей страны- Фредериком Шопеном. У этого композитора была тяжелая судьба. Из-за политических восстаний Фредерик Шопен был вынужден покинуть любимую Польшу, как оказалось, навсегда. На прощание, друзья композитора подарили ему кубок, наполненный польской землёй, который он хранил до конца жизни. Как вы думаете, почему он хранил такой необычный подарок?

Ответы учеников (Шопен любил Польшу, скучал по ней и по своим близким).

Учитель:

-Совершенно верно. Этот подарок символизировал Родину, на которую композитор не мог вернуться. Как мы знаем, музыканты пишут произведения о том, что их волнует, а Шопена волновала судьба Польши, которая переживала трудные времена. В творчестве композитора случается перелом. Он скорбит о судьбе родной страны и так рождается «Революционный этюд». Ребята, предположите из названия, какой может быть эта музыка?

Ответы учеников (Грустная, скорбная, печальная, тяжелая, грозная).

Учитель:

-Сейчас мы проверим ваши догадки. Я включу произведение, слушайте внимательно и подумайте, что совпало с нашими вариантами и что вы можете добавить.

Слушание произведения.

Учитель:

-Итак, кто хочет высказаться? Что совпало, что можете добавить?

Ответы учеников (Все совпало, а еще, музыка быстрая, торопливая, словно кто-то убегает, очень волнительная и тревожная).

Учитель:

-Я с вами полностью согласна. Эта музыка наполнена драматизмом и переживаниями о судьбе родной страны и народа. Кстати, название «Революционный» придумал друг Шопена- пианист и композитор Ференц Лист. Запишите название произведения в тетрадь. А кто скажет, что такое этюд?

Ответы учеников ( Этюд- это музыкальное произведение, предназначенное для развития техники музыканта).

Учитель:

-Верно. Но, как видите, со временем, этюд стал полноценным произведением не только для развития техники, но и для эстетического наслаждения. Как мы с вами решили в начале урока, патриотом может быть гражданин любой страны. Сейчас мы поговорили о польском композиторе и его любви к Польше. А теперь поговорим о нашем земляке, композиторе с Вологодчины- Валерии Александровиче Гаврилине. В его честь в нашей области проходит «Гаврилинский фестиваль».  Гаврилин один из известнейших жителей Вологодской области, замечательный самобытный композитор. Наряду со Свиридовым и Щедриным он был представителем «новой фольклорной волны». Хоть композитор и прожил большую часть своей жизни в Санкт-Петербурге, но связи со своей малой родиной он никогда не разрывал. Гаврилин на протяжении жизни писал музыку для Вологодского театра, был членом жюри вологодских конкурсов и вообще принимал активное участие в культурной жизни города. По эстетике его музыка близка к прозе В.Шукшина. Я не просто так упомянула эту фамилию. Как вы считаете, как может быть связана музыка и литература?

Ответы учеников (На литературный текст можно написать песню, оперу, балет, а можно вдохновиться произведением и написать инструментальную музыку).

Учитель:

-Именно так и поступил Гаврилин. Самое свое монументальное произведение композитор подписал фразой «По прочтении В.Шукшина». Этим произведением стала симфония-действо «Перезвоны». Запишите фамилию композитора и название произведения в тетрадь. Как вы понимаете понятие симфония-действо?

Ответы учеников (Большое произведение для оркестра, но инструменты не просто играют, на сцене должно происходить какое-то действие, представление).

Учитель:

-«Перезвоны»- не просто симфоническое произведение. А для того, что бы понять, что же тут необычного, я включу вам одну из частей произведения. Название сразу говорить не буду, поразмышляйте, как бы вы сами назвали эту часть. И второй вопрос: кто будет исполнять произведение?

Слушание части «Вечерняя музыка».

Учитель:

-Сначала скажите, кто же является исполнителем?

Ответы детей (Смешанный хор).

Учитель:

-Абсолютно верно! Посмотрите, как необычно звучат голоса, очень похоже на звучание оркестра. А были ли слова в этом произведении?

Ответы детей (Нет).

Учитель:

-Но голоса были?

Ответы детей (Да).

Учитель:

-Это называется вокализ. Запишем определение в тетрадь. «Вокализ- это вокальное произведение, предназначенное для исполнения голосом без слов».

А теперь скажите, как бы вы назвали это произведение? Отталкивайтесь от характера музыки.

Ответы учеников.

Учитель:

-А если представить, что это время суток, то это скорее утро, день, вечер или ночь? Поднимите руки, кто думает, что это утро. День. Вечер. Ночь. Каждый чувствует музыку по-своему, у каждого свои ассоциации и это прекрасно. А вот композитор так чувствует вечер. Представьте деревню.  После долгого трудового дня люди наконец-то могут отдохнуть. Они сидят во дворике, спокойные и счастливые. Садится солнце, вокруг тихо. И тут кто-то тихонечко запевает… Потом протяжную песню подхватывают остальные. Так представляю себе это произведение я. Валерий Гаврилин назвал эту часть «Вечерняя музыка». Запишем название в тетрадь.

Вернёмся к тому, с чего мы начали урок- любовь к родине. Мы поговорили о двух композиторах из разных стран. Назовите имя и родину первого композитора.

Ответы учеников (Шопен, Польша).

Учитель:

-Верно. Фамилия и родина второго композитора?

Ответы учеников (Гаврилин, Россия, Вологда).

Учитель:

-Правильно. Ребята, обязательно запомните эту фамилию, так как это самый известный композитор нашей области. Позже мы познакомимся еще с несколькими композиторами Вологодской области, но они менее известны, чем Валерий Александрович Гаврилин. И Шопен, и Гаврилин очень любили свою родину. И они любили ее по-разному. Гаврилину посчастливилось не расставаться со своей страной, и даже с родным городом он поддерживал тесную связь. Шопену же пришлось любить свою родину издалека. Он скончался в Париже, но завещал, чтобы его сердце покоилось в Польше. Сердце композитора было отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Все, кто активно принимал участие в ходе урока, получат оценки. Так же, оценки получат те, кто подготовил домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок: послушать «Весело на душе» из симфонии-действа «Перезвоны» Гаврилина, рассказать, чем эта часть отличается от «Вечерней музыки». На сегодня всё, спасибо за урок, до встречи!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.