Урок музыки в 6 классе с элементами Сингапурской методики на тему «Увертюра»

2
0
Материал опубликован 21 October 2019

Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок музыки, рисования или МХК по ФГОС»







Чистина Татьяна Викторовна,

Учитель музыки,

МБОУ СОШ № 1

г. Красновишерск, Пермский край















Конспект урока музыки в 6 классе,

С элементами Сингапурской методики




















2019 год


Тема урока: Увертюра.

Тип урока: Обобщение.

Цель урока (педагога): проверка полученных знаний по теме.

Цель урока (для детей): обобщение полученных знаний по теме.

Задачи:

- проверить знания по теме увертюра:

- закрепить полученные знания и навыки (музыкальные);

- сравнить известные увертюры;

- обобщить весь материал.

Предметные результаты:

- знать жанр увертюра и композиторов, известных программных увертюр;

- понимать и определять характер музыкальных тем;

- слушать и узнавать основные музыкальные темы увертюры «Эгмонт» Л.В. Бетховена и «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.

Метапредметные результаты:

- формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы;

- совершенствование видов речевой деятельности;

- совершенствование умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий.

 Личностные результаты: 

- формировать художественный вкус;

- Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;

- Знание музыкальной культуры России и других народов мира на основе творчества известных композиторов.


Формы работы обучающихся: коллективные, групповые, индивидуальные.

Ресурс (УМК): учебник «Музыка 6 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Элементы Сингапурской методики, используемые на уроке:

Хайф файв – сигнал тишины, мэнедж мэт – инструмент управления классом)

Клок Баддис – по часам, Рэлли робин – когда 2 участника по очереди обмениваются краткими ответами;

Раунд Тэйбл –письменная работа по кругу;

Сималтиниус раунд тейбл – одновременное выполнение работы и передача по кругу для проверки;

Конерс –углы и куиз-куиз-трейд – по карточкам проверяют и обучают.































Ход урока

(используется Хайф файв – сигнал тишины, мэнедж мэт – инструмент управления классом)

Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам поприветствовать друг друга. Партнеры по плечу – дайте пять друг другу; партнеры по лицу – пожмите друг другу руки и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой. 

Молодцы! Присаживайтесь. Возьмите пожалуйста циферблат и на два часа напишите имена одноклассников, с которым вы хотите встретиться. Отложите в сторонку. Внимание на экран.

Слайд 2 (на экране слова: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода, Чайковский, Бетховен)

Вопрос: Что объединяет все эти слова? К какому жанру они относятся? Правильно, увертюра. Следовательно, определите тему урока – увертюра.

Слайд 3 (по щелчку)

Молодцы. Нам знаком это жанр? Мы владеем информацией о композиторах, которые написали известные нам увертюры? Значит, какая цель нашего урока – обобщение полученных знаний об увертюре.

Какие задачи мы перед собой поставим?

- проверить свои знания;

- сравнить известные увертюры

- обобщить весь материал


(Клок Баддис – по часам, Рэлли робин – когда 2 участника по очереди обмениваются краткими ответами)


Я попрошу участников под номером 1 взять листок и разделить его на 2 части, передав вторую половину партнеру по лицу. И еще раз делим лист и передаем партнеру по плечу. Сейчас я вас прошу написать на листке все, что вы знаете об увертюре. Время на выполнение 30 сек. (по сигналу колокольчика – заканчивают). Проведите черту. И сейчас я попрошу вас встретиться с одноклассниками, которым вы назначили встречу на два часа и обсудить свои ответы, дополнив информацию друг друга ( 3 мин.) - колокольчик.


Присаживайтесь. Скажите, полезной была ваша встреча? Встаньте те, кто, встретившись с другом, дополнил свою информацию (выборочно предлагаю зачитать).

Слайд 4

Посмотрите на экран. Перед вами портреты композиторов, которые написали известные вам увертюры. Найдите ошибки на слайде! (название увертюр не соответствовали композиторам, фамилии композиторов). Молодцы!

О каждой увертюре мы говорили очень много, изучили их сюжеты, темы главных героев. Но всю ли интересную вам информацию вы запомнили?

(Раунд Тэйбл –письменная работа по кругу)

Возьмите каждый лист с заданием № 1. Вам необходимо по кругу начиная с участника под номером 4 (3) заполнить таблицу в листе ответов № 1. Каждый участник группы записывает по одному предложению. Таким образом, используя текст (он лежит у каждого участника группы), вы должны найти сходства и отличия между известными вам увертюрами (Время работы 5-10 мин.) (колокольчик)

Давайте проверим, что у вас получилось.

Участник под номером 3 группа 3 назовите какие увертюры вам пришлось сравнивать?

Участник под номером 1 группа 2 назовите сходства этих двух увертюр? Все согласны?

Участник под номером 2 группа 1 назовите отличия увертюр? Все согласны?


Молодцы! Переходим к следующему заданию. Возьмите на столах листы с заданием № 2. Подпишите их. Вам необходимо за 5 минут из предложенных суждений выбрать верное. И в колонке «До» поставить + или -, т.е. если согласны +, если нет – (колокольчик).


Проверяем. Каждый раз, если после проверки задания у вас будет правильный ответ, в колонке «После» вы ставите +, если неправильно - (проверяем).

Встаньте те, у кого в первом суждении о том, что

А) первым, кто вывел увертюру как самостоятельное программное произведение был Чайковский? (нет)

Б) увертюра «Эгмонт» посвящена реальному герою Нидерландов графу Эгмонту? (да)

В) увертюра – это вступление к опере или балету? (да)

Г) в основе увертюры Чайковского лежит тема трагедии народов Нидерландов? (нет)

Д) сюжеты литературной трагедии Гетте «Эгмонт» и музыкальной увертюры ничем не отличаются? (нет)

Е) в основу программы увертюры-фантазии Чайковского было положено литературное произведение, трагедия В. Шекспира? (да).

Ж) Увертюра «Эгмонт» начинается и заканчивается в минорной тональности? (нет)

Итак, оцениваем свою работу.

Слайд 5

Если у вас 0 -1 ошибка – оценка «5»

2-3 ошибки «4»

4-5 ошибок «3».

Поставьте оценку в оценочный лист задание №2. Оценочный лист подпишите.


(Сималтиниус раунд тейбл – одновременное выполнение работы и передача по кругу для проверки)

Конечно же, хоть мы и говорили в самом начале урока, что два произведения объединены жанром, сюжеты у них очень разные. У Бетховена – эта трагедия народа, в защиту которого выступил граф Эгмонт. У Чайковского - это трагедия двух семей, из-за вражды которых погибли их влюбленные дети.

Я предлагаю вам вспомнить самые известные музыкальные темы из этих увертюр. Возьмите лист с заданием номер 3, подпишите его, и слушая музыку впишите слова, характеризующие каждую тему. Подсказка на слайде.

Слайд 6

- тема испанцев – зловещая, тяжелая, суровая

- тема народа – подавленная, интонации вздоха

- тема победы – мажорная, огненная (3 мин)

Слушаем темы из увертюры «Ромео и Джульетта» и по такому же принципу выполняем задание.

Слайд 7

Тема монаха Лоренцо – умиротворенная, повествующая

Тема борьбы двух семей – враждебная, тревожная

Тема Любви – светлая, парящая (3 мин)

Передайте теперь свои листочки по кругу соседу и проверьте правильность выполнения.

Слайд 8

Оцените работу соседа по шкале.

Слайд 9

Верните лист хозяину и занесите оценку в оценочный лист. колокольчик.

А сейчас возьмите лист с заданием № 4. Это слуховой анализ. Вам необходимо расставить нумерацию звучащих фрагментов напротив правильного ответа.



Название темы

Номер звучания

Тема испанцев «Эгмонт»

4

Тема любви «Ромео и Джульетта»

2

Тема победы «Эгмонт»

6

Тема борьбы двух семей «Ромео и Джульетта»

3

Тема народа «Эгмонт»

5

Тема народа Лоренцо

1



Передайте свои листы соседу по кругу. Проверьте правильность результатов с результатами на экране.

Слайд 10

Поставьте оценку по следующей шкале:

0-1 ошибок – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок - «3»

Слайд 11

Передайте результаты хозяину листа и занесите оценку в свой оценочный лист.

(конерс –углы и куиз-куиз-трейд – по карточкам проверяют и обучают)

Большую работу сейчас вы провели. И наверняка почувствовали себя настоящими знатоками увертюры «Эгмонт» и «Ромео и Джульетта». Встаньте, пожалуйста те, кто может поделиться своими знаниями с другими ребятами. Замечательно. Я предлагаю вам стать экспертами в данной области. В двух символических углах находятся афиши увертюр. Я попрошу экспертов взять у меня карточки с вопросами и встать к своей увертюре. А остальных попрошу взять карточки с ответами и подойти к разным экспертам и ответить по очереди на предложенные вопросы. Время на обобщение и проверку знаний 5 минут. (колокольчик)

Работа с экспертами.

Присаживайтесь! Эксперты довольны ответами ребят? Молодцы.

И в завершении нашего урока посмотрите на слайд и выберите для себя тот вариант ответа, который соответствует вашему состоянию.

Слайд 12

Я попрошу встать тех, кто считает, что он

как мэтр, уверенно блистал способностями на уроке;

- как молодое дарование, делал первые, но уверенные шаги на пути к славе;

- как начинающий солист, владеет знаниями, но был не уверен в своем ярком звучании.



Я благодарна вам за хорошую работу. Урок окончен.





































Приложение 



Часы (Клок Баддис)



t1571646003aa.png





Задание № 1

Текст для работы

Темой трагедии увертюры Бетховена «Эгмонт» послужила борьба народов Нидерландов за независимость против испанского владычества. В основе увертюры лежит литературное произведение трагедии Гетте «Эгмонт». Увертюра сочинена в сонатной форме. Заканчивается увертюра в мажорной тональности, прославляю героизм и самопожертвование во имя свободы. Исполняет увертюру симфонический оркестр.

Симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского написана на основе литературного произведения трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», повествующая о любви, верности и трагической гибели двух юных героев. Написана увертюра в сонатной форме. Заканчивается увертюра в миноре, траурным маршем, скорбными аккордами оркестр

Таблица для заполнения

Запишите сходства увертюр

Запишите отличие увертюр










Задание № 2



Суждение

До

После

А) первым, кто вывел увертюру как самостоятельное программное произведение был Чайковский?




Б) увертюра «Эгмонт» посвящена реальному герою Нидерландов графу Эгмонту?




В) увертюра – это вступление к опере или балету?




Г) в основе увертюры Чайковского лежит тема трагедии народов Нидерландов? (нет)




Д) сюжеты литературной трагедии Гетте «Эгмонт» и музыкальной увертюры ничем не отличаются?




Е) в основу программы увертюры-фантазии Чайковского было положено литературное произведение, трагедия В. Шекспира?




Ж) Увертюра «Ромео и Джульетта» начинается и заканчивается в минорной тональности?






 



Задание № 3



Музыкальная тема

Характер

Тема Испанцев


Тема Народа


Тема Победы


Тема Лоренцо


Тема борьбы двух семей


Тема любви Ромео и Джульетты




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.