Урок музыки в 6 классе с элементами Сингапурской методики на тему «Увертюра»
Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок музыки, рисования или МХК по ФГОС»
Чистина Татьяна Викторовна,
Учитель музыки,
МБОУ СОШ № 1
г. Красновишерск, Пермский край
Конспект урока музыки в 6 классе,
С элементами Сингапурской методики
2019 год
Тема урока: Увертюра.
Тип урока: Обобщение.
Цель урока (педагога): проверка полученных знаний по теме.
Цель урока (для детей): обобщение полученных знаний по теме.
Задачи:
- проверить знания по теме увертюра:
- закрепить полученные знания и навыки (музыкальные);
- сравнить известные увертюры;
- обобщить весь материал.
Предметные результаты:
- знать жанр увертюра и композиторов, известных программных увертюр;
- понимать и определять характер музыкальных тем;
- слушать и узнавать основные музыкальные темы увертюры «Эгмонт» Л.В. Бетховена и «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.
Метапредметные результаты:
- формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы;
- совершенствование видов речевой деятельности;
- совершенствование умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий.
Личностные результаты:
- формировать художественный вкус;
- Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;
- Знание музыкальной культуры России и других народов мира на основе творчества известных композиторов.
Формы работы обучающихся: коллективные, групповые, индивидуальные.
Ресурс (УМК): учебник «Музыка 6 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Элементы Сингапурской методики, используемые на уроке:
Хайф файв – сигнал тишины, мэнедж мэт – инструмент управления классом)
Клок Баддис – по часам, Рэлли робин – когда 2 участника по очереди обмениваются краткими ответами;
Раунд Тэйбл –письменная работа по кругу;
Сималтиниус раунд тейбл – одновременное выполнение работы и передача по кругу для проверки;
Конерс –углы и куиз-куиз-трейд – по карточкам проверяют и обучают.
Ход урока
(используется Хайф файв – сигнал тишины, мэнедж мэт – инструмент управления классом)
Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам поприветствовать друг друга. Партнеры по плечу – дайте пять друг другу; партнеры по лицу – пожмите друг другу руки и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
Молодцы! Присаживайтесь. Возьмите пожалуйста циферблат и на два часа напишите имена одноклассников, с которым вы хотите встретиться. Отложите в сторонку. Внимание на экран.
Слайд 2 (на экране слова: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода, Чайковский, Бетховен)
Вопрос: Что объединяет все эти слова? К какому жанру они относятся? Правильно, увертюра. Следовательно, определите тему урока – увертюра.
Слайд 3 (по щелчку)
Молодцы. Нам знаком это жанр? Мы владеем информацией о композиторах, которые написали известные нам увертюры? Значит, какая цель нашего урока – обобщение полученных знаний об увертюре.
Какие задачи мы перед собой поставим?
- проверить свои знания;
- сравнить известные увертюры
- обобщить весь материал
(Клок Баддис – по часам, Рэлли робин – когда 2 участника по очереди обмениваются краткими ответами)
Я попрошу участников под номером 1 взять листок и разделить его на 2 части, передав вторую половину партнеру по лицу. И еще раз делим лист и передаем партнеру по плечу. Сейчас я вас прошу написать на листке все, что вы знаете об увертюре. Время на выполнение 30 сек. (по сигналу колокольчика – заканчивают). Проведите черту. И сейчас я попрошу вас встретиться с одноклассниками, которым вы назначили встречу на два часа и обсудить свои ответы, дополнив информацию друг друга ( 3 мин.) - колокольчик.
Присаживайтесь. Скажите, полезной была ваша встреча? Встаньте те, кто, встретившись с другом, дополнил свою информацию (выборочно предлагаю зачитать).
Слайд 4
Посмотрите на экран. Перед вами портреты композиторов, которые написали известные вам увертюры. Найдите ошибки на слайде! (название увертюр не соответствовали композиторам, фамилии композиторов). Молодцы!
О каждой увертюре мы говорили очень много, изучили их сюжеты, темы главных героев. Но всю ли интересную вам информацию вы запомнили?
(Раунд Тэйбл –письменная работа по кругу)
Возьмите каждый лист с заданием № 1. Вам необходимо по кругу начиная с участника под номером 4 (3) заполнить таблицу в листе ответов № 1. Каждый участник группы записывает по одному предложению. Таким образом, используя текст (он лежит у каждого участника группы), вы должны найти сходства и отличия между известными вам увертюрами (Время работы 5-10 мин.) (колокольчик)
Давайте проверим, что у вас получилось.
Участник под номером 3 группа 3 назовите какие увертюры вам пришлось сравнивать?
Участник под номером 1 группа 2 назовите сходства этих двух увертюр? Все согласны?
Участник под номером 2 группа 1 назовите отличия увертюр? Все согласны?
Молодцы! Переходим к следующему заданию. Возьмите на столах листы с заданием № 2. Подпишите их. Вам необходимо за 5 минут из предложенных суждений выбрать верное. И в колонке «До» поставить + или -, т.е. если согласны +, если нет – (колокольчик).
Проверяем. Каждый раз, если после проверки задания у вас будет правильный ответ, в колонке «После» вы ставите +, если неправильно - (проверяем).
Встаньте те, у кого в первом суждении о том, что
А) первым, кто вывел увертюру как самостоятельное программное произведение был Чайковский? (нет)
Б) увертюра «Эгмонт» посвящена реальному герою Нидерландов графу Эгмонту? (да)
В) увертюра – это вступление к опере или балету? (да)
Г) в основе увертюры Чайковского лежит тема трагедии народов Нидерландов? (нет)
Д) сюжеты литературной трагедии Гетте «Эгмонт» и музыкальной увертюры ничем не отличаются? (нет)
Е) в основу программы увертюры-фантазии Чайковского было положено литературное произведение, трагедия В. Шекспира? (да).
Ж) Увертюра «Эгмонт» начинается и заканчивается в минорной тональности? (нет)
Итак, оцениваем свою работу.
Слайд 5
Если у вас 0 -1 ошибка – оценка «5»
2-3 ошибки «4»
4-5 ошибок «3».
Поставьте оценку в оценочный лист задание №2. Оценочный лист подпишите.
(Сималтиниус раунд тейбл – одновременное выполнение работы и передача по кругу для проверки)
Конечно же, хоть мы и говорили в самом начале урока, что два произведения объединены жанром, сюжеты у них очень разные. У Бетховена – эта трагедия народа, в защиту которого выступил граф Эгмонт. У Чайковского - это трагедия двух семей, из-за вражды которых погибли их влюбленные дети.
Я предлагаю вам вспомнить самые известные музыкальные темы из этих увертюр. Возьмите лист с заданием номер 3, подпишите его, и слушая музыку впишите слова, характеризующие каждую тему. Подсказка на слайде.
Слайд 6
- тема испанцев – зловещая, тяжелая, суровая
- тема народа – подавленная, интонации вздоха
- тема победы – мажорная, огненная (3 мин)
Слушаем темы из увертюры «Ромео и Джульетта» и по такому же принципу выполняем задание.
Слайд 7
Тема монаха Лоренцо – умиротворенная, повествующая
Тема борьбы двух семей – враждебная, тревожная
Тема Любви – светлая, парящая (3 мин)
Передайте теперь свои листочки по кругу соседу и проверьте правильность выполнения.
Слайд 8
Оцените работу соседа по шкале.
Слайд 9
Верните лист хозяину и занесите оценку в оценочный лист. колокольчик.
А сейчас возьмите лист с заданием № 4. Это слуховой анализ. Вам необходимо расставить нумерацию звучащих фрагментов напротив правильного ответа.
Название темы | Номер звучания |
Тема испанцев «Эгмонт» | 4 |
Тема любви «Ромео и Джульетта» | 2 |
Тема победы «Эгмонт» | 6 |
Тема борьбы двух семей «Ромео и Джульетта» | 3 |
Тема народа «Эгмонт» | 5 |
Тема народа Лоренцо | 1 |
Передайте свои листы соседу по кругу. Проверьте правильность результатов с результатами на экране.
Слайд 10
Поставьте оценку по следующей шкале:
0-1 ошибок – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибок - «3»
Слайд 11
Передайте результаты хозяину листа и занесите оценку в свой оценочный лист.
(конерс –углы и куиз-куиз-трейд – по карточкам проверяют и обучают)
Большую работу сейчас вы провели. И наверняка почувствовали себя настоящими знатоками увертюры «Эгмонт» и «Ромео и Джульетта». Встаньте, пожалуйста те, кто может поделиться своими знаниями с другими ребятами. Замечательно. Я предлагаю вам стать экспертами в данной области. В двух символических углах находятся афиши увертюр. Я попрошу экспертов взять у меня карточки с вопросами и встать к своей увертюре. А остальных попрошу взять карточки с ответами и подойти к разным экспертам и ответить по очереди на предложенные вопросы. Время на обобщение и проверку знаний 5 минут. (колокольчик)
Работа с экспертами.
Присаживайтесь! Эксперты довольны ответами ребят? Молодцы.
И в завершении нашего урока посмотрите на слайд и выберите для себя тот вариант ответа, который соответствует вашему состоянию.
Слайд 12
Я попрошу встать тех, кто считает, что он
– как мэтр, уверенно блистал способностями на уроке;
- как молодое дарование, делал первые, но уверенные шаги на пути к славе;
- как начинающий солист, владеет знаниями, но был не уверен в своем ярком звучании.
Я благодарна вам за хорошую работу. Урок окончен.
Приложение
Часы (Клок Баддис)
Задание № 1
Текст для работы
Темой трагедии увертюры Бетховена «Эгмонт» послужила борьба народов Нидерландов за независимость против испанского владычества. В основе увертюры лежит литературное произведение трагедии Гетте «Эгмонт». Увертюра сочинена в сонатной форме. Заканчивается увертюра в мажорной тональности, прославляю героизм и самопожертвование во имя свободы. Исполняет увертюру симфонический оркестр.
Симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского написана на основе литературного произведения трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», повествующая о любви, верности и трагической гибели двух юных героев. Написана увертюра в сонатной форме. Заканчивается увертюра в миноре, траурным маршем, скорбными аккордами оркестр
Таблица для заполнения
Запишите сходства увертюр | Запишите отличие увертюр |
| |
Задание № 2
Суждение | До | После |
А) первым, кто вывел увертюру как самостоятельное программное произведение был Чайковский? | | |
Б) увертюра «Эгмонт» посвящена реальному герою Нидерландов графу Эгмонту? | | |
В) увертюра – это вступление к опере или балету? | | |
Г) в основе увертюры Чайковского лежит тема трагедии народов Нидерландов? (нет) | | |
Д) сюжеты литературной трагедии Гетте «Эгмонт» и музыкальной увертюры ничем не отличаются? | | |
Е) в основу программы увертюры-фантазии Чайковского было положено литературное произведение, трагедия В. Шекспира? | | |
Ж) Увертюра «Ромео и Джульетта» начинается и заканчивается в минорной тональности? | | |
Задание № 3
Музыкальная тема | Характер |
Тема Испанцев | |
Тема Народа | |
Тема Победы | |
Тема Лоренцо | |
Тема борьбы двух семей | |
Тема любви Ромео и Джульетты | |