Урок на тему «Гидролиз солей. Оксиды: классификация, свойства, получение»
Урок
Тема урока: Гидролиз солей. Оксиды: классификация, свойства, получение
Цели урока:
Образовательная: ознакомить уч-ся с химическими понятиями: электролитическая диссоциация, гиролиз солей;с химическими процессами ― электролитической диссоциации, гидролизом солей;со значением гидролиза в химических процессах; формировать умение определять различия и сходства химических свойств основных и кислотных оксидов, развивать навыки оформления записи химических уравнений.
Развивающая:сформировать навыки записи уравнений реакций гидролиза солей (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости; определения рН среды с использованием кислотно-основных индикаторов. способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, устанавливать причинно – следственные связи; развивать умения работать по заданному алгоритму, проверять и оценивать учебного материала.
Воспитательная: воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания.
Тип урока: Комб. урок
Ход урока
1.Орг.момент.
2.Опрос уч-ся по пройденному материалу.
классификация веществ в свете ТЭД
понятие о диссоциации
теория электролитической диссоциации.
навыки записи уравнений реакций ионного обмена (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости
реакции ионного обмена
3.Изучение нового материала.
навыки записи уравнений реакций гидролиза солей (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости
4 . Закрепление нового материала.
навыки записи уравнений реакций гидролиза солей (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости
Дайте определение кислотам в свете теории ЭД.
Дайте определение основаниям в свете теории ЭД.
Дайте определение солям в свете теории ЭД.
5 . Задание на дом. Химия-11 Стр 163-173
Урок : Оксиды: классификация, свойства, получение
Методы обучения: беседа, объяснение, сравнение, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент.
Средства обучения: оборудование и реактивы для опытов, технологические карты, мультимедиа средства
На доске: формулы веществ H2O; KI; HCI; HNO3
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Актуализация знаний.
Слово учителя. …В 1870 году в Петербургской Академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом. Например:
водород кислородович;
калий йодович;
водород хлорович;
водород азотович трехкислов.
На доске формулы (H2O; KI; HCI; HNO3)
- Ребята, как выдумаете, по какому принципу их назвали?
- Давайте попробуем написать формулы веществ, которые по этому принципу звучат так:
Алюминий кислородович –
Калий кислородович –
Сера трикислородович – (один ученик работает у доски)
- А как сейчас будут звучать названия этих веществ?
- Как эти вещества можно назвать одним словом? )
- Так, какие вещества мы называем оксидами? (определение оксидов)
- Какие виды оксидов вы знаете?
- Вы правильно ответили на мои вопросы, а сейчас следующее задание:ответить на вопросы.
- Назовите оксиды, которые вы отнесли к основным, к кислотным. (называют оксиды)
- Итак, основными видами оксидов являются основные и кислотные. (появляется блок-схема)
- Как вы думаете, почему их так назвали?
- Правильно, основным оксидам соответствуют основания, а кислотным – кислоты. (на блок-схеме появились стрелки, кислоты, основания)
- А как можно получить кислоту или основание из оксидов? (на блок-схеме появляется вода)
- Как вы считаете, вода – единственное вещество, с которым могут реагировать оксиды? Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Чему должны научиться? (Учащиеся определяют тему, цель).
На блок-схеме появляется тема.
III. Изучение нового материала.
Запишем первое свойство, которое вам уже известно – взаимодействие с водой.
Для примера возьмем основной оксид – оксид кальция; кислотный оксид – оксид фосфора (V).
На экране для проверки слайд.
оксид + вода = гидроксид
CaO + H2O= Ca(OH)2
P2O5 + 3H2O= 2H3PO4
(взаимопроверка)
- При каких условиях протекают эти реакции?
- Чем они схожи и чем отличаются?
- Определите тип реакции.
Второе свойство – это взаимодействие основных и кислотных оксидов между собой (на блок схеме появляются стрелки и свойство) с образованием соли.
Кислотный оксид + основный оксид = соль
- Рассмотрим алгоритм составления уравнений реакций взаимодействия двух оксидов с противоположными свойствами (основного и кислотного)
Na2O+ CO2 =
- Определите тип реакции.
Дополнительно: K2O + CO2 = …
Al2O3 + N2O5 =
Слайд с решением для проверки.
- С третьим свойством вы познакомитесь самостоятельно.
(страницы учебника (стр. 126- 127 до слов … итак, для оксидов характерны…); инструкции для выполнения лабораторного опыта, задание – записать уравнение реакции по алгоритму.
Учащиеся рассказывают о свойствах, на блок-схеме появляются стрелки взаимодействий.
Ребята проверяют уравнения реакций, определяют баллы.
I Вариант:
СuO + H2SO4= CuSO4 + H2O
Дополнительно:
Na2O + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O
3FeO + 2H3PO4 = Fe3(PO4)2 + 3H2O реакции обмена.
II Вариант:
СO2 + Ca(OH)2= CaCO3 + H2O
Дополнительно:
P2O5 + 6KOH = 2K3PO4 + 3H2O
SO3 + Ca(OH)2 = CaSO4 + H2O
- Что общего и в чем различие этих двух реакций?
IV. Закрепление нового материала.
Итак, сегодня мы познакомились со свойствами оксидов. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили свойства оксидов.
Заключительное слово учителя о практическом использовании оксидов в жизни.
Итак, сегодня мы познакомились с основными свойствами оксидов. А знаете ли вы, что применение оксидов началось с незапамятных времен. Например, негашеная известь – оксид кальция – уже в древнем Египте использовалась для приготовления строительных растворов. В быту мы используем оксид кальция для получения извести для побелки. Из оксида хрома (III) получают полировальные порошки и пасты, термостойкую краску для росписи фарфора.
Много удивительного таит в себе природа. О применении оксидов можно рассказывать долго, важно понять, что область применения оксидов связана с их свойствами.
IV. Итог урока.
Рефлексия.
Что нового вы узнали?
Как вы считаете, где могут пригодиться вам новые знания?
Подсчитайте полученные вами баллы и поставьте себе отметку.
V. Домашнее задание.
Габриелян О.С. Химия 11,§ 22 стр258-259;§ 22в.5 составление опорно-логического конспекта по теме: «Классификация неорганических соединений и их свойства»
Lecha
Рябова Т.С.