Урок алгебры в 8 классе на тему «Определение степени с целым отрицательным показателем»
Тема: Определение степени с целым отрицательным показателем.
Цели урока:
Образовательные
Познакомить с понятием степени с целым отрицательным показателем, способствовать формированию умение работать со степенями с целым отрицательным показателем и научить применять ее при вычислениях.
Развивающие
Развивать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, выбирать рациональный способ решения.
Воспитательные
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки для самостоятельной работы, работы в парах.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока
I. Приветствие.
Игра «Ассоциации».
«Я – учитель, я – творческая личность, моя задача –
помочь вам открыть новые знания,
хорошо говорить и легко выражать свои мысли,
применять свои знания и умения к решению новых проблем,
уверенно и легко выполнять математические операции. А кто вы?»
Выберите из этого списка для себя цель, выделите её номер и поработайте на неё в течение всего урока. В конце урока мы проанализируем, достигли вы её или нет, и почему.
1. Приобрести умения совместной деятельности.
2. Умение учиться самостоятельно.
3. Умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли.
4. Учиться применять свои знания и умения к решению новых проблем.
5. Умение уверенно и легко выполнять математические операции.
Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания, работать в парах, группах, индивидуально. Я приглашаю вас к сотрудничеству.
«Пусть кто - нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь».
М.В. Ломоносов
В справочной литературе можно найти сведения о том, что масса Солнца равна 1,989*1033 г, а масса атома водорода равна 1,674*10-24 г. Что означает запись 1033?(произведение 33-х множителей, каждый их которых равен 10) А какой смысл записи 10-24? Это мы и должны сегодня выяснить.
А до этого мы вспомним все, что нам известно о понятии степени.
Степень- это только математический термин?
Степень истощения, степень окисления, степень сравнения, степень загрязнения, до известной степени, в высшей степени, степени точности, степень разрушения. То есть слово «степень» используется в повседневной жизни. Его используют медики, биологи, физики, математики и т.д. Значение слова «степень» - предел, граница.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Теоретический фронтальный опрос.
Определение степени с натуральным показателем. Свойства степени с натуральным показателем. Определение степени числа а с показателем 1;0;
2.
Вычислите: 32, 42, 5°; 0,013,(-6)2,123, О6, 0°.
Классифицируйте выражения по какому-нибудь признаку, проведя информационно-смысловой анализ математического текста:
6 | 0 |
1/7 | х2 |
0 | 1/6 |
а2 | 1/а2 |
1/х2 (x≠0) | 7 |
3. Представьте число в виде произведения двух одинаковых множителей двумя способами: 25, 1/81, 1/25, 1/а2
4. Найдите число обратное данному
III. Проблемная ситуация.
Взгляните на число 10-24
Как вы думаете, это положительное или отрицательное число?
Немецкий философ Иммануил Кант сказал:
«Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями».
IV. Изучение новой темы.
Выполните задание.
1) Уловите закономерность и продолжите ряд чисел
...1000, 100, 10,...
(1, 1/10, 1/100, 1/1000...).
2) Представим каждое из этих чисел в виде степени числа 10:
...1000,100,10, 1, 1/10, 1/100,1/1000...
... 103, 102, 101, 10°, 1/101, 1/102, 1/103...
3) Подпишем под этими числами показатели степеней:
3, 2, 1, 0,....
Продолжив этот ряд, мы получим числа -1, -2, -3 и т.д.
Сравним показатели соседних степеней. Показатель каждой степени на 1 меньше следующего. Распространим этот закон на числа справа от 10°. Получим: 1/101 = 10-1, 1/102 = 10-2...
Получается такая строка:
10-3, 10-2, 10-1, 10°, 101, 102, 103...
Вопрос: Можем ли мы взять степень с другим основанием? С любым?
Ответ найдите в учебнике стр. 214-215
an = 1/a-n, a≠O,n- целое отрицательное число.
Вопрос. Имеет ли смысл выражение О-5?
Нет, т.к. основание степени с отрицательным показателем должно быть отлично от нуля.
Вывод. 0n имеет смысл только при положительных значениях n.
Примеры: степень => дробь
8-3=1/83; (а+в)-2= 1/(а+в)2 ; (а*в)-3= 1/(а*в)3 ; 5-2= 1/25;
(-3)-2= 1/9; в-1=1/в; (х-у)-5=1/(х-у)5;
V.Закрепление (первичное).
№ | 1 вариант | 2 вариант | Балл |
1 | З-4 | 5-3 | 1 |
2 | у-1 | x-1 | 1 |
3 | (m - n)-2 | (c-d)"2-2 | 2 |
1. Представьте степени в виде дробей с положительными показателями.
2. А теперь научимся выполнять обратное действие: заменим дробь степенью:
дробь => степень
1/67 = б-7;
1/у7 = у-7;
1/7 = 7-1.
Заменить дробь степенью.
1/58 1 балл
1/(b + с)10 1 балл
1/(х - у) 2 балла
1. 1/85 1 балл
1/(b-с)9 1 балл
1/(х + у) 2 балла
3. А сейчас займемся вычислениями:
4-2= 1/42= 1/16;
(2/3)-3 = 1/(2/3)3 = (3/2)3 = 27/8 = 3 3/8;
0,01-2 = (1/100)-2= 1002= 10000.
Самостоятельная работа с проверкой на (слайд)
1 вариант
3-2 1 балл
(-1/4)-3 1 балл
3. 0,001 3 2 балла
2 вариант
1. 2-4 1 балл
2. (-1/6)-2 1 балл
3. 0,0001-2 2 балла
Подведите итог своей работы и поставьте сами себе оценки:
12-11 очков-"5",
10-9 очков-"4",
8-6 очков-"3".
V I. Работа в группах.
А можем ли мы взять основание дробным?
Вывод
VII. Сравните с нулем.
№ 971
а) 9–5
б) 2,6–4
в) (–7,1)–6
г) (–3,9)–3
VIII. Физминутка. (Релаксация)
Известный математик К. Вейерштрасс сказал: «Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе». Для лучшего запоминания определения степени с целым отрицательным показателем.
Если минус нам не нравится,
С этим горем можно справиться:
Знак меняем в показателе,
Степень пишем в знаменателе,
Сверху ставим единичку.
Получается? Отлично!
Коль числитель единица,
Степень в знаменателе,
Пишем мы ее как степень
С целым показателем:
Дробную черту стираем,
Единицу убираем
И еще, конечно, минус
В показатель добавляем
IX Творческое задание (в парах).
Решите математическую шифровку. В ней спрятан год рождения очень известного человека:
8° (1/7)-1 (1/3)-2 (1/9)-1
1 7 9 9
Это год рождения А.С. Пушкина.
X .Найди ошибку:
XI.Историческая справка (приложение)
XII. Решение примеров из учебника
№966, №968, №969, №978, №979, №980.
XIII. Итоги урока.
– Как определяется степень с целым отрицательным показателем?
– Чему равно любое число (не равное нулю) в нулевой степени?
– Какое значение имеет выражение 0п при целом n< 0?
– Чему равно ап · а–п?
– Можно ли получить отрицательный результат при возведении положительного числа в отрицательную степень?
XIV. Рефлексия.
Продолжите предложение:
«Сегодня на уроке я узнал …»
«Сегодня на уроке я научился …»
«Наиболее трудным для меня было …»
«Больше всего мне понравилось …»
XV. Достижение личностных достижений.
На начало урока вы выбрали цель и работали над ней весь урок.
Достигли ли вы её или нет и почему? Чего вам не хватило?
Умение учиться самостоятельно.
Умения совместной деятельности.
Умения хорошо говорить и легко выражать свои мысли.
Учиться применять свои знания и умения к решению новых проблем.
Умение уверенно и легко выполнять математические операции.
XVI. Домашнее задание:
§37, №967, №970, №973.
Творческое задание: составьте математическую шифровку, используя степень с целым отрицательным показателем.
То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно.
П. Лаплас