Конспект урока русского языка «Урок на заданную букву "?"»

12
2
Материал опубликован 7 June 2020 в группе

Урок на заданную букву
PPTX / 99.45 Кб

Нестандартные уроки

                                                                                                 

                                                                                                   Все, изучающие свой язык,

… сближаются без разбора званий и состояний

к одному свету – свету НАУКИ.

                                                                                                                И. И. Срезневский


Цель - воспитывать интерес к русскому языку, к науке.

Задачи:

- способствовать видению целостности картины мира;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- расширять словарный запас обучающихся;

- учить работать в группе, создавать единый ответ на поставленный вопрос;

- развивать образное мышление, нравственные и эстетические чувства.


Межпредметные связи: русский язык, литература, экология.


Урок на заданную букву «?»

I.ВСТУПЛЕНИЕ.                                                                                                                           Слово учителя. - Добрый день! Ребята! Сегодня у нас необычный урок: мы попробуем поразмышлять над одной из букв русского алфавита … Какой? Об этом вы сами должны догадаться. И, надеюсь, работа в группах вам в этом поможет. Итак, мы начинаем.

II. РАБОТА В ГРУППАХ

1 этап. Из истории буквы слайд 1                                                                                      Эта буква была введена в состав русского алфавита реформой Петра I. Она с трудом завоевывала себе «права гражданства». Против нее выступали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков и М. В. Ломоносов. Она приживалась в русском языке долго. Её официальному введению в алфавит при Петре способствовал тот факт, что в это время в русский язык буквально хлынул поток новых слов из других европейских языков. Учёный-языковед Юрий Крижанич выбранил её «безделкой».  Сумароков честил её то «противнейшей», то «уродом». Догадались, о какой букве мы будем говорить? Тогда последняя подсказка. Эта буква занимает в нашей азбуке 31-е место. Назовите эту букву! …Э

Ответы на все задания, кроме последнего «Красноречие», в письменном виде передаются учителю или жюри из числа учеников.

Слово учителя. – Теперь мы употребляем букву Э преимущественно в заимствованных словах. …В наши дни невозможно писать еволюция, егоизм, екзамен, елемент и т.п., а поэтому не может быть сомнений в том, что буква “э” абсолютно необходима в русском алфавите.

2 этап. Лексикон слайд 2                                                                                                 Придумайте предложение, в котором было бы много слов на букву Э.

Группы совещаются и передают выполненное задание.                                                  (Учитель может прочитать свой вариант. Эффектная Элеонора элегантна, экзальтированна, эмоциональна и эрудированна.)

3-4 этапы. Орфография и толкование слов                                                                       А. Запишите правильно слова: эволюция, эквивалент, экземпляр, экзотика, экранизация, эксперимент, экспромт, эксперт, экстерьер, энтузиазм, эффект.

слайд открывается после сдачи записанных слов!

Б. Каково лексическое значение данных слов? слайд 4 (группы передают задание жюри)

5 этап. Литературный слайд 5                                                                                             -Кто, когда и по какому поводу произнёс эту фразу? Что означает это междометие в цитате? В каких случаях употребляете это междометие вы?

Группы совещаются и передают письменные ответы.                                                             (Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Бобчинский Пётр Иваныч - чиновникам, рассказывая про то, как Хлестаков живёт в трактире и не платит ни копейки. «Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило… «Э!» - говорю я Петру Ивановичу… - Д: Нет, Пётр Иванович, это я сказал : «Э!». - Б: Сначала вы сказали, а потом и я сказал. - Д., Б. : «Э!» - сказали мы с Пётром Ивановичем).

6 этап. Конкурс красноречия слайд 6

Поясните, как вы понимаете смысл высказывания одного из современных учёных: «Мы имеем один экземпляр Вселенной и не можем над ним экспериментировать». 

Заслушиваются представители групп. Определяется ЛУЧШЕЕ выступление. /Речь в течение 1 мин./

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ                                                                                         Ответственные в группе сдают оценочные листы с пометкой для выставления оценок ученикам /см. приложение/. Жюри подводит итоги. Награждение группы – победительницы. Учитель выставляет и озвучивает оценки.

 слайд 7


ЛИТЕРАТУРА:

1. Материалы приложения «Русский язык» к газете «Первое сентября», ?, ?

2. Словарь иностранных слов, Москва, ЮНВЕС, 1997г.

3. Интернет-ресурсы:

-https://sites.google.com/site/skazobukvah/istoria

-https://ru.wikipedia.org/wiki.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 "Урок на заданную букву" 9.02.2016г.      Оценочный лист
   Этапы урока                Кто отличился     Оценка
1. Из истории букв

2. Лексикон

3. Орфография

4. Толкование слов

5. Литературный

6. Красноречие

Ответственный в группе:

Учитель:



P.S.: Ответственный в группе должен уметь оценить как групповую работу сверстника, так и индивидуальное выполнение заданий. Учитель оценивает деятельность главного в команде и перепроверяет оценочные листы.































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную идею, Татьяна Юрьевна! Подобный урок можно придумать на любую букву, а их у нас 33)))

7 June 2020

Да!!! На самом деле, идея не моя. Когда-то (лет 20 назад) кое-что из опубликованных материалов я читала в газете "Первое сентября". Года 2 назад эту идею воплотила в жизнь, а опубликовала только сейчас. Всё новое не так уж забытое старое.

8 June 2020