Конспект урока русского языка «Урок на заданную букву "?"»
Урок на заданную букву
PPTX / 99.45 Кб
Нестандартные уроки
Все, изучающие свой язык,
… сближаются без разбора званий и состояний
к одному свету – свету НАУКИ.
И. И. Срезневский
Цель - воспитывать интерес к русскому языку, к науке.
Задачи:
- способствовать видению целостности картины мира;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- расширять словарный запас обучающихся;
- учить работать в группе, создавать единый ответ на поставленный вопрос;
- развивать образное мышление, нравственные и эстетические чувства.
Межпредметные связи: русский язык, литература, экология.
Урок на заданную букву «?»
I.ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя. - Добрый день! Ребята! Сегодня у нас необычный урок: мы попробуем поразмышлять над одной из букв русского алфавита … Какой? Об этом вы сами должны догадаться. И, надеюсь, работа в группах вам в этом поможет. Итак, мы начинаем.
II. РАБОТА В ГРУППАХ
1 этап. Из истории буквы слайд 1 Эта буква была введена в состав русского алфавита реформой Петра I. Она с трудом завоевывала себе «права гражданства». Против нее выступали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков и М. В. Ломоносов. Она приживалась в русском языке долго. Её официальному введению в алфавит при Петре способствовал тот факт, что в это время в русский язык буквально хлынул поток новых слов из других европейских языков. Учёный-языковед Юрий Крижанич выбранил её «безделкой». Сумароков честил её то «противнейшей», то «уродом». Догадались, о какой букве мы будем говорить? Тогда последняя подсказка. Эта буква занимает в нашей азбуке 31-е место. Назовите эту букву! …Э
Ответы на все задания, кроме последнего «Красноречие», в письменном виде передаются учителю или жюри из числа учеников.
Слово учителя. – Теперь мы употребляем букву Э преимущественно в заимствованных словах. …В наши дни невозможно писать еволюция, егоизм, екзамен, елемент и т.п., а поэтому не может быть сомнений в том, что буква “э” абсолютно необходима в русском алфавите.
2 этап. Лексикон слайд 2 Придумайте предложение, в котором было бы много слов на букву Э.
Группы совещаются и передают выполненное задание. (Учитель может прочитать свой вариант. Эффектная Элеонора элегантна, экзальтированна, эмоциональна и эрудированна.)
3-4 этапы. Орфография и толкование слов А. Запишите правильно слова: эволюция, эквивалент, экземпляр, экзотика, экранизация, эксперимент, экспромт, эксперт, экстерьер, энтузиазм, эффект.
3 слайд открывается после сдачи записанных слов!
Б. Каково лексическое значение данных слов? слайд 4 (группы передают задание жюри)
5 этап. Литературный слайд 5 -Кто, когда и по какому поводу произнёс эту фразу? Что означает это междометие в цитате? В каких случаях употребляете это междометие вы?
Группы совещаются и передают письменные ответы. (Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Бобчинский Пётр Иваныч - чиновникам, рассказывая про то, как Хлестаков живёт в трактире и не платит ни копейки. «Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило… «Э!» - говорю я Петру Ивановичу… - Д: Нет, Пётр Иванович, это я сказал : «Э!». - Б: Сначала вы сказали, а потом и я сказал. - Д., Б. : «Э!» - сказали мы с Пётром Ивановичем).
6 этап. Конкурс красноречия слайд 6
Поясните, как вы понимаете смысл высказывания одного из современных учёных: «Мы имеем один экземпляр Вселенной и не можем над ним экспериментировать».
Заслушиваются представители групп. Определяется ЛУЧШЕЕ выступление. /Речь в течение 1 мин./
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Ответственные в группе сдают оценочные листы с пометкой для выставления оценок ученикам /см. приложение/. Жюри подводит итоги. Награждение группы – победительницы. Учитель выставляет и озвучивает оценки.
слайд 7
ЛИТЕРАТУРА:
1. Материалы приложения «Русский язык» к газете «Первое сентября», ?, ?
2. Словарь иностранных слов, Москва, ЮНВЕС, 1997г.
3. Интернет-ресурсы:
-https://sites.google.com/site/skazobukvah/istoria
-https://ru.wikipedia.org/wiki.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
"Урок на заданную букву" 9.02.2016г. Оценочный лист | ||
Этапы урока | Кто отличился | Оценка |
1. Из истории букв | ||
2. Лексикон | ||
3. Орфография | ||
4. Толкование слов | ||
5. Литературный | ||
6. Красноречие | ||
Ответственный в группе: | ||
Учитель: |
P.S.: Ответственный в группе должен уметь оценить как групповую работу сверстника, так и индивидуальное выполнение заданий. Учитель оценивает деятельность главного в команде и перепроверяет оценочные листы.
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Ахметшина Наталья Юрьевна
Тришина Татьяна Юрьевна