12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мельник Виктория Олеговна563
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1 п.Хор района имени Лазо Хабаровского края, стаж 29 лет
Россия, Хабаровский край, район Лазо р.п.Хор
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
Урок «Новый Рим, или Римская империя при Константине» (учебник Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. Авторы: М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров Под научной редакцией С.П. Карпова)

Цели и задачи урока:

познакомить учащихся с деятельностью императора Константина, подвести к пониманию изменения характера императорской власти.

продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом документа, картой, давать оценку событиям.

ПЛАН УРОКА.

Император Константин

Перенесение столицы.

Реформы Константина

Оценка личности императора Константина

ХОД УРОКА:

Орг/момент: Объявление темы и задач урока.


Работа с картой (показать границы Римской империи, назвать столицу)

- Вспомните, какие территории входили в состав Римской империи (ответ: Испания, Британия. Галлия, Фракия, северной Африка Египет, Финикия, Македония, Греция, Малая Азия)

- Какие народы были соседями Римской империи? (ответ: германские племена, славянские племена).

Игра «Переводчик». Объясните слова: император, империя, варвары, христиане.


Император Константин

Работа с документом

(Константин (Флавий Валерий Аврелий Константин), родился в провинции Верхняя Мёзия в городе Наисс 27 февраля около 272 года (точный год рождения не установлен). Отцом Константина был Констанций I Хлор (Флавий Валерий Констанций Хлор), впоследствии провозглашённый Цезарем, а матерью — Елена, происходившая из простой семьи (она была дочерью трактирщика). Констанций (отец будущего императора) был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и его жена. В ранней молодости Константин служил в армии при императоре Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет. С ранней юности Константин страстно стремился к власти. Он отличался сильной волей, телесной крепостью, был щедро одарен разнообразными талантами, необходимыми хорошему правителю, и блестяще реализовал их в многолетней борьбе за власть, в которой одержал победу над всеми противниками. По его приказу в Риме воздвигли триумфальную арку. Впервые установили такую арку в честь победы одних римлян над другими. При этом безжалостно сорвали статуи и рельефы с арки «лучшего из императоров» Траяна и поместили их на арку Константина. Константин носил пышные, шитые золотом одежды, корону, украшенную драгоценностями. Он был неограниченным правителем империи, его воля была законом для всех. Даже ближайшие советники Константина не имели права сидеть в присутствии императора. При Константине возросла численность армии, в ней наряду с римлянами служили жители многих провинций – галлы, германцы, сирийцы.

Вопросы по документу

1)Назовите черты характера Константина. (Стремление к власти, ум, решительность, настойчивость.)

2)Что изменилось в управлении государством при Константине? (Власть императора не ограничивалась никем.)

Учитель:

Но у Константина были огромные проблемы. Давайте представим, что мы участники государственного совета при императоре — консистория. Император обращается к нам за советом:

«Император Константин

- Управлять огромной Римской державой из Рима мне трудно. В разных провинциях свободные земледельцы, колоны и беглые рабы поднимают восстания. Особенно мощные восстания произошли в Галлии и Северной Африке. Мои римские войска подавили восстания, но они вспыхивают вновь. Соседние племена – захватчики переправляются через реки Рейн и Дунай, служившие границами империи, и захватывают римские области одну за другой. Суровая необходимость вынуждает меня как императора держать на границах большие армии. В пределы империи непрерывно вторгаются племена варваров. Особенно страдают западные провинции империи от набегов германских племен, в том числе и город Рим. Я, как император, замыслил перенести столицу империи из Рима в другой город. Предлагаю рассмотреть и выбрать как столицу   самый  удобный  для торговли,  безопасный, удалённый  от германских племён город – Афины, Византий, Александрия или  Лютеция».

Учитель:

- Помогите сделать выбор императору Константину. Обоснуйте свой выбор.

Ученики ( как участники государственного совета при императоре — консисторий. предлагают перенести столицу Римской империи в Византий)

Учитель: Почему Константин принял решение на основе ваших советов перенести столицу в Византий (Константинополь)?

ОТВЕТ: 1. Нелюбовь императора к Риму. 2. Восточные провинции более богатые и культурнее западных, а их население со времен А. Македонского привыкло считать волю правителя государства единственным законом 3. Выгодное географическое положение ( перекресток торговых путей)

Работа с картой: 1. Где был основан город Византий (Константинополь)? (На берегу пролива Босфор.) 2. Какие два моря соединяет этот пролив? ( Чёрное и Средиземное моря.)

2. Перенесение столицы. Рассказ учителя, демонстрация улиц и сооружений Костантинопля времен императора Константина.

Константин не любил Рим, бывал в нём редко, предпочитая жить в других городах. Он замыслил перенести столицу из Рима на Восток, подальше от вторжений германцев. Местом для столицы он выбрал греческий город Византий на берегу пролива Босфор.

Здесь находился перекрёсток путей: водного – из Средиземного моря в Чёрное и сухопутного – из Малой Азии в Европу. По воле императора старые здания снесли, а вместо них построили дворцы и жилые дома, водопроводы и бани, театры и цирк. Воздвигли там и христианские храмы. Для украшения новой столицы Константин не постеснялся ограбить Рим, Афины и другие города империи. Оттуда вывезли красивейшие статуи и колонны, выломав их из портиков и храмов. Город стал называться Константинополем в честь его основателя.

Новая столица, по замыслу Константина, своим блеском и великолепием должна была затмить Рим. В центре Константинополя был сооружен форум в форме эллипса. Его украшали две триумфальные арки, а в центре - колонна из порфира, увенчанная статуей бога Солнца, а затем самого Константина. Улицы города, широкие и просторные, пересекались под прямым углом. Их украшали дворцы, храмы, дома знати, свозились со всех концов империи статуи. Особенным великолепием поражала главная улица Константинополя Меса (Средняя).

В столице был сооружен огромный ипподром. Он вмещал две тысяч зрителей, жаждущих насладиться конными соревнованиями - любленным развлечением византийцев.

Термы, библиотеки, театры, школы никогда не пустовали. В столице было множество лавок, целые торговые улицы, где предлагали свой товар торговцы из самых отдаленных уголков империи.

Императорский церемониал и быт двора приобрели небывалую пышность. Ничто уже не напоминало о былой строгости римских одеяний и обрядов.

С 330 года столицей империи был уже не Рим, а Константинополь.


3.Реформы Константина (просмотр фильма). Самостоятельная работа обучающихся с таблицей при просмотре видеофильма

Реформы Константина

Реформа и её содержание

Оценка реформы


















По окончании работы таблица выглядит следующим образом:

Реформа и её содержание

Оценка реформы

Перемены в положении колонов. Рост налогов. Колонам запрещено уходить с участков, которые они обрабатывали.

Положение колонов изменилось к худшему.

Колоны пополняли казну денежными налогами.

Перемены в положении христиан. Разрешена христианская вера.

В 313 году христианам разрешено строить храмы и открыто молиться.

Преследования за веру прекратились.

Христиане стали оказывать поддержку императорской власти.

Увеличение численности армии

Империя стала прочнее

Возобновление строительства в городах

Империя стала богаче

Разделение империи на 4 части

Империя стала прочнее

Перенос столицы империи в Византий (Константинополь)

Перенос столицы в безопасное место

Выводы по таблице: Реформы Константина принесли пользу государству и императору. Их власть стала прочнее, а казна пополнялась все больше и больше за счет прикрепления колонов к земле и увеличения налогов.

4. Оценка личности императора Константина

Почему императора Константина назвали Великим?

Позиция

Аргументы

Я считаю, что………….

Потому ,что 1………. 2…………..


Закреплени


Документ для анализа
DOCX / 14.72 Кб

/data/files/w1630755703.docx (Документ для анализа)


Презентация урока Новый Рим
PPT / 21.18 Мб

Игра Правда или ложь
DOCX / 14.04 Кб

Ролевая игра Заседание совета
DOCX / 2.97 Мб

/data/files/l1630755740.docx (Ролевая игра Заседание совета)е:

Игра « Правда или ложь». П – правда Л - ложь

1. В пределы римлян вторгались постоянно племена варваров.(П)

2. В начале 4 века в ожесточённой борьбе полководцев верх одержал Константин. (П)

3. Константин обладал неограниченной властью (П)

4. Положение христиан при Константине изменилось к худшему (Л)

5. В 313 году Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться (П).

6. Византий был переименован в город Рим (Л)

7. Византий был переименован в город Константинополь (П)

8. Место новой столицы располагался на реке Амур (Л)

9. В 330 г. столицей Римской империи стал город Константинополь (П).

10. Император Константин получил прозвище Константин I Великий (П)

Домашнее задание: §1, даты, термины. Творческое задание: написать от имени Константина «Зачем я провел свои реформы»










Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.