Урок обществознания в 7 классе «Кто стоит на страже закона?»
Урок обществознания в 7 классе
Тема «Кто стоит на страже закона?»
Цель: изучение организации правоохранительной системы РФ
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся узнают о структуре и функциях правоохранительных органов РФ;
метапредметные: владение умением работать с учебной информацией и документами(анализировать и обобщать факты, обосновывать выводы); умение работать в парах и группах; развитие познавательной активности;
личностные: способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;формирование правовой культуры.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний:
Выполнение тестовых заданий по параграфу 6. Взаимопроверка
Верны ли утверждения? | да | нет |
1. Полная ответственность за совершённое преступление наступает в возрасте 16 лет. | | |
2. Противоправное поведение запрещено законом и вредит всем людям. | | |
3. Наказание за преступление указано в Кодексе об административных правонарушениях. | | |
4. Нарушение правил дорожного движения относится к уголовно наказуемому преступлению. | | |
5. С 14 лет подросток будет привлечён к ответственности за ложное сообщение о заложенной в школе бомбе. | | |
Мотивационно -целевой этап
Ребята, как вы думаете, почему я записала на доске 10 и 12 декабря, хотя сегодня 4 декабря?
(Ответы учащихся)
Правильно. 10 декабря мы будем отмечать День принятия Всеобщей декларации прав человека, а 12 декабря - День Конституции РФ. Что объединяет эти два документа? (Права человека)
Все мы - люди, мы - граждане РФ. У нас есть права . Но, к сожалению, они не всегда соблюдаются.
Разбор ситуаций
Рассмотрим две ситуации.
Подросток любил досаждать людям телефонными звонками, молчать или говорить гадости.
Подросток позвонил в полицию и обманул, что в школе заложена бомба.
- Определите виды правонарушений. (1. - проступок, 2. - преступление)
- Разберите эти примеры с точки зрения моральных и правовых норм. (в 1 случае мальчик нарушил моральные нормы, нарушил права других людей на честь и достоинство, отдых; во 2 случае нарушены правовые нормы, то есть закон)
- За нарушение закона подростку придётся отвечать перед судом.
- Нуждается ли сам закон в защите? Кто должен защищать закон, охранять право? (Например, в данном случае - суд.)
- Как мы назовём тему урока? (Ответы учащихся)
- Запишите в тетрадях число и тему урока « Кто стоит на страже закона?»
4. Изучение новой темы
Работа с документом
- Прочитайте статьи 45 - 47 Конституции РФ и скажите, о чём они. (О том, что государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина)
- Куда ещё, кроме судов может обратиться человек?
(Ответы учащихся)
Учитель на доске записывает то, что называют дети.
- Можно ли сказать, что они охраняют наши права? Значит, как называются такие органы? (Правоохранительные)
Кластер
- Назовите глаголы, с которыми ассоциируется это понятие. (защищают, охраняют, помогают, борются, предупреждают, наказывают...)
- Попробуйте самостоятельно дать определение правоохранительным органам. (Ответы учащихся)
После обсуждения ученики записывают в тетрадях определение.
Правоохранительные органы - это органы , целью которых является борьба с правонарушениями, защита правопорядка и пресечение противоправной деятельности.
Проблемный вопрос
Учитель разбивает записанные на доске правоохранительные органы.на две группы и просит ребят объяснить, почему он так сделал.(Ответы учащихся)
1гр. Полиция, суды, прокуратура, ФСБ, таможня
2гр. Адвокатура, нотариат, частные охранные службы
Упражнения по нейробике.
Работа с таблицей
- Ребята, что бы вы хотели узнать по теме «Правоохранительные органы»?
Заполните таблицу
Знал | Хочу узнать | Узнал |
| | |
Задание в группах.
- Разделитесь так, чтобы в каждой группе было 2 девочки и 2 мальчика, а в третьей группе - 3 мальчика и 2 девочки
Учитель раздаёт листочки, каждая группа должна прочитать учебник на с.56 и написать функции правоохранительных органов. После коллективной проверки, учащиеся вешают на доске совместный мини - проект.
- Можете ли вы теперь ответить, с какой целью я разделила правоохранительные органы на две группы? (Адвокатура, нотариат и частные охранные службы не являются в полном смысле слова правоохранительными органами, так как у нет властных полномочий.)
Этап закрепления
Самостоятельная работа на листах самоконтроля
Соотнесите правоохранительные органы и задачи, которые они призваны выполнять: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Правоохранительные органы | Задачи | Результат |
А) суд | 1) представление интересов обвиняемого | |
Б) полиция | 2 ) осуществление надзора за исполнением законов | |
В) прокуратура | 3) удостоверение всевозможных сделок, договоров, оформление наследственных прав | |
Г) адвокатура | 4) разрешение конкретных правовых споров на основе закона | |
Д) нотариат | 5) охрана общественного порядка; борьба с преступностью | |
Е) таможня | 6) контроль за прохождением товаров через границу | |
Самопроверка. Ответы открываются на доске после выполнения задания
А - 4, Б - 5, В - 2, Г - 1, Д - 3, Е - 6
7. Итоги.
- Вернёмся к таблице «Знал - Хочу узнать -Узнал». На все ли вопросы мы ответили? Всё ли успели сделать, что было запланировано? На следующем уроке вы подробно познакомитесь с деятельностью судов и полиции.
8. Информация о домашнем задании
Прочитать параграф 7, с. 55 - 57.
Дополнительное задание по желанию.Так как в деятельности правоохранительных органов одной из важных составляющих является внимательность, я вам предлагаю проверить, насколько внимательны вы. Задание: схематично изобразить маршрут из школы домой с указанием всех важных объектов по пути следования.
9. Рефлексия
Лесенка знаний
Всё понял (а), могу помочь другим
Понял (а), но могу ошибаться
Понял (а), но не смогу объяснить
Я ничего не понял (а)