Урок окружающего мира для 2 класса по теме "Водные богатства. Реки и озёра родного края"
Презентация к уроку "Водные богатства. Реки и озёра родногоPPT / 3.87 Мб
/data/files/y1744115393.ppt (Презентация к уроку "Водные богатства. Реки и озёра родного)
Карточки к урокуDOCX / 12.43 Кб
/data/files/i1744115443.docx (Карточки к уроку)Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
Тема: «Водные богатства. Реки и озёра родного края»
Цель: создать условия для формирования представлений о водных богатствах нашей планеты, страны и своего края; научить различать части реки.
Задачи:
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение рек и озёр своего края.
Метапредметные:
• Регулятивные: формирование умения выделять цель и удерживать её до конца урока; умение оценивать результаты своей работы и работы одноклассников.
• Познавательные: формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы.
• Коммуникативные: формирование умения полно и точно высказывать свою точку зрения, аргументировать свой выбор; учитывать позицию собеседника; умение вести диалог; умение работать в парах и группах;
3. Предметные: научиться различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; научиться различать части реки по схеме; формировать понятия значимости водоемов в жизни.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал для групп, ИКТ-презентация, оценочные листы, карты России и Омской области, глобус, экран, компьютер.
Ход урока
№ этапа | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивация. Слайд 1 - Начнем урок с игры «Привет, сосед!» Привет, сосед! | Дети поворачиваются друг к другу, берутся за руки и произносят слова. |
2 | Актуализация знаний. - Ребята, сейчас мы выполним задание на карточках. Нужно соединить линиями определения и слова, которые они обозначают. 1.У горы и холма он бывает крутой и пологий (Склон) 2. Возвышенности на равнинах. (Холмы) 3.Ровные или почти ровные участки поверхности. (Равнины) 4.Горы, расположенные рядами. (Горные хребты) 5.Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или...(Подножием) 6.Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. (Овраги) 7.Самая высокая часть холма или горы. (Вершина) - Меняемся работами в парах. (Слайд 2) - Оцените работу соседа. (Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 7 баллов) - Посмотрите на глобус. - Каким цветом на глобусе показаны возвышенности: горы и холмы? - А каким цветом низменности? - А что показано синим и голубым цветом? - Как вы думаете, чего на Земле больше, суши или воды? - Какие водоёмы вы знаете? (карточки открываю на доске) | Соединяют линиями определения и слова на карточках. Осуществляют взаимопроверка в парах по эталону. Дают ответы на вопросы. |
3. | Постановка темы и цели урока - Все ли карточки удалось открыть? - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Какова тема урока? - Прочитайте как звучит тема в учебнике. - Можно ли воду на земле назвать богатством и почему? Слайд 3 - Ребята, на все ли вопросы вы смогли дать ответы? - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Слайд 4 (Узнать, научиться, уметь) - Прочитайте в учебнике на с. 82 задачи урока. | Проговаривают свои предположения. Зачитывают задачи урока в учебнике. |
4. | Этап усвоения новых знаний. Задание 1 Работа в малых группах (по 4 человека) - Вспомним правила работы в группе. - Прочитайте текст с.82 - Возьмите лист, согните пополам, еще раз пополам. Получилось 4 части. - Пронумеруйте части. - У каждого из вас свой номер. - Записывайте (под своим номером) один ответ на вопрос и передавайте следующему ученику из вашей группы. Я засекаю 5 с. - Синей пастой записать естественные водоёмы (по одному каждый). - Красным карандашом искусственные (по одному каждый). - Зачитайте, что получилось в группе. - Оцените работу по эталону. (Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 7 баллов) Задание 2. Самостоятельная работа. - А знаете ли вы, как образуется река? Где она начинается? Куда течет? - Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода? - Внимательно рассмотрите в учебнике на с.83 части реки. - У вас в рабочей тетради есть схема реки. Подпишите на ней исток и устье. Стрелкой обозначьте направление течения реки. На правом берегу нарисуйте человека, а на левом дерево. Проверка по эталону (слайд 6) - Оцените работу по эталону. (Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 5 баллов.) Фронтальный опрос -Как называют начало реки? (исток) - Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море? (устье) - Как называют углубление, по которому течет река? (русло) - Как определить, где правый, а где левый берег? - Как называют другие реки, которые впадают в главную реку? (притоки) - Вот здесь и встретились нам слова, которые были неизвестны в начале урока. |
Проговаривают правила работы в группе Выполняют работу в группах Оценка по эталону Работают с учебником Выполняют задание в рабочей тетради Заполняют листы самооценки. Фронтальная работа.Открываю карточки на доске |
5. | Физминутка Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) | Выполняют упражнения |
6. | Этап усвоения новых знаний (продолжение) - Прочитайте задание 2 с.83. - Подготовьтесь рассказать о водоёмах нашего края по вопросам в больших группах. (1 группа о реках, 2 группа об озёрах) Вопросы 1 группе. - Назовите главную реку Омской области. - Где находится её исток? - В какую реку впадает главная река нашего региона? - Назовите притоки главной реки Омской области. - Что вы можете сказать о речке, протекающей в нашем Кормиловском районе? Вопросы 2 группе. - Какие озёра входят в систему «Пять озёр»? - Где находятся эти водоёмы? - Все ли пять озёр существуют на самом деле? - Перечислите Большие Крутинские озёра. - Какая существует гипотеза о далёком прошлом Больших Крутинских озёр? Слайд 7,6,9 Омская область богата водными ресурсами, ее покрывает довольно густая сеть водных артерий. Главной рекой региона является Иртыш. Это приток реки Обь и самая крупная река-приток на нашей планете. В Омской области русло Иртыша причудливо извивается. Притоки Иртыша: Оша, Ишим, Тара и Омь тоже любят попетлять. На территории нашего района протекает река Омь – правый приток Иртыша. В переводе означает тихая. Исток находится на Васюганской равнине и берёт своё начало из озера Омского. Устье находится в городе Омске. Слайд 10,11,12 Самые знаменитые озера в области - это так называемая система «Пять озер». Находятся водоемы на границе двух областей – Омской и Новосибирской. В состав этой группы входят 4 существующих (Данилово, Линево, Щучье, Урманное (Шайтан-озеро) и 1 вымышленное (Потаённое) озеро. Большие Крутинские озёра: Салтаим, Ик и Тенис. Между собой они соединены протоками. Самое крупное – озеро Ик. Имеет каменистые высокие берега. Максимальная глубина Ика – 5 метров. Слово «тенис» означает «море» или «большое озеро». Существует гипотеза, что в далеком прошлом озера Ик, Салтаим и Тенис составляли одно целое. - Оцените работу в группе по критериям. (Максимум – 5 баллов.) Слайд 13 | Работа в больших группах. Изучают материал, знакомятся с водоёмами своего края. Представляют материал по данным вопросам. Выступление детей сопровождаю презентацией. Оценка работы по критериям. Критерии на доске. |
7. | Этап закрепления. Слайд 14 - Проведём экспресс-контроль. Ставьте +или -. 1. Озеро – это искусственный водоём (нет) 2. Начало реки – это исток (да) 3. Водохранилище – это естественный водоём (нет) 4. Место, где река впадает в море, называется руслом (нет) 5. Если смотреть в сторону течения реки, то слева будет левый берег реки (да) 6. Углубление, по которому течет река, называется руслом (да) - Оцените свою работу по эталону. За каждый правильный ответ 1 балл | Экспресс-контроль Самопроверка по эталону |
8. | Рефлексия - Какую цель ставили? Слайд 15 - Достигли цели? - Продолжите предложение. После урока мне захотелось… | Рефлексия |
9. | Подведение итога - Оцените свою работу. Слайд 16 26-30 б. – 5 21-25 б. – 4 20- 15 б. - 3 ниже 15 б.- 2 | Оценивают работу |
10. | Домашнее задание Слайд 17 1.Ответы на вопросы, с.85 2 (по выбору) Сообщение «Красота моря» (задание *с.84) или Составить памятку «Правила поведения на водоёмах». | Записывают домашнее задание в дневники. |