Урок по финансовой грамотности "История появления денег"
Пояснительная записка к презентации
Тема урока «История появления денег»
Цель урока: выяснить причины появления денег.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения денег, с монетами, денежными единицами на Руси.
2. Развивать кругозор и речь обучающихся на основе национально-регионального компонента.
3.Учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций.
Ход урока.
1. Организационный момент.
З дравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы откроем очень важную финансовую тайну. Тему нашего урока нам поможет определить ребус.
Кто догадался, о каком предмете идет речь? (Слайд 2)
-А что такое деньги? (Монетки, купюры, которыми можно расплатиться за товар.)
2. Целеполагание и мотивация
- Чтобы вы хотели узнать о деньгах на этом уроке?
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на нашем уроке?
(Учитель записывает вопросы на доске.)
Вопросы:
1. Для чего нужны деньги?
2. Всегда ли существовали деньги?
3. Как люди обходились без денег?
4. Как появились деньги?
3. Активизация знаний учащихся
Вопросы:
1.Как называется мероприятие, во время праздника «Акатуй» (проводился после завершения весенне-полевых работ), где проводились гуляния и торговля? (Ответы детей.)
Правильно, это-ЯРМАРКА. (Выходят дети, одетые в костюмы купца и гончара. Они читают текст.)
Сведения из истории.
Купец: Традиционная Цивильская Тихвинская ярмарка славится не только в районе и в республике, на нее приезжают и из близлежащих регионов. Слово "ярмарка" в переводе с немецкого языка означает "годовой рынок", так как ярмарки проводились в год один раз в одно и в то же время. Не была исключением и Цивильская Тихвинская ярмарка. На ярмарку в Цивильск, зная об этом заранее, съезжались купцы всех гильдий из Казани, Нижнего Новгорода, Свияжска, Симбирска (Ульяновска), Чебоксар, а также жители разных волостей и уездов Чувашии с хлебом, продуктами, дровами, кустарными изделиями, живностью. Ярмарки служили не только центром купли и продажи, но и центром общения между людьми, местом встреч дальних родственников, источником получения новостей жизни из разных волостей и уездов, деревень. (Слайды 3-5)
Гончар: Новое дыхание приобрела Тихвинская ярмарка в XXI веке. Сегодня достоинство Цивильской Тихвинской ярмарки - это обширная программа культурных и спортивных мероприятий. Здесь до сих пор можно встретить изделия народных промыслов. Каждый может попробовать национальную чувашскую кухню. Как в давние времена, ярмарка- время встреч и общения, когда приезжают дальние родственники, друзья и знакомые.(Слайд 6)
4. Создание проблемной ситуации
- Ребята, а вы хотели бы оказаться сейчас на ярмарке? Давайте представим, себя в роли купца, ремесленника, охотника. Вам будет необходимо приобрести желаемый товар, обменяв его на имеющийся у вас.
Игра «Ярмарка»
Цель игры: путём обмена товарами, приобрести необходимую вещь.
Правила игры:
1. Класс разбивается на группы по 6 человек.
2. Каждый ученик получает роль: мельник, сапожник, гончар, кузнец, охотник, заморский гость.
3. Участникам игры выдаются карточки с товаром: мешок муки, сапоги, кувшин, подковы, шкуры животных, ракушки.
4. Каждому ученику даётся задание – какой товар он должен приобрести.
Ход игры:
Пока звучит музыка, играющие должны обменять свой товар на
необходимый.
Анализ игры:
- Кому удалось приобрести необходимые товары?
- Кто не смог выполнить задание? Почему? (Надо уметь договариваться)
Работа по карточкам.
Задание №1 (Приложение1.)
1. Раскрась картинку, которая расскажет о твоей профессии. Подпиши название профессии.
2. Выбери и раскрась товар, который ты обменивал.
3.Выбери и раскрась товары, которые тебе было необходимо приобрести.
4. Справился ли ты с заданием, подчеркни нужный ответ:
справился полностью справился частично не справился
5. Напиши, с какими трудностями ты столкнулся:
_____________________________________________________________
Вывод: Не всегда возможно приобрести желаемую вещь за имеющийся у тебя товар.
5. Решение проблемной ситуации
- Какой выход из данной ситуации вы можете предложить? (Ответы учащихся.)
- Конечно же, вы правы, необходимы деньги. Но они появились гораздо позже.
-Давайте обратимся к тексту чувашской народной сказки: «Как у чувашей появились деньги» (Чтение текста хорошо читающими детьми.)
-Какие денежные единицы вы встретили в 1абзаце?
Показ презентации.
На слайдах значение всех денежных единиц в сказке: копейка, семишник, пятак, гривенник, двухгривенный, полтинник и целковый. (Слайды 8-14)
-А что же дальше произошло с монетами, мы узнаем, когда прочитаем сказку до конца. (Чтение текста.)
-Где поселились денежки? Почему?
-Давайте подсчитаем сумму денег, после каждого ухода монет с берега на базар:
Количество денег на берегу | Количество денег на базаре |
1 коп.+2 коп.+5 коп.+10 коп.+ 20коп.+ 50 коп.+1 рубль =1 рубль 88 коп. | 0 копеек |
1 рубль 87 коп. | 1 копейка |
1 рубль 85 коп. | 1 коп.+2 коп.=3 коп. |
1 рубль 80 коп. | 1 коп.+2 коп.+5 коп.=8 коп. |
1 рубль 70 коп. | 1 коп.+2 коп.+5 коп+10 коп.= 18коп. |
1 рубль 50 коп. | 1 коп.+2 коп.+5 коп+10 коп. +20коп.= 38 коп. |
1 рубль | 1 коп.+2 коп.+5 коп.+10 коп.+ 20коп.+ 50 коп.=88 коп. |
0 копеек | 1 коп.+2 коп.+5 коп.+10 коп.+ 20коп.+ 50 коп.+1 рубль=1 рубль 88 коп. |
Вывод из сказки:
Издавна такой порядок ведется: крупные деньги лежат в кармане одного хозяина, а мелкие, работая вместо крупных, постоянно переходят из рук в руки, из кармана в карман.
-Что показала нам данная таблица? (Оборот денег.)
6. Рефлексия:
-Ребята, посмотрите на доску и прочитайте вопросы, которые мы поставили в начале урока. На все ли из них мы получили ответы? Что нового вы узнали? Какие денежные единицы нашей страны в настоящее время, назовите их в порядке возрастания. Какие монеты были в старину и существуют сейчас?
На столе лежат у вас монетки двух цветов: золотого, серебряного. Если вам было интересно на уроке поднимите золотую монетку.
Спасибо за урок!
Приложение1.
1.Раскрась картинку, которая расскажет о твоей профессии. Подпиши название профессии.
2. Выбери и раскрась товар, который ты обменивал.
3.Выбери и раскрась товары, которые тебе было необходимо приобрести.
Приложение 2.
Чувашская народная сказка.
«Как у чувашей поселились деньги».
Когда-то, в старопрежние времена, плыла вниз по Волге лодка. В одном месте она пристала к берегу. В лодке находились семь разного достоинства монет: копейка, семишник, пятак, гривенник, двухгривенный, полтинник и целковый. Они, говорят, ездили по белу свету и искали для себя новые места.
Лодка пристала к правому крутому берегу. На горе виднелось большое чувашское село. Целковый, как самый старший, приказал полтиннику:
— Поднимись-ка на гору, в село, и узнай, что за люди там живут и есть ли у них деньги.
Полтинник хоть и был в подчинении у целкового, но считал себя тоже старшим над остальными монетами и послал в село двугривенного. Тот, в свою очередь, перепоручил дело гривеннику, гривенник — пятаку, пятак — семишнику, семишник — копейке. Копеечке уже некому было приказывать, пришлось идти самой. Покатилась она в сторону села, а вскоре и из глаз исчезла.
Ждут-пождут копейку, а ее нет и нет. Рубль опять велит полтиннику сходить в село, поглядеть, что за народ там живет и имеет ли деньги. Полтинник опять посылает вместо себя двугривенного, тот — гривенника, гривенник — пятака, пятак — семишника. Семишник остался младшим, перепоручать дело некому, пришлось самому идти. Покатился он в сторону села и из глаз пропал.
Ждут-пождут остальные деньги — нет ни копейки, ни семишника. Целковый опять берет за бока полтинника, тот — двугривенного, двугривенный — гривенника, гривенник — пятака. Пятаку посылать некого, покатился сам.
Ждут-пождут — нет и пятака, как в воду канул. Целковый посылает полтинника, полтинник — двугривенного, двугривенный — гривенника.
Один за другим укатились в село и гривенник, и двугривенный, и полтинник. Укатились и от них тоже ни слуху ни духу. Целковый остался один. Посылать уже некого. Подождал он еще немного да и думает:
— Что такое, куда они все подевались? Видно, придется самому на ту гору подняться и все разузнать.
И хоть был он от природы важным и ленивым, зашагал той же дорогой, по которой исчезли остальные монеты.
Пришел целковый в село, видит — в середине села большущий базар шумит. Пригляделся получше — тут копейка с семишником, пятак с гривенником и двугривенный с полтинником туда-сюда снуют, катаются меж людей, за какую-нибудь минуту по нескольку раз меняются местами. Да так-то весело, с разными шутками-прибаутками, что глядеть любо-дорого.
Пришелся базар по душе и целковому. Он тоже решил остаться тут навсегда.
Правда, целковый, не в пример юркой мелочи, по-прежнему не вертелся и не суетился меж людей, а больше лежал спокойно по карманам богатых людей. Издавна такой порядок ведется: крупные деньги лежат в кармане одного хозяина, а мелкие, работая вместо крупных, постоянно переходят из рук в руки, из кармана в карман.