Урок физики в 10 классе
Тема: Движение под действием нескольких сил. Алгоритм решения задач.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Цель урока: создать условия для восприятия и осмысления учащимися блока информации о движении тел под действием нескольких сил.Задачи:
Образовательная:
- научить учащихся разбираться в условии задачи и пользоваться математическим аппаратом;
-продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов;-продолжить формирование умений решать задачи.
Развивающая: Продолжить формирование у учащихся навыков умений мыслить, анализировать и делать выводы. Формирование таких приёмов умственной деятельности, как: выделение главного, обобщение, систематизация, постановка и решение проблемы и т.д. Развитие активности мышления, его самостоятельности, систематичности, гибкости.
Развитие внимания, памяти, воображения
Воспитательная: Формирование таких качеств личности, как творческий подход к решению познавательных и практических задач, чёткость и организованность в труде, умение контролировать свою деятельность, оценивать её.
Оборудование к уроку: мультипроектор, экран, презентация, раздаточный материал.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка знаний.
3.Актуализация знаний.
4.Объяснение нового материала.
5.Закрепление.
6.Подведение итогов и Д/З
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Проверка знаний.
1. СЛАЙД 1-3
Повторение материала (устно объяснить увиденное на рисунках на основе законов Ньютона)
2. СЛАЙД 4- 14
Быстро ответить на вопросы
3. СЛАЙД 15
Проверить и сдать задания.
СЛАЙД 16
Записать в тетрадь тему урока.
СЛАЙД 17
Что будем рассматривать на уроке.
3.Актуализация знаний.
СЛАЙД 18
Дайте характеристики силе по схеме:
1)Определение
2)Формула
3)Направление
Сила тяжести.
Сила упругости и её разновидности.
Сила трения.
Вес тела.
Сила Архимеда.
4.Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке применим знания при решении задач, когда на тело действуют не одна, а несколько сил, в зависимости от условий задачи.
Вот одна из них:
Ящик массой 10 кг перемещают по полу, прикладывая к нему некоторую силу. В течение 5 с скорость ящика возросла с 2 м/с до 14,4 км/ч. Коэффициент трения скольжения между ящиком и полом равен 0,15. Определите эту силу.
Давайте вместе с вами решим эту задачу.
Ваша задача внимательно следить за каждым шагом решения и помогать мне.
А помогать мне можете, если будем вместе дискутировать, обсуждать, отвечать на вопросы, а помогать ещё нам будет презентация.
СЛАЙД 19 АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Первый вопрос: С чего обычно начинается решение задач.
Правильно, с анализа условия и записи дано. (си)
Далее, на ваш взгляд, что мы должны сделать?
Сделать пояснительный чертёж.
Начертили опору и ящик.
Далее расставляем силы, действующие на тело и покажем направление ускорения. Заметьте, что расставляем силы, действующие на ТЕЛО!!!
Какие силы действуют на тело? Перечислите их.
Сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения и сила с которой тянут ящик. Вес тела не рассматривается, так как действует не на тело, а на опору.
Давайте выясним из условия задачи как движется тело?
Правильно, равноускоренно.
Следовательно, какой закон Ньютона приемлем для решения задачи?
Второй закон Ньютона в векторной форме. Равнодействующая сил состоит из четырёх сил.
Чтобы перейти из векторной формы к скалярной нужно найти проекции векторных величин на оси.
Следующий шаг, надо выбрать направление осей и спроецировать на них векторные величины.
Чтобы найти неизвестную величину, нужно ввести дополнительные данные.
Давайте запишем формулы силы тяжести, силы трения, ускорения.
Подставьте эти данные и выразите неизвестную величину решив систему двух уравнений.
Обучающие самостоятельно выражают неизвестную величину и проверяют свой ответ с помощью презентации.
Чтобы проверить правильность решения задачи, давайте проверим размерность найденной величины.
Если получится единица измерения Ньютон, значит мы правильно выразили её.
Теперь найдем численное значение и проанализируем ответ.
5.Закрепление. СЛАЙД 21-29
1. Давайте мысленно пройдем этапы решения задачи. (алгоритм решения задач)
2. Решим задачи на доске, следуя алгоритму.
Задача № 1. Автобус, масса которого с полной нагрузкой равна 15 т, трогается с места с ускорением 0,7 м/с². Найти силу тяги, если коэффициент сопротивления движению равен 0,03. (15кН)
Задача № 2. Подъемный кран поднимает груз массой 1 т. Какова сила натяжения троса в начале подъема, если груз двигается (очень кратковременно) с ускорением 25 м/с². (35кН)
Задача №3. Вагонетку поднимают по эстакаде с углом наклона 30º к горизонту. Масса вагонетки 2 т. Определить ускорение если сила натяжения троса 30кН, коэффициент трения равен 0,05. (9,6 м/с2)
Задача№4. На шнуре, перекинутом через неподвижный блок, помещены грузы массами 0,3 и 0,2кг. С каким ускорением движется система? Какова сила натяжения шнура во время движения? (2м/с2, 2,4 Н)
Задача№5 . Конькобежец движется со скоростью 10м/с по окружности радиусом 30 м. Под каким углом к горизонту он должен наклониться, чтобы сохранить равновесие? (720)
6. Подведение итогов.
Сегодня мы закрепили алгоритм решения задач по динамике, который лежит в основе решения многих задач по физике.
7. Домашнее задание . СЛАЙД 30
1. Подготовка к контрольной работе
2. Решить задачу
Груз, подвешенный на нити длиной 60см, двигаясь равномерно, описывает в горизонтальной плоскости окружность. С какой скоростью движется груз, если во время его движения нить образует с вертикалью постоянный угол φ=30º? (0,42м/с)
Спицына Любовь Ивановна
Русаков Владимир Николаевич