Урок по физике в 10 классе «Движение под действием нескольких сил»

1
2
Материал опубликован 4 November 2019 в группе

Урок физики в 10 классе

Тема: Движение под действием нескольких сил. Алгоритм решения задач.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цель урока: создать условия для восприятия и осмысления учащимися блока информации о движении тел под действием нескольких сил.

Задачи:

Образовательная:

- научить учащихся разбираться в условии задачи и пользоваться математическим аппаратом;

-продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов;

-продолжить формирование умений решать задачи.

Развивающая: Продолжить формирование у учащихся навыков умений мыслить, анализировать и делать выводы. Формирование таких приёмов умственной деятельности, как: выделение главного, обобщение, систематизация, постановка и решение проблемы и т.д. Развитие активности мышления, его самостоятельности, систематичности, гибкости.

Развитие внимания, памяти, воображения

Воспитательная: Формирование таких качеств личности, как творческий подход к решению познавательных и практических задач, чёткость и организованность в труде, умение контролировать свою деятельность, оценивать её.

Оборудование к уроку: мультипроектор, экран, презентация, раздаточный материал.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка знаний.

3.Актуализация знаний.

4.Объяснение нового материала.

5.Закрепление.

6.Подведение итогов и Д/З


Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Проверка знаний.

1. СЛАЙД 1-3

Повторение материала (устно объяснить увиденное на рисунках на основе законов Ньютона)

2. СЛАЙД 4- 14

Быстро ответить на вопросы

3. СЛАЙД 15

Проверить и сдать задания.

СЛАЙД 16

Записать в тетрадь тему урока.

СЛАЙД 17

Что будем рассматривать на уроке.


3.Актуализация знаний.

СЛАЙД 18

Дайте характеристики силе по схеме:

1)Определение

2)Формула

3)Направление

Сила тяжести.

Сила упругости и её разновидности.

Сила трения.

Вес тела.

Сила Архимеда.

4.Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке применим знания при решении задач, когда на тело действуют не одна, а несколько сил, в зависимости от условий задачи.

Вот одна из них:

Ящик массой 10 кг перемещают по полу, прикладывая к нему некоторую силу. В течение 5 с скорость ящика возросла с 2 м/с до 14,4 км/ч. Коэффициент трения скольжения между ящиком и полом равен 0,15. Определите эту силу.

Давайте вместе с вами решим эту задачу.

Ваша задача внимательно следить за каждым шагом решения и помогать мне.

А помогать мне можете, если будем вместе дискутировать, обсуждать, отвечать на вопросы, а помогать ещё нам будет презентация.

СЛАЙД 19 АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Первый вопрос: С чего обычно начинается решение задач.

Правильно, с анализа условия и записи дано. (си)

Далее, на ваш взгляд, что мы должны сделать?

Сделать пояснительный чертёж.

Начертили опору и ящик.

Далее расставляем силы, действующие на тело и покажем направление ускорения. Заметьте, что расставляем силы, действующие на ТЕЛО!!!

Какие силы действуют на тело? Перечислите их.

Сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения и сила с которой тянут ящик. Вес тела не рассматривается, так как действует не на тело, а на опору.

Давайте выясним из условия задачи как движется тело?

Правильно, равноускоренно.

Следовательно, какой закон Ньютона приемлем для решения задачи?

Второй закон Ньютона в векторной форме. Равнодействующая сил состоит из четырёх сил.

Чтобы перейти из векторной формы к скалярной нужно найти проекции векторных величин на оси.

Следующий шаг, надо выбрать направление осей и спроецировать на них векторные величины.


Чтобы найти неизвестную величину, нужно ввести дополнительные данные.

Давайте запишем формулы силы тяжести, силы трения, ускорения.

Подставьте эти данные и выразите неизвестную величину решив систему двух уравнений.

Обучающие самостоятельно выражают неизвестную величину и проверяют свой ответ с помощью презентации.

Чтобы проверить правильность решения задачи, давайте проверим размерность найденной величины.

Если получится единица измерения Ньютон, значит мы правильно выразили её.

Теперь найдем численное значение и проанализируем ответ.


5.Закрепление. СЛАЙД 21-29

1. Давайте мысленно пройдем этапы решения задачи. (алгоритм решения задач)

2. Решим задачи на доске, следуя алгоритму.

Задача № 1. Автобус, масса которого с полной нагрузкой равна 15 т, трогается с места с ускорением 0,7 м/с². Найти силу тяги, если коэффициент сопротивления движению равен 0,03. (15кН)

Задача № 2. Подъемный кран поднимает груз массой 1 т. Какова сила натяжения троса в начале подъема, если груз двигается (очень кратковременно) с ускорением 25 м/с². (35кН)

Задача №3. Вагонетку поднимают по эстакаде с углом наклона 30º к горизонту. Масса вагонетки 2 т. Определить ускорение если сила натяжения троса 30кН, коэффициент трения равен 0,05. (9,6 м/с2)

Задача№4. На шнуре, перекинутом через неподвижный блок, помещены грузы массами 0,3 и 0,2кг. С каким ускорением движется система? Какова сила натяжения шнура во время движения? (2м/с2, 2,4 Н)

Задача№5 . Конькобежец движется со скоростью 10м/с по окружности радиусом 30 м. Под каким углом к горизонту он должен наклониться, чтобы сохранить равновесие? (720)

6. Подведение итогов.

Сегодня мы закрепили алгоритм решения задач по динамике, который лежит в основе решения многих задач по физике.

7. Домашнее задание . СЛАЙД 30

1. Подготовка к контрольной работе

2. Решить задачу

Груз, подвешенный на нити длиной 60см, двигаясь равномерно, описывает в горизонтальной плоскости окружность. С какой скоростью движется груз, если во время его движения нить образует с вертикалью постоянный угол φ=30º? (0,42м/с)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Марина Владимировна, не хватило мне презентации к уроку, на слайды которой в публикации много обращений - ссылок.

4 November 2019

https://урок.рф/library/prezentatciya_k_uroku_fiziki_10_klass_dvizhenie_pod_d_083326.html

5 November 2019