Урок по физике для 7 класса «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
Дата: 19.04.
Класс:7а
Тема: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
Цель урока: Выяснить причины возникновения выталкивающей силы и ее природу.
Задачи:
научиться доказывать существование выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость или газ, основываясь на законе Паскаля;
развивать навыки самостоятельной работы, развивать интерес к предмету;
продолжить формирование культуры общения и умение работать в режиме «учитель – класс, «ученик – ученик».
№ |
Этапы |
Показатели реального результата решения задачи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Самоопределение к деятельности (орг. момент) |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Мы с вами знаем, что опыт и наблюдение – величайшие источники мудрости. А доступ к ним открыт для каждого из вас. Все в окружающей среде подчиняется законам физики. В детстве мы с вами об этом не задумывались, когда учили стихотворение Агнии Барто «Наша Таня…» Рассмотрим данное явление с точки зрения физики. Предлагаю посмотреть опыт. Мотивация: Эксперимент: В сосуде на дне лежат два тела мячик и камень. Наливаем воду. - Что вы наблюдаете? (крышка всплыла) - Почему?(Одно тело легче другого…ответы детей…) - Если тело изменило свое направление, значит, на него подействовала какая-то сила. Также мы с вами знаем, что сила имеет направление. Куда же направлена данная сила?(Вверх) - А на второе тело, действует эта сила? Проверим экспериментально. Фронтальная работа: У вас на столах есть приборы. Что это за приборы? (динамометр и металлический параллелепипед.) Определите вес данного тела в воздухе Р1. Не снимая с динамометра погрузите это тело в воду и определите вес этого тела в воде Р2. Сравните результаты и сделайте вывод. (Р2 < Р1). Проблема: Вследствие чего вес стал меньше? - Вспомним некоторые термины и определения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний (по мере необходимости). Мотивация (эмоциональная, содержательная, социальная) |
Вес тела – сила, которая возникает под воздействием силы тяжести. Куда направлен вес тела?(вниз, также как сила тяжести) Вывод: на тело, погруженное в жидкость, действует сила, направленная вверх. Мы знаем, что любое тело, находящееся в жидкости повергается давлению. Вспомним, формулу по которой это давление определяется (p=), силу давления (F=pS), массу тела m= и объем тела V=Sh Работа с формулами. У каждого на столе карточки с формулами: Когда называется «величина» ребята поднимают нужную карточку с формулой. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока |
Мы с вами вспомнили, что вес тела – сила, вызванная силой тяжести и направленная вниз, когда мы тело поместили в жидкость, вес тела уменьшился, потому что на тело подействовала другая сила, направленная вверх. Выдвинем гипотезу. На любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует сила. Что это за сила? Какова тема урока? Запишем тему нашего урока: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело». Давайте сформулируем цель урока. Изучить явление – действие жидкости или газа на погруженное в них тело. Определим задачи нашего урока: - определить, что такое выталкивающая сила; - вывод формулы для определения выталкивающей силы; - исследовать, от чего зависит сила, действующая на тело, погруженное в жидкость; - решение задач по выведенной формуле. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий). Правила, понятия, алгоритмы |
Проведем такой опыт. Подвесим груз на пружину и измерим длину пружины. Затем опустим груз, подвешенный на пружине, в сосуд с водой и измерим длину пружины в этом положении. Пружина стала короче. Точно такой же эффект мы могли бы получить, если бы действовали на груз снизу вверх с некоторой силой, например, приподняли рукой. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась на опыте. Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа, называют выталкивающей. Обозначается: Fвыт . Куда же направлена выталкивающая сила? Можно легко догадаться, что эта сила направлена вертикально вверх. Мы сначала наблюдали, затем провели опыт, каков будет следующий шаг.(Вывести формулу для расчета Fвыт ) Рассчитаем выталкивающую силу, действующую на помещенное в жидкость тело которое имеет форму параллелепипеда с площадью основания S и высотой h. Объем V этого тела равен Sh. Силы, действующие на боковую поверхность параллелепипеда, попарно равны и уравновешивают друг друга. Силы, действующие на верхнюю и нижнюю грани параллелепипеда, неодинаковы. На верхнюю грань параллелепипеда сверху силой F1 давит столб жидкости высотой h1 Так как F1=p1S p1=ρжgh1, то F1= ρжgh1 S На нижнюю грань параллелепипеда снизу вверх с силой F2 давит столб жидкости высотой h2 Так как F2=p2S p2=ρжgh2, то F2= ρжgh2S Тогда выталкивающая сила Fвыт равна разности сил F2-F1, т.е. Fвыт= F2-F1= ρжgh2S- ρжgh1S= ρжgS(h2- h1)= ρжghS, где h-высота параллелепипеда. Fвыт= ρжghS= ρжgV Так как ρжV=mж, где mж- масса жидкости в объеме параллелепипеда. Следовательно, Fвыт= gmж=Pж, т.е. выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме погруженного в нее тело. Так же и на тела, находящиеся в газе, действует сила, выталкивающая их из газа. Под действием этой силы воздушные шары поднимаются вверх. (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях) Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу Поэтому если какое-либо тело взвесить в жидкости или газе, то его вес окажется меньше веса в воздухе. А как можно измерить выталкивающую силу? Р1 – вес тела в воздухе, Р2 – вес тела в жидкости. Fвыт = Р1 – Р2 (есть разница в весе тела). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала) |
3.Мы с вами вывели формулу для определения выталкивающей силы, определили, как можно измерить выталкивающую силу. Следующим шагом будет исследовать, от чего зависит сила, действующая на тело, погруженное в жидкость. Для этого выполним некоторые эксперименты. Работа в группах. Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. Разбиваемся на небольшие группы, выбираем «старшего» в группах. Каждая группа получает свое задание. Задание первой группе. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от массы и плотности тела. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разной плотности, нить. Порядок выполнения задания: 1 . Возьмите железный цилиндр. Определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1. 2. Не снимая с динамометра, погрузите тело в воду и определите вес этого тела Р2. 3.Определите выталкивающую силу, действующую на тело. 4. Повторите опыт с другим телом. Результаты измерений внесите в таблицу:
5. Сравните выталкивающие силы, действующие на тела. Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от плотности тела или массы. Подготовьте краткий отчет о проделанной работе. Задание второй группе. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема тела. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
Порядок выполнения задания: Возьмите тело с меньшим объемом и определите вес тела в воздухе Р1. Погрузите это тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Повторите опыт с телом большего объема. Определите выталкивающую силу в обоих случаях. Результат внесите в таблицу:
Сравните результаты и сделайте выводы о зависимости (независимости) выталкивающей силы от объема. Подготовьте краткий отчет о проделанной работе. Задание третьей группе. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости, в которую погружено тело. Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с раствором соли, небольшое тело. Порядок выполнения работы: Определите вес тела в воздухе Р1. Опустите тело полностью в сосуд с водой и определите его вес в воде Р2. Повторите этот опыт с раствором соли. Определите выталкивающие силы в обоих случаях и занесите результаты в таблицу:
Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать о выталкивающих силах, действующих на тело в различных жидкостях? Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от плотности жидкости. Подготовьте краткий отчет о проделанной работе. По ходу отчетов каждой группы на доске заполняется схема: ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА ЗВИСИТ ОТ НЕ ЗАВИСИТ ОТ объема тела; плотности жидкости; плотности и массы тела;
Молодцы! Все группы справились со своими заданиями. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Обобщение усвоенного материала и включение знаний в систему |
Мы с вами определили, от чего зависит выталкивающая сила, а также вывели формулу для определения выталкивающей силы. Теперь применим эту формулу при решении задач. Вычислите выталкивающую силу, действующую на гранитную глыбу, если она при полном погружении в воду вытесняет 0, 8 м3 воды Дано: V= 0,8 м3 g=10Н/кг Найти: Fвыт Решение: Fвыт= V g = 8000Н= 8кН Ответ: Fвыт= 8кН 2.На сплошное тело массой 500г, полностью погруженное в воду, действует выталкивающая сила 2 Н. Какова плотность этого тела? 3.Цинковый шар весит 3,6Н в воздухе, а при погружении в воду – 2,8Н. Сплошной этот шар или имеет полость? Если не сплошной, то определите объем полости. Плотность Цинка 7100 кг/м3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Рефлексия (знаниевая) Рефлексия ( эмоциональная) |
Подведем итоги: Вернемся к целям нашего урока. Достигли мы цель и задачи урока? Изучить явление – действие жидкости или газа на погруженное в них тело. Определим задачи нашего урока: - выяснить причину выталкивания тел из жидкости и газа; - научиться определять выталкивающую силу; - исследовать от каких параметров зависит сила действующая на тело, погруженное в жидкость; - практическое применение. Вывод: Сегодня мы с вами экспериментально выяснили что на все тела погружённые в жидкость, со стороны жидкости действует выталкивающая сила. Величина этой выталкивающей жидкости численно равна весу вытесненной жидкости. Подобная сила действует и на тела погружённые в жидкость и на тела погружённые в газ, т.е. вес тела погружённого в жидкость меньше, чем вес тела погружённого в воздух. А вес тела погружённого в любой газ, будет меньше чем вес тела в вакууме. Исходя из это, запишем с вами ещё одно определение: Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
1.Изучить п. 50 2.Решить задачу Определите объем куска алюминия, на который в керосине действует выталкивающая сила, равная 12Н. |
власова Наталья Николаевна
Князева Наталья Борисовна
Ольчикова Людмила Михайловна