Урок по литературе для 8 класса на тему «Грустные мысли о счастье» (по рассказу А. П. Чехова «Крыжовник»)
Разработка урока литературы в 8 классе
по теме «Грустные мысли о счастье»
(по рассказу А. П. Чехова «Крыжовник»)
Выполнили: Е. В. Филатова, МБОУ «Школа № 61»,
Л.В Фабричная, МБОУ «Лицей № 20»
Г. Ростов-на-Дону
2019 г
Место урока. Это второй урок по творчеству А. П. Чехова в 8 классе.
Концепция урока: помочь учащимся осознать истинные духовные ценности на примере рассказа «Крыжовник».
Технология урока: исследовательская.
Вид урока: урок-беседа.
Тип урока по содержанию: урок изучения нового материала.
Цели для учителя:
- формировать умение рассматривать произведение в единстве формы и содержания;
- помочь понять учащимся идейное содержание рассказа «Крыжовник»;
- подвести учащихся к пониманию авторского замысла, авторской позиции в определении счастья и в понимании счастья героями, а также к пониманию места рассказа в маленькой трилогии ;
- продолжить развивать коммуникативные компетенции учащихся (умение анализировать, делать выводы, оформлять свои мысли);
- развивать способность различать особенности творческой манеры писателя, опираясь на теоретические положения литературоведения (композиция, изобразительно-выразительные средства, художественная деталь);
- развивать умение отстаивать собственную точку зрения по проблематике рассказа;
- способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся;
- формировать у учащихся неприятие бездуховной жизни;
- способствовать развитию логического мышления;
- развивать интерес к вдумчивому чтению;
- продолжить работу по обогащению активного словаря учащихся;
- подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения «Мог ли Николай Иванович стать по-настоящему счастливым человеком»;
- способствовать приобщению к истинным духовным ценностям.
Цели для учащихся:
- развитие аналитического чтения;
- учиться рассматривать художественное произведение в единстве формы и содержания и определять его идейное содержание;
- развивать умение определять авторскую позицию;
- наблюдая за мастерской писателя, научиться видеть особенности чеховской прозы;
- работать над обогащением словаря;
- развивать умение аргументированно высказывать свою точку зрения по проблемам, поднятым в произведении;
- учиться отбирать и систематизировать материал для написания письменной работы.
Внутрипредметные и межпредметные связи, необходимые для осмысления главной идеи рассказа:
- знания об общественно-политической обстановке в России конца 19 века в соответствии с принципом историзма;
- знания изученных в 5-7 классах произведений А. П. Чехова.
Ход урока.
Предтекстовой элемент урока.
Слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся со вторым рассказом «Маленькой трилогии» «Крыжовник». Вы знаете, что рассказы трилогии относятся к поздним произведениям А. П. Чехова. В них он изображает мир скучных людей, живущих бесцельно и бессмысленно. У Чехова нарастает масштаб художественного обобщения: за бытом проступает бытие, за фактами повседневной жизни – жизнь в ее коренных основах. Эти перемены ощутимы в знаменитых рассказах «Маленькой трилогии». На доске записаны слова, которые могут вам помочь в оформлении мыслей.
Лексическая работа: деградация личности, бездуховное существование, мелкие жизненные цели, активная жизненная позиция, высокие идеалы, ограниченное мышление, мыслящий человек, смысл жизни, душевная скорбь, жизненные силы, благородные цели, превращение в обывателя.
Комментарий: 120 десятин земли – более 100 гектаров.
Учитель. Вы прочитали рассказ «Крыжовник». Как по-вашему, о чем он? (о том, как в погоне за счастьем, за мечтой деградирует человек).
Учитель редактирует и систематизирует ответы.
А теперь посмотрите на доску (на интерактивной доске появляется тема) и скажите, согласны ли вы с тем, что чеховские мысли о счастье наполнены глубокой грустью?
Чтобы доказать это, давайте определим цели нашего урока (дети проговаривают).
На доске появляются цели для учащихся:
Цели для учащихся:
- развитие аналитического чтения;
- учиться рассматривать художественное произведение в единстве формы и содержания и определять идейное содержание рассказа;
- развивать умение определять авторскую позицию;
- развивать умение аргументированно высказывать свою точку зрения по проблемам, поднятым в произведении;
- наблюдая за мастерской писателя, научиться видеть особенности чеховской прозы;
- работать над обогащением словаря;
- учиться отбирать и систематизировать материал для написания письменной работы.
Актуализация.
Учитель. Имя Антона Павловича Чехова для нас не ново. Вспомните, с какими произведениями мы познакомились ранее. ( )
Какие запомнились вам больше всего?
Какие они по объему? (Краткие). А по глубине мыслей?
Сегодня мы продолжаем разговор о «Маленькой трилогии», будем говорить о рассказе «Крыжовник». Давайте вспомним, к какому периоду они относятся. (1898г). Их принято называть поздними.
Какие проблемы поднимает автор в этих рассказах?
Что характерно для позднего Чехова?
(Чехов изображает мир скучных людей, допуская гротескные преувеличения. Нарастает масштаб художественного обобщения. За бытом проступает бытие, за повседневной жизнью – жизнь в ее коренных основах). А сейчас попытайтесь ответить на несколько вопросов. Зачитаем их.
Ребята, а что, по-вашему, счастье? Когда человек счастлив? Возможно ли счастье без поиска смысла жизни?
Попробуйте записать свои мысли.
А теперь обратите внимание на цветные листочки, лежащие у вас на столах. В них дано определение счастья (по словарю С. И. Ожегова). Познакомьтесь с ним.
Счастье, -я, ср. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо, высшее проявление этого чувства.
Посмотрите, хоть в чем-либо совпало оно с вашими ответами.
Об истории создания рассказа нам поведает...
Ответ ученика.
Текстовой (информационно-аналитический) структурный элемент урока.
Практикум.
Беседа.
- А теперь обратимся к тексту рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и попытаемся понять мысли писателя о человеческом счастье. Без чего оно, по убеждению Чехова, невозможно?
- Итак. Крыжовник. Какую роль играет название?
- Значит, главное в жизни человека – крыжовник?
- Что можно сказать о композиции произведения? (рассказ в рассказе. Историю Николая Ивановича Чимши-Гималайского узнаем от брата)
- Вы знаете, кто такой герой-резонер? (персонаж , который рассуждает, в рассказе это Иван Иванович)
- Нам предстоит выяснить, кто является выразителем мыслей автора.
- Как начинается рассказ? (пейзажем)
- Объясните, какую роль здесь играет пейзаж? (безграничный простор, воля, природа)
- Какие мысли появляются у героев рассказа при виде картин природы? Докажите это, обратившись к тексту. («Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна»)
- На какие мысли пейзаж наводит читателя? (Человек должен быть счастлив на этой земле)
- На фоне этого звучит рассказ о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском. Как называется такой прием? (Антитеза)
- В чем видел смысл жизни Николай Иванович? Найдите, зачитайте. (Приобрести усадьбу с огородом, посадить собственный крыжовник)
- Какая часть речи преобладает? (Глаголы движения)
- О чем это говорит? (Он движется к намеченной цели). Значит, он деятельный человек.
- Но куда направлено это движение?
- Как он двигался к этому счастью? («не доедал», «не допивал», «одевался, как нищий», женился на старой некрасивой вдове, без всякого чувства, только потому, что «у нее водились деньжонки»).
- Опять глаголы.
- Когда Николай Иванович приблизился к намеченной цели? (Под старость)
- Каким увидел счастливое гнездышко брат? («Сто двадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую костопальный. Но… Николай Иванович мало печалился; он выписал двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком»)
- Что поразило Ивана Иваныча при посещении брата? («Везде канавы, заборы, изгороди, посажены рядами елки – и не знаешь, как проехать во двор, как поставить лошадь»)
- Какое слово повторяется при описании увиденного Иваном Ивановичем у брата? («Рыжая собака, толстая, похожая на свинью», «кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью», брат тоже похож на свинью – «сидит в постели, колени покрыты одеялом, постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед, - того и гляди, хрюкнет в одеяло»)
- Это какое изобразительно-выразительное средство? (Сравнение)
- Объясните, с какой целью автор использует такое средство? (Показать деградацию)
- Как живет Николай Иванович? Выпишите глаголы. (Обжился, привык, кушал много, в бане мылся, полнел, судился)
- На первый взгляд, что-то хорошее делал этот человек? («лечил мужиков содой и касторкой», служил молебен, а потом ставил полведра водки)
- А что явилось причиной такого поведения? (У него появилось самомнение)
- Найдите в тексте подтверждение. («Это уж был не прежний робкий бедняга чиновник, а настоящий помещик, барин…очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие»)
- Иван Иваныч называет причины. Это что? (Сытость, праздность)
- Какие истины он изрекает, хотя раньше боялся иметь свое мнение? Найдите и зачитайте. («Образование необходимо, но для народа оно преждевременно»)
- Но что больше всего поразило Ивана Иваныча? Его ощущения? («Брат смотрел на крыжовник молча, со слезами, ел с жадностью и повторял: «Как вкусно!»)
- Может, это вам кого-то напоминает? (Беликова)
- Какие чувства испытывал Иван Иваныч при виде «счастливого человека»? («тяжелое чувство, близкое к отчаянию»)
- Обратимся к тексту («Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, который получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой»)
- А сейчас давайте вспомним, кого в литературоведении называют резонером? (Резонер (в переводе с французского – рассуждение). Это персонаж, который не принимает активного участия и призван увещевать или обличать других героев, высказывает нравоучительные суждения с авторских позиций)
- Как вы думаете, кто является резонером в рассказе «Крыжовник»? В каком отрывке выражается позиция автора? В чем смысл? (Иван Иваныч не может уснуть и размышляет о том, «счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно»)
Посттекстовой структурный элемент.
Подведение итогов.
- Обратимся к целям, посмотрим, достигнуты ли они.
- В чем выражается позиция автора? Какие проблемы он ставит перед читателями? Над чем заставляет задуматься?
- А. П. Чехов задает вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.
- О том, что возможно ли счастье без поиска смысла жизни. Пока есть несчастные, человек не может быть в полной мере счастливым, не имеет права.
- К чему призывает Иван Иваныч? («Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро»)
- Какие приемы использует автор, в чем проявляется масерство художника слова? (пейзаж, заглавие, композиция, тропы)
- Какие мысли навеял вам рассказ? Как связаны понятия счастья и цели жизни. Запишите свои мысли в виде тезисов.
(1. Счастье невозможно, если у человека нет высоких благородных целей.
2. Счастье невозможно без поиска смысла жизни.
3. Нужно спешить делать добро. Без этого счастье невозможно.)
Рефлексия.
Итоговый вопрос. Сделали ли вы для себя какие-либо открытия? К какому выводу пришли?
Попытайтесь составить кластер «Этапы деградации Николая Иваныча или история его болезни»
Николай Иваныч Чимша-Гималайский
Детство: дни и ночи проводили в поле, в лесу, стерегли лошадей, ловили рыбу
Служба: в начале добрый, кроткий, тосковал в казенной палате. Тоска вылилась в желание купить маленькую усадебку. Мечтал о том, как будет есть, спать, сидеть и часами глядеть на поле.
Как он жил: скупо, не доедал, не допивал, женился на нелюбимой вдове, замучил жену
Мечта осуществилась: купил 112 десятин земли!!!!!!!
Итог жизни: обрюзг, обжился, кушал много, полнел, лечил мужиков содой и касторкой, ставил в день именин полведра водки мужикам, изрекал истины, выглядел так, что того и гляди, хрюкнет в одеяло.
Домашнее задание. Составить кластер (Листовки с заданиями учащиеся получают в классе). Написать сочинение-рассуждение.
Темы сочинения.
Почему Иван Иваныч не стал таким, как его брат Николай Иваныч?
Что такое счастье в представлении Ивана Иваныча и его брата Николая Иваныча?
Мог ли Николай Иваныч стать счастливым?