Урок по предмету «Истоки» по теме «И тесен дом, да просторен он»

0
0
Материал опубликован 9 December 2020



Раздел «Крестьянские хоромы».

Конспект урока «И тесен дом, да просторен он». 5 класс



Богданова Елена Константиновна,

учитель предметов духовно-нравственного цикла

МОУ Ёмсненская СОШ муниципального района

город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области



Художественно-педагогическая идея урока:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)

Задачи урока:

1. Подвести учащихся к пониманию того, что Крестьянские хоромы – не просто изба, а родной очаг; согласие и лад - основа семьи.

2. Познакомить школьников с народными представлениями о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок, согласие с Богом.

3. Помочь учащимся прочувствовать духовно-нравственные категории урока: доброта, любовь, милосердие, согласие, лад, терпение, послушание.

4. Способствовать воспитанию уважения к старине, к обычаям предков.



Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, видеоклип, учебник, рабочая тетрадь, предметы старины (чугунок, горшки, ухват, утюг и др.), листы с изображением крестьянского подворья, карточки с заданиями, солонка.





Сценарий урока:

Организационный момент.

Присоединение к теме урока:

Демонстрируется видеоклип с песней Е. Птичкина и М. Пляцковского «Русская изба»

Добрый день, ребята! Замечательная песня! Куда же она нас перенесла?

(В деревню, в крестьянскую избу)

Сегодня нам предстоит продолжить знакомство с крестьянскими хоромами. Но сначала вспомним материал прошлого урока. Мы знакомились со старинным крестьянским подворьем, как оно было обустроено. Сейчас вам предстоит выполнить задание в группах и подписать названия построек крестьянского подворья.

Ребята работают в группах: на листах с изображением крестьянского подворья подписывают названия построек.

Основное содержание урока

Мы не просто вновь окажемся в старинной русской деревне, а постараемся раскрыть секреты внутреннего мира крестьянского дома, полюбуемся его внутренним убранством.

(Беседа с учащимися сопровождается презентацией)

В крестьянских хоромах жили не одним поколением, а большими патриархальными семьями из 15 – 20 человек. Народная мудрость гласит: «И тесен дом, да просторен он». А что же было в крестьянском доме?

Загадка: «Чего из избы не вытащишь?» (Печь)

В мире нет уютней дома,

чем наша русская изба.

Срублена из сосновых брёвен,

Пахнет в ней смолой всегда.

От печки тёплый жар струится.

Тянет вкусным тёплым калачом,

Угольки освещают светлицу,

И мороз у печи нипочём.t1607496207aa.png

И действительно, особенно хорошо в избе зимой, когда за окном трещит мороз, бабушка вьюга снежные бураны крутит, воет ветер в трубе, а в избе тепло, радостно. Всё это благодаря русской печи, ведь главное в доме - русское чудо - печь, которая несколько столетий согревала наших предков, и продолжает согревать нас и сейчас. Печь была центром, «сердцем» крестьянского дома и занимала значительную его часть.

Матушка - печка,

Горячее сердечко,

Белый шесточек,

Красный уголёчек.

Как вы считаете, чем еще помогала печь людям?

(Печь кормила (готовили еду), печь мыла (мылись раньше в печи), печь лечила)

Печь располагалась ближе к входу. По стене напротив – окна. Вдоль стен стояли широкие лавки. Над ними полки, по которым расставлены предметы домашнего обихода

t1607496207ab.png



Дети спали как на печи, так и на полатях. Это деревянный настил, устроенный под потолком между стеной и печью.

t1607496207ac.png

Угол напротив устья печки считался рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут». Скажите, а чем там занималась хозяйка и какими предметами она пользовалась? У нас в классе есть некоторые из них. Подскажите, для чего они были нужны?

(Чугунок – готовить пищу в печке, ухват – ставить и доставать чугунки из печи, утюг – гладить бельё, наполнив его углями из печи и т.д.)

t1607496207ad.png

Иногда бабий кут оказывался в центре внимания. Здесь причитала невеста перед свадьбой, здесь же родители прощались с дочерью-невестой, наказывая ей дружно жить с мужем. Отсюда увозили невесту к венцу.

Самый светлый угол в избе назывался красным, передним. Что мы здесь видим?

(Дети по изображению на слайде рассказывают (учитель дополняет): на угловой полке (божнице) стоят иконы, горит лампада. Стоит стол с солонкой – символом благополучия и достатка)

В красном углу трапезничала (обедала) вся семья. В переднем углу сидел глава семьи. Во время свадьбы сюда сажали молодожёнов. Здесь решались самые важные вопросы в жизни семьи – сговор родителей жениха и невесты, давалось родительское благословение сыну при отправлении на военную службу, здесь «били по рукам» при заключении сделки.

Если хозяин хотел выразить гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.

t1607496207ae.png



В доме могла быть и горница – светлая, парадная комната, в которой принимали гостей.

t1607496207af.jpg

У хозяйки было свое место, а у хозяина?! Угол напротив печи – рабочее место хозяина дома – «хозяйский кут». Здесь же на лавке он спал. А под лавкой хранились инструменты. Какими же делами здесь занимался крестьянин?

(Занимался ремонтом сохи, бороны, сетей, граблей и других инструментов, чинил обувь, плёл лапти и т.д.)

t1607496207ag.png

Хозяев дома называли большак и большуха, а почему?

(Обсуждение в группах. Лидер группы даёт ответ:

- Потому, что большие, взрослые;

- Потому, что дом и хозяйство на них держались;

- Большое время они находились в доме)

Мужчина – хозяин, он несет ответственность за достаток и защиту интересов

семьи. Женщина – как хозяйка отвечала за чистоту, порядок, уют, заботилась о старших и детях.

Все ли в доме были при деле? (Да)

Для каждого дела было своё место: и для труда земного – держать дом в порядке и заботиться о семье, и для труда души



IV.Закрепление нового материла:



Самостоятельная работа в тетради (стр.21)

Работа в группе (прийти к общему решению)

На слайде изображение внутреннего убранства крестьянской избы. Задание: показать части крестьянского дома и рассказать для чего они предназначены.



Красный угол

Бабий кут

Хозяйский кут

Горница

Полати

t1607496207ah.png

А кто из вас знает пословицы и поговорки о доме, о домашних делах?

(Ответы детей)

В этих конвертах находятся пословицы. Задание по группам: прочитать пословицу, обсудить её смысл и объяснить для всех ребят в классе.

(Работа в группах. Пословицы:

Дома и стены помогают.

Всякий дом хозяином держится.

Родители трудолюбивы и дети не ленивы.

И тесен дом, да просторен он.)



О чем эти пословицы? Что ставится на первое место?

(Семья)

Что значит семья для вас? Какой должна быть семья?

(Ответы детей)

Обобщение.

Конечно наши семьи отличаются от тех крестьянских семей.

Мы увидели, что обязанности в доме были строго распределены. Но можно ли говорить, что каждый был сам по себе: дед на печи, мать у печи, отец за работой, ребята на полатях?!

(Нет. Каждый, делая своё дело и старался внести свой вклад в общее дело семьи).





Рефлексия. Ресурсный круг:

Как хорошо когда есть дом,
Уютный, теплый и родной.
Когда смеются дети в нем,
И пахнет вкусною едой.
Когда в нем дружная семья,
И все друг другом дорожат.
И где на место слова Я,
Все ставят МЫ на первый ряд.

У меня в руках солонка – символ полного достатка в доме. Передавая её друг другу, давайте поделимся, что бы мы взяли в свой дом, в свою семью с сегодняшнего урока, что должно быть в семье обязательно.

(Доброта, понимание, взаимопомощь, терпение, трудолюбие, прощение, любовь, лад, согласие и др.)

Спасибо за ответы. В конце нашего урока хочу пожелать каждому из вас: пусть в вашем доме НАВСЕГДА поселятся доброта и терпение, совет да любовь. Мира и тепла вашему дому!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.