Урок по русскому языку «Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами» (3 класс)
Тема: «Употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами».
Педагогические цели: наблюдение над значениями, которые вносят в слова
уменьшительно – ласкательные суффиксы (-очк-, -оньк-,
-еньк- в существительных и прилагательных).
Планируемые результаты:
Предметные: рассказывать о суффиксах как словообразующей части слова,
объяснять смысловое значение некоторых суффиксов, отличать
уменьшительно – ласкательные суффиксы, правильно записывать
суффиксы –оньк-, -еньк- в словах слабой позиции.
Личностные: быть внимательным к звуковому и слоговому строю русского языка,
смысловым нюансам.
Метапредметные: наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять выбор
действий, личную позицию.
УМК- «Планета знаний»
Тип урока: урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков.
Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.
Форма обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: учебно-методическая литература: учебник «Русский язык» 3 класс 2 часть; автор Л.Я.Желтовская, О.Б.КАлинина (УМК «Планета Знаний»),ООО «Издательство Астрель», Толковый словарь С.И. Ожегова, учебные принадлежности обучающегося, инд. оценочный лист ученика, карточки для работы в группе ; проектор.
Ход урока.
1.Мотивация учебной деятельности.
. Все за парты тихо сели,
Отдохнуть мы все успели.
Будем мы сейчас учиться,
Не годится нам лениться.
-Ребята, а вы готовы сегодня сделать новые открытия?
Слайд- Давайте составим формулу успеха сегодняшнего урока. Выберите качества, которые станут для вас успешными:
старание, несамостоятельность, внимание, лень, сообразительность, неуверенность.
Старание + внимание + сообразительность = успех.
- Я очень хочу, чтобы каждый из вас был на этом уроке успешным, чтобы у вас было хорошее настроение и интересная работа. А урок наш пройдет под девизом (хором) « УЧЕНИЕ ВСЕГДА НАЙДЕТ ПРИМЕНЕНИЕ!»
Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями
Что значит исследовать? (Изучать новое, опираясь на полученные знания)
-В течение урока мы будем вспоминать, думать, наблюдать, доказывать, исправлять, помогать.
Мы будем работать в оценочных листах. В конце урока каждый оценит себя «Моя оценка» и после проверки ваших научных записей оценку выставлю я. Согласны с такими условиями работы?
2.Минутка чистописания
«Красиво писать – красоту творить» гласит народная мудрость. Я предлагаю вам размять наши пальчики и провести минутку чистописания.
Слайд. К данным словам подберите слова антонимы. Давайте вспомним, какие слова называются «Антонимы»
большой - маленький
сухой - ? (мокрый)
твердый - ? (мягкий)
глубокий - ? (мелкий)
война - ? (мир)
Слайд.- На какую букву начинаются слова правого столбика?
Посмотрите (на доске)на закономерность написания буквы и напишите соединения букв
М Мм мМм
_открываем тетради, записываем число, классная работа и выполняем.
(Во время написания соблюдаем наклон, ширину элементов букв, высоту, Ширину соединений между буквами.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ.
3. Словарная работа
Слайд -Из букв на доске собрать слово.
НОКСТРУКРОТ
Слайд ( КОНСТРУКТОР) Запишите слово, обозначьте орфограмму.
-Как вы понимаете смысл этого слова?
-Что оно означает?
КОНСТРУКТОР – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения.
А теперь прочитаем объяснение этого слова в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.
Придумайте с ним предложение.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ.
-Ребята я неспроста заговорила о конструкторе на уроке русского языка. Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев.
Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов).
- А слова имеют свой строительный материал.
5. Актуализация. Постановка цели урока.
Слайд -Вспомните, из каких частей состоят слова.
1. Часть слова, которая изменяется ….(окончание)
2. Часть слова без окончания…(основа)
3. Общая часть родственных слов… (корень)
4. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов…(суффикс)
- Обратите внимание на слова:
Слайд - Пробег, подъезд, котенок, выход.
- Найдите «лишнее» слово и докажите, что оно таковым является.(котенок)
- С помощью каких частей слова образованы эти слова?
(выделение морфем)
Удивителен и огромен мир суффиксов. Этой морфеме в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык.
- С помощью какого суффикса образовано слово «котенок»?
- Какой оттенок значения вносит суффикс –енок-
- Определите тему урока. Слайд
(Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами»
- Как сказал русский публицист, критик Виссарион Григорьевич Белинский (слайд фото) «Без цели нет деятельности», поэтому сейчас я предлагаю поставить цели нашего урока.
Цели: 1. познакомить детей с уменьшительно- ласкательными суффиксами, выяснить их значения;
2.развивать умение образовывать новые слова с помощью изученных суффиксов, находить в словах знакомые суффиксы;
6.Открытие нового знания. Работа с учебником.
Слайд- Мы с вами составили информационную карту урока. Чтобы ее заполнить, давайте проведем исследования.
Давайте ответим на 1 вопрос Как образуются слова с ласковым значением?
-Проведем наши исследования.
Упр. 78 , совместно, у доски.
На доске вы видите дерево Знаний.
На него мы будем записывать все суффиксы, которые нам сегодня встретятся на уроке. Назовите суффиксы, которые были использованы в упражнении 78. Какое значение эти суффиксы придавали предметам? ( уменьшали).
Вывод. – При помощи каких частей слов мы получали новые слова?
(Заполнение таблицы)
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
7. ФИЗМИНУТКА.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА (Ответ на 2 вопрос)
Какие суффиксы помогают?
- Продолжим наше исследование слов.
– Мы научились находить суффиксы в словах, а теперь предлагаю с помощью суффиксов образовывать новые слова.
Слайд -Работа в парах .
Женя, Вова, Света, Миша,
Задание: образовать слова с суффиксами -еньк, -оньк, -ечк
Проверка.
- Выделите суффиксы в словах.
- Прочитайте информацию Ключика, проверив наши выводы.
Заполнение информационной карты урока
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
- Так же мы используем слова с уменьшительно-ласкательным значением и в разговорной речи.
Посмотрите сценку "Разговор одноклассников”.
Сценка. Участвуют мальчик, девочка.
- Привет, Иванова!
- Привет, Сашка!
- Решила задачу?
- Не смогла, сложную какую-то задали.
- Вы наблюдали за диалогом ребят. На что вы обратили внимание? Как ведут они себя по отношению друг к другу?
Ответы учащихся.
- Как правильно нужно вести себя при общении с другим человеком?
Ответы учащихся.
- Подобные диалоги можно часто наблюдать в школе. Что же мешает многим из вас разговаривать друг с другом вежливо, использовать при обращении разные формы имени?
Слово ученику-эксперту. Он познакомит нас с результатами опроса, который был проведён в нашем классе.
Ученик-эксперт.
Цель проводимого мною опроса – выяснить, как знают мои одноклассники формы своего имени. Какие же формы имени они чаще всего используют и почему?
В 3- классе обучается 21 человек, из них 8 мальчиков и 11 девочек. Именной состав богат как мужскими, так и женскими именами.
Понаблюдав за своими одноклассниками и проведя анкетирование, я увидела, что они мало знают о собственных именах и именах одноклассников. В анкетировании участвовало 20 учеников. Знание своего полного имени показали все ученики. В классе учениками используется краткая форма и грубая форма при обращении к одноклассникам.
Ласковую форму имени почти не используют.
8 человек объяснили это тем, что стесняются, 3 человека- ничего не объяснили. 14 человек хотели бы, что бы их называли ласково.
Каждое из имён богато всеми формами. Они позволяют избежать повтора при обращении друг к другу. Также они помогают выразить своё доброе отношение к человеку, к которому обращаются. Поэтому надо при обращении использовать формы с уменьшительно-ласкательным значением, не стесняться их употреблять в своей речи.
-А вот где мы используем такие слова, вы узнаете, поработав в группе
( РАБОТА В ГРУППАХ)
1 ГРУППА
И. А. Крылов басня «Ворона и лисица»
2 ГРУППА
Н. Носов.
Незнайка и его друзья.
3 ГРУППА
Русская народная песня
-Прочитайте. Найдите слова с ласковым значением, определите суффиксы
Так где же мы встречаемся с ласковыми словами?
(устное народное творчество, в авторских произведениях).
_Как вы думаете, а в повседневной жизни мы используем слова с ласковым значением?
- Мы ответили на 3 вопрос информационной карты.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ.
VI. Итоги урока.
Урок подходит к завершению. В заключение урока предлагаю определить ценность урока, его пользу. Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли?
- Какую цель ставили перед собой?
- Как вы думаете, нам удалось достичь её?
- Где можно применить новые знания?
- Чтобы пополнить свой словарный запас я предлагаю дома выполнить упр.82 с.71
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Перед вами лежат модельки человечков. Сейчас вы возьмете своего человечка и расположите их на лестнице успеха» («Лестница успеха» на магнитной доске)
Если со всеми заданиями вы справлялись самостоятельно и без ошибок вы ставите своего человечка на верхнюю зелёную ступеньку, если справлялись, но иногда испытывали затруднения – то на среднюю синюю ступеньку, а если вам нужно ещё повторить и позаниматься – то на красную нижнюю ступеньку.
Спасибо за урок.
Литература:
https://ru.depositphotos.com/stock-photos/дерево-знаний.html?qview=23304762 дерево знаний
text=правила%20посадки%20при%20чистописании
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/01/19/elektronnye-fizminutki-dlya-glaz физминутка
Л.Я.Желтовская «Русский язык» 3класс ( методические рекомендации), Москва, «Астрель» 2006г
Чистописание | |
Словарная работа | |
Работа с упр. | |
Работа в парах | |
Работа в группе | |
Итоговая оценка урока |
1ГРУППА
И. А. Крылов басня «Ворона и лисица»
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
-Прочитайте. Найдите слова с ласковым значением, определите суффиксы
2 ГРУППА
Н. Носов.
Незнайка и его друзья.
Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли маленькие креслица. На стенах весели коврики и картины с изображением разных цветов. У окна стоял круглый столик. На нём возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками, словно ощетинившийся ёжик.
-Прочитайте. Найдите слова с ласковым значением, определите суффиксы
3 ГРУППА
Русская народная песня
Уж как я мою коровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, Бурёнушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта моя коровушка была,
Чтобы сливочек Бурёнушка дала.
- Привет, Иванова!
- Привет, Сашка!
- Решила задачу?
- Не смогла, сложную какую-то задали.
Цель проводимого мною опроса – выяснить, как знают мои одноклассники формы своего имени. Какие же формы имени они чаще всего используют и почему?
В 3- классе обучается 21 человек, из них 8 мальчиков и 11 девочек. Именной состав богат как мужскими, так и женскими именами.
Понаблюдав за своими одноклассниками и проведя анкетирование, я увидела, что они мало знают о собственных именах и именах одноклассников. В анкетировании участвовало 20 учеников. Знание своего полного имени показали все ученики. В классе учениками используется краткая форма и грубая форма при обращении к одноклассникам.
Ласковую форму имени почти не используют.
8 человек объяснили это тем, что стесняются, 3 человека- ничего не объяснили. 14 человек хотели бы, что бы их называли ласково.
Каждое из имён богато всеми формами. Они позволяют избежать повтора при обращении друг к другу. Также они помогают выразить своё доброе отношение к человеку, к которому обращаются. Поэтому надо при обращении использовать формы с уменьшительно-ласкательным значением, не стесняться их употреблять в своей речи.