Урок по теме "Химические свойства кислот"
Конспект урока
Класс: 8
УМК: Габриелян О. С.
Тема урока: Химические свойства кислот
Тип урока: открытие новых знаний, проблемный с элементами исследовательской работы
Цели:
- продолжить сформировать понятия: «кислоты», «электрохимический ряд металлов», «условия протекания реакции», «признак химической реакции»;
- развивать умения описывать и определять химические свойства кислот; условия протекания реакции кислот с металлами;
- развивать умения подтверждать химические свойства кислот уравнениями химических реакций
- формировать умения и навыки выполнения исследовательской работы;
-продолжить формировать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки, экологическую культуру
- формировать умение применять полученные знания о свойствах кислот в повседневной жизни
Планируемые результаты
Предметные
описывать понятия «кислоты», «электрохимический ряд металлов», «условия протекания реакции», «признак химической реакции»
характеризовать химические свойства кислот
приводить примеры уравнений подтверждающих химические свойства кислот
проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения
объяснять природные явления с точки зрения химических свойств кислот
применять полученные знания о свойствах кислот в повседневной жизни
Метапредметные
Регулятивные
целеполагание постановка учебной задачи
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений
оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные
Устанавливать причинно-следственные связи.
Строить четкие логические рассуждения, формулировать выводы.
Создавать модели и схемы, при помощи которых можно выполнять познавательные задачи.
Грамотно работать с текстовой информацией, понимать содержание и смысл, определять главную мысль и уровень достоверности.
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Личностные
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
Ход урока
Деятельность учителя | Время, баллы | Деятельность учащихся |
1Организационный момент. Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Знакомство с заявкой на оценку: Заявка на оценку: | 1 мин | Планируют оценку и ставят ее на полях тетрадей |
II. Мотивация к учебной деятельности . Целеполагание Прочитать утверждения на слайде и определить тему и цель урока. Кислотные дожди разрушают мраморные памятники и металлические конструкции Кислотность почвы можно нейтрализовать добавлением гашеной извести Ржавчину с металлов можно удалить c помощью растворов лимонной и уксусной кислоты | 2 мин По 1 баллу за правильный ответ | Тема: Химические свойства кислот Цель: определить с какими веществами и при каких условиях кислоты вступают в химические реакции |
III.Актуализация знаний -Выберите формулы кислот и сформулируйте понятие «Кислоты» -Именно водород в молекулах кислот обуславливает их кислый вкус, окраску индикаторов и химические свойства. -А какие свойства кислот мы уже с вами знаем? | 5 мин По 1 баллу за правильный ответ | Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков H2SiO3 , HCl, H2SO4 1. Взаимодействуют с оксидами металлов 2. Взаимодействуют с основаниями (нейтрализация) 3 Взаимодействуют с солями (↑↓) |
IV.Усвоение новых знаний Есть еще одно свойство с которым мы еще не знакомы Учитель предлагает учебную задачу. Ягоды смородины имеют кисло сладкий вкус, который придают ей некоторые кислоты, например: аскорбиновая, лимонная, яблочная. Для сохранения ягод необходимо сварить варенье. В наличии есть три металлических таза: цинковый, медный и железный. Помогите выбрать таз для приготовления варенья, используя выданное вам оборудование и реактивы. Обоснуйте свой выбор. Сделайте вывод о свойствах кислот. СОБЛЮДАЙТЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ! Попробуйте сформулировать тему исследования. Учитель корректирует. Сформулируйте цель исследования. Организует беседу по версиям для формулировки гипотезы. Предлагает ученикам провести эксперимент и сделать вывод о свойствах кислот - Для того чтобы определить какие металлы взаимодействуют с кислотами, нужно воспользоваться ЭХРНМ (ряд Бекетова Н.Н.) Запишите правило: Металлы стоящие до водорода вытесняют его из раствора кислот. Подтвердите уравнениями реакций из опытов | 12 мин По 1 баллу за правильный ответ | Формулирую тему исследования: Взаимодействие кислот с металлами, ставят цель: определить все ли металлы взаимодействуют с кислотами, предлагают гипотезы Выполняют опыт и делают вывод, что не все металлы одинаково взаимодействуют с кислотами Для варки смородины нужно выбрать медный таз, так как медь не взаимодействует с кислотами. Записывают правило, подтверждают уравнениями. (Один ученик записывает уравнение у доски) Zn+2HCl= ZnCl2+H2 Fe +2HCl= ZnCl2+H2 Cu + HCl =\ (так как медь стоит после водорода) |
VПервичное закрепление знаний Индивидуальная работа: Используя текст учебника подтвердите уравнениями реакций свойства кислот, составьте схемы. (См. приложение). Проверка работы по эталону. Самооценка | 12 мин 12 баллов | Записывают уравнения реакций, составляют схемы. Проводят самооценку по эталону. |
Обобщение знаний Возвращаемся к утверждениям и ответим на вопросы суждения Кислотные дожди разрушают мраморные памятники и металлические конструкции Кислотность почвы можно уменьшить гашеной известью Ржавчину с металлов можно удалить c помощью растворов лимонной и уксусной кислоты 1.Почему кислотные дожди разрушают мраморные памятники и металлические конструкции? 2. Каким образом кислотность почвы можно уменьшить гашеной известью? 3. В следствии чего ржавчину с металлов можно удалить c помощью растворов лимонной и уксусной кислоты? | 5 мин По 2 за каждый ответ в виде суждения | Кислотные дожди разрушают мраморные памятники потому что мрамор — это соль, а соли взаимодействуют с кислотами, если образуется осадок или газ Кислотные дожди разрушают металлические конструкции потому что кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими до Н в ряду напряжения Кислотность почвы можно уменьшить гашеной известью, потому что гашеная известь — это щелочь, а кислоты вступают в реакции нейтрализации с щелочами Ржавчину с металлов можно удалить c помощью растворов лимонной и уксусной кислоты, потому что оксиды металлов взаимодействуют с кислотами |
Подведение итогов. Рефлексия Подсчитайте количество баллов, сравните с заявкой на оценку. Беседа о том почему не получилось получить заявленную оценку | 3 мин | Подсчитывают количество баллов, сравнивают с заявленной оценкой. Оценивают свою работу на уроке. |
Итого:
40 мин
Приложение
Подтвердите свойства кислот уравнениями реакций, составьте соответствующие схемы уравнений
Свойство | Примеры уравнений реакций | Схема реакции (классы веществ) | ||
1. | HNO3 + ВаO →____+ ____ | 2 балла | ____ +____ → ____+ ____ | 1 балл |
2. | H2SO4 + NaOH →____+ ____ | 2 балла | ____ +____ → ____+ ____ | 1 балл |
3. | H3PO4 + CaCl2→____+ ____ | 2 балла | ____ +____ → ____+ ____ | 1 балл |
4. | HCl + Mg → ____+ ____ | 2 балла | ____ +____ → ____+ ____ | 1 балл |
Эталон ответа
Свойство | Примеры уравнений реакций | Схема реакции (классы веществ) | ||
1. | 2HNO3 + ВаO →Ва(NO3)2+ H2O | 2 балла | Кислота+ оксид металла = соль + вода | 1 балл |
2. | H2SO4 +2 NaOH → Na2SO4 +2H2O | 2 балла | Кислота+ основание = соль + вода | 1 балл |
3 | 2H3PO4 + 3CaCl2→Ca3(PO4)2 + 6HCl | 2 балла | Кислота+ соль = новая соль+ новая кислота | 1 балл |
4. | 2HCl + Mg → MgCl2+H2 | 2 балла | Кислота + металл = соль + водород | 1 балл |
Анализ урока:
Урок открытия новых знаний, с использованием ситуационных проблемных задач, с элементами исследовательской работы , когда работают не по инструкции как на лабораторных работах, а сами добывают знания проходят этапы маленькой исследовательской работы (ставят цели, гипотезы формулируют выводы) Приемы развития читательской грамотности (работа с текстом, перевод формул в схемы) и развития естественной научной грамотности. Применение критериального оценивания (по способу диалектического обучения) способствует мотивации и активизации учащихся на уроке. Большая часть — урока-это самостоятельная работа учащихся, что соответствует требованиям к системно-деятельностному подходу Считаю что урок соответствует требованиям к современному уроку по ФГОС.