12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бальсунова Елена Александровна845
Россия, Костромская обл., г. Мантурово

Технологическая карта урока

Предмет: Биология

Класс: 5

Линия УМК: Пономарева И. Н.. «Биология».

Учебник: Учебник «Биология. 5 класс» И. Н. Пономаревой, И. В. Николаева, О. А. Корниловой.

Тема урока: «Лишайники»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: расширить и углубить знания предметного материала о лишайниках, их строении и практическом применении в жизни.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с характерными признаками лишайников;

- показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям жизни;

- раскрыть их роль в природе.

воспитательные:

- формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности

- воспитывать нравственные качества: ответственность, самоуважение.

-воспитывать бережное отношение к природе.

развивающая:

- развивать познавательный интерес через элементы исследования.

-развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.

Методы:

- частично-поисковый;

- деятельностный;

- создание проблемной ситуации;

- наглядно-иллюстрационный.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли;

- различать типы лишайников на рисунке;

- анализировать изображение внутреннего строения лишайника;

- выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды;

- характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные: - регулятивные:

- определять цели и задачи урока;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

Метапредметные: - коммуникативные:

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с таблицей;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.


Формирование УУД:

Познавательные УУД:

1.Продолжить формирование умения работать с таблицей.

2.Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД:

1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

2.Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

3.Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД:

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2.Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3..Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД:

1.Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3.Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4.Оценивать собственный вклад в работу группы.

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Методы:

Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

Дополнительные:

словесные (беседа, диалог);

наглядные (работа с рисунками, схемами);

практические (поиск информации, работа с интерактивной доской);

дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Средства обучения:

Учебник

Дополнительный текстовый материал;

Презентация «Лишайники»;

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Лишайники»

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы

Формирование УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент



Учитель приветствует учащихся.

- Добрый день, ребята.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.


Организация рабочих мест, приветствие. Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.


Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Актуализация имеющихся знаний учащихся


Повторим, что мы изучали на прошедших уроках:

- Какое царство живых организмов мы изучали на прошлом уроке? (Дети отвечают, что изучали царство «Грибы»).

- Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).

- Что такое симбиоз?

(Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).

-Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?

(Дети отвечают, что это микориза).



Выслушиваются ответы учащихся








Фронтальная работа с классом




Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Мотивация.

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.


Прослушайте подсказку к нашему изучению новой темы:

Их называли: «хаос природы», «убогая нищета растительности», «пионеры – природы»…  А великий русский ученый К.А. Тимирязев называя эти организмы «растения – сфинксы», писал о них: «...Не может ли реальная действительность порой оправдать фантазию поэтов и художников, не найдется ли в каком-нибудь забытом уголке природы чудовищных, сложных существ, представляющих такое сочетание или агломерат двух совершенно разнородных организмов, каковы эти мифологические полугады, полуптицы, полулюди, полузвери? Натуралисту, на первый взгляд, такой вопрос должен показаться чем-то невозможным, просто абсурдом. И потому понятно было изумление ботаников, когда несколько лет тому назад такое загадочное существо, подобно сфинксу, представляющее полное слияние совершенно разнородных и самостоятельных организмов, относящихся к двум различным классам, нашлось в природе, – когда оказалось, что мы все его давно знаем, что оно встречается решительно на каждом шагу». 

– О каком живом организме пишет К.А. Тимирязев? (Учащиеся дают самые различные ответы)









На проблемный вопрос учителя высказывают свои предположения.

Фронтальная работа с классом

Регулятивные:

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Объяснение нового материала


Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Началом ее возникновения принято считать1803год. Ученые долго не могли понять загадочности лишайников и только в 1866 году ученый де’ Бари предположил, что лишайники – составные организмы, а 1867 году русские ботаники А. С. Фаминицин и И. В. Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Они вымочили в воде лишайник и разделили его на два организма: гриб, а точнее, его грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов лишайников известных в то время науке.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Поистине эти растения сказочно живучи! Они селятся на голых камнях, на песках, обожжённой солнцем Сахары. Они живут всюду: в безжизненной Антарктиде, на кручах Тибета, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока. Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся горячих лучей солнца, живой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. Эту особенность лишайников отмечал К.А.Тимирязев, он писал: « Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.

Тело лишайника называется слоевище. Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем? (Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей)

Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного.

Само слоевище состоит из двух различных организмов — гриба и водоросли. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и синезелёные водоросли. Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные.

Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.

Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей.

Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.

Слоевище кустистых лишайников напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.

Лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей.


Работа в группах:

1. Используя текст учебника заполнить информацию по признакам для каждой группы лишайников:

Группы лишайников

Внешний вид


Места поселений

Примеры

Накипные




Листоватые




Кустистые





2. Составить кластер «Значение Лишайников»

                                          Значение в природе:

А)  Играют  роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса.

Б)  Корм для животных. Такие лишайники как олений мох, или ягель, исландский мох, поедаются  северными оленями,  маралами,  косулями, лосями, беспозвоночными животными.

В) Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые.

                                       Значение в жизни человека:

 А)  Являются организмами – индикаторами для определения условий окружающей среды, качества воздуха (лихеноиндикация), так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.

Б)  Некоторые виды лишайников (аспицилия – «лишайниковая манна», гигрофора) используются в пищу

В)  Используют лишайники и в парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса.

Г)  Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.

 Д) Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка.

Просмотр презентации на доске


































































Групповая работа учащихся



























 



Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.


Закрепление изученного материала


      Подведем итог нашего урока, приступаем к выполнению заданий.

1.Выберите три правильных ответа из шести предло­женных.

По форме слоевища различают лишайники:

древовидные

травянистые

листоватые

кустистые

стелющиеся

накипные.

2. t1647873953aa.gif

3. Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями. 
2. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 
3. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

4. Различают два основных типа слоевищ лишайников.

5. Лишайники – это организмы-симбионты.

6. Лишайники размножаются только половым путём.

7. Лихенология - наука изучающая лишайники


Оцените себя



Выполняют задания 1-3


Оценивают себя

  


Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

Рефлексия


-Как вы оцениваете работу вашей группы?

(Мнение учителя о работе каждой из групп.)

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Данный материал пригодится мне в жизни….

Оцени своё настроение на уроке

Высказывают мнение об уроке.





поднимают картинки

Индивидуальная работа

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

    Домашнее задание


1) Параграф, вопросы после параграфа (для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самоконтроля и самооценки).

2) Попробуйте найти лишайники возле своего дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища (для тех, кто усвоил материал на хорошо).

3) Составить филворд по теме: «Лишайники».






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.