12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ромашка222
Россия, Владимирская обл., Меленки







Технологическая карта урока по теме

«Митоз. Амитоз» (10 класс)







Разработал: учитель МБОУ «СОШ №2» г. Меленки

Романова Т. С.

Меленки, 2021

Тема урока: «Митоз. Амитоз».

Цель урока: изучить митотический цикл и митоз, как один из видов деления клетки, показать биологическое значение митоза.

Задачи урока:

Образовательные:

Создать условия для формирования понятий: митоз, фазы митоза, амитоз, интерфаза; способствовать пониманию процессев, происходящих в различные периоды митотического цикла, их роли в передаче наследственной информации и значении деления клеток для организма; способствовать закреплению знакомых понятий по данной теме и формированию новых.

Развиваюшие:

Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать со схемами и таблицами; развивать коммуникативные способности учащихся, формировать устойчивый интерес к предмету; совершенствовать умения работать с микроскопом; способствовать развитию логического мышления; совершенствовать навыки и умения, необходимые для индивидуальной и групповой работы; развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

Создать условия для выявления биологического значения митоза; способствовать пониманию важности деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом;

Оборудование:

На доске: таблица « Митоз», презентация,  мультимедийный проектор.

На столах учащихся:  Инструкция к лабораторной работе  «Митоз в клетках корешка лука », учебники «Общая биология» 10-11 класс  , листы формата А4, фломастеры, определения.

Основные понятия: жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период, репликация, кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Метод обучения:

- по источнику знаний: словесный, наглядный;

- по характеру деятельности учащихся: частично – поисковый;

- по характеру деятельности учителя: объяснительно – иллюстративный  

                                                                         (репродуктивный).

Форма организации: урок формирования новых знаний с применением ИКТ.

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа в  группах.

Технология: развитие критического мышления с элементами кейс-технологии, ИКТ-технология

Задачи урока:

Личностные:

Способствовать формированию личностной позиции, составляющей гранью которой являются ценностное отношение к природе, важность изучения плесневых грибов и дрожжей для жизни и деятельности людей.

Метапредметные:

Способствовать овладению составляющими практической деятельности, включая умение ставить вопросы, выполнять практическую деятельность, делать выводы и заключения.

способствовать усвоению основных понятий темы, осуществляя выбор источников информации самостоятельно и, извлекая нужную информацию на уроке.

.способствовать самостоятельной оценке своих действий на уроке с помощью разработанных критериев.

Предметные:

Способствовать знакомству учащихся с основными понятиями темы, обеспечить понимание важности роли изучения плесневых грибов и дрожжей в жизни людей, способствовать проявлению связи знаний по теме с практическим применением этих знаний.

Этапы урока

Прием урока, название используемых ЭОР (с указанием номера из табл.2)


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


1

Организационный момент



1.Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность учащихся к уроку.

Доброе утро, мои коллеги. Я рада всех приветствовать в нашей лаборатории.


1.Учащиеся встают из-за парт и приветствуют учителя


2








































3















































































































































































































































































































































































4






























































Актуализация знаний (Стадия вызова)
















































Стадия осмысления







































































































































































































































































































































































































































































Стадия рефлексии


Презентация











Проблемный вопрос














Формулировка темы и задач урока




















t1618164348aa.gif













Поисковая беседа


























































Поисковая беседа








































Поисковая беседа




























Работа с маршрутным листом



























Работа в группах












































Работа с микроскопом























Физкультминутка
























Работа с группами
















Выполнение задания для подготовки к ЕГЭ






















Ответ у доски



















Объяснение













Поисковая беседа




















Тестовая работа






























Самооценка










Рефлексия в форме дорожки успеха

Домашнее задание











Хочу обратить ваше внимание на следующее. В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

Уч-ся: Деление клеток

Учитель: Верно

Я вчера отыскала старую газету по процессу деления клеток.

Не видели? Тогда я вам сейчас покажу.

Учитель показывает газету

Учитель: Мои коллеги, посмотрите газету и скажите, как вы сформулируете тему нашей сегодняшней работы?

Уч-ся: Митоз.

Учитель: Верно. Я усложню определенную вами тему и добавлю: Митоз. Амитоз. А какие мы поставим для себя задачи? Что мы должны изучить у этих процессов?

Уч-ся: Изучить фазы митоза, значение в жизни организмов.

Учитель: Верно. Записываем тему нашей работы в рабочий журнал.

Тема урока «Митоз Амитоз»



Учитель: А план работы на сегодня у нас таков:



План

1.Изучение присланной корреспонденции по кариотипам и формулирование выводов.

2.Изучение митоза, его фаз и биологического значения.

3.Рассмотрение амитоза.

Уч-ль: А первый пункт плана — это изучение присланной корреспонденции. В нашей лаборатории на нижнем этаже делаются снимки кариотипов. А к нам непосредственно люди обращаются с целью определения наследственных заболеваний. Но чтобы дать точный и правильный ответ тем, кому он нужен, нам нужно вспомнить из чего состоят хромосомы.

Уч-ся: Из хроматиды и центромеры.

Уч-ль: Верно, и как говорят с понятием хромосомы связано другое понятие — кариотип. Напомните пож-та,что это такое кариотип?

Уч-ся: Кариотип — это совокупность хромосом, их форма и размеры, характерные для определенного вида организмов. Таким образом, кариотип образуют хромосомы, а в хромосоме можно выделить хроматиды и центромеру — перетяжку.

Уч-ль: Верно. А теперь корреспонденция.У меня в руках одно письмо. Наша задача посмотреть внимательно на кариотип и определить, связаны ли описываемые внешние особенности и особенности поведения людей с их кариотипом.

(письма на слайде)

Письмо1: У ребенка плоское лицо, эпикант — вертикальная кожная складка у внутреннего угла глазной щели, короткие и толстые пальцы, постоянно приоткрытый рот. Посмотрите на кариотип. Что скажете?

Трисомия по 21 хромосоме

Уч-ль: А еще я хочу вам сделать объявление, на следующий год наша лаборатория будет расширяться. Мы будем делать ПЦР (полимеразно-цепную реакцию) — это метод молекулярно-генетической диагностики, который позволяет выявить у человека различные инфекционные и наследственные заболевания (как в острой и хронической форме, так и задолго до того, как заболевание может себя проявить. Диагностика методом ПЦР позволяет найти возбудителя непосредственно в гене, который содержится в исследуемых материалах. Для ПЦР диагностики пригоден любой биологический материал: кровь, моча, слюна, плевральная, спинномозговая жидкость и другие. С помощью ПЦР даже можно определить отцовство.

Таким образом, для диагностики наследственных заболеваний можно использовать ПЦР и снимок кариотипа.

Уч-ль: А теперь непосредственно перейдем к митозу.

Что такое митоз?

Митоз — это непрямое деление, характерное для соматических клеток, в результате которого из одной материнской клетки образуются две новые дочерние клетки с набором хромосом, идентичным материнской клетке. Разберем каждое непонятное слово в этом определении.

Что такое соматические клетки?

Уч-ся: все клетки, кроме половых.

Уч-ль: Клетки желудка соматические?

Уч-ся: Да.

Уч-ся: Какой хромосомный набор в соматических клетках человека?

Уч-ся: 46 хромосом
Уч-ль: А в половых?

Уч-ся: 23 хромосомы.

Уч-ль: Значит 23 хромосомы — это гаплоидный набор хромосом (n), а 46 хромосом — это диплоидный набор (2n).

Получается, что кол-во хромосом мы обозначаем буквами n. Мы выяснили, что хромосома имеет определенный состав. Из чего состоит?

Уч-ся: Из ДНК и белка.

Уч-ль: Верно. Тогда давайте обозначим кол-во молекул ДНК буквами с.

Обычная соматическая клетка, если она не делится будет иметь какой набор хромосом?

Уч-ся: 2n

Уч-ль: А ДНК?

Уч-ся: 2с

Уч-ль: Да. 2n2c

Но вы знаете, что, если клетка начинает делиться, то перед делением идет какой процесс?

Уч-ся: Интерфаза

Уч-ль: Какова самая интересная особенность интерфазы?

Уч-ся: Там в синтетический период происходит удвоение ДНК.

Уч-ль: Верно. И я отражу этот процесс изменением количества молекул ДНК — 2n4c. Согласны?

Уч-ся: Да.

Интерфаза и митоз образуют митотический цикл.

Митотический цикл – совокупность процессов, протекающих в клетке от одного деления до другого, включая само деление. Митотический цикл состоит из интерфазы – подготовки к митозу и митоза.

Митотический цикл = интерфаза + митоз

Уч-ль: Ну а теперь, что же происходит дальше? Я знаю, что каждая группа изучает определенную фазу митоза. Я даю вам время ознакомиться с вашими фазами, а потом мы их соединим и представим митоз как сочетание этих фаз.

Работа в группах — 3 минуты.

Затем один уч-ся от группы рассказывает, что происходит в эту фазу, а учитель зарисовывает и дети вместе с ним.

Если будет время, то можно вызвать кого-то к доске, чтобы тот зарисовал.

Профаза (2n4c)

Растворяется ядерная оболочка, исчезает ядрышко, хромосомы спирализуются, то есть скручиваются и приобретают компактную форму. Из микротрубочек формируется веретено деления.

Метафаза (2n4c)

Хромосомы лучше видны в световой микроскоп. К центромерам хромосом с двух сторон прикрепляются нити веретена деления. В результате сокращения нитей веретена деления хромосомы располагаются по экватору клетки.

Анафаза (4n4c)

Хроматиды расходятся к полюсам клетки, каждая хроматида становится самостоятельной хромосомой, поэтому число хромосом увеличивается в 2 раза.

Телофаза (2n2c)

Хромосомы на каждом полюсе клетки деспирализуются, то есть раскручиваются, принимая вид тонких нитей. Вокруг них формируется ядерная оболочка. Происходит кариокинез (деление клеточного ядра, при котором образуются два дочерних ядра с такими же наборами хромосом, что и родительская клетка). Затем появляется ядрышко и происходит распределение клеточных органоидов и всё завершается делением цитоплазмы — цитокинезом. В результате клетки разделяются на две дочерние клетки, полностью идентичные материнской.

В клетках животных цитоплазма делится путем перетяжки на две меньших размеров клетки. В клетках растений образуется поперечная перегородка, она начинает формироваться в середине клетки и распространяется к периферии, разделяя клетку пополам.

Уч-ль: А теперь не мешало бы увидеть этот процесс под микроскопом.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Тема: “Кариокинез в клетках корешка лука”.

Цель: изучить процесс кариокинеза в клетках корешка лука.

Оборудование: световые микроскопы, микропрепараты “Митоз в клетках корешка лука”.

Ход работы

1.Рассмотрите готовый микропрепарат, найдите клетки, в которых проходит кариокинез. 

2. Сделайте вывод о значении митоза в данном случае.

Учащиеся смотрят под микроскопом, одно изображение выводится на экран с помощью цифрового микроскопа.

Физкультминутка

Верны утверждения или нет.

Если «+», то встаньте пож-та, если «-», то сидите, не вставайте.

1.Митоз — это непрямое деление, характерное для соматических клеток. (+)

2.Митоз состоит из 4-х фаз: профазы, метафазы, анафазы и телофазы. (+)

3.Первая фаза митоза — телофаза (-).

4.В профазу митоза исчезает ядерная оболочка и ядрышко, хромосомы располагаются беспорядочно. (+)

5.В метафазу хромосомы расходятся к полюсам клетки (-).

Биологическое значение митоза (группа 5)

1.Обеспечивает равномерное распределение наследственного материала

2.Поддерживает постоянное число хромосом

3.Лежит в основе роста, развития и восстановления организма то есть регенерации и замены отмирающих клеток.

4.Обеспечивает сходство потомства с родителями при вегетативном размножении.

Задание:Хромосомный набор соматических клеток вишни равен 32. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках листьев вишни в анафазе и в конце телофазы митоза. Объясните все полученные результаты.

Алгоритм

1.Переведите известный хромосомный набор в буквенное обозначение.

2.Определите, какое буквенное обозначение соответствует искомой фазе митоза.

3.Переведите буквенное обозначение в числовое.

4.Объясните полученные результаты, вспомнив, что происходит в рассматриваемую фазу митоза.

Схема решения задачи включает следующие позиции:

1) в анафазе митоза (4n4c) – 64 хромосомы, 64 молекулы ДНК;

2) в анафазе к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды, каждая хроматида становится самостоятельной хромосомой, поэтому кол-во хромосом становится в 2 раза больше.

3) в телофазе митоза (2n2c) – 32 хромосомы, 32 молекулы ДНК;

4) произошло деление, образовалось две клетки с диплоидным набором хромосом, в которых равномерно распределились сестринские хроматиды, ставшие самостоятельными однохроматидными хромосомами.

Уч-ль:

Уч-ль: Амитоз - Прямое деление ядра без образования хромосом и ахроматинового веретена. При А. не обеспечивается равномерное распределение генетического материала между дочерними клетками. А. встречается у некоторых простейших, а также в клетках ряда специализированных тканей (хрящевой, соединительной) и при патологических разрастаний (раковых). Такие клетки лишены способности делиться митотически.

Уч-ль: Почему у бактерий не митоз?

Уч-ся: Так как у бактерий кольцевая ДНК и она не реплицируется перед делением клетки.

Выводы по уроку:

1)Митоз — способ деления соматических клеток, при котором образуются две дочерние клетки с набором хромосом, идентичным материнской клетке

2)Митоз лежит в основе роста, развития и регенерации.

3)Митоз обеспечивает равномерное и одинаковое распределение хромосом между дочерними клетками.

Закрепление

Вариант 1

А1. Значение деления клеток состоит в

1) увеличении продолжительности жизни 2) усложнении строения организмов

3) увеличении массы и размера организмов 4)усложнении процессов жизнедеятельности

А2. Период жизни клетки от деления до деления называется:

1) интерфаза 2) мейоз 3) митоз 4) клеточный цикл

А3. В профазе митоза НЕ происходит

1) растворения ядерной оболочки 2) формирования веретена деления

3) удвоения хромосом 4) растворения ядрышек

А4. Митоза не бывает в клетках:

1)орла 2)бактерии 3)бабочки 4)мха

А5. В результате митоза образуется ядро:

1) зиготы домовой мухи 3) сперматозоида окуня

2)яйцеклетки коровы 4) клетки стебля гороха

Вариант 2

А1.Значение митоза состоит в увеличении числа

1) хромосом в половых клетках

2) клеток с набором хромосом, равным материнской клетке

3) молекул ДНК по сравнению с материнской клеткой 4) хромосом в соматических клетках

А2. Профазу митоза можно определить по:

1) спирализации хромосом, их беспорядочному расположению в цитоплазме

2) расположению хромосом в экваториальной плоскости клетки

3) расхождению хроматид к противоположным полюсам клетки

4) наличию двух ядер и перетяжки в клетке

А3. В какую фазу митоза пары хроматид прикрепляются своими центромерами к нитям веретена деления

1) анафазу 2) телофазу 3) профазу 4) метафазу

А4. Митозом не делятся:

1) клетки кожи человека 3) клетки кишечника мыши 2) гаметы 4) дрожжевые клетки

А5.В ядре яйцеклетки собаки 39 хромосом. А в результате митоза в клетке её печени образуется ядро, в котором:

1) 39 хромосом 2) 78 хромосом 3) 117 хромосом 4) 156 хромосом

Самооценка

1.Я испытывал трудности при:

А)выполнении задания по расшифровке кариотипов;

Б)изучении отдельных фаз митоза;

В)при написании хромосомного и ДНК-набора фаз митоза;

Г)я не испытывал (а) затруднений при изучении этой темы.

2.Мне далось легко…

А)выполнение заданий по расшифровке кариотипов;

Б)изучение отдельных фаз митоза;

В)написание хромосомного и ДНК-набора фаз митоза;

Г)все перечисленное.

3.Оценивая мой вклад в работу группы и моих одноклассников, можно сказать…(нужное подчеркните)

А)На уроке я работал (а): активно/пассивно

Б)Своей работой на уроке я: доволен (а)/не доволен (а)

В)При работе в группе: у меня всё получилось/были затруднения, но я справился (лась)/у меня не получилась работа в группе, но я буду стремиться улучшить ее.

Г)Оценивая работу группы можно сказать: мы работали слаженно и у нас всё получилось/ у нас были затруднения, но мы справились самостоятельно/ у нас были затруднения, мы справились с помощью учителя.

Рефлексия

Дорожка успеха

Д/3 параграф 29 + синквейн по теме «Митоз».

1.Учащиеся внимательно слушают учителя







2.Учащиеся отвечают на проблемный вопрос











3.Учащиеся формулируют тему урока «Митоз. Амитоз».



4.Учащиеся формулируют задачи урока. Учитель дополняет ответы учащихся.





5.Учащиеся слушают учителя

























6.Учащиеся участвуют в поисковой беседе













7.Учащиеся выполняют задания











8.Учащиеся слушают учителя



















9.Учащиеся участвуют в поисковой беседе






































































































10.Учащиеся работают по группам



























































11.Учащиеся выполняют лабораторную работу



















12.Учащиеся участвуют в физкультминутке







































13.Учащиеся выполняют задание по теме








































14.Учащиеся слушают учителя








15.Учащиеся делают выводы по уроку
















16.Учащиеся выполняют тестовую работу





































































16.Учащиеся оценивают свою деятельност





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.