УРОК ПО ТЕМЕ: «Прямоугольный параллелепипед»
УРОК ПО ТЕМЕ:
«Прямоугольный параллелепипед»
Чижова Е. П,
учитель математики
МБОУ СОШ № 7 о. Муром
Пояснительная записка к уроку Представленный конспект урока в 5 классе по теме «Прямоугольный параллелепипед» является первым в данной теме. Урок простроен на основе деятельностного подхода, а также элементов технологии проблемного обучения и игровых технологии. На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием прямоугольного параллелепипеда, его основными элементами. Класс распределяется на группы по 6 человек.
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию у них представления о прямоугольном параллелепипеде, его элементах и порядке вычисления площади его поверхности.
Планируемые результаты обучения, направленные на формирование у обучающихся базовых логических действий (из примерных образовательных программ по обновленным ФГОС ООО):
- личностные результаты:
«установка на активное участие в решении практических задач математической направленности; овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности» [1].
- метапредметные результаты:
Познавательные: «выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации; выбирать способ решения учебной задачи» [1].
Коммуникативные: «воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы; участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды» [1].
Регулятивные: «владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту» [1].
- предметные результаты:
знать и выделять на рисунке и на модели элементы прямоугольного параллелепипеда, его измерения и свойства; вычислять площадь поверхности параллелепипеда; выводить формулу для вычисления площади поверхности параллелепипеда; понимають какие объекты реального мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда; примененять формулы вычисления площади поверхности прямоугольного параллелепипеда на практике.
Используемые образовательные ресурсы: УМК Виленкин
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Дидактический материал: тест, рабочий лист, лист самооценивания, набор для изготовления модели (трубочки для коктейлей, шарики из пластилина), «подарки».
Конспект урока
Содержание урока (развернутое, подробное) | Формируемые УУД | ||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний | |||||||||||||||||
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что каждый из вас откроет сегодня что-то новое для себя. Но прежде чем двигаться вперед нужно проверить готовы ли мы. Для этого предлагаю пройти небольшой тест (Приложение 1). Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. (учащиеся выполняют на отдельных листах, результаты проверяют по ключу) Ключ
- Молодцы! Мы готовы двигаться вперед! | Личностные: «установка на активное участие в решении практических задач математической направленности» [1]. Метапредметные: «владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи» [1] | ||||||||||||||||
Мотивационно-целевой этап | |||||||||||||||||
- Ребята, какой праздник для каждого человека самый главный? (День рождения!) - Что общего у этих предметов с точки зрения математики? (объёмные, состоят из прямоугольников) - Верно. И все они объединены одним названием, которое зашифровано на слайде (Приложение 6. Слайд 5). (Прямоугольный параллелепипед.) Тема: Параллелепипед 2. Каковы его основные элементы? | Личностные: «установка на активное участие в решении практических задач математической направленности; овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности» [1]. Метапредметные: «выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, устанавливать существенный признак классификации» [1]. | ||||||||||||||||
Основной этап | |||||||||||||||||
Открытие нового знания - Приступим к работе! У каждого из вас на парте лежат материалы (трубочки для коктейлей и шарики пластилина). Соберите из данных деталей параллелепипед (Приложение 6. Слайд 7). Получилось? Теперь у вас две модели параллелепипеда: каркасная, которую вы изготовили сами, и сплошная - подарок, который был на столе. Чтобы узнать больше об этом геометрическом теле, мы воспользуемся моделями и с их помощью выполним задание 1 на ваших рабочих листах (Приложение 2). - Проверим результаты. Для этого соберитесь в новые группы по цвету вашего рабочего листа и обсудите полученные результаты. - Спасибо за вашу работу. Сделаем небольшой перерыв в нашей работе. Физкультминутка -Ребята, встаньте. Сожмите кисти рук столько раз, сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда. - Выполните вращение туловищем столько раз, сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда. - Присядьте столько раз, сколько граней у прямоугольного параллелепипеда. Применение нового знания На столах находятся рулоны с цветной самоклеющейся бумагой и ножницы. - Почему? (они одинаковы) – Ход ваших действий отражен в рабочих листах и показан на доске (Приложение). - Проверяем ваши вычисления! - Начинаем украшать упаковку для подарка! Подберите подходящую бумагу и украсьте ваш подарок. (учащиеся выбирают нужный конверт и наклеивают прямоугольники из самоклеющейся бумаги на коробки). | Личностные: «установка на активное участие в решении практических задач математической направленности; овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности» [1]. Метапредметные: «выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации; выбирать способ решения учебной задачи; воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы; участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды» [1]. | ||||||||||||||||
Контроль, оценка (самоконтроль, самооценка) | |||||||||||||||||
- Время пришло, чтобы проанализировать проделанное. Прошу вас взять лист самооценки (Приложение 4) и заполнить его и сдать. Спасибо. - В качестве ДЗ я предлагаю вам рассмотреть развертку параллелепипеда и куба и изготовить их модели из бумаги. | Метапредметные: «владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту» [1]. | ||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности | |||||||||||||||||
Ребята, в заключении мне хотелось бы узнать понравился ли вам урок, был ли он интересен и полезен для вас. У вас на столах в белых конвертах лежат смайлики (Приложение 5), на которых изображены 3 лица (веселое, задумчивой и грустное). Выберете то, которое лучше отражает на сколько вы поняли тему и остались довольны уроком. - Спасибо за работу. До свидания. | Метапредметные: «давать оценку приобретённому опыту» [1]. |
Список источников:
Федеральная рабочая программа основного общего образования. Математика (базовый уровень) https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/13_ФРП_Математика_5-9-классы_база.pdf
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест
1. Сколько у прямоугольника вершин?
2. Сколько у прямоугольника сторон?
3. Верно ли, что у прямоугольника все стороны равны.
4. Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны?
5. Верно ли, что в прямоугольнике противоположные стороны равны.
6. В прямоугольнике ABCD противолежащие стороны АВ и …..
7. Вычислите периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 8 см.
8. Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 7 см.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рабочий лист к уроку
ФИ________________________________________________
Тема: __________________________________________
Прямоугольный параллелепипед – это _________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Сколько граней у параллелепипеда _______________________
Какими фигурами являются грани?_______________________
Есть ли среди них равные?______________________________
Сколько групп равных граней?____________________________
Сколько ребер у параллелепипеда? ________________________
Есть ли среди них равные? ______________________________
Сколько групп равных ребер?_____________________________
Сколько вершин у параллелепипеда? _____________________
Сколько рёбер выходит из одной вершины? ________________
Как бы вы могли их назвать?____________________________
Сколько граней у параллелепипеда. _______________________
Есть ли среди граней равные? ____________________________
Какими фигурами являются грани прямоугольного параллелепипеда, изображенного выше? _____________________
Что можно сказать про его измерения?_____________________
Этот прямоугольный параллелепипед имеет особое название – куб.
Попробуйте сформулировать определение куба. _____________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Любой ли куб можно является параллелепипедом? _________
Все ли прямоугольные параллелепипеды являются кубами? ___
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Выполни необходимые измерения и запиши результат.
Измерение | см |
Длина | |
Ширина | |
Высота | |
____________________
____________________
____________________
_____________________________
Вывод: всего израсходуется ________________ бумаги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Лист самооценки
ФИ_________________________________________________
Тест | Формулировка темы и вопросов для обсуждения | Заполнение рабочего листа | Вычисление площади параллелепипеда | Итого: |
| | | | |
«+» выполнил задание правильно
«?» при выполнении задания возникли затруднения
Критерии: «5» - четыре «+»
«4» - три «+»
«3» - один или два «+»
Твоя оценка: ___________________
Оценка учителя_________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 5