Материал на проверке

УРОК ПО ТЕМЕ: «Прямоугольный параллелепипед»

0
0
Материал опубликован Сегодня в 06:33 в группе

УРОК ПО ТЕМЕ:

«Прямоугольный параллелепипед»

Чижова Е. П,

учитель математики

МБОУ СОШ № 7 о. Муром

Пояснительная записка к уроку Представленный конспект урока в 5 классе по теме «Прямоугольный параллелепипед» является первым в данной теме. Урок простроен на основе деятельностного подхода, а также элементов технологии проблемного обучения и игровых технологии. На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием прямоугольного параллелепипеда, его основными элементами. Класс распределяется на группы по 6 человек.

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию у них представления о прямоугольном параллелепипеде, его элементах и порядке вычисления площади его поверхности.

Планируемые результаты обучения, направленные на формирование у обучающихся базовых логических действий (из примерных образовательных программ по обновленным ФГОС ООО):

- личностные результаты:

«установка на активное участие в решении практических задач математической направленности; овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности» [1].

- метапредметные результаты:

Познавательные: «выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации; выбирать способ решения учебной задачи» [1].

Коммуникативные: «воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы; участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды» [1].

Регулятивные: «владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту» [1].

- предметные результаты:

знать и выделять на рисунке и на модели элементы прямоугольного параллелепипеда, его измерения и свойства; вычислять площадь поверхности параллелепипеда; выводить формулу для вычисления площади поверхности параллелепипеда; понимають какие объекты реального мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда; примененять формулы вычисления площади поверхности прямоугольного параллелепипеда на практике.

Используемые образовательные ресурсы: УМК Виленкин

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Дидактический материал: тест, рабочий лист, лист самооценивания, набор для изготовления модели (трубочки для коктейлей, шарики из пластилина), «подарки».

Конспект урока

Содержание урока (развернутое, подробное)


Формируемые УУД

Актуализация опорных знаний

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что каждый из вас откроет сегодня что-то новое для себя. Но прежде чем двигаться вперед нужно проверить готовы ли мы. Для этого предлагаю пройти небольшой тест (Приложение 1). Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. (учащиеся выполняют на отдельных листах, результаты проверяют по ключу)

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

4

4

нет

квадрат

да

CD

28

20

- Молодцы! Мы готовы двигаться вперед!

Личностные: «установка на активное участие в решении практических задач математической направленности» [1].

Метапредметные:

«владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи» [1]

Мотивационно-целевой этап

- Ребята, какой праздник для каждого человека самый главный? (День рождения!)
- Конечно. Все мы любим ходить на дни рождения к своим друзьям. И всегда приходим с подарками. Я думаю, что вы со мной согласитесь: важно не только выбрать подарок, но и красиво его  упаковать. Этим нам сегодня и предстоит заняться. Посмотрите, у вас на столах лежат «подарки», с которые вам предстоит украсить (по группам: коробки конфет, упаковка чая, коробка от телефона, коробка конструктора лего). Но прежде чем взяться за дело, давайте проведем небольшое исследование.

- Что общего у этих предметов с точки зрения математики? (объёмные, состоят из прямоугольников)
- А теперь обратите внимание на объект, изображенный на слайде (Приложение 6. Слайд 4) и сравните ваши «подарки» с этим объектом. (все они имеют форму изображенного объекта).

- Верно. И все они объединены одним названием, которое зашифровано на слайде (Приложение 6. Слайд 5). (Прямоугольный параллелепипед.)
- Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока и вопросы на которые мы в течении занятия должны будем ответить.
Учитель организует коллективную беседу по выявлению вопросов (показывает тему и вопросы сформулированные им и, при необходимости, добавляет вопросы, которые сформулировали учащиеся) (Приложение 6. Слайд 6).

Тема: Параллелепипед
Вопросы для обсуждения:
1. Определение прямоугольного параллелепипеда.

2. Каковы его основные элементы?
3. Какими характеристиками обладает прямоугольный параллелепипед?

Личностные:

«установка на активное участие в решении практических задач математической направленности;

овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности» [1].

Метапредметные:

«выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, устанавливать существенный признак классификации» [1].


Основной этап

Открытие нового знания

- Приступим к работе! У каждого из вас на парте лежат материалы (трубочки для коктейлей и шарики пластилина).  Соберите из данных деталей параллелепипед (Приложение 6. Слайд 7).  Получилось? Теперь у вас две модели параллелепипеда: каркасная, которую вы изготовили сами, и сплошная - подарок, который был на столе.  Чтобы узнать больше об этом геометрическом теле, мы воспользуемся моделями и с их помощью выполним задание 1 на ваших рабочих листах (Приложение 2).

- Проверим результаты. Для этого соберитесь в новые группы по цвету вашего рабочего листа и обсудите полученные результаты.  

- Спасибо за вашу работу. Сделаем небольшой перерыв в нашей работе.

Физкультминутка

-Ребята, встаньте. Сожмите кисти рук столько раз, сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда.

- Выполните вращение туловищем столько раз, сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда.

- Присядьте столько раз, сколько граней у прямоугольного параллелепипеда.

Применение нового знания

На столах находятся рулоны с цветной самоклеющейся бумагой и ножницы.
- Пришло время вспомнить, для чего нам нужна полученная информация!
- Нужно украсить подарки цветной упаковочной бумагой. - На ваших партах цветные конверты с красивой бумагой для упаковки, но в работе пригодится лишь один из них! - Как выбрать подходящий? (на них указана площадь, значит, нужно узнать площадь поверхности подарка, которую мы будем оклеивать).
- Как узнать, какой объем (см2) нужно подготовить, чтобы покрыть всю поверхность подарка, если каждую сторону мы будем оклевать отдельно (без припусков)? (нужно замерить длину, ширину, высоту; найти площади и сложить)
- Сколько ребер необходимо замерить? 3 

- Почему? (они одинаковы)

Ход ваших действий отражен в рабочих листах и показан на доске (Приложение).

- Проверяем ваши вычисления!

- Начинаем украшать упаковку для подарка! Подберите подходящую бумагу и украсьте ваш подарок. (учащиеся выбирают нужный конверт и наклеивают прямоугольники из самоклеющейся бумаги на коробки).
- Молодцы, ребята! Все получилось!

Личностные: «установка на активное участие в решении практических задач математической направленности;

овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности» [1].

Метапредметные:

«выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации;

выбирать способ решения учебной задачи; воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы; участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды» [1].

Контроль, оценка (самоконтроль, самооценка)

- Время пришло, чтобы проанализировать проделанное. Прошу вас взять лист самооценки (Приложение 4) и заполнить его и сдать. Спасибо.
Какова была тема занятия? (Параллелепипед)
Что мы узнали о прямоугольных параллелепипедах? (количество вершин, ребер и граней, а также как найти площадь поверхности)

- В качестве ДЗ я предлагаю вам рассмотреть развертку параллелепипеда и куба и изготовить их модели из бумаги.

Метапредметные:

«владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту» [1].

Рефлексия учебной деятельности

Ребята, в заключении мне хотелось бы узнать понравился ли вам урок, был ли он интересен и полезен для вас. У вас на столах в белых конвертах лежат смайлики (Приложение 5), на которых изображены 3 лица (веселое, задумчивой и грустное). Выберете то, которое лучше отражает на сколько вы поняли тему и остались довольны уроком.

- Спасибо за работу. До свидания.

Метапредметные:

«давать оценку приобретённому опыту» [1].


Список источников:

Федеральная рабочая программа основного общего образования. Математика (базовый уровень) https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/13_ФРП_Математика_5-9-классы_база.pdf



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест

1. Сколько у прямоугольника вершин?

2. Сколько у прямоугольника сторон?

3. Верно ли, что у прямоугольника все стороны равны.

4. Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны?

5. Верно ли, что в прямоугольнике противоположные стороны равны.

6. В прямоугольнике ABCD противолежащие стороны АВ и …..

7. Вычислите периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 8 см.

8. Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 7 см.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рабочий лист к уроку

ФИ________________________________________________

Тема: __________________________________________

Прямоугольный параллелепипед – это _________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Сколько граней у параллелепипеда _______________________

Какими фигурами являются грани?_______________________

Есть ли среди них равные?______________________________

Сколько групп равных граней?____________________________

Сколько ребер у параллелепипеда? ________________________

Есть ли среди них равные? ______________________________

Сколько групп равных ребер?_____________________________

Сколько вершин у параллелепипеда? _____________________

Сколько рёбер выходит из одной вершины? ________________

Как бы вы могли их назвать?____________________________

Сколько граней у параллелепипеда. _______________________

Есть ли среди граней равные? ____________________________

t1737603171aa.jpg

 Какими фигурами являются грани прямоугольного параллелепипеда, изображенного выше? _____________________

Что можно сказать про его измерения?_____________________

Этот прямоугольный параллелепипед имеет особое название – куб.

Попробуйте сформулировать определение куба. _____________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Любой ли куб можно является параллелепипедом? _________

Все ли прямоугольные параллелепипеды являются кубами? ___



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Выполни необходимые измерения и запиши результат.



Измерение

см

Длина


Ширина


Высота



t1737603171ab.gif____________________

t1737603171ac.gif____________________

t1737603171ad.gif____________________

t1737603171ae.gif_____________________________

Вывод: всего израсходуется ________________ бумаги.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Лист самооценки

ФИ_________________________________________________






Тест

Формулировка темы и вопросов для обсуждения

Заполнение рабочего листа

Вычисление площади параллелепипеда

Итого:











«+» выполнил задание правильно

«?» при выполнении задания возникли затруднения

Критерии: «5» - четыре «+»

«4» - три «+»

«3» - один или два «+»

Твоя оценка: ___________________

Оценка учителя_________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

t1737603171af.png





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.