Урок по математике на тему «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (6 класс)
Учитель математики МБОУ СОШ № 6 Игнатова Лариса Евгеньевна, г. Лобня, Московская область
Тема урока Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Тип урока урок открытия новых знаний
Класс: 6
Цели по содержанию:
обучающие: получить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, вычислять примеры с использование данного алгоритма
развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы.
воспитывающие: воспитание культуры устной речи, внимательности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями
Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель деятельности, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения
коммуникативные: воспитывать уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления, правильно строить высказывания
познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
Личностные: положительная мотивация к математической деятельности, адекватную самооценку по владению новым материалом
Используемая технология: технология деятельностного подхода
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Вспомните, с какой серьёзной темой мы начали заниматься на предыдущих уроках?
( обыкновенными дробями; научились сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к наименьшему общему знаменателю, сравнивать дроби с разными знаменателями; складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
На доске
Выполнить задания самостоятельно
Сократите дроби:
Выделите целую часть из дробей:
Дан ряд дробей: . Привести данные дроби к общему знаменателю. (Выполняют данную работу в тетрадях)
К какому наименьшему общему знаменателю можно привести все дроби?
Приведите все дроби к знаменателю 24.
Прочитайте получившейся ряд чисел.
Задание № 4
Найдите сумму и разность дробей. Если потребуется, сократите дроби и выделите целую часть: (письменно)
;
Как вы находили сумму и разность дробей? ( Пользовались алгоритмом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями)
А каким правилом сложения и вычитания дробей вы воспользовались? Запишите его в общем виде для дробей .
1.Суммой (или разностью) дробей является дробь
2.Сложить (или вычесть) числители, а знаменатель оставить без изменения
3.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть
Задание № 5 Выполните действия:
Предлагаю поработать в группах. Время выполнения: 5 минут.
Записываем ответы на доске каждой группы. Ответы разные или их нет
– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дали ответы. Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого?
(В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения и вычитания таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели)
На доске карточки с формулировками возможных затруднений:
Я не могу выполнить действия
Я не могу доказать, что выполнил вычисления правильно
− Посмотрите на карточки и запишите номер той карточки, на которой сформулировано затруднение, которое может у вас возникнуть.
Учитель предлагает нескольким ученикам озвучить возможные затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Используя ранее изученные знания выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями)
− Почему у вас возникнет затруднение? (Не знаем правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно? (Надо найти способ нахождения суммы и разности дробей с разными знаменателями, построить для таких дробей алгоритм сложения и вычитания)
– Можем ли сформулировать цели урока. (Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму)
Какую же тему урока мы должны записать в тетрадь?
(Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями)
- Запишите тему.
Реализация построенного проекта.
Задания парам : дополнить известный алгоритм шагом или шагами, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует. У каждой пары на столе таблички из старого алгоритма и несколько чистых листочков. На работу отводится 7 минут.
Учащиеся составляют алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
Сравниваем алгоритмы полученные в группах, проводится обсуждение, проверяем его работу на конкретном примере
Анализируют свой алгоритм, проверяют его работу на конкретном примере
-Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей:
Записывают алгоритм:
1.Привести дроби к наименьшему общему знаменателю.
2. Найти дополнительные множители для каждой дроби
3.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)
4.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности)
5.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть
- Вернёмся к нашим выражениям и найдём их значения, используя полученный алгоритм, будьте внимательны при оформлении задания
- Что необходимо знать для выполнения сложения и вычитания дробей с разными знаменателями?
Знать алгоритм и уметь его применять
Первичное закрепление во внешней речи.
– Что теперь необходимо сделать? (Надо научиться использовать алгоритм для выполнения действий с дробями.)
Один ученик работает у доски, комментируя свои действия, остальные работают в тетрадях.
№ 269(1-4)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения:
Вариант 1
Вариант 2
Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки.
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону
Называют место своего затруднения, причину и исправляют ошибки.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На основе результатов выполненной самостоятельную работу предлагаю разноуровневые задания
Тест (для сильных учеников)
1)
а) 2 б) ; в) 3 ; г)
2)
а) б) в) 1 ; г)
3)
а) б) 2 в) 2 ; г)
4)
а) ; б) ; в) ; г) 1
5)
а) 1 ; б) в) ; г)
Домашнее задание: §10, № 269, 272
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какова была цель вашей деятельности?
- Почему вы поставили перед собой такую цель?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика
Я понял тему, но у меня есть сомнение | Я понял тему и могу выполнить домашнее задание | Я понял тему и могу объяснить другим |