12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шемякова Кристина Павловна40
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Тема

«Потребности и расходы»

Образовательные результаты


Знать основные виды и свойства потребностей.

Знать основные виды и свойства доступных человеку ресурсов.

Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью каких ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить.

Уметь определять и формулировать актуальные потребности.

Уметь формулировать способы удовлетворения потребностей.

Уметь определять приоритеты потребностей (ранжировать потребности по «важности»).

Уметь оценивать количество ресурсов, необходимых для удовлетворения потребности.

Продолжительность урока

45 минут

Класс и возраст детей


5 класс (10-11 лет)

Ход урока

Формат и краткое описание


Образовательные результаты

Необходимые пояснения и дополнительные вопросы

Продолжительность

I. Организационный этап.


Учитель: Здравствуйте дети! Для начала давайте немного разомнемся и поиграем в игру. (Ведущий занимает место внутри полукруга и на примере объясняет правила игры)

Ведущий (учитель) становится лицом к участникам и говорит: «Поменяйтесь местами те, кто тоже хочет…, - и называет что-то, например, волшебную палочку. Если эта фраза про вас, то вы должны поменяться местами с другими такими же участниками игры.  Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым ведущим. Всем понятно? Давайте попробуем. Итак, поменяйтесь местами те, кто тоже хочет… конфетку.» (игра повторяется несколько раз)

5 минут

II. Лекция потребности и их виды

Знать основные виды и свойства потребностей.

Уметь определять и формулировать актуальные потребности.


Желания говорят нам о наших потребностях. То есть когда мы чувствуем, например, жажду, голод или одиночество, значит, мы испытываем потребность. В случае жажды – в воде, голода – в пище, а в случае одиночества? (Вопрос адресуется аудитории. Правильный ответ – в общении). То есть потребность – это нужда в чем-либо.

Внутри нас живут много потребностей. И каждая из них «просыпается» в разное время. Кому-то сейчас хочется поесть, а кто-то уже поел и хочет поиграть.

Выводы: Желания (потребности) безграничны.

3 минуты

III. Задание 1 «Дерево потребностей»

Уметь формулировать способы удовлетворения потребностей.

Учитель: давайте вспомним, какие желания и потребности были у героев известных мультфильмов! каждой из команд предстоит поработать с героями мультфильмов. (Ведущий указывает на первую команду и далее по очереди на остальные). Вы команда «Простоквашино», вы команда «Бременские музыканты», вы команда «Малыш и Карлсон», вы команда «Крокодил Гена и Чебурашка», а вы «Ну, погоди!» (Дети должны отреагировать на «ошибку» - на экране «Винни-Пух и Пятачок»). Это был тест на внимательность, конечно же, вы команда «Винни-Пух и Пятачок». Все герои уже ждут нас на Дереве и готовы к работе (Приложение 1). Ваша задача вспомнить, чего больше всего хотел каждый из героев мультфильма и записать его потребности на отдельных стикерах. Если это простая потребность и удовлетворить ее легко, используйте зеленый стикер. А если для удовлетворения потребности нужно много сил и времени, тогда запишите ее на красный стикер. Стикеры старайтесь располагать рядом с кругом вашего мультфильма, чтобы не запутаться. Для этой работы у вас ровно 10 минут, а потом мы обсудим, что получилось. Можете приступать. (Ведущий следит за таймингом и помогает в случае возникновения технических вопросов. За время работы у команд должно получиться разместить не менее двух стикеров).

Учитель: Время вышло, давайте посмотрим, что же у вас получилось.

Дети обсуждают в группах потребности героев мультфильмов и после этого каждая команда даёт свой ответ. (Представители команды должны озвучить список потребностей, которые они выделили и как распределили на простые и сложные. Ведущий спрашивает у остальных, согласны ли они с предложенным. Если возникают вопросы, представители команды дают дополнительные комментарии. При необходимости вносят правки).

Выводы: У каждого из героев множество потребностей. Процесс появления новых потребностей безграничен. Часть потребностей удовлетворить легко и быстро, а для удовлетворения некоторых придётся потрудиться.

15 минут

IV. Задание 2 «Истинные потребности»

Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью каких ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить.

Уметь определять и формулировать актуальные потребности.

Уметь формулировать способы удовлетворения потребностей.

Уметь определять приоритеты потребностей (ранжировать потребности по «важности»).


Учитель: Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов приводит к необходимости выбора: какие потребности, в какой последовательности и как удовлетворять. Необходимо научиться выделять истинные потребности.

У меня в руках мячик, я буду рассказывать историю и кидать его кому-то из вас, тот, кто его поймает, должен угадать истинную потребность и кинуть мячик обратно. (Для кейсов 2-4, как только правильный ответ найден, задается дополнительный вопрос, какой ресурс/способ действия был бы более эффективным в данном случае для удовлетворения истинной потребности)

Кейс 1: Незнайка решил научиться играть на укулеле – уже купил инструмент и даже записал видео для канала на YouTube (Потребность во внимании)

Кейс 2: Волк терпеть не может коньки. Но узнав, что сегодня вечером на катке будет заяц, побежал в прокат искать коньки походящего размера (Потребность в еде :-) => мог бы поймать зайца до или после катка)

Кейс 3: Дяде Фёдору на день рождения в прошлом году подарили телефон. Он хорошо работает, ни разу не падал, но на днях вышла новая модель его любимой марки. И Дядя Фёдор опять просит родителей подарить ему новый телефон (Потребность во внимании/престиже; => мог бы завести канал на YouTube)

Кейс 4: Золушка, собираясь на бал, зашла в магазин, чтобы купить себе пару удобных кроссовок (Потребность в отдыхе; => вместо бала могла бы поехать в отпуск)

Кейс 5: Буратино так и не научился читать, но зато купил себе книжку с самой красочной обложкой. Весь день он гулял по улице, хвастая перед прохожими своей покупкой. (Потребность в общении/уважении)

Молодцы, ребята! Вас не проведешь! Вы отлично умеете определять истинные потребности. А главное, понимаете, как лучше их удовлетворять.


5 минут

V. Беседа о видах ресурсов.

Уметь оценивать количество ресурсов, необходимых для удовлетворения потребности.

Учитель: как вы думаете какие бывают ресурсы?

Ответы детей: товары, сырьё, деньги.

Учитель: для чего нам нужны эти ресурсы?

Ответ детей: для удовлетворения потребностей.

Учитель: а для удовлетворения потребностей нам нужен только один какой-то ресурс?

Ответы детей: нет, несколько.

Учитель: верно! Но ресурсы на нашей планете ограничены и, как правило, находятся в конфликте друг с другом: если у нас есть избыток одного ресурса, то есть недостаток другого. Нам всегда чего-то не хватает: времени, сил, денег, навыков, информации.

Выводы: В идеале мы хотим удовлетворить максимальное число потребностей, затратив наименьшее количество ресурсов.

3 минуты

VII. Задание 3 по приоритетам личных расходов

Уметь формулировать способы удовлетворения потребностей.

Уметь определять приоритеты потребностей (ранжировать потребности по «важности»).

Уметь оценивать количество ресурсов, необходимых для удовлетворения потребности.

Учитель: Для удовлетворения ежедневных потребностей каждому человеку необходимо научиться расставлять приоритеты по важности потребностей, а следовательно планировать бюджет. То есть научиться разумно тратить деньги.

Задание на определение приоритетов «Куда ты потратишь 3000 рублей?» Подумайте, от чего бы вы могли отказаться более-менее легко? Необходимо выбрать из представленных потребностей предпочтительный вариант, на которые вы потратите деньги в ближайший месяц?

Подвигаться, активно провести время:

1.прогулка в парке (1 ч./0р.)

2.сходить на занятие по танцам/боксу (2ч./1000р.)

3.спортивная тренировка (1ч./0р.)

4.сходить на плавание (2ч./600р.)

Пообщаться:

1.пригласить друзей в боулинг (2ч./1000р.)

2.пригласить друзей на чаепитие (2ч./700р.)

3.пойти с друзьями в кафе (2ч./1200р.)

4.погулять с друзьями в парке (2ч./0р.)

Развлечься:

1.сходить в театр (2ч./1000р.)

2.сходить в кино (2ч./500р.)

3.сходить в парк аттракционов (2ч./1500р.)

4.сходить на концерт (2ч./2000р.)

Узнать что-то новое:

1.купить новую книгу (0,5ч./300р.)

2.посещение музея (1,5ч./500р.)

3.посещение библиотеки (1ч./0р.)

4.экскурсия по городу (2ч./500р.)

Индивидуальная работа каждого ученика. Обсуждение вместе с учителем, что вынесли на первый план.


Выводы: Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью выбора – какие потребности, в какой последовательности и как удовлетворить.

10 минут

VIII. Рефлексия


«Анкета»

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен


3 минуты

IX. Итоги


Сегодня мы сделали первые, но очень важные шаги на пути к финансовой грамотности – разобрались с понятиями потребности и ресурсы. Научились определять истинные потребности и поговорили, каким образом они удовлетворяются.

Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за ваше внимание и активную работу!

1 минута

















Приложение 1

t1669378647aa.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.