Урок обществознания в 5 классе «Потребности и расходы»
Тема | «Потребности и расходы» | |||
Образовательные результаты | Знать основные виды и свойства потребностей. Знать основные виды и свойства доступных человеку ресурсов. Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью каких ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить. Уметь определять и формулировать актуальные потребности. Уметь формулировать способы удовлетворения потребностей. Уметь определять приоритеты потребностей (ранжировать потребности по «важности»). Уметь оценивать количество ресурсов, необходимых для удовлетворения потребности. | |||
Продолжительность урока | 45 минут | |||
Класс и возраст детей | 5 класс (10-11 лет) | |||
Ход урока | ||||
Формат и краткое описание | Образовательные результаты | Необходимые пояснения и дополнительные вопросы | Продолжительность | |
I. Организационный этап. | | Учитель: Здравствуйте дети! Для начала давайте немного разомнемся и поиграем в игру. (Ведущий занимает место внутри полукруга и на примере объясняет правила игры) Ведущий (учитель) становится лицом к участникам и говорит: «Поменяйтесь местами те, кто тоже хочет…, - и называет что-то, например, волшебную палочку. Если эта фраза про вас, то вы должны поменяться местами с другими такими же участниками игры. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым ведущим. Всем понятно? Давайте попробуем. Итак, поменяйтесь местами те, кто тоже хочет… конфетку.» (игра повторяется несколько раз) | 5 минут | |
II. Лекция потребности и их виды | Знать основные виды и свойства потребностей. Уметь определять и формулировать актуальные потребности. | Желания говорят нам о наших потребностях. То есть когда мы чувствуем, например, жажду, голод или одиночество, значит, мы испытываем потребность. В случае жажды – в воде, голода – в пище, а в случае одиночества? (Вопрос адресуется аудитории. Правильный ответ – в общении). То есть потребность – это нужда в чем-либо. Внутри нас живут много потребностей. И каждая из них «просыпается» в разное время. Кому-то сейчас хочется поесть, а кто-то уже поел и хочет поиграть. Выводы: Желания (потребности) безграничны. | 3 минуты | |
III. Задание 1 «Дерево потребностей» | Уметь формулировать способы удовлетворения потребностей. | Учитель: давайте вспомним, какие желания и потребности были у героев известных мультфильмов! каждой из команд предстоит поработать с героями мультфильмов. (Ведущий указывает на первую команду и далее по очереди на остальные). Вы команда «Простоквашино», вы команда «Бременские музыканты», вы команда «Малыш и Карлсон», вы команда «Крокодил Гена и Чебурашка», а вы «Ну, погоди!» (Дети должны отреагировать на «ошибку» - на экране «Винни-Пух и Пятачок»). Это был тест на внимательность, конечно же, вы команда «Винни-Пух и Пятачок». Все герои уже ждут нас на Дереве и готовы к работе (Приложение 1). Ваша задача вспомнить, чего больше всего хотел каждый из героев мультфильма и записать его потребности на отдельных стикерах. Если это простая потребность и удовлетворить ее легко, используйте зеленый стикер. А если для удовлетворения потребности нужно много сил и времени, тогда запишите ее на красный стикер. Стикеры старайтесь располагать рядом с кругом вашего мультфильма, чтобы не запутаться. Для этой работы у вас ровно 10 минут, а потом мы обсудим, что получилось. Можете приступать. (Ведущий следит за таймингом и помогает в случае возникновения технических вопросов. За время работы у команд должно получиться разместить не менее двух стикеров). Учитель: Время вышло, давайте посмотрим, что же у вас получилось. Дети обсуждают в группах потребности героев мультфильмов и после этого каждая команда даёт свой ответ. (Представители команды должны озвучить список потребностей, которые они выделили и как распределили на простые и сложные. Ведущий спрашивает у остальных, согласны ли они с предложенным. Если возникают вопросы, представители команды дают дополнительные комментарии. При необходимости вносят правки). Выводы: У каждого из героев множество потребностей. Процесс появления новых потребностей безграничен. Часть потребностей удовлетворить легко и быстро, а для удовлетворения некоторых придётся потрудиться. | 15 минут | |
IV. Задание 2 «Истинные потребности» | Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью каких ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить. Уметь определять и формулировать актуальные потребности. Уметь формулировать способы удовлетворения потребностей. Уметь определять приоритеты потребностей (ранжировать потребности по «важности»). | Учитель: Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов приводит к необходимости выбора: какие потребности, в какой последовательности и как удовлетворять. Необходимо научиться выделять истинные потребности. У меня в руках мячик, я буду рассказывать историю и кидать его кому-то из вас, тот, кто его поймает, должен угадать истинную потребность и кинуть мячик обратно. (Для кейсов 2-4, как только правильный ответ найден, задается дополнительный вопрос, какой ресурс/способ действия был бы более эффективным в данном случае для удовлетворения истинной потребности) Кейс 1: Незнайка решил научиться играть на укулеле – уже купил инструмент и даже записал видео для канала на YouTube (Потребность во внимании) Кейс 2: Волк терпеть не может коньки. Но узнав, что сегодня вечером на катке будет заяц, побежал в прокат искать коньки походящего размера (Потребность в еде :-) => мог бы поймать зайца до или после катка) Кейс 3: Дяде Фёдору на день рождения в прошлом году подарили телефон. Он хорошо работает, ни разу не падал, но на днях вышла новая модель его любимой марки. И Дядя Фёдор опять просит родителей подарить ему новый телефон (Потребность во внимании/престиже; => мог бы завести канал на YouTube) Кейс 4: Золушка, собираясь на бал, зашла в магазин, чтобы купить себе пару удобных кроссовок (Потребность в отдыхе; => вместо бала могла бы поехать в отпуск) Кейс 5: Буратино так и не научился читать, но зато купил себе книжку с самой красочной обложкой. Весь день он гулял по улице, хвастая перед прохожими своей покупкой. (Потребность в общении/уважении) Молодцы, ребята! Вас не проведешь! Вы отлично умеете определять истинные потребности. А главное, понимаете, как лучше их удовлетворять. | 5 минут | |
V. Беседа о видах ресурсов. | Уметь оценивать количество ресурсов, необходимых для удовлетворения потребности. | Учитель: как вы думаете какие бывают ресурсы? Ответы детей: товары, сырьё, деньги. Учитель: для чего нам нужны эти ресурсы? Ответ детей: для удовлетворения потребностей. Учитель: а для удовлетворения потребностей нам нужен только один какой-то ресурс? Ответы детей: нет, несколько. Учитель: верно! Но ресурсы на нашей планете ограничены и, как правило, находятся в конфликте друг с другом: если у нас есть избыток одного ресурса, то есть недостаток другого. Нам всегда чего-то не хватает: времени, сил, денег, навыков, информации. Выводы: В идеале мы хотим удовлетворить максимальное число потребностей, затратив наименьшее количество ресурсов. | 3 минуты | |
VII. Задание 3 по приоритетам личных расходов | Уметь формулировать способы удовлетворения потребностей. Уметь определять приоритеты потребностей (ранжировать потребности по «важности»). Уметь оценивать количество ресурсов, необходимых для удовлетворения потребности. | Учитель: Для удовлетворения ежедневных потребностей каждому человеку необходимо научиться расставлять приоритеты по важности потребностей, а следовательно планировать бюджет. То есть научиться разумно тратить деньги. Задание на определение приоритетов «Куда ты потратишь 3000 рублей?» Подумайте, от чего бы вы могли отказаться более-менее легко? Необходимо выбрать из представленных потребностей предпочтительный вариант, на которые вы потратите деньги в ближайший месяц? Подвигаться, активно провести время: 1.прогулка в парке (1 ч./0р.) 2.сходить на занятие по танцам/боксу (2ч./1000р.) 3.спортивная тренировка (1ч./0р.) 4.сходить на плавание (2ч./600р.) Пообщаться: 1.пригласить друзей в боулинг (2ч./1000р.) 2.пригласить друзей на чаепитие (2ч./700р.) 3.пойти с друзьями в кафе (2ч./1200р.) 4.погулять с друзьями в парке (2ч./0р.) Развлечься: 1.сходить в театр (2ч./1000р.) 2.сходить в кино (2ч./500р.) 3.сходить в парк аттракционов (2ч./1500р.) 4.сходить на концерт (2ч./2000р.) Узнать что-то новое: 1.купить новую книгу (0,5ч./300р.) 2.посещение музея (1,5ч./500р.) 3.посещение библиотеки (1ч./0р.) 4.экскурсия по городу (2ч./500р.) Индивидуальная работа каждого ученика. Обсуждение вместе с учителем, что вынесли на первый план. Выводы: Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью выбора – какие потребности, в какой последовательности и как удовлетворить. | 10 минут | |
VIII. Рефлексия | | «Анкета» 1. На уроке я работал активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3. Урок для меня показался коротким/длинным 4. За урок я не устал/ устал 5. Мое настроение стало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен | 3 минуты | |
IX. Итоги | | Сегодня мы сделали первые, но очень важные шаги на пути к финансовой грамотности – разобрались с понятиями потребности и ресурсы. Научились определять истинные потребности и поговорили, каким образом они удовлетворяются. Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за ваше внимание и активную работу! | 1 минута |
Приложение 1