12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Зинаида Александровна97
Россия, Вологодская обл., Вологда

Тема «Природно-территориальные комплексы России»

Класс: 8

Автор: учитель географии Соколова Зинаида Александровна.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: создание условий для самостоятельного овладения учащимися знаний о природно-территориальных комплексах России.

Задачи:

предметные:

знать определение ПТК и понимать различия трех главных уровней ПТК;

уметь находить, соотносить и показывать ПТК на карте России; Вологодской области;

уметь составлять характеристики природных комплексов по нескольким источникам.

метапредметные:

уметь извлекать необходимую информацию из разных источников;

уметь устанавливать причинно-следственные связи.

личностные:

высказывать свои предположения, приводить доводы.

Ресурсы: учебники «География России» В.П.Дронов, И.И. Баринова, «География Вологодской области» под ред. Е.А.Скупиновой, О.А.Золотовой , карта России, карта Вологодской области, атласы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Орг. момент

Приветствие

Приветствие


Начало урока


Учитель задает вопросы детям:

- Ребята, вы знакомились с разными природными компонентами нашей страны. Назовите еще раз их.


- В каком субъекте РФ мы живем? Вы рассматривали и компоненты Вологодской области?

-Какие почвы в нашем крае?

- А климат?

- Хорошо, молодцы! А в какой природной зоне находится Вологодская область?

- Что такое природная зона? Дайте определение.





- А что произойдет, если изменится климат нашей территории?

То есть мы понимаем, что все эти компоненты природы друг с другом взаимосвязаны. Если какой-то компонент в природе изменился, то со временем и изменится природа данной местности.


- Природные компоненты на территории нашей страны одинаковы? Значит они какие?

-Почему?



Итак, записываем тему нашего урока

«Природные комплексы России».

Посмотрите на название нашей темы, попробуйте сформулировать задачи нашего урока.


Называют компоненты природы: внутренние воды, почвы, климат, растения, животные, рельеф


Ответы детей:

- Вологодской области.

Да.

- Подзолистые

Умеренно-континентальный.

Ответы детей:

-Зона тайги.

-Природная зона — это обширная территория с одним климатом, типом почв, растительным и животным миром.

- Изменения произойдут и со всеми другими компонентами природы.





Ответы детей:

-Нет. Разные.

-Территория большая.



Дети записывают тему урока.

Дети пытаются поставить задачи на урок.

Знать, что такое ПТК. И каково их разнообразие? Какие ПТК выделяются на территории России, Вологодской области?


Умение отвечать на вопросы, формулирование

целеполагания,

умение устанавливать причинно-следственные связи. Осознание себя гражданином Российской Федерации.

Основной этап


Пробуем сформулировать: Что такое ПТК?

Запись определения. (Учебник стр.139)

ПТК - это закономерное сочетание

взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

Ландшафт-это?

А учение о ПТК называется ландшафтоведение. Оно было основано в конце 19 века Василием Васильевичем Докучаевым.









Различают три главных уровня природных комплексов. Находим в учебнике текст стр.140, выделяем уровни ПТК: локальный, региональный и глобальный.

Самостоятельная работа. §27, стр.140-144 ребятам предлагается привести примеры природных комплексов разного уровня.

Проверка.


Ребята, скажите, пожалуйста, какие изменения в природе способен наблюдать человек в течение своей жизни? Поэтому появляются антропогенные ПТК. Работа с рисунком 73 стр.144


Физкультминутка «Передай кубик-рубик» (дети передают на соседнюю парту кубик –рубик, называя географические объекты Вологодской области)


Самые крупные природно-территориальные комплексы России – природные районы и природные зоны. Природные зоны России мы с вами уже знаем, изучили. Рассмотрим физико-географическое районирование. Крупные природные районы России находим на рис.71 стр.140.

Самостоятельная работа с рисунком и картами атласа. Показать объекты на физической карте России:

Пользуясь учебником стр.140 найдите и выпишите основные ПТК России:

Пользуясь атласом, определите к каким физико-географическим районам относятся данные природные объекты:
1. Уральские горы
2. Восточно-Европейская равнина
3. Кавказские горы
4. Западно-Сибирская равнина
5. Полуостров Камчатка, горы Сихотэ-Алинь 

Ребята, существует ли выделение ПТК на территории Вологодской области?

- Мы с вами откроем карту в учебнике Вологодской области стр.106. Найдем физико-географические области и районы на территории Вологодской области. Записывают в тетрадь ландшафтные области.

Далее детям предлагается выполнить практическую работу «Природные комплексы Вологодской области»

Цель: закрепить умение составления характеристики природных комплексов.

Задание 1. По плану характеристики природного комплекса, используя карты учебника и атласа Вологодской области, составить сравнительную характеристику двух ландшафтных областей.

Таблица. Сравнительная характеристика ландшафтных областей.

Черты природы

Ландшафтные области (выбираются учителем, по вариантам)

Черты сходства и (или) различия

Например, Северо-Западная

Например, Верхневожье

Географическое положение




Геологическое строение




Рельеф




Климат




Внутренние воды




Почвы




Растительность




Животный мир




Природная зона





Задание 2. Сделайте выводы о преобладании черт сходства или различия. Объясните причины сходства и (или) различия природы этих природных комплексов.

Пробуют сформулировать определение ПТК – это совокупность компонентов природы на определенной территории.

Записывают информацию. Ландшафт – это единый по происхождению, небольшой участок земной поверхности с однотипным рельефом, геологическим строением, климатом, общим характером почв, растительных и животных сообществ. Термин «ландшафт» и «природный комплекс» синонимы.


Работают с учебником, приводят примеры.



Дети называют примеры к каждому уровню.





Ответы детей

Образование оврага, зарастание озера

Работа с учебником.








Выполняют самостоятельную работу с рисунком и картами атласа.







Дети самостоятельно выписывают основные ПТК России


Соотносят географические объекты с физико-географическими странами

Отвечают на вопросы: Средняя Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири

Читают текст учебника и отвечают на вопрос.



Работают с учебником Вологодской области, изучение карты рис.77





Выполнение практической работы самостоятельно на оценку.

Умение выделять главное в определении. Умение оказывать помощь товарищу.

Умение высказывать свои предположения, приводить доводы.











Умение находить, соотносить и показывать ПТК на карте России, Вологодской области.

Умение находить и анализировать в разных источниках географическую информацию.













Умение выявлять зависимости.

Умение анализировать источники географических знаний, уточнять детали.

Умение обобщать и делать выводы.
















Умение анализировать источники географических знаний, уточнять детали.

Умение составлять географическую характеристику территорий источников географической информации.

































Умение обобщать и делать выводы.

Умение выявлять зависимости.

Закрепление


Итак, ребята, еще раз скажите мне:

-Что такое ПТК?

-Назовите мне основные ПТК России?

-Ландшафтные области Вологодской области?

Дети отвечают на вопросы.

Умение составлять монологическое высказывание, предварительно собрав нужную информацию, вести диалог.

Заключительный этап

Запись домашнего задания.

§27, стр.145 задание 4

Дети записывают домашнее задание.


Рефлексия

Учитель просит продолжить….

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял что…

Теперь я могу…

Я научился…

Урок для меня показался…

Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…

Дети продолжают предложения.

Умение оценивать себя







t1685694961aa.gif



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.