Урок географии в 8 классе на тему «Природно-территориальные комплексы России»
Тема «Природно-территориальные комплексы России»
Автор: учитель географии Соколова Зинаида Александровна.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: создание условий для самостоятельного овладения учащимися знаний о природно-территориальных комплексах России.
Задачи:
предметные:
знать определение ПТК и понимать различия трех главных уровней ПТК;
уметь находить, соотносить и показывать ПТК на карте России; Вологодской области;
уметь составлять характеристики природных комплексов по нескольким источникам.
метапредметные:
уметь извлекать необходимую информацию из разных источников;
уметь устанавливать причинно-следственные связи.
личностные:
высказывать свои предположения, приводить доводы.
Ресурсы: учебники «География России» В.П.Дронов, И.И. Баринова, «География Вологодской области» под ред. Е.А.Скупиновой, О.А.Золотовой , карта России, карта Вологодской области, атласы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент | Приветствие | Приветствие | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока | Учитель задает вопросы детям: - Ребята, вы знакомились с разными природными компонентами нашей страны. Назовите еще раз их. - В каком субъекте РФ мы живем? Вы рассматривали и компоненты Вологодской области? -Какие почвы в нашем крае? - А климат? - Хорошо, молодцы! А в какой природной зоне находится Вологодская область? - Что такое природная зона? Дайте определение. - А что произойдет, если изменится климат нашей территории? То есть мы понимаем, что все эти компоненты природы друг с другом взаимосвязаны. Если какой-то компонент в природе изменился, то со временем и изменится природа данной местности. - Природные компоненты на территории нашей страны одинаковы? Значит они какие? -Почему? Итак, записываем тему нашего урока «Природные комплексы России».Посмотрите на название нашей темы, попробуйте сформулировать задачи нашего урока.
| Называют компоненты природы: внутренние воды, почвы, климат, растения, животные, рельеф Ответы детей: - Вологодской области. Да. - Подзолистые Умеренно-континентальный. Ответы детей: -Зона тайги. -Природная зона — это обширная территория с одним климатом, типом почв, растительным и животным миром. - Изменения произойдут и со всеми другими компонентами природы. Ответы детей: -Нет. Разные. -Территория большая. Дети записывают тему урока. Дети пытаются поставить задачи на урок. Знать, что такое ПТК. И каково их разнообразие? Какие ПТК выделяются на территории России, Вологодской области? | Умение отвечать на вопросы, формулирование целеполагания, умение устанавливать причинно-следственные связи. Осознание себя гражданином Российской Федерации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной этап | Пробуем сформулировать: Что такое ПТК? Запись определения. (Учебник стр.139) ПТК - это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. Ландшафт-это? А учение о ПТК называется ландшафтоведение. Оно было основано в конце 19 века Василием Васильевичем Докучаевым. Различают три главных уровня природных комплексов. Находим в учебнике текст стр.140, выделяем уровни ПТК: локальный, региональный и глобальный. Самостоятельная работа. §27, стр.140-144 ребятам предлагается привести примеры природных комплексов разного уровня. Проверка.
Ребята, скажите, пожалуйста, какие изменения в природе способен наблюдать человек в течение своей жизни? Поэтому появляются антропогенные ПТК. Работа с рисунком 73 стр.144 Физкультминутка «Передай кубик-рубик» (дети передают на соседнюю парту кубик –рубик, называя географические объекты Вологодской области) Самые крупные природно-территориальные комплексы России – природные районы и природные зоны. Природные зоны России мы с вами уже знаем, изучили. Рассмотрим физико-географическое районирование. Крупные природные районы России находим на рис.71 стр.140. Самостоятельная работа с рисунком и картами атласа. Показать объекты на физической карте России: Пользуясь учебником стр.140 найдите и выпишите основные ПТК России:
Пользуясь атласом, определите к каким физико-географическим районам относятся данные природные объекты: Ребята, существует ли выделение ПТК на территории Вологодской области? - Мы с вами откроем карту в учебнике Вологодской области стр.106. Найдем физико-географические области и районы на территории Вологодской области. Записывают в тетрадь ландшафтные области. Далее детям предлагается выполнить практическую работу «Природные комплексы Вологодской области» Цель: закрепить умение составления характеристики природных комплексов. Задание 1. По плану характеристики природного комплекса, используя карты учебника и атласа Вологодской области, составить сравнительную характеристику двух ландшафтных областей. Таблица. Сравнительная характеристика ландшафтных областей.
Задание 2. Сделайте выводы о преобладании черт сходства или различия. Объясните причины сходства и (или) различия природы этих природных комплексов. | Пробуют сформулировать определение ПТК – это совокупность компонентов природы на определенной территории. Записывают информацию. Ландшафт – это единый по происхождению, небольшой участок земной поверхности с однотипным рельефом, геологическим строением, климатом, общим характером почв, растительных и животных сообществ. Термин «ландшафт» и «природный комплекс» синонимы. Работают с учебником, приводят примеры. Дети называют примеры к каждому уровню. Ответы детей Образование оврага, зарастание озера Работа с учебником. Выполняют самостоятельную работу с рисунком и картами атласа. Дети самостоятельно выписывают основные ПТК России Соотносят географические объекты с физико-географическими странами Отвечают на вопросы: Средняя Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири Читают текст учебника и отвечают на вопрос. Работают с учебником Вологодской области, изучение карты рис.77 Выполнение практической работы самостоятельно на оценку. | Умение выделять главное в определении. Умение оказывать помощь товарищу. Умение высказывать свои предположения, приводить доводы. Умение находить, соотносить и показывать ПТК на карте России, Вологодской области. Умение находить и анализировать в разных источниках географическую информацию. Умение выявлять зависимости. Умение анализировать источники географических знаний, уточнять детали. Умение обобщать и делать выводы. Умение анализировать источники географических знаний, уточнять детали. Умение составлять географическую характеристику территорий источников географической информации. Умение обобщать и делать выводы. Умение выявлять зависимости. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление | Итак, ребята, еще раз скажите мне: -Что такое ПТК? -Назовите мне основные ПТК России? -Ландшафтные области Вологодской области? | Дети отвечают на вопросы. | Умение составлять монологическое высказывание, предварительно собрав нужную информацию, вести диалог. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительный этап | Запись домашнего задания. §27, стр.145 задание 4 | Дети записывают домашнее задание. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Учитель просит продолжить…. Сегодня я узнал… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял что… Теперь я могу… Я научился… Урок для меня показался… Для меня было открытием то, что… Мне показалось важным… | Дети продолжают предложения. | Умение оценивать себя |