Урок геометрии в 7 классе «Признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними»
Тема: Признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними.
Тип урока: комбинированный.
Учитель: Воронкова Ю.А.
Учебная задача: доказать равенство треугольников по первому признаку
Цели:
Обучающая: учащиеся «открывают» и доказывают первый признак равенства треугольников.
Развивающая: учащиеся учатся применять признак при решении задач.
Воспитательная: учащиеся осознают важность открытого признака.
Структура урока:
I Мотивационно – ориентировочный этап.
- Приветствие.
- Контроль настроения.
- Актуализация знаний (Фронтальный опрос)
4. Постановка учебной задачи.
ІІ Исполнительский этап.
- Нахождение способа доказательства теоремы.
- Проведение доказательства теоремы.
ІІІ Рефлексивно – оценочный этап.
- Решение задач.
- Домашнее задание.
- Контроль настроения.
Оборудование: два треугольника из бумаги, линейка, проектор, компьютер с программой Power Point, презентация.
І Мотивационно-ориентировочный этап.
1. Приветствие.
2. Контроль настроения. (С помощью сигнальных карточек)
3. Актуализация знаний.
Действия учителя | Действия учащихся |
- Какая фигура называется треугольником? - Какие треугольники называются равными? - Как установить равенство двух треугольников? - Все эти способы возможны, но они не всегда удобны, громоздки. А нет ли другого способа доказательства равенства двух треугольников? - Оказывается, равенство двух треугольников можно установить, не накладывая один треугольник на другой, а лишь сравнивая некоторые элементы этих фигур. | - Геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, соединенных отрезками, называется треугольником. - Два треугольника называются равными, если их можно совместить наложением. - Наложить один треугольник на другой, если они совместятся, то треугольники равны. Можно сравнить все стороны и углы одного треугольника со сторонами и углами другого. - ??? |
4. Постановка учебной задачи.
- Попробуем решить практическую задачу. Пусть надо измерить расстояние на местности от пункта А до пункта В, между которыми расположено озеро, поэтому с мерной лентой по прямой пройти нельзя. - На практике, для решения этой задачи поступают так: Выбирают некоторую точку С так, чтобы расстояние от точки С до точек А и В можно было измерить мерной лентой. Затем, на прямой АС отмечают точку К так, чтобы отрезок АС=СК, а на прямой ВС отмечают точку М так, чтобы отрезок ВС=СМ. Тогда на местности можно измерить расстояние МК, при этом утверждают, что оно равно искомому расстоянию между пунктами А и В. - Почему можно утверждать, что МК=АВ? Когда можно найти другие равные элементы в треугольниках? -Вероятно, DАВС=DМКС? - А каким свойством обладают равные треугольники? - Мы пока не знаем, равны наши треугольники или нет, DАВС=DМКС? Перечислите все равные элементы в этих треугольниках. - Итак, нам нужно установить равенство сторон АВ и МК, а равенство сторон следует из равенства треугольников. То есть, если мы докажем равенство треугольников, то равенство сторон будет доказано. Какова же цель урока? - Используя равенства каких элементов? - Сформулируйте цель урока. - Попробуем сформулировать утверждение, почему треугольники равны, по каким элементам? - Хорошо, если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. - Данное утверждение называется теоремой. Теорема – утверждение, которое необходимо доказать, а сами рассуждения называют доказательством. Сформулированную теорему называют первым признаком равенства треугольников или признаком равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними. (С этого этапа каждое обоснование сопровождается слайдом с презентации) - Запишем в тетрадях тему. Признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними. - Запишем формулировку теоремы. Теорема: Если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. - Теорему можно назвать задачей, в которой есть условие, т.е. то, что дано и заключение, то, что необходимо доказать. - В теореме, начиная со слова если до слова то является условием теоремы. Прочитайте условие теоремы. - Все, что записано после слова то, называют заключением. Прочитайте заключение. - Запишем в тетрадях: Дано: - О каких фигурах идет речь? - Запишем в дано: DАВС иDА1В1С1 - О равенстве каких элементов говорится в условии? - Выберем эти стороны и найдем угол между этими сторонами. АВ=А1В1, АС=А1С1, ÐА=ÐА1. - Что нужно доказать? - Запишем: Доказать: DАВС=DА1В1С1 - Сделаем чертеж как на экране. ІІ Исполнительский этап. 1. Нахождение способа доказательства теоремы. - Каким способом будем доказывать равенство треугольников? - Запишем: Доказательство (метод наложения) - С чего начнем проводить доказательство? С наложения каких элементов? (Если учащиеся говорят про стороны, то с помощью заготовленных треугольников можно показать, что не всегда такое наложение возможно, тогда остается только один вариант, когда доказательство начинаем проводить с наложения углов) - Посмотрим на экран, каким образом происходит наложение. 2. Проведение доказательства теоремы. - Запишем: 1. Т.к. ÐА=ÐА1, то DАВС можно наложить на DА1В1С1так, что луч АВ совместится с лучом А1В1 и луч АС совместится с лучом А1С1. - Какие элементы треугольника будем потом сравнивать? Что еще дано в условии? - Что произойдет с точками В и В1? - Посмотрим на экран, запишем: 2. Т.к. АВ=А1В1, то сторона АВ совместится со стороной А1В1 (точка В совместится с точкой В1). - О какой стороне еще говорится в условии? - Сделайте вывод о точках С и С1. - Посмотрим на экран, действительно ли совпадут эти точки? - Ваше утверждение верно, запишем: 3. Т.к. АС=А1С1, то сторона АС совместится со стороной А1С1 (точка С совместится с точкой С1). - Что произошло с концами отрезков ВС и В1С1? - Что теперь можно сказать про отрезки ВС и В1С1? - Правильно, запишем: 4. Т.к. концы отрезков ВС и В1С1 совместились, то сторона ВС совместится со стороной В1С1. - Что произошло с DАВС и DА1В1С1? - Молодцы, запишем: 5. DАВС совместился с DА1В1С1, значит DАВС=DА1В1С1. ІІІ Рефлексивно – оценочный этап. - Сформулируйте доказанную теорему. - Сверим доказанную теорему с теоремой в учебнике п.15, стр. 30 (Учебник по геометрии для 7 класса, автор Атанасян). Прочитайте её, эту теорему мы только что доказали? Выделите условие и заключение теоремы. - Каким методом мы проводили доказательство? - С наложения каких элементов мы начали проводить доказательство? (Можно использовать для помощи слайд №6) - Равенство каких элементов еще использовали? - Что можно сказать про стороны ВС и В1С1? 1. Решение задач (устно). - Сколько пар соответственно равных элементов надо отыскать, чтобы доказать равенство треугольников по первому признаку? - Где должен лежать угол? 1. Докажите, что треугольники равны Учащиеся по рисунку отыскивают равные элементы и доказывают, что треугольники равны (Слайд 7, 8, 9), а потом проверяют верно они доказали или нет. 2. Дополните условия так, чтобы треугольники были равны по первому признаку. (Слайд 10, 11) 3. Докажите, что треугольники равны. (Слайд 12) - Достигли мы цели урока? - Какую теорему мы доказали? Сформулируйте её. - каким методом провели доказательство признака? 2. Домашнее задание. (Слайд 13) Домашнее задание: Глава II, §1, п. 14-15 читать, выучить записи в тетради. 3. Контроль настроения. - С помощью сигнальных карточек покажите, каким стало ваше настроение к концу урока. | - Когда треугольники равны. - В равных треугольниках против соответственно равных сторон лежат равные углы, и наоборот, против равных углов, лежат равные стороны. - АС=СК, ВС=СМ – по построению, ÐАСВ=ÐМСК как вертикальные. - Доказать равенство треугольников. - Двух сторон и угла между ними. - Доказать равенство треугольников по двум сторонам и углу между ними. - Если в две стороны в одном треугольнике равны двум сторонам в другом и углы между этими сторонами в одном и в другом треугольнике равны, то такие треугольники равны. - О треугольниках. - О равенстве двух сторон и угла между этими сторонами. - Что DАВС=DА1В1С1 - Методом наложения. - АВ=А1В1 - Эти точки совпадут. - АС=А1С1 - Эти точки совпадут. - Концы отрезков ВС и В1С1 совпали. - ВС=В1С1 - Треугольники совпали, значит они равны. - Если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. - «Если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника» - это условие, то что дано. - «такие треугольники равны» - заключение, что требуется доказать. - Методом наложения. - С наложения углов. - Равенство сторон: АВ=А1В1, то сторона АВ совместится со стороной А1В1, точка В совместится с точкой В1; - АС=А1С1, то сторона АС совместится со стороной А1С1 точка С совместится с точкой С1. /data/files/o1604343151.ppt (Презентация "Первый признак равенства треугольников")- Они совпадут, значит эти стороны равны. - Три пары, две стороны и угол. - Между сторонами. |