12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рязанцева Олеся Викторовна115

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение НСО

«Купинский межрайонный аграрный лицей»








Методическая разработка открытого урока производственного обучения - урок - конкурс «Качественные маринады»
по теме:
«Консервирование продукции растениеводства»
тема урока: «Маринованные томаты»

.


по ПМ.02. «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе»








Профессия: «Хозяйка (ин) усадьбы»

Подготовила и провела:

мастер п/о высшей категории:

Рязанцева О.В.













Купино 2019г.

План открытого урока производственного обучения -
урок
- конкурс «Качественные маринады»
по теме:
«Консервирование продукции растениеводства»
тема урока: «Маринованные томаты»


Профессия: «Хозяйка (ин)усадьбы»

ПМ.02. «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе»

Группа: 6Х
Тема: «Консервирование продукции растениеводства».
Тема урока: «Маринованные томаты».
Цели:

1. Обучающие:
Проверить, обобщить и систематизировать накопленные теоретические знания и практические умения.
концу урока учащиеся должны:
знать:
1. Технологию приготовления маринованных томатов.
уметь:
1. Мариновать томаты .
2. Развивающие:
Способствовать мобилизации знаний для достижения результатов в овладении практическими навыками.
Развивать: познавательную самостоятельность, творческие способности, речь, логическое мышление, умение быть собранным.
3. Воспитывающие:
Воспитывать у обучающихся:
- умение работать в подгруппе, решая поставленную цель;
- чувство ответственности за общий результат;
- умение вести диалог;

- способствовать воспитанию интереса к изучению дисциплины;
- коммуникабельности, корректности при обсуждении спорных вопросов, уверенности в своих силах, умение самостоятельно формулировать вопросы.

В ходе урока у обучающихся должны формироваться следующие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.3.

Проводить уборку и первичную обработку урожая сельскохозяйственных культур.

ПК 2.4.

Хранить продукцию растениеводства в сельской усадьбе.

ПК 2.5.

Проводить подготовку продукции растениеводства к реализации или использованию.

ПК 2.6.

Заготавливать плоды, ягоды, овощи, грибы.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8.

Осуществлять денежные операции

ОК 9.

Добиваться соблюдения своих социально-трудовых прав в рамках закона.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Форма работы: фронтально – коллективная работа, групповая, индивидуальная.
Форма урока: урок – конкурс.

Оборудование: материал к уроку, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-практикум.
Методы обучения: демонстрационный, инструктивный, словесный, практический.
Межпредметная связь:

Организация предприятий питания – «Организация рабочего места»; «Правила работы в овощном, горячем цехах и техника безопасности».

Оборудование и инвентарь: весы настольные, разделочные доски, ножи поварской тройки, кастрюли, тара для маринования томатов, крышки для слива воды, электроплиты.

Товароведение продовольственных товаров –«Томатные овощи».

Введение в специальность.

Микробиология, санитария и гигиена – «Режимы хранения и реализации овощей».

Учебная и производственная практика.

Комплексно- методическое обеспечение урока:

- кабинет «Плодоовощевод», «Лаборатория»;

- интерактивная доска;
- презентация: Содержание урока: « Маринование томатов»;

- вопросы по повторению теоретических знаний по пройденной теме «Маринование томатов» (для подгрупп (графический диктант));

- тесты, для закрепления практического знания по теме: «Маринование томатов» для каждого обучающего;
- производственные ситуации по теме: «Маринование томатов»;
- графический диктант по теме: «Т/Б при мариновании томатов»;
- «Таблица баллов теоретических и практических знаний»;

- технологическая карта: технология приготовления: «Томаты маринование чесноком»;
- инструкционная карта: «Томаты, маринованные чесноком» - последовательность операций;

- оборудование и инвентарь: разделочные доски, ножи, тара для маринования томатов, ключ для закатки тары, кастрюли, весы, крышки для слива воды, электроплиты;
- сырье: томаты, уксусная кислота, соль, сахар, чеснок, вода.

















ХОД УРОКА
производственного обучения -
урок
- конкурс «Качественные маринады»
по теме:
«Маринование плодов и овощей»

тема урока: «Маринованные томаты»

(время для проведения урока 180 минут)

Структурный элемент урока

Примерное время этапа ( ʈ минут)

Методическая особенность

Примечание

1.

Организационная часть.

2

Проверить явку и психологическую готовность обучающихся к уроку.


2.

Сообщение темы, цели урока – конкурса.

10

Мастер п/о сообщает:
-
тему урока: «Маринование плодов и овощей»,
- перечисляет
цели урока и ожидаемые результаты в конце урока;
- и в какой форме он будет проходить: урок - конкурс «Качественные маринады».
Представляет жюри: мастер п/о по профессии «Хозяйка (ин) усадьбы»: Загирова Л. А., Марухина Е. Г., Жук А.Ф.

Презентация










3.

Актуализация опорных знаний обучающихся: вопросы по повторению теоретических знаний по пройденной теме: «Маринование томатов»


15

1 задание: Работа в подгруппе. Мастер п/о раздает карточки с заданием Производственные ситуации по теме: «Маринование томатов». Обучающиеся отвечают письменно. За правильные ответы 3 балла, не полный ответ от 2 до1 балла подгруппе, на усмотрение жюри).

Приложение №1. Производственные ситуации по теме: «Маринование томатов»;
Приложение №2. «Таблица баллов теоретических и практических знаний».

3.1

Актуализация опорных знаний обучающихся: вопросы по повторению теоретических знаний по пройденной теме: «Маринование томатов»


15

2 задание: Работа в подгруппе. Задание - графический диктант. Каждой подгруппе обучающихся предложены карточки с заданиями по теме: «Маринование томатов». Обучающиеся отвечают на вопросы ответами «да», «нет». За каждый правильный ответ подгруппа получает 1 балл.

Приложение №3. «Графический диктант».

4.

Подведение итогов теоретических знаний

10

Подгруппы отдают выполненное задание жюри, и идут одевать спец. одежду, чтобы приступить к практической части. Жюри оценивают и озвучивают результат подсчётом правильных ответов теоретических знаний.

Приложение №2. «Таблица баллов теоретически и практических знаний и умений».

5.

Практическая часть:

120




5.1.

Актуализация опорных знаний обучающихся вопросы по Т/Б: перед началом работы, во время работы и по окончанию работы по теме: «Маринование томатов» (графический диктант).

14

3 задание: Работа в подгруппе. Задание - графический диктант. Каждой подгруппе обучающихся предложены карточки с заданиями по теме: «Т/Б при мариновании томатов». Обучающиеся отвечают на вопросы ответами «да», «нет». За каждый правильный ответ подгруппа получает 1 балл.
Обучающиеся расписываются в журнале по Т/Б тема: «Маринование томатов»

Приложение №4. «Графический диктант».

5.2.

Показ мастером п/о практического задания по новой темы: «Маринование томатов».

30

Мастер п/о показывает по новой теме приёмы приготовления «Томаты, маринованные чесноком»:
1.
Технология подготовки и пастеризации тары. 
2. Подготовка сырья для маринования.
3. Укладка сырья в тару.
4. Бланширование томатов.
5. Расчет сырья.

6. Технология приготовления маринада для томатов.
7.
Укупорка тары.
8. Требование к качеству.

9. Этикетировка.
10. Исправление помутнение
и взрыва маринованных томатов в банках.
11.Хранение.

Приложение №5 (инструкционная карта); Приложение №6 (технологическая карта).

5.3.

Самостоятельное приготовление обучающимися маринованных томатов. Задание направлено на закрепление практической части по теме: «Маринование томатов».


44

4 задание: Работа в подгруппе. Подгруппы самостоятельно готовят «Томаты, маринованные чесноком», согласно инструкционной карте:
1.
Технология подготовки и пастеризации тары. 
2. Подготовка сырья для маринования.
3. Укладка сырья в тару.
4. Бланширование томатов.
5. Расчет сырья.

6. Технология приготовления маринада для томатов.
7.
Укупорка тары.
8. Требование к качеству.
9. Этикетировка.
10. Исправление помутнение
и взрыва маринованных томатов в банках.
11.Хранение.
Обучающиеся проводят уборку рабочего места.
Каждая подгруппа имеет в наличии и может использовать для выполнения практической работы:

- оборудование и инвентарь: Разделочная доска, ножи, тара, ключ для закатки тары, кастрюли, весы, электроплиты;
- сырье: томаты, уксусная кислота, соль, сахар, чеснок, вода;
- инструкционная карта: «Томаты, маринованные чесноком»
последовательность операций;
технологическая карта: технология приготовления: «Томаты маринованные чесноком».
Во время работы жюри оценивает: санитарное состояние во время работы, правильность работы, соблюдение Т/Б. Жюри имеет право снимать баллы за неправильность выполняемых работ. Вся работа оценивается по 10 бальной шкале.

Приложение №5 (инструкционная карта); Приложение №6 (технологическая карта).


5.4.

Подведение итогов практической части по теме: «Маринование томатов».

10

Жюри оценивает и озвучивает результаты практической части.

Приложение №3. «Таблица баллов теоретических и практических знаний и умений».

6.

Задание направлено на закрепление знаний по темы: «Маринование томатов».



10

5 задание: Мастер п/о раздаёт каждому обучающемуся тестовые задания по теме: «Маринование томатов».
Количество набранных баллов каждым обучающимся в подгруппе суммируются. Один вопрос -1 балл.

Приложение

10

7.

Подведение итогов практической части

10

Жюри зачитывает результаты урока -конкурса «Качественные маринады». Итог и награждение 3 лучших подгрупп грамотами состоится через 7-10 дней, т.к. банки направляют на карантин. Если маринованные томаты не прошли карантин, и не соответствуют требованиям качества, то с подгруппы снимается 5 баллов. В свою очередь обучающие дарят подарки мастерам п/о (собственная продукция: семена для посева, выращенные продукты, маринады).


8.

Домашнее задание.

5

Мастер п/о объявляет тему домашнего задания. В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
Повторить Теоретическую часть по теме: «Квашение капусты».


9.

Итоги урока.

5

Мастер п/о узнают мнение учащихся о проведенном уроке и делает соответствующие выводы о достижении поставленной цели по теме: «Маринованные томаты».
Заключение. Маринованные томаты -овощные консервы, в состав которых обязательно входит уксусная кислота. (По мнению многих современных ученых, у томата, в отличие от большинства других овощей, при термической обработке большинство лечебных свойств только усиливается, а количество противопоказаний к их употреблению снижается).
Урок обобщения знаний по учебной практике. Выполнение работ по рабочей профессии «Хозяйка (ин) усадьбы» - «Плодоовощевод» УП ПМ.02 проведен в форме игры - конкурса. На уроке проведено обобщение и систематизация знаний по УП. ПМ.02, проверка уровня усвоения материала, умение применять обучающимися свои знания и умения логического мышления при выполнении заданий различного уровня, проявить профессиональные навыки. Был замечен соревновательный эффект между командами, который имеет большое значение при достижении цели. Каждый участник оценил свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками группы. Все обучающиеся были оценены, а также выявлены наиболее эрудированные. Подгруппы обучающихся получили грамоты «Качественные маринады»








































Приложение №1.

1 задание:
Производственные ситуации по теме: «Маринование томатов».



За правильные ответы 3 балла, не полный ответ от 2 до 1 балла подгруппе, на усмотрения жюри.

1. Случилась неприятность, и рассол стал мутным, или, хуже того, банка взорвалась (сорвало крышку). Ваши действия.



2. Причины помутнения и взрыва маринованных томатов в банках.


3. Случилась неприятность, и рассол стал мутным, или, хуже того, банка взорвалась (сорвало крышку). Ваши действия.



4. Причины помутнения и взрыва маринованных томатов в банках.


























Приложение №1.

1 задание:
Ответы: Производственные ситуации по теме: «Маринование томатов».


За правильные ответы 3 балла, не полный ответ от 2 до 1 балла подгруппе, на усмотрения жюри.


1. , 3. Случилась неприятность, и рассол стал мутным, или, хуже того, банка взорвалась (сорвало крышку). Ваши действия.

Процесс консервирования придется повторить. Для этого:
помидоры из проблемной банки нужно промыть в соляном растворе (примерно столовая ложка соли на 1 л воды);
рассол из банки нужно слить и перекипятить. Возможно, иногда лучше приготовить новый рассол или маринад;
банку и крышку нужно снова простерилизовать;
далее действовать по алгоритму: стерилизация, закатывание банки, укутывание, передержка.
2., 4. Причины помутнения и взрыва маринованных томатов в банках.
Среди наиболее очевидных причин могут быть следующие:
1.Для консервации нужно выбирать здоровые, без любых повреждений помидоры. Возможно, в этот раз какой-то из них оказался подпорченным, и он дал начало процессу брожения маринада.
2. Перед консервированием все ингредиенты (сами помидоры, зелень и прочее) необходимо тщательно мыть: плохо промытый овощ также может вызвать негативную реакцию и портить маринад.
3. Всю посуду – банки, крышки – также необходимо самым тщательным образом стерилизовать и просушивать в духовке, перед тем, как укладывать в нее помидоры для консервации.
4. Даже если соблюдены все меры чистоты и стерилизации, возможной причиной помутнения рассола или маринада являются плохо закатанные банки. В них может попасть воздух и дать начало процессу, который в дальнейшем приводит к тому, что банки могут «взрываться». Чтобы убедиться, что банки хорошо и герметично закатаны, их ставят вверх дном на сутки, когда укутывают одеялом, продолжая, таким образом, процесс медленной стерилизации.
5.Также, возможной причиной может стать несоблюдение пропорций соли или уксуса для консервирования на определенный вес овощей. Ведь разные рецепты указывают не всегда одинаковое соотношение соли и уксуса по отношению к весу помидоров. Возможно, по данному рецепту, уксуса можно положить меньше, зато нужно добавить перец или антоновские яблоки, а хозяйка не сделала это. Вот и получается, что кислоты в маринаде меньше, и помидоры не пропитались маринадом в достаточной степени.

Приложение №3.

2 задание: Графический диктант. Тема: «Маринование томатов».
За каждый правильный ответ подгруппа получает 1 балл.

1. Маринуют обычно овощи свежие и соленые. ( )

2. Консервирование уксусной кислотой (маринование) основано на ее бактерицидном действии. ( )

3. Маринование - это процесс консервирования овощей и плодов с добавлением уксусной кислоты. ( )

4. Маринадные заливки пастеризуют при температуре 85-90 °C. ( )

5. Массовая доля соли в готовых овощных маринадах достигает 1,5 -3,5%. ( )

6. Массовая доля сахара в готовых овощных маринадах достигает 1,5 -2%. ( )

7. Маринады слабокислые пастеризованные в зависимости от массовой доли уксусной кислоты содержат 0,61-0,9% уксусной кислоты. ( )

8.Стерилизация –это нагревание до температуры не выше 100°C. ( )

9. Маринады кислые пастеризованные в зависимости от массовой доли уксусной кислоты содержат 0,4-0,6% уксусной кислоты. ( )

10. Пастеризация – это тепловая обработка продукта при температуре свыше 100°C. ( )

11. Маринады острые не пастеризованные в зависимости от массовой доли уксусной кислоты содержат более 0,9% (чаще 1,2- 1,9%) уксусной кислоты.
( )

12. Хранят не пастеризованные маринады при температуре +2 .. +20°C без доступа света. ( )
13. Хранят пастеризованные маринады при температуре 0 .. +2
°C без доступа света. ( )
14. Консервирование – это способы обработки пищевых продуктов, приводящих к уничтожению микроорганизмов, вызывающих порчу продуктов, подавление нежелательных ферментов. ( )
15. Методы консервирования по характеру воздействия на сырье подразделяются на физические, физико-химические, химические, биологические и комбинированные. ( )
16. Маринование относится к химическому методу консервирования. ( )
17. При маринование более высокая концентрация уксуса оказывает положительное влияние на вкус. ( )
18. Уксусная кислота –это природное кристаллическое соединение, основными компонентами которого является натрий и хлор. ( )
19. Поваренная соль – это прозрачная, бесцветная жидкость, кислого вкуса со специфическим запахом. ( )
20. Томаты для маринования используют размером
: для консервов из целых сливовидных плодов должны быть в пределах: по длине 3-7 см, диаметром 2,5-4 см; для круглых - диаметром 3-6 см. ( )

Приложение №3.

2 задание: Ответы к графическому диктанту. Тема: «Маринование томатов».
За каждый правильный ответ подгруппа получает 1 балл.

1. Маринуют обычно овощи свежие и соленые. (Да)

2. Консервирование уксусной кислотой (маринование) основано на ее бактерицидном действии. (Да)

3. Маринование - это процесс консервирования овощей и плодов с добавлением уксусной кислоты. (Да)

4. Маринадные заливки пастеризуют при температуре 85-90 °C. (Да)

5. Массовая доля соли в готовых овощных маринадах достигает 1,5 -3,5%.(Нет)

6. Массовая доля сахара в готовых овощных маринадах достигает 1,5 -2%.(Нет)

7. Маринады слабокислые пастеризованные в зависимости от массовой доли уксусной кислоты содержат 0,61-0,9% уксусной кислоты. (Нет)

8.Стерилизация –это нагревание до температуры не выше 100°C. (Нет)

9. Маринады кислые пастеризованные в зависимости от массовой доли уксусной кислоты содержат 0,4-0,6% уксусной кислоты. (Нет)

10. Пастеризация – это тепловая обработка продукта при температуре свыше 100°C. (нет)

11. Маринады острые не пастеризованные в зависимости от массовой доли уксусной кислоты содержат более 0,9% (чаще 1,2- 1,9%) уксусной кислоты. (Да)

12. Хранят не пастеризованные маринады при температуре +2 .. +20°C без доступа света. (Нет)
13. Хранят пастеризованные маринады при температуре 0 .. +2
°C без доступа света. (Нет)
14. Консервирование – это способы обработки пищевых продуктов, приводящих к уничтожению микроорганизмов, вызывающих порчу продуктов, подавление нежелательных ферментов. (Да)
15. Методы консервирования по характеру воздействия на сырье подразделяются на физические, физико-химические, химические, биологические и комбинированные. (Да)
16. Маринование относится к химическому методу консервирования. (Да)
17. При мариновании более высокая концентрация уксуса оказывает положительное влияние на вкус. (Нет)
18. Уксусная кислота – это природное кристаллическое соединение, основными компонентами которого является натрий и хлор. (Нет)
19. Поваренная соль – это прозрачная, бесцветная жидкость, кислого вкуса со специфическим запахом. (Нет)
20. Томаты для маринования используют размером
: для консервов из целых сливовидных плодов должны быть в пределах: по длине 3-7 см, диаметром 2,5-4 см; для круглых - диаметром 3-6 см. (Да)


Приложение №4.

3 задание: Графический диктант.
Каждой подгруппе обучающихся предложены карточки с заданиями
по теме: «Т/Б при мариновании томатов».
Обучающиеся отвечают на вопросы ответами «да», «нет». За каждый правильный ответ подгруппа получает 1 балл.


1. Заглядывать внутрь банок нельзя, так как это может привести к попаданию паров жидкости па лицо или в дыхательные органы. ( )

2. Склянку с кислотой нужно плотно прижи­мать руками к груди, чтобы не уронить. ( )

3. Передавать нож коллеги только ручкой вперед. ( )

4. Пораженный участок кожи промывают силь­но скользящей струёй холодной воды в течение 10—15 мин. ( )

5. Нужно использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты.
( )
6. Пос­ле промывки водой на обожженное место накладывают пропитанную вод­ным 2%-м раствором питьевой соды марлевую повязку или ват­ный тампон. ( )

7. Во время работы с ножом нужно следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими. ( )
8. Маринад при заливки в стеклянную банку, заливают сразу весь и быстро.
( )
9. Перед началом работы с тепловым оборудованием проверяем заземление и наличие резинового коврика. ( )
10. Во время пастеризации тары применять необходимые для безопасной работы исправные приспособления, инструмент, специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты. ( )


















Приложение №4.

3 задание: Ответы к графическому диктанту.
Каждой подгруппе обучающихся предложены карточки с заданиями
по теме: «Т/Б при мариновании томатов».
Обучающиеся отвечают на вопросы ответами «да», «нет». За каждый правильный ответ подгруппа получает 1 балл.

1. Заглядывать внутрь банок нельзя, так как это может привести к попаданию паров жидкости па лицо или в дыхательные органы. (Да)

2. Склянку с кислотой нужно плотно прижи­мать руками к груди, чтобы не уронить. (Нет)

3. Передавать нож коллеги только ручкой вперед. (Да)

4. Пораженный участок кожи промывают силь­но скользящей струёй холодной воды в течение 10—15 мин. (Да)

5. Нужно использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты. (Да)
6. Пос­ле промывки водой на обожженное место накладывают пропитанную вод­ным 2%-м раствором питьевой соды марлевую повязку или ват­ный тампон. (Да)

7. Во время работы с ножом нужно следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими. (Да)
8. Маринад при заливке в стеклянную банку, заливают сразу весь и быстро. (Нет)
9. Перед началом работы с тепловым оборудованием проверяем заземление и наличие резинового коврика.
(Да)
10. Во время пастеризации тары применять необходимые для безопасной работы исправные приспособления, инструмент, специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты. (Да)




















Приложение №6.


Технологическая карта приготовления
«Томаты маринованные чесноком»

Пример закладки томатов, пряностей, заливки в стеклянную банку массой нетто 1000 гр. – 1 литровая банка.

Наименование продуктов

брутто

нетто

Томаты

500

500

Чеснок

40

35

Заливка:

482

482

уксус 70%

5 или (1 ч. л.)

5 или (1 ч. л.)

соль

10 или (1 ч. л.)

10 или (1 ч. л.)

сахар

67 или (2,5 ст. л.)

67 или (2,5 ст. л.)

вода

500

500

Выход:

1000

535


1 ст. ложка соли - 30 гр.;
1 ст. ложка сахара - 25 гр.;

1 ч. ложка соли -10гр.;
1 ч. ложка сахара - 5 гр.

Технология приготовления «Томаты маринованные чесноком».

Тонкости и способы создания маринада. Маринование томатов может осуществляться холодным и горячим способом. При первом способе продукты заранее бланшируются. Горячий способ позволяет уменьшить использование уксуса. Процентное соотношение продуктов и маринада составляет: 60/40. Маринады могут быть разные по уровню кислотности – кислые, среднекислые и слабокислые (в зависимости от рецептуры). При слабокислых пастеризовать готовую продукцию перед закаткой необходимо в обязательном порядке. Технологическая инструкция маринованных помидоров представляет собой набор и описание операций, согласно порядку их проведения. Процедура заключается в консервировании помидоров, когда в роле консерванта выступает кислота. При соединении ее с солью, сахаром и специями создается маринад, который практически останавливает развитие бактерий и нейтрализует патогенную среду. Это обеспечивает продолжительное хранение маринованных томатов, как в погребе, так и просто в холодильнике.
1. Технология подготовки и пастеризации тары.
Банки необходимо перед использованием внимательно проверить, есть ли у них трещины, сколы или не отмываемые загрязнения. Во всех этих случаях ради своей безопасности стоит отправить банки в мусорное ведро. Банки для маринования необходимо не просто сполоснуть, но хорошо промыть с пищевой содой или хозяйственным мылом и оставить стекать. То же проделывают и с крышками. Все должно быть целое, банки без сколов и трещин. После этого банки споласкивают горячей водой (не кипятком!) и стерилизуют над паром. Время пребывания банок над паром прямо пропорционально величине банки. Самые большие банки, объемом в 3 литра необходимо держать над паром не менее 30 минут.

Для банок объемом 2 литра достаточно будет 20 минут. Банки, объем которых варьируется от одного до двух литров необходимо стерилизовать соответственно от 15 до 20 минут, не меньше.

Если баночки небольшие, их объем различается в пределах от полулитра до одного литра, то им достаточно всего 10 минут пребывания над паром.

Ну и наконец, самые маленькие баночки, объемом менее полулитра, можно стерилизовать лишь 5-7 минут.
Жестяные крышки кипятят 2-5 минуты, при температуре 120°C. Одним полотенцем, сложенным в два-три раза снять банки с подставки-накладки, а на другое полотенце их помещать горлышком вниз. Не следует использовать для мытья банок перед консервацией химических моющих веществ.
2. Подготовка сырья для маринования. Размер томатов для консервов из целых сливовидных плодов должны быть в пределах: по длине 3-7 см, диаметром 2,5-4 см; для круглых - диаметром 3-6 см. Выбирают свежие плоды одинаковые по размерам, зрелости и качеству, без плодоножек. Рекомендуется избегать использования вялых, битых, треснувших, перезревших помидоров, а также поврежденных вредителями или заболевших. При подготовке плодов их моют проточной водой. Главная задача операции - очистка плодов от загрязнений. В итоге после проведения данной стадии мы получаем чистый, отделенный от остатков земли и других загрязнений продукт. В верхней части томатов плодоножки делают ножом отверстие, куда помещают подготовленный чеснок, нарезанный брусочками.
Чеснок инспектируют, очищают от оболочки. Промывают проточной водой и нарезают брусочком сечением 0,2- 0,2 см – фарширования томатов. А часть зубчиков оставляют целыми и добавляют их при укладки в банку.

Соль. Мешки вскрывают, соблюдая требования по предотвращению попадания посторонних предметов. Если присутствуют посторонние примеси, то растворяют в воде и процеживают через сито с размером ячеек 3мм.
Сахар. Мешки вскрывают, соблюдая требования по предотвращению попадания посторонних предметов. Если присутствуют посторонние примеси, то растворяют в воде и процеживают через сито с размером ячеек 3мм.

В одном литре холодной воды растворяют до 2кг. сахара, а в горячей до 5 кг. .

Уксусная кислота. Емкости с кислотой протирают от пыли, вскрывают, соблюдая требования по безопасности и по предотвращению попадания посторонних предметов.
3. Укладка сырья в тару. Подготовленные томаты и зубчики чеснока плотно укладывают в стеклянные банки.
Цель: Укладывание продуктов в тару для дальнейшего консервирования и приготовление тары к закупориванию. В конце стадии получаем полуготовый продукт.

4. Бланширование томатов. Плотно уложенные томаты в банки, заливают горячей водой (температура воды должна быть не ниже 90 0С). На 10 минут оставляем баночки с томатами. Это считается одним моментом стерилизации. По истечении 10 минут с помощью специальной крышки сливаем всю воду из банок в отдельную кастрюлю. На ней готовят маринад для помидоров.

5. Расчет сырья. В технологической карте приготовления «Томаты маринованные чесноком» дана раскладка на банку массой нетто 1000 гр. – 1 литровая банка. Выясняем, на какое количество литровых банок будим готовить. И чтобы рассчитать количество продуктов на «n» количество литровых банок. Для этого наименование каждого продукта умножить на «n» количество литров.

6. Технология приготовления маринада для томатов. Соль и сахар, взвешенные согласно рецептуре, растворяют в подогретой воде при включенной мешалке, доводят до кипения при перемешивании и выдерживают 5 минут при температуре 100 0С.
Готовят заливку из воды, которой бланшировали томаты. Её кипятят с добавлением соли, сахара-песка 5-10 минут. Затем заливают томаты (температура заливы должна быть не ниже 85-90 0С) и добавляют уксусную кислоту.
Цель данной стадии - придание продукту вкуса, свойственного маринадам.
7. Укупорка тары. Банки укупоривают крышками с помощью закаточной машины, пользуясь сухим полотенцем. Чтобы убедиться, что банки хорошо и герметично закатаны, их переворачивают и проверяют не бежит ли маринад. Ставят вверх дном на сутки, когда укутывают одеялом, продолжая, таким образом, процесс медленной стерилизации. Прежде чем устраивать банки с заготовками на зимнее хранение, желательно передержать их так сказать, на карантине, какое-то время, примерно неделю, или 10 дней. Хорошо бы, чтобы это было прохладное, а не теплое место. Если банки выдерживают карантин, то их спокойно можно устраивать на зимнее хранение.

Цель: предохранение продукта от попадания наружного воздуха и микроорганизмов. В конце операции получаем укупоренные маринованные томаты.
8. Требование к качеству и хранение. После укупоривания проводят визуальный осмотр банок, при этом отбраковывают банки с дефектами закаточного шва и другими дефектами.
По органолептическим показателям к консервам предъявляются следующие требования: внешний вид - плоды целые, без плодоножек, одинаковые по форме и по степени зрелости, равномерно окрашенные.

Вкус кисловатый, свойственный маринованным овощам данного вида, запах - пряностей и уксусной кислоты без постороннего запаха.

Консистенция плодов плотная, не разваренные. Заливка практически прозрачная. Для I сорта допускается незначительное количество взвешенных частиц мякоти, вызывающих легкое помутнение заливки.

Масса плодов от массы нетто готового продукта для сливовидных томатов должна быть не менее 60%, для округлых - 50%. Содержание не менее 1%, поваренной соли 1,5 %, общая кислотность в пересчете на 80%-ную уксусную кислоту - 0,4-0,6%.

Определение уксусной кислоты и сахара проводят через 15 дней после изготовления консервов.

9. Этикетировка. Процесс нанесения этикетки, даты и сроков годности на банку.
Цель: передать информацию о продукте потребителю. В итоге получаем продукт готовый к отправке в розничные торговые сети.

Маринуют обычно свежие овощи, но можно и соленые, слив с них рассол и, если нужно, вымочив их в чистой питьевой воде в течение 12—24 часов (сливая ее через каждые 4—5 часов). Маринады, в зависимости от содержания уксусной кислоты в маринадной заливке, подразделяют на пастеризованные слабокислые (0,6—0,8% кислоты), пастеризованные кислые (0,81—1,2%), не пастеризованные острые (1,3—1,8% кислоты).

10. Исправление помутнение и взрыва маринованных томатов в банках.
Если же с заготовками что-то не так, это проявится, и тогда появится возможность спасти продукты.
Итак, вдруг случилась неприятность, и рассол стал мутным, или, хуже того, банка взорвалась.

Процесс консервирования придется повторить. Для этого:

помидоры из проблемной банки нужно промыть в соляном растворе (примерно столовая ложка соли на 1 л воды);

рассол из банки нужно слить и перекипятить. Возможно, иногда лучше приготовить новый рассол или маринад;

банку и крышку нужно снова простерилизовать;

далее действовать по алгоритму: стерилизация, закатывание банки, укутывание, передержка.
Причины помутнения и взрыва маринованных томатов в банках.
Среди наиболее очевидных причин могут быть следующие:

Для консервации нужно выбирать здоровые, без любых повреждений помидоры. Возможно, в этот раз какой-то из них оказался подпорченным, и он дал начало процессу брожения маринада.

Перед консервированием все ингредиенты (сами помидоры, зелень и прочее) необходимо тщательно мыть: плохо промытый овощ также может вызвать негативную реакцию и портить маринад.

Всю посуду – банки, крышки – также необходимо самым тщательным образом стерилизовать и просушивать в духовке, перед тем, как укладывать в нее помидоры для консервации.

Даже если соблюдены все меры чистоты и стерилизации, возможной причиной помутнения рассола или маринада являются плохо закатанные банки. В них может попасть воздух и дать начало процессу, который в дальнейшем приводит к тому, что банки могут «взрываться». Чтобы убедиться, что банки хорошо и герметично закатаны, их ставят вверх дном на сутки, когда укутывают одеялом, продолжая, таким образом, процесс медленной стерилизации.

Также, возможной причиной может стать несоблюдение пропорций соли или уксуса для консервирования на определенный вес овощей. Ведь разные рецепты указывают не всегда одинаковое соотношение соли и уксуса по отношению к весу помидоров. Возможно, по данному рецепту, уксуса можно положить меньше, зато нужно добавить перец или антоновские яблоки, а хозяйка не сделала это. Вот и получается, что кислоты в маринаде меньше, и помидоры не пропитались маринадом в достаточной степени.

11. Хранение. Плодоовощные консервы следует хранить при температуре от 0 до 15-20°C, не допуская замерзания. При высоких температурах протекают реакции, ухудшающие цвет, вкус консервов. Относительная влажность воздуха должна быть около 75 %. Срок хранения консервов - 2 года со дня изготовления.




























Приложение №7.

5 задание: Тесты для закрепления знаний по теме: «Маринование томатов»
для каждого обучающего
Количество набранных баллов каждым обучающимся в подгруппе суммируются.


1.Выберите правильный вариант ответа.
Бланширование - это __________.

а) хранение продукта при температуре 0- 4°C;
б) ошпаривание продукта кипятком;
в) тепловая обработка продукта при температуре свыше 100 C.

2. Выберите правильный вариант ответа.
Банки от одного до двух литров стерилизуют над паром на протяжении ____ минут:
а) 3-5;
б) 15-20;
в) 30-60.

3. Выберите правильный вариант ответа.
Жестяные крышки кипятят ___ минуты: 
а) 2-5;
б) 5-10;
в) 20-30.

4. Выберите правильный вариант ответа.
Срок хранения плодоовощных консервов ___ года со дня изготовления:
а) 1;
б) 2;
в) 4.

5. Выберите правильный вариант ответа.
Температура заливы должна быть не ниже: ______ °C:
а) 20-50;
б) 85-90;
в) 100-150.

6. Выберите правильные варианты ответа.
Причины помутнения и взрыва маринованных томатов в банках:

а) плохо закатанные банки;
б) не соблюдены пропорции соли или уксуса для консервирования на определенный вес овощей;
в) были использованы недозрелые томаты.







Приложение №7.

5 задание: Ответы к тестам для закрепления знаний по теме: «Маринование томатов»
для каждого обучающего
Количество набранных баллов каждым обучающимся в подгруппе суммируются.


а);

б);

а);

б);

б).

а); б).



































Приложение № 5.

Инструкционная карта: «Томаты, маринованные чесноком»
Последовательность операций

Упражнения и порядок их выполнения

Примечания

1. Технология подготовки и пастеризации тары. 

1. 1.Промывают крышки и банки в растворе пищевой соды и ополаскивают кипяченой водой.






t1571212755aa.jpgt1571212755ab.jpg

1.2. Жестяные крышки кипятят 2-5 минуты, при температуре 120°C.

1.3. - Стерилизуют тару над паром. Время пребывания банок над паром прямо пропорционально величине банки. Самые большие банки, объемом в 3 литра - не менее 30 минут, 2 литра - 20 минут, банки, объем от 1 до 1,5 литров от 15 до 20 минут, не меньше, объем от 1 литра и меньше, то 10 минут.







t1571212755ac.jpg

t1571212755ad.jpg

- Стерилизация в духовом шкафу — помещают стеклянные сосуды на решетку горлышком вниз. Температуру ставят 150°С, а по времени выжидают 15 минут. При этом важно следовать точной инструкции, а именно не допускают резкого перепада температуры. Она не должна быть выше 160°С — иначе лопнут сосуды. Дверцу по окончании времени нельзя сразу открывать, нужно дождаться остывания духовки хотя бы до 80°С. И только тогда открыть до полного остывания.

t1571212755ae.jpg

- Стерилизация в СВЧ печи — наполняют стеклянную тару водой, примерно на 2 см. Помещают в СВЧ печь и включают режим мощностью от 750 до 800 Вт в течение 3-х минут для одного сосуда. Если печь позволяет вместить в себя больше банок, то мощность следует увеличить на 100-200 Вт, в зависимости от количества сосудов.

t1571212755af.jpg

- Стерилизация в пароварке —  заливают резервуар чистой водой. Емкости помещают на решетку горлом вниз. Включают режим «Варка» на 15 минут. Затем перемещают сосуды на хлопчатобумажную ткань, горлом вниз и остужают.

t1571212755ag.jpg

1.4. Одним полотенцем, сложенным в два-три раза снимают банки с подставки-накладки или специальными щипцами. А на другое полотенце их помещают горлышком вниз.

t1571212755ah.jpg

2. Подготовка сырья для маринования.

2.1. Чеснок инспектируют, очищают от оболочки.

t1571212755ai.jpg

2.2. Промывают проточной водой.







t1571212755aj.jpg

2.3. Нарезают из чеснока брусочки сечением 0,2- 0,2 см для фарширования томатов.





t1571212755ak.jpg

2.4. А часть зубчиков оставляют целыми и добавляют их при укладке в банку.


t1571212755al.jpg

2.5. Томаты. Выбирают свежие плоды одинаковые по размерам, зрелости и качеству, без плодоножек. Избегать использования вялых, битых, треснувших, перезревших помидоров, а также поврежденных вредителями и заболевших. Размер томатов: из целых сливовидных плодов должны быть в пределах: по длине 3-7 см, диаметром 2,5-4 см; для круглых - диаметром 3-6 см.
При подготовке плодов их моют проточной водой.

t1571212755am.jpgt1571212755an.jpg

2.6. В верхней части томатов плодоножки делают ножом отверстие, вырезают её, куда помещают подготовленный чеснок, нарезанный брусочками.

t1571212755ao.jpgt1571212755ap.jpg

2.7. Мешки с солью вскрывают, соблюдают требования по предотвращению попадания посторонних предметов.



t1571212755aq.jpg

2.8. Соль, взвешивают согласно рецептуре, растворяют в воде и процеживают через сито с размером ячеек 3мм.

t1571212755ar.jpg

2.9. Мешки с сахаром вскрывают, соблюдают требования по предотвращению попадания посторонних предметов.




t1571212755as.jpg

2.10. Сахар, взвешивают согласно рецептуре растворяют в воде и процеживают через сито с размером ячеек 3мм.


t1571212755ar.jpg

3. Укладка сырья в тару.

Подготовленные томаты и зубчики чеснока плотно укладывают в стеклянные банки.
Цель: Укладывание продуктов в тару для дальнейшего консервирования и приготовление тары к закупориванию. В конце стадии получаем полуготовый продукт.

t1571212755at.jpg

4. Бланширование томатов.

4.1. Плотно уложенные томаты в банки и чеснок зубчиками, заливают горячей водой (температура воды должна быть не ниже 90 0С).


t1571212755au.jpg

4.2. На 10 минут оставляют баночки с томатами. Это считается одним моментом стерилизации.


t1571212755av.jpg

4.3. По истечении 10 минут с помощью специальной крышки сливают всю воду из баночек в отдельную кастрюлю. На ней готовят маринад для помидоров.


t1571212755aw.jpg

5. Расчет сырья.

В технологической карте приготовления «Томаты маринованные чесноком» дана раскладка на банку массой нетто 1000 гр. – 1 литровая банка. Выясняют, на какое количество литровых банок готовят. И рассчитывают количество продуктов на «n» - количество литровых банок. Для этого наименование каждого продукта умножают на «n» количество литров.



Наименование продуктов

брутто

Томаты

500 * «n»

Чеснок

40 * «n»

Заливка:

482 * «n»

уксус 70%

5 или (1 ч. л.) * «n»

соль

10 или (1 ч. л.) * «n»

сахар

67 или (2,5 ст. л.) * «n»

вода

500 * «n»

Выход:

1000

«n» - количество литровых банок.


6. Технология приготовления маринада для томатов.

6.1. Соль и сахар, взвешенные согласно рецептуре, растворяют в воде (вода от бланширования). Кастрюлю с маринадом помещают на средний огонь и доводят до закипания.


t1571212755ax.jpg

6.2. При помешивании, маринад доводят до кипения и выдерживают на огне 5 минут при температуре 100 0С.


t1571212755ay.jpg

7. Заливка сырья маринадом.

7.1. Огонь выключают и добавляют в маринад необходимое количество столового уксуса (можно в банки, после того, как залили томаты маринадом). 7.2. Горячим маринадом заливают помидоры в банках до самого верха и банки сразу закатывают стерильными крышками.
Цель данной стадии - придание продукту вкуса, свойственного маринадам.

t1571212755az.jpg

8. Укупорка тары.

8.1.Банки укупоривают крышками с помощью закаточной машины, пользуясь сухим полотенцем.
Цель: предохранение продукта от попадания наружного воздуха и микроорганизмов. В конце операции получаем укупоренные маринованные томаты.


t1571212755ba.jpgt1571212755bb.jpg

8.2. Чтобы убедиться, что банки хорошо и герметично закатаны, их ставят вверх дном на сутки, укутывают одеялом, продолжая, таким образом, процесс медленной стерилизации.

t1571212755bc.jpg

9. Требование к качеству.

9.1.После укупоривания проводят визуальный осмотр банок, при этом отбраковывают банки с дефектами закаточного шва и другими дефектами.
9.2.По органолептическим показателям к консервам предъявляются следующие требования: внешний вид - плоды целые, без плодоножек, одинаковые по форме и по степени зрелости, равномерно окрашенные.

Вкус кисловатый, свойственный маринованным овощам данного вида, запах - пряностей и уксусной кислоты без постороннего запаха.

Консистенция плодов плотная, не разваренные. Заливка практически прозрачная. Для I сорта допускается незначительное количество взвешенных частиц мякоти, вызывающих легкое помутнение заливки.

Масса плодов от массы нетто готового продукта для сливовидных томатов должна быть не менее 60%, для округлых - 50%. Содержание не менее 1%, поваренной соли 1,5 %, общая кислотность в пересчете на 80%-ную уксусную кислоту - 0,4-0,6%.

Определение уксусной кислоты и сахара проводят через 15 дней после изготовления консервов.

t1571212755bd.jpg

t1571212755be.jpg

10. Этикетировка.

На банку наносят этикетку, где указывают дату изготовления и сроки годности.
Цель: передать информацию о продукте потребителю. В итоге получаем продукт готовый к отправке в розничные торговые сети.

Маринуют обычно свежие овощи, но можно и соленые, слив с них рассол и, если нужно, вымочив их в чистой питьевой воде в течение 12—24 часов (сливая ее через каждые 4—5 часов). Маринады, в зависимости от содержания уксусной кислоты в маринадной заливке, подразделяют на пастеризованные слабокислые (0,6—0,8% кислоты), пастеризованные кислые (0,81—1,2%), непастеризованные острые (1,3—1,8% кислоты).

t1571212755bf.jpg

t1571212755bg.jpgt1571212755bh.jpg

11. Исправление помутнение и взрыва маринованных помидор в банках.

Если же с заготовками что-то не так, это проявится, и тогда появится возможность спасти продукты.
Рассол стал мутным, или, хуже того, банка взорвалась.

Процесс консервирования придется повторить. Для этого:

- помидоры из проблемной банки нужно промыть в соляном растворе (примерно столовая ложка соли на 1 л воды);

- рассол из банки нужно слить и перекипятить. Возможно, иногда лучше приготовить новый рассол или маринад;

- банку и крышку нужно снова простерилизовать;

далее действовать по алгоритму: стерилизация, закатывание банки, укутывание, передержка.
Причины помутнения и взрыва маринованных помидор в банках.
Среди наиболее очевидных причин могут быть следующие:

1.Для консервации нужно выбирать здоровые, без любых повреждений помидоры. Возможно, в этот раз какой-то из них оказался подпорченным, и он дал начало процессу брожения маринада.

2.Перед консервированием все ингредиенты (сами помидоры, зелень и прочее) необходимо тщательно мыть: плохо промытый овощ также может вызвать негативную реакцию и портить маринад.

3.Всю посуду – банки, крышки – также необходимо самым тщательным образом стерилизовать и просушивать в духовке, перед тем, как укладывать в нее помидоры для консервации.

4.Даже если соблюдены все меры чистоты и стерилизации, возможной причиной помутнения рассола или маринада являются плохо закатанные банки. В них может попасть воздух и дать начало процессу, который в дальнейшем приводит к тому, что банки могут «взрываться». Чтобы убедиться, что банки хорошо и герметично закатаны, их ставят вверх дном на сутки, когда укутывают одеялом, продолжая, таким образом, процесс медленной стерилизации.

5.Также, возможной причиной может стать несоблюдение пропорций соли или уксуса для консервирования на определенный вес овощей. Ведь разные рецепты указывают не всегда одинаковое соотношение соли и уксуса по отношению к весу помидоров. Вот и получается, что кислоты в маринаде меньше, и помидоры не пропитались маринадом в достаточной степени.








t1571212755bi.jpgt1571212755bj.jpg

12.Хранение.

Плодоовощные консервы хранят при температуре от 0 до 15-20°C, не допускают замерзания. При высоких температурах протекают реакции, ухудшающие цвет, вкус консервов. Относительная влажность воздуха должна быть около 75 %. Срок хранения консервов - 2 года со дня изготовления.

t1571212755bk.jpg




















Опубликовано


Комментарии (1)

Фролова Надежда Михайловна, 16.10.19 в 13:04 0Ответить Пожаловаться
Какой урок полезный. спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.