Цели:
Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Птицы». Выявить и закрепить знания детей о внешнем и внутреннем строении птицы, строении перьевого покрова, строении яйца. Обобщить знания детей о лесных, хищных, кормящихся в воздухе, городских птицах.
Коррегировать мыслительную деятельность учащихся при работе с загадками, кроссвордами, коррегировать логическое мышление. Развивать внимание, наблюдательность: связную устную речь при работе с планом.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сострадания к птицам. Воспитывать чувство прекрасного при прикосновении к птичьему пению. Формировать интерес к предмету.
Оборудование: рисунки голов птиц, карточки, рисунок перьев, перо, чучело птицы, коробка, яйцо, загадка, блюдце, нож, кроссворд, маркер, учебные таблицы (птицы), план, таблица на логическое мышление, кассета, магнитофон, рефераты учащихся, плакат, голубь, ребусы, медали, чудики, звезды, книги для выставки.
Ход урока:
I. Орг.момент.
Лексическое упражнение:
- Сядет тот, кто назовет любое слово, относящееся к птицам (клюв, перо…)
II. Прием релаксации:
- А сейчас, - положите руки на стол, закройте глаза, расслабьте все свои мышцы. Представьте, что вы очутились на морском берегу. Одна волна набегает на другую. То тут, то там слышны крики чаек. К ним подмешиваются голоса других птиц, мы с вами оказываемся на птичьем базаре. Я знаю, что вы уже настроились на работу, все у нас получится хорошо. На счет 3 – открывайте ваши глаза.
III. Сообщение темы, целей урока.
Итак, мы с вами оказались на птичьем базаре. Сегодня мы с вами перенесемся в удивительный мир птиц, помогут нам в этом ваши знания и умения.
Каждый ваш правильный ответ будет оцениваться звездой. В конце нашего урока, подсчитав количество звезд, мы выявим лучшего знатока птиц. Желаю вам всем успехов на нашем птичьем базаре.
Время старта.
IV. Работа учащихся по станциям.
1 станция «Интеллектуальная».
- Кто же такие птицы? Дать определение птиц.
- Каково значение перьев в жизни птиц?
- Какие перья образуют покров тела птицы? (показать на рисунке)
- Из каких частей состоит перо птицы? (показ на птичьем пере)
- На какие группы можно разделить перья по участию их в полете? (показать на чучеле)
- Какие части тела различают у птицы? (показ на чучеле)
- Какие органы расположены на голове птицы? (показ на чучеле)
-Органы пищеварения: рот, почки, кишечник, легкие, желудок, бронхи, печень, пищевод, сердце.
- Для чего птицы заглатывают песчинки и камешки?
- У меня в руках таинственная коробка. Вы должны узнать, что же находится в этой коробке? Для этого отгадайте загадку:
Может и разбиться,
Может и свариться!
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (яйцо)
- Разбить яйцо. Рассказать о строении яйца птицы.
Итог: по количеству звезд лидирует …
2 станция «Мифы и легенды»
Рассказ учителя:
Среди множества диких животных, населяющих наши леса, поля и воды, птицы принадлежат к существам наиболее интересным, привлекательным и красивым. Их быстрый полет, легкие и ловкие движения, нарядная окраска и музыкальные голоса невольно привлекают внимание всякого, кто хоть сколько-нибудь интересуется живой природой. Жизнь и красота птиц нашли отражение в творчестве людей – в музыке, поэзии, живописи и даже зодчестве. Во многих легендах и мифах древних птиц считали прародителями мира. В Древнем Египте верили, что бог солнца Ра, породивший небо и землю, вышел из яйца в образе птицы.
У австралийцев существовал миф о двух братьях-птицах Бунджиль и Палиан, которые сотворили землю. Полинезийцы считали устроителем мира птицу Таароа, которая снесла яйцо и из этого яйца был создан мир. А некоторые народы, считали создателями мира ворона и даже орла.
Птицы подсказали человеку, как надо шить и ткать, они подтолкнули человека к полетам. В США птицам установлен памятник в образе чаек, которые в свое время спасли поля от нашествия саранчи.
3 станция «Любознательная»
- На этой станции мы с вами должны заполнить клеточки кроссворда.
1 . Лесной доктор (дятел)
2 . По этой птице можно судить о приближении дождя (ласточка)
3. Эта птица может развивать скорость до 120 км/ч (стриж)
4 . Эта птица вскармливает своих птенцов так называемым «птичьим молоком» (голубь).
5 . Ночная хищная птица (сова).
6 . Про эту птицу говорят, лучше её держать в руках, чем журавля в небе (синица).
7 . Название этой птицы произошло от двух слов «вор» и «бей» (воробей)
- Прочитать названия птиц. Распределить их по группам:
Лесные | Кормящиеся в воздухе | Хищные | Городские |
Дятел Синица | Ласточка Стриж | Сова | Голубь Воробей |
- Составить цепи питания с хищными птицами:
з ерно мышь сова
к ора заяц орел
- Рассказать о любой птице по плану.
Итог: по количеству звезд лидирует…
4 станция «Логическая»
Упражнение на логическое мышление.
З десь нарисованы птицы, вам надо угадать какой птицы не хватает?
| | |
| | |
| | |
5 станция «Мир прекрасного»
Физминутка. Прослушивание записи птичьих голосов.
- Представьте, что мы оказались в лесу на нашем птичьем базаре. Нам слышны пения крошечных пеночек и славок, флейтовые посвисты дроздов и иволги, соловьиные трели, таинственное урчание козодоя, меланхоличное кукование кукушки – все это создает чарующую «музыку леса», к которой нельзя остаться равнодушным.
6 станция «Научная»
- Защита рефератов. Учащиеся зачитывают выдержки из своих рефератов.
7 станция «Экологическая»
Я хочу начать со слов – а что значит прикоснуться к красоте? Вот размышления одного человека по этому поводу:
- Я сорвал цветок – и он увял.
- Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем, только сердцем.
Никогда не следует забывать о том печальном факте, что за одно только двадцатое столетие навсегда с лица Земли исчезло 100 видов птиц, а более 300 видам угрожает опасность исчезновения. Об этом говорит международная «Красная книга», на предупреждающий огонь которой мы должны обращать серьезное внимание.
Голубь – является птицей мира. И вам было дано задание написать для наших малышей, что значит для вас выражение «Берегите птиц». Так давайте отправим нашего голубя с посланиями от всех птиц.
- Зачитать свои послания.
8 станция «Занимательная»
1. Тест «Эти забавные птицы»
- Для чего дятел «барабанит»?
* клюв чистит;
* кому-то что-то сообщает;
* музыкой увлекается.
- Зачем страус голову в песок прячет?
* от страха;
* освобождается от паразитов;
* разыскивает пищу;
2 . Разгадывание ребусов.
Финиш.
- Подсчет звезд. Награждение победителя медалью. Обмен звезд на «чудиков» (школьную валюту).
- Выставление оценок.
3. Знаете ли вы что:
* За лето одна сова уничтожает до 1000 полевых мышей.
* Ласточка живет 16 лет, жаворонок – 9 лет, скворец – 20 лет, воробей – 13 лет, иволга – 15 лет, сорока – 45 лет.
4