12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучумова Ирина Викторовна1324
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Вильвенская СОШ", имею двоих детей, люблю путешествовать и открывать что-то новое
Россия, Пермский край, Добрянский район посёлок Вильва



Урок развития речи «Пишите письма!»

Учитель русского языка и литературы Вильвенской средней школы Кучумова И. В.

Цели урока:

Образовательные:

- Научить ребят писать письма, знать их разновидности;

- Познакомить с историей письма.

Развивающие:

- Развить речь учащихся.

- Повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи..

Воспитательная:

- Воспитать уважение к родному языку, традициям, культуре.

Модель урока:

Постановка проблемы. Целеполагание - 2 мин.

Разгадывание ребуса. – 1 мин.

Словарная работа с энциклопедическим словарём. Знакомство с темурока. -2 мин.

Историческая справка о письме (индивидуальные сообщения учащиеся) - 3 мин..

Чтение разных видов писем. – 6 мин.

Способы пересылки писем (индивидуальные сообщения учащиеся). -5 мин.

Обращение к выставке рисунков, сопровождаемых текстом «Почтальон идёт к нам в дом».- 2 мин.

Беседа с работниками почты.- 5 мин.

Практическая групповая работа «Правила написания письма».- 6 мин.

Подведение итогов практической групповой работы «Правила написания письма».-5 мин

Творческая групповая работа «Письмо, адресованное людям из 23 века».- 6 мин.

Общий итог занятия. Рефлексия.- 2 мин.

Домашнее задание. Написать письмо на конкурс.

Подготовка к занятию (индивидуальные задания ):

Оформление выставки рисунков «Почтальон идёт к нам в дом». Написать имена прилагательные, раскрывающие чувства почтальона.

Подготовить историческую справку об истории письма.

Выразительное чтение писем.

Оборудование:

мультимедийное оборудование;

магнитофонная запись;

книжная выставка;

Выставка рисунков;

карточки для групп.



Ход урока.

1. t1681397815aa.gif


Слово учителя. Вы любите путешествовать на далёкие расстояния? Сегодня мы отправимся в такое путешествие. Наш транспорт – Машина времени.


t1681397815ab.gif


На ней мы помчимся в 23 век – век стремительных скоростей, гениальных научно –технических открытий. Его девиз –«стремительность и скорость в виртуальном пространстве».Как же здесь люди общаются друг с другом? Ушли в прошлое телефон, телеграф, телетайп, радиотелефон, не в моде и сотовая связь. Наступила эпоха повсеместной космической связи – всё делается для того, чтобы она была мгновенной. Не пройдёт и секунды, а ты уже успел в нескольких словах пообщаться с собеседником из далёкой Австралии, ещё мгновенье – получил всю необходимую информацию с Северного полюса. Казалось бы, что здесь плохого? Но учёные вдруг забили тревогу.

t1681397815ac.gif


Как вы думаете, с чем были связаны их опасения?

- Человечество навсегда утратит тягу к письменной речи;

- в век скоростей человек забудет, что такое чувства, эмоции и превратится в обыкновенного робота.

«Как же быть?» - ломали голову учёные всего света. Но в один прекрасный день они нечаянно наткнулись на ученика 5 класса Колю Пятёркина, который прибыл сюда…из 21 века на Машине времени , созданной им во время урока физики. Коля сидел ,склонившись над листком бумаги, и ,улыбаясь, что –то писал. «Чем это ты здесь занимаешься?» - Удивлённо спросили взрослые. «Пишу…

2. Разгадайте ребус: Что мог писать Коля в далёком 23 веке?


t1681397815ad.gif

Ответ: t1681397815ae.gif


Это – тема нашего урока.

- Пишу письмо домой. – Ответил мальчик.- Мне необходимо сказать моим родным, как я по ним соскучился, описать, насколько здесь всё удивительно, ведь им никогда не суждено побывать в вашем столетии, напомнить, чтоб они не забывали давать моему коту Мурзику его любимое лакомство .

- Письмо…А что это такое? – в один голос спросили учёные. Коля на минуту задумался: Как объяснить этим сверхсовременным людям, что такое обыкновенное письмо? Он писал их довольно часто (друзьям в другие города, родителям из пионерского лагеря, бабушке в деревню…), но как верно истолковать смысл этого слова?

3. Учитель: Ребята, давайте поможем Коле и определим лексическое значение слова «ПИСЬМО». (Выслушаем ответы учеников).

Вдруг Коля воскликнул: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия! Я прихватил её с собой в дорогу, она непременно поможет!»

ПИСЬМО -

1) знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. 4 основных буквенно-звуковых типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфавитное), а также стенография. Известно с кон. 4-го — нач. 3-го тыс. до н. э. (Египет, Месопотамия). Письму предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы, кипу, пиктография).

2) Письмо как литературный жанр. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004 )

Учитель: - Как вы думаете, могли ли существовать письма у людей, не имеющих своей письменности? Оказывается, да. Чем же могли заменяться буквы в таких письмах? Сообщение ученика: В почтовом музее Стокгольма хранится много необычных писем. Одно из них – любовное послание зулусской девушки.

. t1681397815af.gif

Красивое ожерелье из разноцветных стеклянных бусинок, зёрен, листьев и стеблей растений – это и есть письмо. У зулусов, проживающих на территории ЮАР, нет своей письменности, и её заменяют «говорящие ожерелья». Их язык понятен неграмотным жителям: белый цвет символизирует чистоту и верность; красный – глаза, покрасневшие от слёз, пролиты в тоске по любимому. Голубой цвет означает счастье, жёлтый – богатство, зелёный говорит о болезни, а чёрный – о печали и несчастье. Вот как перевели письмо люди, имеющие свою письменность: «Каждый раз, когда я вижу тебя, в моём сердце зажигаются маленькие сверкающие огоньки, подобные вспышкам молний. Я сгораю от любви к тебе». (Календарь «Совет да любовь», 2005.)

- Учитель: Как всё –таки хорошо, что у нас имеется своя письменность. А кем была составлена наша славянская азбука?4. Сообщение учащегося: t1681397815ag.gif

Кирилл (в миру Константин) и Мефодий – братья, великие славянские просветители. Кирилл разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности. Кирилл (826-869 гг.) и его старший брат Мефодий (820-885гг.) родились и провели детство в македонском городе Солуни (сейчас Салоники). Оба брата жили в основном духовной жизнью, стремясь к воплощению своих убеждений и идей. Братья никогда не имели ни жен, ни детей, всю жизнь скитались, так и не создав себе дома или постоянного пристанища, и даже умерли на чужбине. Младший брат писал, старший переводил его работы. Младший создал славянскую азбуку, славянскую письменность и книжное дело; старший практически развил созданное младшим. Младший был талантливым ученым, философом, блестящим диалектиком и тонким филологом; старший – способным организатором и практическим деятелем. В настоящее время известно две разновидности старославянского письма. Одна из них получила условное название «кириллицы» (от имени Кирилл); другая же получила название «глаголицы» (от старославянского «глагол», что означает «слово»). По своему алфавитно-буквенному составу кириллица и глаголица почти совпадали. Кириллица, по дошедшим до нас рукописям Х I в. имела 43 буквы, а глаголица имела 40 букв. Из 40 глаголических букв 39 служили для передачи почти тех же звуков, что буквы кириллицы. В настоящее время на кирилловской основе построены системы письма всех народов России. Системы письма, построенные на той же основе, применяются также в Болгарии, частично в Югославии и Монголии. Письмом, построенным на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, говорящие более чем на 60 языках ( См.:Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык – М., 2001, Межуев В.М. «Культура и история», М., 1977).

- Вот так благодаря этим людям и ещё благодаря моим учителям я научился писать и сейчас сочиняю послание моим родителям, а мама и папа, получив моё письмо, очень обрадуются, потому что в письмах ,которые мы пишем друг другу, всегда есть какие – то чувства: радость, удивление, восторг, печаль… - воскликнул Коля Отличников.

- Нам тоже хочется испытать эти чувства, прочитав чьи –нибудь письма. Но нам никто их не пишет. - с горечью произнесли люди из 23 века.

- Придумал! –радостно воскликнул Коля. В моей школьной библиотеке, откуда я взял «Энциклопедию Кирилла и Мефодия», хранится много книг, которые я с удовольствием перечитываю по многу раз. В них есть письма, полные самых разных человеческих чувств . Добудьте мне с помощью вашей чудесной техники эти книги, и тогда вы через прочитанные письма сможете постичь радость человеческого общения.

- Учитель: - Давайте и мы с вами прочтём эти письма и дадим названия тем чувствам, которые они передают.

5.Чтение писем учащимися.

Письмо к деду из 1945-го года.

Здравствуй, дедушка родной,

Увидеться хочу с тобой.
Как живешь ты на войне?

Я так скучаю по тебе!
Прошу тебя, вернись домой

Путь раненный, но все ж живой!
Мне без тебя и свет не мил,
Молю, чтоб бог тебя хранил !
Письмо прочтешь и улыбнёшься.
Я помню дед, как ты смеешься,
Как зимой с тобою мы
Лепили снежные комы,
Как ты рассказывал мне сказки,
Катались с горки на салазках,
Но жаль, былого не вернешь...
Еще я помню подойдешь,
Меня обнимешь, приласкаешь

и на коленях покачаешь.
Вот если б я была с тобой,
Я за тебя была б горой!
А каково же там тебе
На этой проклятой войне!
Крепись, дедулечка родной,
Я мысленно всегда с тобой.
Ведь ты дошел уж до Рейхстага,
Ведь ты боец, с тобой отвага,
IIройдёт, быть может, страшный бой
И
ты вернёшься к нам домой.
Поверь, не зря ты воевал,
Ты детство всех детей спасал!
Спасибо, дед, что ты на свете есть,
И это для меня большая честь --
Иметь дедулечку, как ты.
Пусть наши сбудутся мечты!
Ты
постарайся выжить, дед,
И
сохрани в глазах веселья след.

Быть добрым трудно на войне,
Но это очень нужно, дед, поверь ты мне!


Чудакова Таня, 7 класс, Вильвенская СОШ. ( Из книги «Письмо деду в 45-й год» - Пермь, 2005г.)


Князь П.А Вяземский - - жене, урожденной княгине Гагариной :
Я в Москве, милая моя Вера! Был в страшном деле и, слава Богу, жив и не ранен, но однако же, не совершенно здоров, а потому и приехал немного отдохнуть. Благодарю тебя тысячу раз за письма, которые одни служили мне утешением в горести моей... Кроме тебя, ничто меня не занимает... Дело было у нас славное, и французы крепко побиты, но, однако ж, армия наша ретировалась. Прошу покорно понять. Делать нечего; есть судьба, она всем управляет, нам остается только плясать по ея дудке. Прости, любезнейший друг моего сердца. Будь здорова и уповай на Бога. Катерину Андреевну и детей обними за меня, а себя за меня же поцелуй крепко в зеркале. Агриппине мой душевный поклон. Я ее всегда любил, а за ласки, которые она тебе оказывает, люблю вдвое. Скажи ей это от меня. Бедный Петр Валуев убит. Пропасть знакомцев изранено и убито. Ты меня сохранила. Прости, ангел мой хранитель.
30 августа 1812г. Москва..

Первое письмо сыну, улетевшему из родительского гнезда. Хочется, чтобы это письмо осталось у тебя на всю жизнь, чтобы хранил его, перечитывал, думал над ним. Мы с матерью знаем, что каждое молодое поколение немного снисходительно относится к поучениям родителей: вы, мол, не можете видеть и понимать все то, что видим и понимаем мы. Может быть, это и так... Может быть, прочтя это письмо, ты захочешь положить его куда- нибудь подальше. Ну что ж, положи, но только запомни, куда, в какую книжку ты его положил, потому что придет такой день, когда ты вспомнишь эти поучения, скажешь сам себе: а все таки прав был отец... И тебе надо будет перечитать это старое полузабьитое письмо. Ты найдешь и прочитаешь его. Сохрани же его на всю жизнь.Я тоже сохранил первое письмо от отца. Мне было 15 лет, когда я улетел из родительского гнезда поступил учиться в педагогический институт. Был трудный голодный 1933 год. Помню, как провожала мать на вступительные экзамены.
Началось мое учение. Трудно, очень трудно было овладевать знаниями, когда в желудке пусто. Но вот появился хлеб нового урожая. Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне первую хлебину, испеченную из новой ржи. Хлебина была в чистой полотняной торбе
мягкая, душистая, с хрустящей корочкой. И рядом с хлебиной отцовское письмо, то первое письмо, о котором я говорю: оно хранится у меня как первая заповедь... «Не забывай, сыну, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он на всю жизнь останется святым. Помни, кто ты и откуда ты вышел.Помни, как трудно добывается этот хлеб. Не забывай о том, что, пока ты учишься, кто то трудится, добьивая тебе хлеб насущный. Хлеб это труд человеческий, это надежда на будущее, и мерка, которой всегда будет измеряться совесть твоя и твоих детей.

В. А. Сухомлинский . «Письма к сыну».


6. Учитель: - Как вы думаете, из какого количества слов состоит самое длинное письмо, отмеченное в «Книге рекордов Гиннеса»?

Сообщение учащегося. Алан Форман (Англия) написал своей жене Джанет самое длинное письмо, состоящее из 1402344 слов. Письмо он начал писать 3 января 1982 года и закончил 25 января 1984 года. (Календарь «Совет да любовь», 2005.)

7. Учитель: Отгадайте загадку:

Известно с давних нам времён,

Что эта птица – почтальон.


t1681397815ah.gif(Голубь).

Сообщение учащегося. В Древнем Риме голуби считались самыми надёжными письменосцами. ГОЛУБИНАЯ СВЯЗЬ использовалась в войсках в 19 — нач. 20 в., включая 1-ю мировую войну и Гражданскую войну в России. Базой голубиной связи служила стационарная или подвижная (полевая) голубиная станция (голубятня). Письменное сообщение прикреплялось к лапке голубя. Дальность голубиной связи достигала 300 км.

(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004.)

Учитель: Какие ещё виды пересылки писем вам известны?

Сообщение учащегося. Летом 1957 года моряк шведского торгового флота бросил в Гибралтарский пролив бутылку, в которой было запечатано брачное объявление, адресованное любой красивой девушке, к которой оно попадёт. Через полгода бутылку подобрала на Сицилии юная дочь рыбака. Всерьёз заинтересовавшись романтическим скандинавом, она ответила ему письмом на предложение. Началась переписка, закончившаяся через год свадьбой. Вот такую роль сыграло письмо в жизни двух людей. (Журнал «Чудеса и тайны», №6, 2007).


t1681397815ai.gif


7.Учитель: Позже эти виды почтовой связи утратили своё значение, и почтальонами стали люди. Дома вы нарисовали рисунки на тему «Почтальон идёт к нам в дом» и написали имена прилагательные, характеризующие чувства человека, несущего письма. Давайте обратимся к ним (обращение к выставке рисунков).

Сегодня у нас в гостях – почтовые работники. Это сотрудники Вильвенского почтового отделения и Добрянского почтампта, а расскажут она вам о том, какую роль в работе почтальона играют письма.

Беседа с работниками почты.

8. Практическая работа «Правила написания письма»..

Для того, чтобы научить людей из 23 века писать письма, нам нужно разбиться на группы и выполнить задания:

Группа №1: Вспомнить и записать все возможные варианты фраз, с которых начинаются письма, адресованные различным людям. ( Добрый день, здравствуй, привет…) Какое пунктуационное правило присутствует в каждой из этих фраз?

t1681397815aj.gif (Выделение запятыми обращения вместе с тем словом, которое к нему относится: Дорогая мамочка; уважаемая Светлана Петровна!) Каково первоначальное значение слова «здравствуй»? (Пожелание здоровья собеседнику). Какая орфограмма «живёт» в этом слове? (Непроизносимый согласный в корне слова).

Каким словом мы должны закончить письмо?


t1681397815ak.gif

Как оно пишется и почему?


Группа №2. Сформулировать правила написания письма.

А)Письмо должно иметь такую композицию:

t1681397815al.gif

Б). Содержание письма должно быть предельно ясным, по возможности лаконичным. Тон письма должен быть корректным. Нельзя допускать тяжеловесных синтаксических конструкций, неправильного употребления слов. Важно также придать письму безупречную внешнюю форму, научиться писать красиво, аккуратно. Какая наука этому учит?

t1681397815am.gif – искусство красивого письма.

Пиши письмо, помня крылатую фразу : t1681397815an.gif




Группа№3:Подписать конверт и рассказать о том, как это правильно сделать.

- адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно;

- названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя – в дательном падеже; отправителя – в родительном падеже;

- на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта);

- располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности: вверху в левой части конверта вначале указывается фамилия, имя и отчество адресанта, затем названия

1) улицы, номер дома и квартиры;

2) населенного пункта;

3) района;

4) области;

внизу в правой части – вначале указывается фамилия, имя и отчество адресата, далее адрес в указанной выше последовательности.



t1681397815ao.gif



9. Творческая работа «Написание письма».

- Слово учителя. Вы справились с заданием, а теперь вам предстоит написать письмо людям из 23 века, ведь они его очень ждут.

Ученики 1-го ряда напишут первую часть письма, где обратятся к людям из 23 века с приветственным словом и расскажут о причинах, побудивших написать это письмо.

Ученикам 2-го ряда предстоит написать основную часть письма, где они расскажут о себе и расспросят о жизни в 23 веке.

Ученики 3-го ряда будут завершать послание, но сделать это надо так, чтоб люди из 23 века непременно захотели вам ответить.

В конце урока учитель зачитывает письмо, состоящее из разных отрывков из писем.

10. Рефлексия. –Кем бы вы хотели стать минуту спустя: почтальоном, письмом, конвертом…?

- Какой главный вывод сделали вы для себя после сегодняшнего урока?

t1681397815ap.gif

4


Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.