Урок развития речи по русскому языку в 8 классе по теме «Описание памятника А.В. Суворову в Тирасполе»
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе
по теме «Описание памятника А.В. Суворову в Тирасполе»
Тема: «Описание памятника А.В. Суворову в Тирасполе».
Тип урока: урок развития речи.
Вид урока: интегрированный (русский язык, история, литература Приднестровья, профориентация).
Цель урока.
Образовательная: научить собирать материал и описывать архитектурный памятник культуры в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию; соблюдать структуру текста-описания, его языковые особенности; составлять собственный текст на основе увиденного и услышанного, выбирать тип речи, соблюдать нормы русского литературного языка; добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи, используя специальную лексику.
Развивающая: развивать письменную и устную речь учащихся, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус, навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой, интерес к архитектурным сооружениями и памятникам культуры, знакомство с новыми профессиями.
Воспитательная: воспитывать уважительное и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры, патриотизм, интерес к предмету, уважение к национальной истории, культуре.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийное оборудование, цветные фотографии, раздаточный материал (тексты)
Планируемые результаты:
Познавательные: учащиеся должны:
-адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения;
- извлекать информацию из различных источников;
- овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используя родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные: учащиеся должны:
- определять цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные: учащиеся должны:
осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в совместной деятельности, обсуждениях.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Формулировка темы урока.
Выразительное чтение учащимся стихотворения А. Вырвича «Размышления у памятника А. В. Суворову в Тирасполе»
Конь вздыбился по воле седока
И замер на истории странице.
В призывном жесте поднята рука,
Полки перемещая вдоль границы.
Они прошли через огонь и страх
И донесли к Днестру России славу.
Во все века блеск обнажённых шпаг
Поддерживал и укреплял державу.
И слава та поныне здесь живёт
И даже приумножена с годами.
Ведь если кто с мечом на нас идёт -
Последствия изучены врагами.
И замерли на гордых скакунах,
Служившие Отечеству опорой,
В граните, бронзе и людских сердцах,
Пётр Первый, маршал Жуков и Суворов.
Привстал в Санкт-Петербурге у Невы
На стременах великий "Всадник медный."
Войска у главной площади Москвы
Выводит Жуков на парад победный.
Остаться на днестровском берегу
Не зря Суворов навсегда собрался,
Чтоб преградить навеки путь врагу
Туда, где русский дух ещё остался.
Ребята, постарайтесь сами сформулировать тему урока. Чем мы будем сегодня заниматься? (Описанием памятника А.В. Суворову в Тирасполе.)
- Как вы понимаете значение слова «памятник»? (Памятник — это скульптурное или архитектурное сооружение в честь кого-то, чего-нибудь, выдающейся личности или исторического события). На сегодняшнем уроке речь пойдёт об архитектурном памятнике, памятнике культуры.
III .Формулировка целей урока
Мы уже проводили работу по сбору материала для написания сочинения. Сегодня мы услышим, что у вас получилось. А также поговорим о тех профессиях, которые непосредственно связаны с созданием и установкой памятников.
IV. Мотивация учебной деятельности.
Обратимся к цветным иллюстрациям памятника (моноблок)
V. Работа над сочинением.
1. Словарная работа.
- Вы видите, ребята, что памятник не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что он вдохновит вас на создание литературных шедевров.
- Обратим внимание на то, что люди многих специальностей задействованы в этом процессе - изготовлении и установки памятника.
Вы поработали дома, используя словари, выясняя следующие значения слов:
Архитектор — это специалист по проектированию и строительству зданий. Эта профессия возникла в древности и остается востребованной и сейчас.
Скульптор (от лат. sculpo вырезаю, высекаю) – это художник, занимающийся созданием скульптур, то есть произведений объемно-пространственной формы, трёхмерных и осязаемых.
Дизайнер — художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнер).
Ландшафтный дизайнер — это специалист, который занимается обустройством садовых, парковых и приусадебных участков. Он умеет сочетать простоту с искусством, создавать функциональные и гармоничные зоны отдыха, скрывать недостатки ландшафта и подчеркивать архитектурный стиль зданий с помощью различных элементов декора.
2.Определение типа речи и стиля.
1) Приступая к работе над сочинением, вспомним признаки типа текста-описания, который строится по определенному плану. Вспомним, что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описания можно задать вопрос КАКОЙ?).
- Какова структура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение).
- Какой стиль можно использовать? (Художественный или публицичстический.)
- Вы будете писать сочинение в публицистическом стиле. Каковы его особенности?
(Информативность; эмоциональность; возможное наличие риторических вопросов или обращений; чёткость, краткость и ёмкость изложения; ясно выраженная авторская позиция.)
3. Чтение получившихся отрывков сочинений. Рецензия ответов. Оценка учащимися.
4. Что вы можете сказать о профессии экскурсовода? Чем занимается экскурсовод?
(Экскурсовод — это специалист по проведению экскурсий. Смежные профессии: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии.)
- Давайте пригласим наших экскурсоводов на небольшое соревнование, и они нам продемонстрируют своё мастерство, рассказывая об истории создания памятника Суворову в Тирасполе.
(Примерные материалы для подготовки.
Памятник А.В. Суворову - основателю г. Тирасполя. Год создания: 1979 г. Адрес: площадь им. А.В. Суворова. Авторы: Валентин и Владимир Артамоновы. Архитекторы: Я.Г. Дружинин, Ю.Г. Чистяков.
Памятник Суворову — конный монумент, установленный на площади Суворова (бывшая площадь Конституции) в Тирасполе. Конный памятник Суворову в столице Приднестровья, Тирасполе, считается одним из лучших памятников полководцу на территории бывшего СССР.
Памятник установлен в 1979 году. Скульпторы Владимир и Валентин Артамоновы, архитекторы Я. Дружинин и Ю. Чистяков.
Расположен на небольшом возвышении на площади Суворова — главной площади Приднестровской столицы. Монумент награждён золотой медалью имени скульптора Евгения Вучетича.
Памятник сделан из бронзы и высота его составляет 9 метров
А. В. Суворов считается основателем Тирасполя, так как, именно, по его указанию для укрепления новых границ империи в 1792 на левом берегу Днестра в рамках организации Днестровской линии была заложена крепость Срединная; при земляной крепости Срединной был основан город Тирасполь,получил статус города с 1795.
Памятник Суворову в Тирасполе изображен на банкноте 1000 Приднестровских рублей 1993 года выпуска. На почтовой марке ПМР, памятник Суворову, выпущенной в 2013году.
Памятник А. В. Суворову является одним из известных символов города Тирасполя и всего Приднестровья.)
Поблагодарим наших экскурсоводов за заочную экскурсию. (Заочная экскурсия — это путешествие, при условии, что люди не отправляются действительно на экскурсию, а слушают рассказ и смотрят предложенный материал.)
VI. Работа с текстом. (Тексты у каждого учащегося на парте)
(Фото на моноблоке)
Задания:
- Прочитайте текст. О каком памятнике вы узнали? Что вам показалось интересным и необычным?
- Вставить буквы, выделить орфограммы, расставить знаки препинания, объяснить их.
Памятник А. В. Суворову в Санкт-Петербурге
На Суворовской площад.. в Санкт-Петербурге, на выезде с Троицкого моста, ра..пол.жен памятник Александру Васильевичу Суворову. (Не)обычен он тем что образ полково..ца воплоще..ый в скульптуре (не) имеет (ни)какого портретного схо..ства с Суворовым – генералиссимус изображен в виде ю..ого, полного сил бога войны Марса.
Свой боевой поход в Северную Италию по итогам которого он получил титул «князь Италийский» Суворов совершил по велению императора Павла I.
После побед..носного возвр..щения Суворова русский имп..ратор распор..дился во..двигнуть в честь фельдмаршала памятный м..нумент. Видеть его Павел I желал перед Михайловским замком.
Работа над скульптурой нач..лась в 1799 году в 1800 проект утвердили.
Памятник Александру Суворову в Санкт-Петербурге часто называют ун..кальным. Считает..ся, что столь ма..штабное тв..рение впервые в России было выполне..о исключительно силами русских специалистов-мастеров скульпторов Козловского и Гордеева архитектора Воронихина литейщика Екимова. Кроме того, Суворов должен был стать первым в России, кому возвели памятник при жизни. Увы, сбыт..ся этому (не) было сужде..о: за год до знаменательной даты граф Александр Суворов умер. Не увид..л «российского Марса» и Павел І: в марте 1801-го имп..ратор был убит.
Открытие м..нумента состоял..сь уже в пр..вление пр..емника Павла I – его сына Александра. Произошло это 5 мая 1801 года.
VII. Поведение итогов.
- С чем вы познакомились на уроке?
- Чем вы занимались на уроке? (Собирали материал и описывали памятник культуры.)
- Какое значение для русской культуры имеют памятники? (Это память, образец культуры, связь поколений, это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное творение человеческих рук, ума.)
VIII. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание. Закончить работу над сочинением-описанием памятника А.В. Суворову в Тирасполе.
X. Рефлексия.
- Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?
- Что вам понравилось?
- Какие задания были для вас трудными?
- Как вы оцениваете результаты своей работы?