12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маркова Александра Юрьевна810
После окончания в 1991г. ШГПИ им.Д.А.Фурманова пришла в прекрасный коллектив МОУ Иванковской СШ Фурмановского района Ивановской области и никуда уже больше не ушла. С моей школой у нас взаимная любовь
Россия, Ивановская обл., д.Иванково,Фурмановский район

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО)

В 6Б КЛАССЕ МОУ ИВАНКОВСКОЙ СШ ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА

«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – ЗЕРКАЛО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДА»


Предмет

Родной язык (русский)

Учитель

Маркова Александра Юрьевна

Школа

МОУ Иванковская СШ Фурмановского района Ивановской области

Класс

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений

Образовательные технологии

Технология проблемного (развивающего) обучения; информационно-коммуникативная (ИКТ); технология интегрированного обучения

Тема урока

«Фразеологизмы – зеркало истории и культуры народа»

Цель урока

1.Выяснить, какие факты нашей истории и стороны русского национального характера отражают фразеологизмы.

2.Создать условия для развития исследовательских умений учащихся.

Основные термины, понятия

Фразеологизмы, архаизмы, диалог культур, лингвистический эксперимент

Межпредметные связи

Русский язык, литература, история, МХК

Форма урока

Урок-исследование

Методы, доминирующие на уроке

Проблемный метод

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в парах

Оборудование урока

Русский родной язык. 5 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / [О.М.Александрова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.

Мультимедийное оборудование, личные гаджеты учащихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

-осознание национального своеобразия русского родного языка, его роли в жизни человека;

-понимание и истолкование значения фразеологических оборотов;

-комментирование (в рамках изученного) истории происхождения фразеологических оборотов, отражающих национальную культуру и самосознание русского народа;

-уместное употребление фразеологических единиц в своей речи.

Личностные

-сознание эстетической ценности русского языка;

-воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры;

-потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-самостоятельно определять цель деятельности на уроке, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности;

-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-оценивать правильность выполнения учебной задачи;

-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в материале учебника, виртуальных словарей;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-владеть навыками смыслового чтения;

-развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-слушать речь других и понимать ее коммуникативный замысел;

-пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками;

-работать индивидуально и в паре;

-находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

-формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение;

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

-владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


П/П

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия



Планируемые результаты


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1.

Организационный этап

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование учебной деятельности.

Приветствует учащихся. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. Устанавливает контакт с обучающимися.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Давайте посмотрим в зеркальца, которые я просила вас принести.

- Что отражается в них?

Слайд №1

Глаза умеют говорить, кричать от счастья или плакать

Глазами можно ободрить, с ума свести и бросить в драку.

Словами можно обмануть - глазами это невозможно,

Во взгляде можно утонуть,

Если смотреть неосторожно…

- Посмотрите внимательней на свои глаза. Какие они у вас?

- А еще, ребята, ваши глаза очень красивые! Они лучистые, ясные, в них живут доброта и любовь. Ваши глаза, как это зеркало, отражают красоту первого снега и солнечного света. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи. Я очень люблю ваши глаза! Всмотритесь и вы в них, полюбуйтесь ими. А теперь посмотрите в глаза вашего соседа по парте, подарите друг другу добрые взгляды и пожелайте хорошей работы на уроке.

Выполняют указания учителя, проявляя готовность

к сотрудничеству с педагогом и друг с другом.


Ответы учащихся







Ответы учащихся






Регулятивные:

-организация своего рабочего места;

-оперативное включение в урок.

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками.

-формирование уважительного отношения к учителю и друг другу;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


2.

Определение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Организация учащихся к открытию нового знания

Предлагает проблему, наталкивающую обучающихся на формулировку темы урока, мотивирует учащихся на самостоятельное определение темы урока.

Слайд №2

- Прочитайте тему нашего урока: « … – зеркало истории и культуры народа». Не просто так к нам на урок пришел этот предмет. Сейчас мы должны будем с вами определить, что является своеобразным зеркалом для истории и культуры.

Каждый народ имеет свой образ мыслей, свой характер, свои пристрастия. Изучите материал, представленный на слайде, и решите, что из перечисленного вы любите, а что не любите. Аргументируйте свой ответ.

Точить лясы; бить баклуши; считать ворон; витать в облаках, зади­рать нос; жить на широкую ногу; тянуть канитель; плясать под чу­жую дудку; метать громы и молнии; доводить до белого каленья; ломать голову; лезть на рожон, вставлять палки в колеса; работать засучив рукава; держать язык за зубами; выводить на чистую воду.

- Какие единицы речи помогли вам определиться со своим национальным характером?

- Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока.

Слайд №3

«Фразеологизмы – зеркало истории и культуры народа».

- Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока.

(Что мы должны узнать? Как достичь результата?)

Итогом нашей работы будет кластер «Зеркало фразеологизмов отражает»












Учащиеся перечисляют качества своего характера, интерпретируя предложенные фразеологизмы

самостоятельно формулируют тему урока на основе конкретного дидактического материала, помогающего в этой работе.



Вспоминают понятие «фразеологизмы».


Формулируют тему урока: «Фразеологизмы – зеркало истории и культуры народа»



Формулируют цель урока:

узнать, какие факты нашей истории и стороны русского национального характера отражают фразеологизмы.

Предлагают пути развития сценария урока.

Предметные:

Понимание и истолкование фразеологических оборотов.

Регулятивные:

-умение предположить и сформулировать тему урока.

Познавательные:

-умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные:

-строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

Личностные:

-воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры;

-развитие навыков целеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


3.

Актуализация знаний

Актуализация прежних знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с темой урока и необходимых для открытия «нового» знания

Использует приемы повторения необходимых опорных понятий для восприятия нового материала. Фиксирует затруднения в индивидуальной деятельности учащихся. Организует построение выхода из затруднений.

Слайд №4

История нашла свое материальное воплощение в камне, металле, красках и, конечно, в языке.

- В связи с каким событием возник фразеологизм «кто к нам с мечом придет – от него и погибнет»?

По фразеологизмам можно воссоздать историю нашего народа едва ли  не с самых ее истоков.

Слайд №5

1. Отголосок какого события русской истории мы слышим во фрагменте произведения Евгения Полина, написанного 10 лет назад? Почему вы так решили?

«Помещение бара представляло собой неплохую зарисовку на тему мамаева побоища, и только дальний столик каким-то образом смог уцелеть в этой буре».

- Начнем заполнять наш кластер. Какую сделаем первую запись?

Слайд №6

2.Упражнение от Гвоздевой И.Б., учителя истории.

Дорогие ребята, дав толкование фразеологизму, определите зашифрованное в нем событие русской истории. При затруднении мы обратимся к нашей группе «историков», которые получили предварительное задание.

На лбу написано, битый час, стоять насмерть.

Выполняют задания, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней.


Ответы детей

Ледовое побоище






Ответы детей

Куликовская битва 1380 г.

Фразеологизм «мамаево побоище» обозначает: «шумнаякрупная драка или ссорабеспорядок».

События русской истории.



Ответы детей

Развернутые ответы группы «историков», получивших предварительные домашние задания.

Предметные:

-понимание и истолкование фразеологических оборотов, связанных с русской историей;

-комментирование (в рамках изученного) истории происхождения фразеологических оборотов, отражающих национальную культуру и самосознание русского народа.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-выдвигать предположения на основе уже имеющихся знаний и обосновывать их.

Познавательные:

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Коммуникативные:

-высказывать и аргументировать свою точку зрения;

-строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

-воспринимать информацию на слух.

Личностные:

-осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

4.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Уточнить существенные особенности «нового» знания, его роль и место в системе уже имеющихся знаний.

Организует поиск рационального способа решения учебной задачи, самостоятельного выполнения заданий.

1.Прочитайте «Лингвистические заметки» на стр.50. Подготовьтесь по ним к дальнейшему заполнению кластера. Постарайтесь запомнить
фразеологизмы, которые проиллюстрируют ваш ответ, объясните их значение. Работаем в парах.

2.Прокомментируйте ответы одноклассников, отметьте, чьи высказывания были удачными, соответствовали коммуникативной задаче, построены логично, связно, грамотно.

Слайд №7

3.Физкультминутка.

По-моему, пора нам провести физкультминутку.

- Встанем, словно аршин проглотили.

- Проголосуем обеими руками.

- Согнемся в три погибели.

- Снова встанем, словно аршин проглотили.

- Бьем друг другу челом.

- Разведем руками.

- Дадим задний ход.

- Вернемся на круги своя.

- Ударим по рукам.

- А теперь - руки в брюки.

- А глаза под образа.

- Стрельба глазами!

- Уставимся в одну точку.

- В ногах правды нет, садимся на свои места.

4.Обратимся к фотографии к тексту на стр.48.

- Какой предмет изображён? Выясните, используя подсказки учебника.

- О чём свидетельствует помета в Толковом словаре?

- Прочитайте текст в упр.48. С какой целью авторы включили его в материал урока?

Слайд №8

- Выполнение упр. 48, зад.2

- Выполнение упр. 48, зад 3

Слайд №9

А теперь давайте проведем конкурс на лучшего знатока русского быта. Перед вами старинные предметы: кошелка, сундук, лукошко, короб. Где какой предмет?

- Выполнение упр. 48, зад 4

Сейчас можно достать свои гаджеты, так как мы будем работать с виртуальными словарями.


Слайд №10

- Расскажите о происхождении фразеологизма «не лыком шит».

Закрепляют умение работать самостоятельно, отрабатывают навыки самоконтроля правильности выполненных заданий.

Заполняют кластер

Комментируют ответы одноклассников





Выполняют упражнения динамической паузы














Ответы учащихся

Котомка-сумка, носимая за плечами.

Устаревшее слово.

Показать предметы ушедшего
быта и деятельность крестьян, которые отразились во
фразеологии.


Ответы учащихся



Работа с виртуальными словарями по определению лексического значения слова


Монологический ответ учащегося

Предметные:

-понимание и истолкование фразеологических оборотов, связанных с русской историей, русским национальным характером, русским бытом.

Регулятивные:

-принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом;

-осуществлять поиск необходимой информации.

Познавательные:

-умение устанавливать взаимосвязи между явлениям;

-умение анализировать, обобщать, делать выводы, структурировать информацию.

Коммуникативные:

-осуществлять сотрудничество в паре;

-воспринимать разные точки зрения;

-строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор;

-формулировать личное отношение к проблеме;

- доказывать свою точку зрения.

Личностные:

-уважительное отношение к чужому мнению;

-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, исходя из темы урока.



5.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Организация применения знаний для решения проблемной, нестандартной ситуации

Организует проведение «Лингвистического эксперимента».

Познакомьтесь с материалом рубрики «Диалог культур» на стр.48.С какой целью включена данная информация?

- Давайте проведем лингвистический эксперимент. Подберите русский фразеологизм, одинаковый по значению с приведёнными заимствованными. Можно работать в парах.

Слайд №11

Английский: это ещё всё в воздухе.

Французский: это ещё не в кармане.

Испанский: написано на песке.

Немецкий: это пока написано на звёздах.

Английский: жить в клевере.

Французский: как петух в мармеладе.

Испанский: плавать в изобилии.

Немецкий: как червячок в сале.

- Какая запись должна появиться в кластере после лингвистического эксперимента?



Выполняют творческую работу.

Ответы учащихся

Язык каждого народа отражает его культуру и историю.



Подбирают синонимичные фразеологизмы: «вилами по воде писано», «как сыр в масле».

Подготовленные ученики дают справку о возникновении фразеологизмов.


Предания

Предметные:

-понимание и истолкование фразеологических оборотов других народов, идентификация их с синонимичными русскими.

Познавательные:

-навык поисковой деятельности;

-анализ и синтез информации.

Коммуникативные:

-строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

-умение выдвигать предположения.

Регулятивные:

-осуществлять анализ учебного материала.

Личностные:

-осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

6.

Контроль усвоения материала

Выявить качество и уровень усвоения знаний

Обеспечивает целостное восприятие изучаемого объекта.

- Вспомните, какова наша главная цель урока?

Как мы с вами это доказывали? Вспомните последовательность наших действий.
- Каким интересным материалом вы сможете поделиться дома?



Обобщают и систематизируют материал урока, используя заполненный кластер.

Познавательные:

-систематизировать, обобщить изученное.

Коммуникативные:

-формулировать выводы на основе анализа предметного материала.

Регулятивные:

-соотносить цели урока с результатами работы и со способами ее достижения.

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает информацию о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Упр.№50.

Из материала рубрики «Лингвистические заметки» выберите один из фразеологизмов и подготовьте небольшой рассказ об истории его возникновения, а также о современном значении и ситуациях его употребления.


Фиксируют домашнее задание, уточняют детали.

Познавательные:

-умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания.

Коммуникативные:

-умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное.

8.

Рефлексия

Подведение итогов урока. Оценка и самооценка результатов деятельности учащихся на уроке

Оценивает достижения учащихся, сопровождает комментариями выставленные отметки, благодарит за сотрудничество.

Наш урок подошел к концу. Выберите фразеологизм, наиболее полно выражающий ваше состояние на данный момент. Оцените  результаты своего труда на уроке.

Открыл Америку

Хлопал ушами

Считал ворон

Зарубил на носу

Каша в голове

Свой вариант. Какой?

Вы все большие молодцы! В поте лица работали с огоньком, никто не гонял лодыря, у всех были ушки на макушке, и, надеюсь, дома вы прожужжите родителям все уши, рассказывая о нашей сегодняшней работе. Спасибо за урок.



Оценивают собственные результаты работы и результаты работы одноклассников.

Регулятивные:

-соотносить цели и результаты собственной деятельности;

-анализировать и осмысливать собственные достижения, выявлять перспективы развития;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слышать и понимать речь других.

Личностные:

-формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия;

-формирование границ собственного «знания/незнания».


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.