12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Новикова35
Красноярский край

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА "ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 6кл.

Предмет: русский язык.

УМК под ред. Бабайцевой В.В. ""Теория. 5-9 классы.", "Практика. 6 класс".

Тема урока: "Имя прилагательное".

Класс: 6 кл.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты.

Личностные: расширение кругозора, развитие наблюдательности, уважительное отношение к языку, воспитание интереса к классической музыке.

Метапредметные: Способность осознания учебных целей, умение извлекать, анализировать и распределять информацию, самоанализ и оценка.

Предметные: знание роли прилагательных в речи, правил правописания, умение их употреблять в разной синтаксической роли.

Оборудование: проигрыватель, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

1.Организацион-ный момент.

Приветствует учеников, создавая положительный эмоциональный настрой. Каждое задание в течение урока показывает на слайдах.

Приветствуют учителя. Записывают в тетрадь дату.

Фронтальная организация взаимодействия

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание

2.Мотивация к учёбной деятельности.

Включает музыкальный отрывок, просит внимательно послушать и дать определение музыке: "Какая она?" А также назвать автора и название композиции. - С помощью какой части речи мы сумели описать музыку?

- Для чего в речи нужны прилагательные, и могли бы мы без них обойтись?

Прослушивают композицию, называют автора (А.Вивальди "Времена года" "Лето"). Записывают определения в тетрадь, а затем озвучивают записи. Отвечают на проблемные вопросы.

Фронтальная организация взаимодействия

Личностные: интерес к музыке, уважение к языку.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи.

Учитель предлагает высказывание:" Известный лингвист Л.В. Щерба сказал: "Без существительного, явного или подразумеваемого, нет прилагательного". Объясните его слова. Дайте полное определение прилагательному."


Ученики объясняют, формулируют тему и цели урока.

Фронтальная организация взаимодействия

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

4.Работа над темой урока.

Организует практическую работу по тексту, обеспечивает контроль за выполнением задания, организует проверку.

1.Итак, сегодня на уроке мы повторяем и обобщаем всё изученное нами о прилагательном. Но так как уже хочется тепла ,и Вивальди постарался создать нам летнее настроение, сделаем это на примере текста об этом замечательном времени года.(Приложение).

У вас на партах лежат белые карточки с текстом, прочитайте его про себя. Один ученик прочитает вслух выразительно. Ребята, давайте озаглавим текст и определим его основную мысль.

Понятно ли вам значение слов? Объясните значение слова величественный, используя толковый словарь.

( Величественный - 1. Преисполненный торжественной красоты, величия.
2. Имеющий
внушительный вид: высокий рост, горделивую осанку и т.п. (о человеке).
3. Преисполненный достоинства, благородства.
4.
Выдающийся по своим достоинствам, по своей значимости. )

В каком значении слово использовано в данном тексте?

Вы заметили, что в некоторых словах в тексте пропущены буквы, сейчас вы поработаете в парах. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и графически объясните правописание. Если кто-то закончит раньше, подумайте в какие группы можно объединить данные орфограммы. Проверяем. Назовите орфограммы, над которыми вы работали.

2. Мы знаем, что прилагательные различаются по значению. Назовите эти разряды. А теперь выпишите прилагательные из текста в тетрадь, распределяя их в 3 столбика: качественные, относительные и притяжательные. Кто закончит раньше, получает "жёлтую карточку" и выполняет на ней задание на оценку.

3. Итак, ребята, а чем характеризуются только качественные прилагательные, чего нет у прилагательных других разрядов?

Верно, краткой формы и степеней сравнения.

Давайте образуем и запишем в различных формах степеней сравнения 3 прилагательных из первого столбика.

Редкое- реже, более редкое, редчайший, самый редкий. чудесной- чудеснее, более чудесный, чудеснейший, самый чудесный и т.п.


1.Выполняют работу в парах на карточках белого цвета, отвечают, объединяют орфограммы в группы, озвучивают правила на данные орфограммы, ищут значение слова в толковом словаре.
























2.Записывают прилагательные в тетрадь, распределяя их на группы по значению. Выполняют индивидуальные задания по теме урока на карточках.


3.Отвечают на проблемный вопрос, самостоятельно выполняют задание.

1.Работа в парах.

Фронтальная работа.






























2.Работа в парах. Индивидуальная деятельность на карточках.





3.Фронтальная и индивидуальная деятельность.

Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения, определение степени успешности своей работы и работы других.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, сотрудничество в поиске и выборе информации, координирование собственной позиции с позицией партнёра в сотрудничестве.

Познавательные: поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, распределение информации по группам в соответствии с признаками.


5.Динамическая пауза

Организует отдых, связанный с темой урока.

"Лови ошибку". Учитель кидает мяч и называет слово, поймавший ученик исправляет и объясняет ошибку в употреблении степеней сравнения.

Дешевше, здоровше, красивше, слаже, громчее, мягчее, самый интереснейший; строгайший; добрейший; тихее; храбрейший; глубокайший; богатейший; ширше; редкайший; вечернейший; верблюжайший.


Ловят мяч. Исправляют и объясняют ошибку в названном слове.

Фронтальное взаимодействие

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Познавательные: анализ объектов с целью коррекции.

6. Работа над темой урока.

Учитель предлагает задания. 4.А теперь я попрошу вас самим составить о лете два предложения: В одном используя краткие прилагательные , а в другом полные. Определим их синтаксическую роль и сделаем вывод.

5. А сейчас ещё раз обратимся к тексту. Представьте, что из него исчезли все прилагательные. Какую роль они играют в тексте? А вы заметили особенные определения, как они называются, и где мы часто встречаем их? ( эпитеты).

6.Какой разбор поможет нам подвести итоги, повторить все признаки прилагательного? Выполним морфологический разбор слова ЯСНОЙ.



Составляют предложения, определяют синтаксическую роль прилагательных, делают выводы.

Находят эпитеты и определяют их роль в тексте.

Выполняют морфологический разбор прилагательного.

Фронтальная и индивидуальная деятельность.

Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения, определение степени успешности своей работы и работы других.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, сотрудничество в поиске и выборе информации, умение строить своё высказывание. Познавательные: поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, распределение информации по группам в соответствии с признаками.


Домашнее задание

Объясняет домашнее задание 1.На каждую из изученных орфограмм найти 2-3 примера из любого школьного учебника. 2. Написать мини- сочинение о лете.


Записывают домашнее задание



Рефлексия учебной деятельности

Организует заключительную беседу по вопросам:

Что дал вам сегодняшний урок?

Как мы выполнили поставленные задачи?

Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»? Что мы знаем теперь? Что умеем делать?

Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить.

Профессор В.В. Виноградов сказал : "Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении". Охарактеризуйте себя и работу на уроке прилагательными.


Отвечают на вопросы, анализируя и оценивая своё состояние.

Фронтальная организация взаимодействия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.



Приложение.

Июль — макушка лета.
Ненастье — редкое явление этой чудесн.. летней поры. Появятся на ясной лазури неба синеватые облачка, и вдруг прольется (не)долгий дождь. Пузырями покроются лужи, засверкают серебря(н, нн)ые капли на листьях и сразу просохнут. Последн.. (не)большие облачка сползают за горизонт, и опять над головой простирается (не)объятная синева
величестве(нн, н)ого небосвода. Только ярче блестит листва, жарче воздух.
Июльск.. солнце на вершине своего престола. В безветре(нн,н)ый день не ступишь бос.. ногой на песча(н,нн)ый берег речонки. В тени высоких деревьев прячутся (не)подвижные камыш. вые заросли. Не слышишь птич. их голосов. Все примолкло. Только горлинка стонет, да весь день преследует вас пчели(н,нн)ое жужжание.
В лесу из-под ( нежно)зеленой травы смотрят на вас ч. рные грибы, в хвойн.. тени желтеют лисички. (111 слов)

"Жёлтые " карточки для индивидуальной работы

Фамилия, имя _________________________________________

Слитно или через дефис ? Найди лишнее слово.

Ярко(?)желтый ковер - _____________________________

Трудо(?)любивые люди -  ___________________________

Железно(?)дорожный мост -  ________________________

Красно(?)грудый снегирь  ___________________________

Северо(?)западный ветер  - __________________________

Санкт(?)Петербург – _______________________________

Фамилия, имя _________________________________________

Образуйте от данных прилагательных степени сравнения и запишите их.

Спокойный____________________________________________________________________Сладкий______________________________________________________________________Вкусный____________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя _________________________________________

Выполните тест.

1. В этом прилагательном пишется одна Н:
а) багря…ый рассвет
б) стекля…ый завод
в) безветре…ая погода
г) исти…ая правда

2. В этом прилагательном пишется НН:
а) ю…ый друг
б) песча…ый карьер
в) глуби…ые бомбы
г) гости…ая комната

3. Это слово не является исключением:
а) деревя…ый
б) серебря…ый
в) оловя…ый
г) стекля…ый

4. В этом прилагательном не пишется Н:
а) кожа…ый мяч
б) гости…ый двор
в) лимо…ый сок
г) румя…ая девочка


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.