Урок русского языка «Имя прилагательное» (6 класс)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА "ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 6кл.
Предмет: русский язык.
УМК под ред. Бабайцевой В.В. ""Теория. 5-9 классы.", "Практика. 6 класс".
Тема урока: "Имя прилагательное".
Класс: 6 кл.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые результаты.
Личностные: расширение кругозора, развитие наблюдательности, уважительное отношение к языку, воспитание интереса к классической музыке.
Метапредметные: Способность осознания учебных целей, умение извлекать, анализировать и распределять информацию, самоанализ и оценка.
Предметные: знание роли прилагательных в речи, правил правописания, умение их употреблять в разной синтаксической роли.
Оборудование: проигрыватель, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
1.Организацион-ный момент. | Приветствует учеников, создавая положительный эмоциональный настрой. Каждое задание в течение урока показывает на слайдах. | Приветствуют учителя. Записывают в тетрадь дату. | Фронтальная организация взаимодействия | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание |
2.Мотивация к учёбной деятельности. | Включает музыкальный отрывок, просит внимательно послушать и дать определение музыке: "Какая она?" А также назвать автора и название композиции. - С помощью какой части речи мы сумели описать музыку? - Для чего в речи нужны прилагательные, и могли бы мы без них обойтись? | Прослушивают композицию, называют автора (А.Вивальди "Времена года" "Лето"). Записывают определения в тетрадь, а затем озвучивают записи. Отвечают на проблемные вопросы. | Фронтальная организация взаимодействия | Личностные: интерес к музыке, уважение к языку. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3. Постановка учебной задачи. | Учитель предлагает высказывание:" Известный лингвист Л.В. Щерба сказал: "Без существительного, явного или подразумеваемого, нет прилагательного". Объясните его слова. Дайте полное определение прилагательному." | Ученики объясняют, формулируют тему и цели урока. | Фронтальная организация взаимодействия | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
4.Работа над темой урока. | Организует практическую работу по тексту, обеспечивает контроль за выполнением задания, организует проверку. 1.Итак, сегодня на уроке мы повторяем и обобщаем всё изученное нами о прилагательном. Но так как уже хочется тепла ,и Вивальди постарался создать нам летнее настроение, сделаем это на примере текста об этом замечательном времени года.(Приложение). У вас на партах лежат белые карточки с текстом, прочитайте его про себя. Один ученик прочитает вслух выразительно. Ребята, давайте озаглавим текст и определим его основную мысль. Понятно ли вам значение слов? Объясните значение слова величественный, используя толковый словарь. ( Величественный - 1. Преисполненный торжественной красоты, величия. В каком значении слово использовано в данном тексте? Вы заметили, что в некоторых словах в тексте пропущены буквы, сейчас вы поработаете в парах. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и графически объясните правописание. Если кто-то закончит раньше, подумайте в какие группы можно объединить данные орфограммы. Проверяем. Назовите орфограммы, над которыми вы работали. 2. Мы знаем, что прилагательные различаются по значению. Назовите эти разряды. А теперь выпишите прилагательные из текста в тетрадь, распределяя их в 3 столбика: качественные, относительные и притяжательные. Кто закончит раньше, получает "жёлтую карточку" и выполняет на ней задание на оценку. 3. Итак, ребята, а чем характеризуются только качественные прилагательные, чего нет у прилагательных других разрядов? Верно, краткой формы и степеней сравнения. Давайте образуем и запишем в различных формах степеней сравнения 3 прилагательных из первого столбика. Редкое- реже, более редкое, редчайший, самый редкий. чудесной- чудеснее, более чудесный, чудеснейший, самый чудесный и т.п. | 1.Выполняют работу в парах на карточках белого цвета, отвечают, объединяют орфограммы в группы, озвучивают правила на данные орфограммы, ищут значение слова в толковом словаре. 2.Записывают прилагательные в тетрадь, распределяя их на группы по значению. Выполняют индивидуальные задания по теме урока на карточках. 3.Отвечают на проблемный вопрос, самостоятельно выполняют задание. | 1.Работа в парах. Фронтальная работа. 2.Работа в парах. Индивидуальная деятельность на карточках. 3.Фронтальная и индивидуальная деятельность. | Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения, определение степени успешности своей работы и работы других. Коммуникативные: выражение своих мыслей, сотрудничество в поиске и выборе информации, координирование собственной позиции с позицией партнёра в сотрудничестве. Познавательные: поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, распределение информации по группам в соответствии с признаками. |
5.Динамическая пауза | Организует отдых, связанный с темой урока. "Лови ошибку". Учитель кидает мяч и называет слово, поймавший ученик исправляет и объясняет ошибку в употреблении степеней сравнения. Дешевше, здоровше, красивше, слаже, громчее, мягчее, самый интереснейший; строгайший; добрейший; тихее; храбрейший; глубокайший; богатейший; ширше; редкайший; вечернейший; верблюжайший. | Ловят мяч. Исправляют и объясняют ошибку в названном слове. | Фронтальное взаимодействие | Коммуникативные: выражение своих мыслей. Познавательные: анализ объектов с целью коррекции. |
6. Работа над темой урока. | Учитель предлагает задания. 4.А теперь я попрошу вас самим составить о лете два предложения: В одном используя краткие прилагательные , а в другом полные. Определим их синтаксическую роль и сделаем вывод. 5. А сейчас ещё раз обратимся к тексту. Представьте, что из него исчезли все прилагательные. Какую роль они играют в тексте? А вы заметили особенные определения, как они называются, и где мы часто встречаем их? ( эпитеты). 6.Какой разбор поможет нам подвести итоги, повторить все признаки прилагательного? Выполним морфологический разбор слова ЯСНОЙ. | Составляют предложения, определяют синтаксическую роль прилагательных, делают выводы. Находят эпитеты и определяют их роль в тексте. Выполняют морфологический разбор прилагательного. | Фронтальная и индивидуальная деятельность. | Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения, определение степени успешности своей работы и работы других. Коммуникативные: выражение своих мыслей, сотрудничество в поиске и выборе информации, умение строить своё высказывание. Познавательные: поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, распределение информации по группам в соответствии с признаками. |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание 1.На каждую из изученных орфограмм найти 2-3 примера из любого школьного учебника. 2. Написать мини- сочинение о лете. | Записывают домашнее задание | | |
Рефлексия учебной деятельности | Организует заключительную беседу по вопросам: Что дал вам сегодняшний урок? Как мы выполнили поставленные задачи? Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»? Что мы знаем теперь? Что умеем делать? Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить. Профессор В.В. Виноградов сказал : "Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении". Охарактеризуйте себя и работу на уроке прилагательными. | Отвечают на вопросы, анализируя и оценивая своё состояние. | Фронтальная организация взаимодействия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
Приложение.
Июль — макушка лета.
Ненастье — редкое явление этой чудесн.. летней поры. Появятся на ясной лазури неба синеватые облачка, и вдруг прольется (не)долгий дождь. Пузырями покроются лужи, засверкают серебря(н, нн)ые капли на листьях и сразу просохнут. Последн.. (не)большие облачка сползают за горизонт, и опять над головой простирается (не)объятная синева величестве(нн, н)ого небосвода. Только ярче блестит листва, жарче воздух.
Июльск.. солнце на вершине своего престола. В безветре(нн,н)ый день не ступишь бос.. ногой на песча(н,нн)ый берег речонки. В тени высоких деревьев прячутся (не)подвижные камыш. вые заросли. Не слышишь птич. их голосов. Все примолкло. Только горлинка стонет, да весь день преследует вас пчели(н,нн)ое жужжание.
В лесу из-под ( нежно)зеленой травы смотрят на вас ч. рные грибы, в хвойн.. тени желтеют лисички. (111 слов)
"Жёлтые " карточки для индивидуальной работы
Фамилия, имя _________________________________________
Слитно или через дефис ? Найди лишнее слово.
Ярко(?)желтый ковер - _____________________________
Трудо(?)любивые люди - ___________________________
Железно(?)дорожный мост - ________________________
Красно(?)грудый снегирь ___________________________
Северо(?)западный ветер - __________________________
Санкт(?)Петербург – _______________________________
Фамилия, имя _________________________________________
Образуйте от данных прилагательных степени сравнения и запишите их.
Спокойный____________________________________________________________________Сладкий______________________________________________________________________Вкусный____________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя _________________________________________
Выполните тест.
1. В этом прилагательном пишется одна Н:
а) багря…ый рассвет
б) стекля…ый завод
в) безветре…ая погода
г) исти…ая правда
2. В этом прилагательном пишется НН:
а) ю…ый друг
б) песча…ый карьер
в) глуби…ые бомбы
г) гости…ая комната
3. Это слово не является исключением:
а) деревя…ый
б) серебря…ый
в) оловя…ый
г) стекля…ый
4. В этом прилагательном не пишется Н:
а) кожа…ый мяч
б) гости…ый двор
в) лимо…ый сок
г) румя…ая девочка