Урок русского языка во 2 классе на тему «Местоимение»
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Технологическая карта урока русского языка на тему:
«Местоимение»
Саратов 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Мухаметзянова Аделина Руслановна
Тема урока: «Местоимение»
Класс: 2
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с новой частью речи – местоимением, его значением и употреблением в речи.
Задачи:
Дидактические:
- формировать представления учащихся о местоимении;
- формировать умение учащихся различать местоимения от имен существительных.
Развивающие:
- способствовать формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- способствовать развитию умений учащихся работать в парах.
Воспитательные:
- формировать у учащихся понимание необходимости изучения русского языка;
- воспитывать чувство товарищества, трудолюбие и прилежание.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать, что такое местоимение, его значение и употребление в речи;
- уметь различать местоимения от имен существительных, распознавать их в предложении.
Метапредметные:
Познавательные:
- уметь выделять и формулировать цель урока;
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
- уметь находить общее решение, работать в паре;
- уметь высказывать собственное мнение с аргументацией.
Регулятивные:
- проявлять познавательную инициативу в учебном процессе;
- уметь оценивать работу и результат деятельности.
Личностные:
- уметь проводить самооценку собственной работы;
- уметь организовать взаимопомощь в паре;
- понимать важность и ценность знаний, полученных в ходе урока.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Форма контроля |
1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности | Словесный (беседа) | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аделина Руслановна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Ребята, к нам на урок пришёл удивительный гость. Скажите, кто это? Сова считается символом ума и мудрости! Сегодня сова будет наблюдать за вами, и в конце урока самые активные и прилежные ученики получат от совы приз, который спрятан в конверте. Вы готовы? Тогда начнем наш урок. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Высказывают свои предположения. | Ф | Презентаци я (слайд №1) | Контроль учителя (наблюдение) |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии | Словесный (опрос), практический (выполнение задания). | - Откройте тетради, отступите от последней записи 2 строчки, запишите число, «Классная работа». Сегодня четырнадцатое апреля. - Вспомним с вами, что такое речь? - А какие части речи вы уже знаете? - Скажите, что такое имя существительное? - Что такое имя прилагательное? - А что такое глагол? - Ребята, посмотрите на экран. Вы видите слова вперемешку. Их срочно нужно распределить по столбикам. (дом, сильный, говорит, красная, сестра, бежать, вы, я). - Посмотрите на слова «вы» и «я». Куда можно отнести эти слова? Скажите, мы употребляем эти слова в речи? Значит они тоже какая-то часть речи. Как называется эта часть речи? | - Это всё, что мы слышим, говорим, пишем и читаем. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол. - Имя существительное – это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто?что? - Имя прилагательное – это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?какая?какое?какие? - Глагол – это слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать?что сделать? - Имена существительные: дом, сестра; имена прилагательные: сильный, красная; глаголы: говорит, бежать. Появляются расхождения во мнениях, не могут прийти к общему выводу. | Ф | Презентация ( слайд № 2 ). | Контроль учителя (опрос, выполнение задания) |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) | Просит определить, в чем заключается затруднение. - Почему мы не можем с вами ответить на этот вопрос? | Фиксируют затруднение, определяют причину затруднения. - Мы не знаем, какие бывают еще части речи. | Ф | Не применяется | |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) | Предлагает сформулировать тему урока. - Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? Что мы должны узнать? - Откройте учебник на странице 100 и прочитайте название части речи, о которой вы сегодня узнаете. | Формулируют тему урока: - Мы должны узнать о новой части речи. - Местоимение. | Ф | Учебник Канакина, Горецкий, 2 класс, 2 часть (стр. 100). | |
5. Реализация построенного проекта | Словесный (беседа, устные упражнения) | - Ребята, прочитайте текст на экране. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. - О чём говорится в этом тексте? Прочитайте второй текст. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. - А о чем говорится в этом тексте? Вместо каких слов написаны слова он и они? Место какой части речи заняли эти слова? Так как они заняли место имени существительного, то они так и называются – местоимениями. Прочитайте на странице 101 правило. - Что же такое местоимение? | - В этом тексте говорится о помидорах. - О помидорах. Эти слова написаны вместо слов «помидор» и «помидоры». Эти слова заняли место имени существительного. - Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – местоимения. | Ф | Презентация, учебник Канакина, Горецкий, 2 класс, 2 часть (стр. 101). | Контроль учителя (выполнение устных упражнений в учебнике) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Практический (выполнение задания), словесный (беседа). | - Предлагаю вам выполнить задание в парах. Найдите упражнение 174 на стр. 102. Запишите в тетради «Упражнение 174». Мы будем называть предметы, а вы, посовещавшись в парах, будете заменять эти слова на местоимения. Для этого нужно выбрать карточку с нужным местоимением и показать её. Итак, первая картинка. Что это?(пальто) Каким словом можно заменить слово «пальто»? Выберите нужную карточку, покажите мне. Запишите в тетради слово пальто, а в скобках местоимение «оно». | - Это пальто, это слово можно заменить местоимением «оно». | П | Учебник Канакина, Горецкий, 2 класс, 2 часть (стр. 102). | Контроль учителя (опрос) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Практический (выполнение задания) | - Ребята, сейчас вы выполните самостоятельную работу. Найдите упражнение 175. Прочитайте первое упражнение. Вам нужно вставить подходящие по смыслу местоимения и записать эти предложения в тетрадь. Запишите упражнение 175. Можете приступать к выполнению задания. | Выполняют самостоятельную работу, сверяют ответы с эталоном, оценивают себя. | И | Учебник Канакина, Горецкий, 2 класс, 2 часть (стр. 102). Презентация | Самоконтроль (выполнение задания в учебнике), контроль учителя (наблюдение). |
8. Включение в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | - Еще раз повторим, что мы сегодня узнали. - С какой частью речи мы сегодня познакомились? - Что такое местоимение? - Назовите местоимения, которые вы запомнили. | - Мы познакомились с местоимением. - Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет. - Я, ты, он, она, оно, они, мы, вы. | Ф | Не применяется | Контроль учителя (опрос) |
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | Предлагает оценить работу на уроке. - Если вы считаете, что на уроке вы работали активно, узнали много нового и вам понятна тема урока, покажите «класс». Если вы считаете, что тему вы не поняли, и вам было очень трудно, опустите палец вниз. Покажите пальчики. - Вы большие молодцы, работали сегодня как настоящие трудолюбивые ученики! Сова мне сказала, что все вы сегодня работали активно, поэтому я хочу каждому вручить приз. Урок окончен, до новых встреч! | Оценивают свою работу, высказывают затруднения. | Ф | Презентация | Самоконтроль (самооценивание работы на уроке) |