Урок русского языка по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» (1 класс)
Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Цели: отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать каллиграфические навыки, внимание, логическое мышление, речь, орфографическую зоркость; воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять звонкие и глухие согласные на конце слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок. Начинается урок.
Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков.
А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.
II. Актуализация знаний
Разминка для пальчиков.
- Запись в рабочих тетрадях: (5 марта. Кла__ная р_бота.), объяснение изученных орфограмм.
2. Чистописание
– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.
б – ? т – д ? – ш з – с г – ? ? – ф
– Что это за буквы? (Парные согласные)
– Назовите пропущенную букву.
– Запишите парные согласные в тетрадь.
3. Словарная работа
- Запишите отгадки. (ученик на доске)
Серый Ивашка
Деревянная рубашка,
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт (карандаш)
То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной - … (медведь)
- Разделить на слоги, поставить ударение. (самостоятельно)
- Посмотрите внимательно на слова-отгадки, выделите лишнее слово, объясните, по какому признаку оно лишнее. А какое правило объединяет эти слова?
4. Взаимопроверка
- Возьмите карандаш. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.
5. Работа с предложением
- Запишем предложение: На поляну вышел большой медведь.
- О ком говорится в предложении?
- Что говорится о медведе?
- Сколько слов в предложении? (5)
- Сократите предложение на 1 слово. (На поляну вышел медведь.)
- Сократите предложение ещё на 2 слова. (Вышел медведь.)
- Это главные слова в предложении.
III. Постановка темы урока
- Догадались, какая у нас тема урока?
- На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
- Назовите парные согласные.
- Для чего надо изучать эту тему?
IV. Введение в тему
- Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Записывая слово, обоснуйте свой ответ. (глаз, зуб, шалаш, город, гриб, дуб)
- Что нужно знать, чтобы правильно написать парную согласную на конце слова? (Озвучивают правило)
V. Физ. пауза
- Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный – подпрыгиваете, глухой – приседаете.
(Зорька, сойка, Феня, Веня, дрова, трава, жить, шить, тень, пень, зверь, дверь, пеньки, деньки.)
VI. Обобщение и систематизация знаний
- Вставь подходящие по смыслу слова. В скобках напиши проверочное слово. Орфограмму подчеркни.
Выпал пушистый ______ .
Ударил сильный _______ .
У дома намело большой _________ .
Береги __________ в большой __________ .
Слова для справок: но с/з, сне г/к, сугро б/п, моро з/с.
- Сделаем вместе 1-ое предложение.
VII. Подведение итогов урока
- Наш урок подошёл к концу. Над какой темой работали?
- Как проверить парный согласный?
VIII. Домашнее задание карточка
Напиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, орфограмму подчеркни.
Холо(д,т) не отступает. Но весна торопит тепло. По реке идёт лё(д,т). На бере(г,к) прибежали ребята.