Урок русского языка в 7 классе «Морфологический разбор союза»
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека и общества, взаимосвязях человека с природ-
ной и социальной средой; закономерностях развития языка; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений;
Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц;
Предметные: Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Актуализация (5 мин.)
- Ребята, были ли у вас проблемы в выполнении домашнего задания?
- Знаменитый полководец А.В.Суворов сказал: «Теория без практики – мертва, практика без теории – слепа». Сегодня на уроке мы будем много работать, применяя наши теоретические знания о союзах. Однако для начала, чтобы не действовать вслепую, проверим наши теоретические знания.
Проверочная работа на оценку
1. Заполните пропуски.
Союзы – это______________________________________________________________________,которые связывают
__________________________________________________________________________________________________
_______________________________________ союзы соединяют однородные члены или части ___________________________________________________________ __________________________предложения.
______________________________________ ______________________________союзы соединяют части ___________________________________________________________________________________ предложения.
2. Установите соответствие между разрядами сочинительных союзов и их примерами.
Соединительные | Или, либо, то … то, не то … не то, то ли … то ли |
Противительные | И, да(= и), ни … ни, также, тоже, не только … но и, как … так и |
разделительные | Но, а, да (=но), зато, однако |
3. Впишите названия разрядов подчинительных союзов
| Что, чтобы, будто, как будто |
Обстоятельственные: | |
| Когда, едва, как только, пока, прежде чем, в то время как |
| Чтобы, для того чтобы, ради того чтобы |
| Если |
| Хотя, несмотря на то что |
| Потому что, так как, оттого что |
| Так что |
| Как, будто, как будто, словно |
Мотивация к работе на уроке и целеполагание. (2 мин.)
- Как вы думаете, сколько всего союзов в языке? Учёные насчитывают всего около ста слов. Это немного. Например, предлогов – почти в два раза больше. А про самостоятельные части речи и говорить нечего – их насчитывается по несколько десятков тысяч. Казалось бы, союз – такая незначительная служебная часть речи, однако, глядя только на союз, можно сделать предположения о строении и даже значении предложения. Союзы позволяют выразить мысли точно и ясно, делают речь богатой.
- Как вы думаете, какие союзы появились раньше – сочинительные и подчинительные, простые или составные? Раньше всех появились сочинительные простые союзы: и, ни, а, но. Позже появились подчинительные союзы, сначала простые, потом составные. Люди на протяжении тысячелетий стали употреблять всё более разнообразные сложные предложения, потому что усложнялись наши знания о мире. Постепенно количество союзов увеличивается, их значение становится всё более разнообразным. Вы уже знаете, что одни и те же союзы могут выражать разные значения.
- Таким образом, лингвисты уже давно изучают эту часть речи, и в науке накопилось немало сведений о союзах. Как вы думаете, а какой вид работы требует применения всех теоретических знаний о какой-либо части речи?
- В лингвистике таким видом работы является морфологический разбор.
- Поставим цели нашего урока:
Определять роль союзов в тексте.
Производить их морфологический разбор
Использовать союзы в собственных текстах
Открытие нового знания (3 мин.)
- Как вы думаете, что важно указать при морфологическом разборе союза?
- Сверьтесь с планом и образцом разбора из упр. 411.
- Что, на ваш взгляд является самым трудным и самым простым в морфологическом разборе союза?
- Проверим наши предположения и наши знания на практике.
Закрепление: комплексное применение знаний (25 мин.)
- На календаре – уже второй месяц весны. А с каких изменений, признаков в природе для вас начинается весна?
- У многих людей начало весна связано с тем, о чём пойдёт речь следующем тексте. Прочитайте его, определите его тему и основную мысль. (Учащимся даётся недеформированный текст из упр.412, в котором пропущены союзы)
С песней каждой птицы у человека связано столь многое, ______ у него всякий раз пробуждаются воспоминания.
Влажный голосок кукушки будит представление о чем-то потерянном в юности, о родничке где-то в низинке под деревянным мостком. ____ уж __________ запоет соловей в тенистом холодке каких-то таинственных кустов, остановится на ходу человек, чувствуя, _________ забилось вдруг его сердце, забилось с молодой силой надежд, ___________многое уже навсегда осталось позади.
Жаворонок поет нехитро, ______ в его песне всегда есть свежесть летнего утра, _____ человек, услышав песню жаворонка, становится безотчетно счастливым. Жаворонок простодушен. Он просто поет потому, ______ внизу зреет рожь, ______над ним высокое чистое небо. _______еще поет потому, ______он ощущает свое назначение — сделать светлее _____ звонче мир вокруг.
- Вставьте союзы на месте пропусков. Сравните с авторским вариантом сделайте вывод о роли союзов в тексте:
С песней каждой птицы у человека связано столь многое, что у него всякий раз пробуждаются воспоминания.
Влажный голосок кукушки будит представление о чем-то потерянном в юности, о родничке где-то в низинке под деревянным мостком. А уж если запоет соловей в тенистом холодке каких-то таинственных кустов, остановится на ходу человек, чувствуя, как забилось вдруг его сердце, забилось с молодой силой надежд, хотя многое уже навсегда осталось позади.
Жаворонок поет нехитро, но в его песне всегда есть свежесть летнего утра, и человек, услышав песню жаворонка, становится безотчетно счастливым. Жаворонок простодушен. Он просто поет потому, что внизу зреет рожь, а над ним высокое чистое небо. А еще поет потому, что он ощущает свое назначение — сделать светлее и звонче мир вокруг.
- Какие союзы, судя по тексту, используются в речи чаще других?
- Произведите морфологический разбор союзов (по выбору учителя и учеников)
- А теперь я предлагаю прослушать голоса птиц и описать свои впечатления, используя предложения с различными союзами. Не забывайте ставить запятые, где это необходимо.
Голос соловья
MP3 / 257.29 Кб
Голос жаворонка
MP3 / 1.45 Мб
Рефлексия (3 мин.)
- Наш урок подошёл к концу. Что он вам дал? Как вы оцениваете то, что вы узнали на уроке? То, чем вы занимались?
Домашнее задание(2 мин.)
- Повторить п.32, упр. 410 – вам встретятся названия других птиц. Вы можете найти в Интернете их голоса и продолжить описывать свои впечатления, используя предложения с союзами или выполнить задание 2 к этому упражнению.
Использованные ресурсы:
М. Н. Петерсон «Союзы в русском языке»: журнал «Русский язык в школе» (№ 5, 1952). Статья опубликована на портале «ГРАМОТА.РУ» http://gramota.ru/biblio/magazines/riash/28_753