Урок со смартфоном: новое пространство возможностей для эксперимента и веб-квеста
УРОК СО СМАРТФОНОМ: НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ВЕБ-КВЕСТА
Малюта Анна Михайловна,
учитель биологии и химии
МОУ «Основная школа №24
города Макеевки»
Аннотация. В статье раскрыты основные теоретические аспекты мобильных технологий в SMART-обучении. Представлено описание возможностей использования смартфона на уроках биологии и химии посредством эксперимента и веб-квеста. Сделан вывод о том, что применение смартфона делает процесс обучения более эффективным, увлекательным, инновационным.
Ключевые слова: смартфон, эксперимент, веб-квест, девайс, SMART-обучение, гаджет, цифровой микроскоп.
Актуальность исследования.
Еще лет десять назад мы обходились простыми телефонами и писали настоящие бумажные письма. Сегодня все изменилось. Современные технологии шагнули вперед, «умные» смартфоны имеют весьма эффективные навигаторы, мобильный Интернет, Ватсап, камеру, выполняют команды по голосу и еще много-много всего. Чем больше мобильности, динамичности, тем больше возможностей в образовательном пространстве. Сегодня с помощью смартфонов учащиеся могут осуществлять быстрый поиск информации, дистанционно работать с электронными учебниками, использовать специальные приложения, совместно работать над проектами, проверять свои знаний посредством тестирования. Это не только интересно, но и делает процесс обучения более высокотехнологичным и инновационным.
В настоящее время нет ни одной задачи, которую не смогут выполнить смартфоны. Никто не может отрицать тот факт, что эти полезные девайсы не только упростили нашу жизнь, но и сделали ее более функциональной. Очевидно, что роль «умных» смартфонов в современном мире весьма высока и неоспорима. Давайте попробуем проанализировать, насколько образовательный процесс становится легким, увлекательным, эффективным для современного учащегося при использовании на уроках «умных» смартфонов[1].
Цель данной работы: рассмотреть смартфон как инструмент для исследования в «умной» образовательной среде.
Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:
познакомиться с понятием «смартфон» и раскрыть его роль в SMART-обучении;
определить сущность феноменов: «цифровой микроскоп из смартфона», «веб-квест»;
исследовать возможность применения смартфона при проведении эксперимента и веб-квеста на уроках биологии и химии.
Объект исследования: смартфон в современной образовательной среде.
Предмет исследования: развитие информационной компетентности учащихся через SMART-обучение.
Гипотеза исследования: внедрение «умных» смартфонов в образовательный процесс позволит учащимся усовершенствовать навыки по поиску новой информации, правильно ее анализировать и применять для решения практических задач.
Методы исследования:
теоретические: анализ литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение;
эмпирические: мониторинг, эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут применяться для совершенствования механизмов реализации SMART-обучения.
Обзор литературы.
Смартфон (от двух английских слов smart – «умный» и phone – «телефон») – это телефон, имеющий «умные» функции мобильного компьютера: как вычислительные (процессор, оперативная память, ПЗУ), так и коммуникационные (WiFi, 4g/LTE, Bluetooth, GPS, ГЛОНАСС). Он имеет широкие мультимедийные возможности (прослушивание музыки, просмотр видео, возможно фото/видео съемки, игры), а также датчики (компас, барометр, гироскоп, акселерометр) и поддерживает протоколы беспроводной связи, такие как Bluetooth, Wi-Fi, спутниковая навигация[2].
Согласно данным аналитической компании Canalys в третьем квартале 2019 года во всем мире использовался один миллиард смартфонов. Это обусловлено усовершенствованием аппаратного обеспечения, ростом скорости беспроводной связи, запросами цифровой индустрии.
Становление SMART-общества проявляется как глобальная тенденция. Нидерланды, Австралия, Корея заявили о SMART как о национальной идее и главной задаче: на пути к более сильной SMART-стране через революцию в образовании. Вектор на развитие SMART-образования сегодня взяли и многие другие государства. Модель нового SMART-общества подразумевает создание интеллектуальной, высокотехнологичной, комфортной для человека среды обитания. Посредством Smart-обучения создаются условия для реализации ведущего принципа образования XXI века «образование для всех» и «образование через всю жизнь»[3].
Относительно образования SMART-технологии предполагают:
для получения знаний использование различных гаджетов (смартфонов, планшетов, мобильных телефонов и др);
создание интегрированной виртуальной среды обучения.
Основным драйвером внедрения SMART-образования являются новые требованиями инновационной экономики и SMART-общества. Широкое распространение SMART-обучения обусловлено модернизацией интернет-технологий, развитием беспроводных технологий (Wi-Fi, 3G, 4G), наличием интерактивных обучающих ресурсов в интернет пространстве.
Как могут помочь обучению умные устройства? В образовательной практике учащихся «умные» гаджеты используются для:
поиска информации в веб-энциклопедиях;
перевода слов посредством программ переводчиков;
просмотра видеороликов;
тестового контроля онлайн;
виртуальных лабораторных опытов[3].
Активное развитие информационно-коммуникационных технологий дало импульс для появления «digital-поколения», для которого smart-устройства и гаджеты с «продвинутыми» технологиями, являются обязательными компонентами жизненного пространства.
В контексте нынешней ситуации, когда дистанционное образование на неопределенное время становится единственной формой учебного процесса в школах, наличие SMART устройств у учащегося может стать единственной возможностью продолжать учебу[4].
Особый акцент хотелось бы сделать на применении SMART устройств при изучении биологии и химии. Многие явления микромира, быстро протекающие процессы и реакции невозможно продемонстрировать в условиях школьного кабинета. Кроме того, в курсе естествознания присутствуют темы, которые требуют не только внимания, но воображения. Цифровой микроскоп позволяет решить указанные проблемы. Использование его при проведении лабораторных работ и практических опытов позволяет учащимся приобрести опыт поиска информации, усовершенствовать навыки работы с компьютерной техникой и современными программами.
Преимущества цифрового микроскопа:
групповое изучение исследуемого объекта;
повышение наглядности в процессе исследования;
изучение в динамике, получение видеозаписи живых объектов[5].
Если покупать уже готовый цифровой микроскоп, он стоит дорого. Не стоит останавливаться и отчаиваться. Его можно изготовить своими силами из подручных материалов. Для того, чтобы собрать простейший цифровой микроскоп необходимо:
смартфон Samsung – S7 edge;
штатив;
ноутбук или компьютер, который будет выступать в роли видоискателя;
программа для вывода изображения с телефона на монитор компьютера. В случае с Samsung – S7 edge это специальное приложение SideSync, которое необходимо установить как на компьютер, так и на смартфон;
USB-кабель, которым смартфон будет подключен к компьютеру (рис 1.)[6].
Рис 1. Цифровой микроскоп из смартфона Samsung – S7 edge
Применение цифрового микроскопа из смартфона Samsung – S7 edge, как измерительного инструмента, позволяет расширить границы школьного эксперимента и проводить исследования на уроках. Отдельный интерес вызывает у учащихся проведение на уроках биологии лабораторных работ[5].
Так, при проведении лабораторной работы № 2 «Знакомство с клетками растений» учащиеся на основании микропрепаратов проводят сравнительную характеристику клеток кожицы лука и клеток листа элодеи (рис 2.).
Рис 2. Микропрепарат клеток кожицы лука и клеток листа элодеи
Делают вывод о том, что клетки кожицы лука бесцветные (нет хлоропластов), плотно прилегают друг к другу, имеют прямоугольную форму, большую часть внутреннего пространства клеток занимает крупная центральная вакуоль, ядро и цитоплазма клетки оттеснены вакуолью к периферии. Клетки элодеи располагаются рядами прямоугольной формы с закругленными углами, отделенные друг от друга бесцветными оболочками. В клетках видны зеленые округлые тельца-хлоропласты. Ядро располагается в центре клеток.
При проведении лабораторной работы №5 «Наблюдение за передвижением животных» учащиеся приготавливают микропрепарат с культурой инфузорий (рис 3.).
Рис 3. Микропрепарат с культурой инфузорий
Наблюдают и объясняют поведение инфузорий: инфузория туфелька передвигается с помощью ресничек. Скорость ее движения составляет 2,0-2,5 мм/сек. Траектория движения инфузории туфельки довольно сложная. Она движется передним концом прямо вперед, вращаясь вдоль продольной оси вправо.
Изучение класса Птицы завершается проведением лабораторной работы № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев». Учащиеся на уроке приготавливают микропрепарат контурного пера птицы (рис 4.) и изучают его строение, выделяя в нем стержень, опахало и бородки.
Рис 4. Микропрепарат контурного пера птицы
Одним из перспективных направлений Smart-обучения является метод образовательных веб-квестов.
Веб-квест – проблемное задание, включающее элементы ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. В 1995 году впервые технология «веб-квест (Webquest)» была использована профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего Берни Доджем.
Веб-квест обычно состоит из следующих разделов:
Введение - краткое описание темы веб-квеста.
Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации).
Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки.
Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест[7].
Ярким примером Smart-обучения является веб-квест «Фосфор и его соединения». Давайте рассмотрим его более детально.
Добро пожаловать в образовательный веб-квест!
Уверена, что участие в этом проекте станет для каждого из вас увлекательным путешествием в мир неметаллов, позволит расширить ваши знания по предмету и открыть много любопытных фактов о фосфоре, и не только... При прохождении этапов веб-квеста предусмотрены индивидуальные задания и работа в группе, а для результатов своего исследования вам предстоит познакомиться с возможностями интересных Интернет — сервисов.
Внимательно читайте инструкции к заданиям!
Желаю всем приятного путешествия, новых достижений и новых открытий!!![8]
Веб-квест «Фосфор и его соединения»
Цели и задачи веб-квеста:
задания веб-квеста помогут закрепить знания о физических и химических свойствах фосфора, о нахождении фосфора в природе и об основных областях его применения; открыть новые факты, которые не попали на страницы учебника.
работа над проектом научит эффективно работать в команде, поможет в развитии самостоятельности и ответственности.
приобретенные навыки работы на различных Интернет-сервисах пригодятся для участия в других проектах или создания собственных.
проект научит применять знания, полученные на уроках в разных предметных областях, в повседневной жизни, анализировать и обрабатывать услышанное и увиденное.
Порядок работы:
ознакомьтесь с предложенными ролями. Выберите себе ту роль, которая вам ближе и с которой, как вам кажется, вы можете справиться;
выбравшие себе одну и туже роль, можете объединиться в микрогруппу или работать индивидуально до тех пор, пока не наступит этап выработки общей точки зрения на проблему;
после работы вы должны обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет;
для оформления результатов вы можете использовать:
- мультимедийные презентации;
- wiki-газету;
-буклет;
- веб-страницы;
-ленту времени;
- различные виды карт.
Критерии оценки:
Работа в группе будет оцениваться.
| Превосходно | Хорошо | Удовлетвори тельно |
Понимание задания | Работа демонстрирует точное понимание задания | Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. | Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Выполнение задания | Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. | Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме | Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию |
Результат работы | Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. | Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. | Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход | Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения всей группы. | Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводы. | Ученики просто копируют информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста. |
Выбрать роль.
Изучайте, выбирайте, планируйте и ...
НАЧИНАЙТЕ ПУТЕШЕСТВИЕ!!!
Роль | | |
Физиолог | Молекулярная физиология изучает сущность живого и жизни на уровне молекул, из которых состоят живые организмы. | Вам предстоит выяснить биологическую роль фосфора в организме человека. ВЫБИРАЮ → |
Геолог | Геолог—изучает полезные ископаемые, закономерности формирования и размещения месторождений в пространстве и времени. | Вам предстоит отыскать самые крупные месторождения фосфора на нашей планете. ВЫБИРАЮ → |
Историк | Историк — изучает прошлое человечества во всем его многообразии. | Вам предстоит создать ленту времени, на которой отражена история открытия фосфора и происхождение его названия. ВЫБИРАЮ → |
Журналист | Журналист – это специалист в сфере сбора и обработки информации для дальнейшей ее подачи общественности через средства масс-медиа. | Ваша задача собрать интересные, необычные, загадочные или занимательные факты о фосфоре. ВЫБИРАЮ → |
ФИЗИОЛОГ
ЦЕЛЬ: доказать, что фосфор имеет важное значение в развитии и функционировании организма человека.
ИНСТРУКЦИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ:
проанализируйте и сопоставьте распространенность фосфора в окружающей среде и в организме человека (используйте информацию из учебника по химии и рекомендованных ниже ресурсов интернета).
изучите положительное и отрицательное воздействие фосфора и его соединений на здоровье человека.
предложите свои рекомендации для поддержания баланса фосфора в организме.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:
cоздайте буклет «Содержание фосфора в организме человека» в котором будет указано: где фосфор содержится в нашем организме, какова его биологическая роль, продукты содержащие данный элемент, а также рекомендации для поддержания баланса фосфора в организме.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Фосфор и его соединения https://xreferat.com/108/1253-1-fosfor-i-ego-soedineniya.html
Фосфор и живая природа http://www.alhimikov.net/phosfor/priroda.html
Фосфор (P) http://sportklas.ru/view_articles.php?id=48&style=food,minerals
Фосфор в организме человека: роль, источники, нехватка и избыток. http://zdips.ru/zdorovoe-pitanie/mineraly/1631-fosfor-v-organizme-cheloveka.html
Фосфор в организме человека http://www.coolreferat.com/Фосфор_в_организме_человека
ГЕОЛОГ
ЦЕЛЬ: отыскать на нашей планете самые крупные залежи минералов фосфора.
ИНСТРУКЦИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ:
изучите, какое фосфор имеют промышленное значение для человека (используйте информацию из учебника по химии и рекомендованных ниже ресурсов интернета).
исследуйте, в каком виде он содержатся в природе (в свободном виде или в составе минералов).
определите крупные месторождения фосфора на нашей планете.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:
создайте карту «Крупные месторождения фосфора и его минералов нашей планеты» на которой будут указаны промышленные месторождения фосфора (выберите из них 6 на свое усмотрение). Дополните метки месторождений на карте фотографиями образцов форфора и его минералов, и предложите виртуальную экскурсию - маршрут из нашего училища до ближайших 3 — 4 меток.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Фосфор. Свойства фосфора. Применение фосфора. https://tvoi-uvelirr.ru/fosfor-svojstva-fosfora-primenenie-fosfora/
Применение фосфора https://refdb.ru/look/1647724.html
Фосфор http://www.krugosvet.ru/node/33122
Ресурсы и запасы фосфора http://mir-prekrasen.net/referat/3909-resursy-i-zapasy-fosfora.html
Магматические месторождения фосфора http://geomineral.ru/magmaticheskie-mestorozhdeniya-fosfora/
Месторождения фосфоритов https://studopedia.ru/1_66433_mestorozhdeniya-fosforitov.html
ИСТОРИК
ЦЕЛЬ: зафиксируйте историю открытия и происхождение фосфора.
ИНСТРУКЦИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ:
изучите информацию, когда человеком был открыт фосфор (используйте текст параграфа учебника по химии и рекомендованные ниже ресурсы интернета).
исследуйте происхождение названия фосфор.
установите и запишите хронологию этих исторических событий.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:
создайте ленту времени «История открытия фосфора», на которой будут указаны в хронологическом порядке кем и когда был впервые открыт фосфор, а также происхождение его названия.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Фосфор история открытия элемента http://znaesh-kak.com/n/fosfor_istoria.html
История открытия фосфора http://him.1september.ru/article.php?ID=200700501
Как открыли фосфор? https://p-i-f.livejournal.com/270348.html
Хронология открытий, связанных с фосфором https://studexpo.ru/89083/ekologiya/hronologiya_otkrytiy_svyazannyh_fosforom
Фосфор. Происхождение названия http://edu.glavsprav.ru/info/p
История. Происхождение названия https://studfiles.net/preview/1843626/page:2/
ЖУРНАЛИСТ
ЦЕЛЬ: собрать интересные и необычные факты о фосфоре.
ИНСТРУКЦИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ:
изучите информацию рекомендованных ниже ресурсов интернета или отыщите другие источники информации.
отберите самые интересные факты и дополните их иллюстрациями или видеосюжетами.
опубликуйте свои журналистские находки в интернет-газете.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:
создайте wiki-газету «Сенсационные факты о фосфоре», в которой разместите свои сообщения, статьи или заметки.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Про фосфор (интересные факты) https://multiurok.ru/files/pro-fosfor-intieriesnyie-fakty.html
Легенды о фосфоре https://topwar.ru/63528-legendy-o-fosfore-chast-pervaya.html
Интересные факты о фосфоре http://dovidka.biz.ua/tsikavi-fakti-pro-fosfor/
Поскольку мобильные устройства широко и плотно вошли в жизнь современного учащегося, то эффективное их использование позволит рационально использовать время на уроке, развить творческий потенциал и «быть на одной информационной волне», общаться «на одном языке» учителю и учащемуся, что немало важно в цифровом мире. Думаю, если полезные девайсы направить в нужном направлении, то они легко вписываются в учебный процесс и становятся ценными помощниками на разных этапах учебной деятельности.
Интернет ресурсы
Калмыкова Е.А. Проект «Использование гаджетов на уроках математики» [Электронный ресурс], URL: https://multiurok.ru/files/proekt-ispolzovanie-gadzhetov-na-urokakh-matematik.htm, (дата обращения 09.09.2020).
Что такое Смартфон и чем отличается от телефона [Электронный ресурс], URL: https://set-os.ru/what-is-smartphone/,(дата обращения 09.09.2020).
Новый подход в образовании: технология обучения и развития Smart Еducation [Электронный ресурс], URL: https://videouroki.net/razrabotki/novyi-podkhod-v-obrazovanii-tiekhnologhiia-obuchieniia-i-razvitiia-smart-ieducat.html, (дата обращения 09.09.2020).
Зачем использовать смартфон в онлайн-обучении [Электронный ресурс], URL: https://rg.ru/2020/03/31/zachem-ispolzovat-smartfon-v-onlajn-obuchenii.html, (дата обращения 09.09.2020).
Лебедева Н.И. Мастер-класс «Использование цифровых лабораторий как средство повышения качества образования в области естествознания» [Электронный ресурс], URL: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/mastier_klass_ispol_zovaniie_tsifrovykh_laboratorii, (дата обращения 09.09.2020).
Макс Любин. Микроскоп своими руками [Электронный ресурс], URL: http://android.mobile-review.com/articles/55841/,(дата обращения 09.09.2020).
Муравьева Н.Г. Использование веб-квест технологии для совершенствования социокультурной компетенции студентов вуза //Культура и образование. – сентябрь 2014. - №9 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/09/2325, (дата обращения 09.09.2020).
Образовательный web-quest «МЕТАЛЛЫ» [Электронный ресурс], URL: http://webquest-metal.chemmistery.ru, (дата обращения 09.09.2020).
Богданова Ольга Николаевна
Малюта Анна Михайловна