Урок математики в 5 классе по теме «Деление с остатком»
Автор: Ольчикова Людмила Михайловна,
учитель математики,
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«СОШ №6» город Сосновый бор Ленинградской области
Аннотация
С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ начали действовать ФГОС третьего поколения.
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
В основе лежит системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие ученика, как личности. Этот урок построен в соответствии с ним.
Ключевые слова
Системно-деятельностный подход, урок математики в 5 классе, деление с остатком, УМК Н.Я.Виленкина
Литература
Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 25-е изд., стер. – М. : Мнемозона, 2023. – 280 с.: ил.
Математика. 5 класс: Рабочая тетрадь по математике к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Мнемозина. 5 класс» / Т.М.Ерина. – 1-е изд. – М. : Издательство «Экзамен», 2021. – 128 стр.
Технологическая карта урока
Предмет – Математика. Класс 5
Базовый учебник – Н.Я. Виленкин «Математика - 5»
Тема урока: Деление с остатком
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний на основе системно - деятельностного метода обучения
Цель: создание условий для открытия новых знаний, умений и навыков деления натуральных чисел с остатком и способов действий в измененных условиях и нестандартных ситуациях
Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД):
научить делить с остатком, находить его по делимому, делителю и неполному частному, в процессе реальной ситуации использовать правила для решения задач;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
делить с остатком, находить остаток по неполному частному, делимому и делителю решать задачи наделение с остатком, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Обучающиеся получат возможность:
научиться: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное или по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Оборудование: проектор или интерактивная доска, компьютеры, учебники, доска, мел, посылка с фруктами, презентация.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, мобилизация внимания детей на посылку, которая стоит на столе. Ребята, мне сегодня принесли посылку. Как вы думаете, что в ней? (конфеты, количество которых ровно не делится на число учащихся в классе). [слайды 1] Создание проблемной ситуации: учитель предлагает разделить их поровну между всеми учащимися. | Включаются в деловой ритм урока. Пытаются решить проблему. | Личностные: самоопределение Регулятивные:прогнозирование своей деятельности. Познавательные:формирование интереса к данной теме. |
2. Открытие новых знаний. | Обеспечение мотивации учения детьми. Принятие детьми темы и целей урока. Знакомство и фиксирование определений. | Вопрос: что надо уметь делать, чтобы справиться с этим заданием? Учитель просит сформулировать тему урока с помощью слов - помощников (повторим, изучим, узнаем, применим) сформулировать задачи урока. [слайды 2,3] Создает эмоциональный настрой на работу. Акцентирует внимание на том, что умение решать задачи на деление с остатком является необходимым для успешного усвоения курса математики и применения этих знаний для решения практических задач. Как эти задачи решить? [слайды 4 и 5] | Участвуют в обсуждении. Формулируют тему и задачи урока, записывают в тетрадь. Учащиеся предлагают способы решения задач. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение, постановка вопросов Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат, самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели и темы урока |
3. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация повторения устного счета и основных действий, необходимых для решения задач. [слайд 6] (пазлы на сайте http://LearningApps.org/view517591) Выясняет в чём были затруднения, анализирует работу. | Участвуют в устной работе по повторению. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
4. Открытие новых знаний | Организовать поисковую работу по изучению нового, провести параллель с ранее изученным | Предлагает вспомнить как называются числа при делении, умножении, как найти неизвестное частное, неизвестный делитель, множитель. [слайд 7] Организую поисковую индивидуальную работу с учебником (записать названия чисел при делении с остатком и найти правило для нахождения делимого при этом виде деления), обсуждение нового в парах, постановка вопросов к тексту учебника, путем подводящего диалога побуждает учащихся к формулированию правила. Обобщение: [слайд 8] 4. Соотнести это правило с новым правилом, провести параллель. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Выполняют поисковую работу, на основе найденного материала формулируют и записывают правила. [слайд 8]. Отвечают на вопросы и формулируют правило, как найти делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток. | Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Первичное применение новых знаний | Первичное осмысление изучаемого материала, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Организует первичное усвоение правила: дает образец комментирования и записи решения упражнений (учебник №530).Фронтальная работа у доски с комментированием. (№533-1 строчка и №537) Организует работу в парах (№532) Физкультминутка [слайд 9] -группах (№ 535,533 -2 и 3 строчки и решение практических задач [гиперссылка со слайда 10 на слайды 4 и 5, а с 5 на 11]) Во время работы обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей одноклассниками. Сильным учащимся – консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить и оказать помощь товарищам. | 1.Выполняют задания вместе с учителем. 2.Работают в парах. Выполняют взаимопроверку, затем проверку по образцу на доске. Работа в группах. Записывают в тетрадях результат. По мере выполнения каждая группа записывает решение на доске. | Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: выполнение действий по алгоритму, Регулятивные: рефлексия способов действий Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков | 1.Интерактивные задание: [слайд 11] записать в два столбика примеры на деление (работа на планшетах в парах) http://LearningApps.org/watch?v=pu8cxzw6t 2.Тест по теме «Деление с остатком» (перед выполнением детям объявляет критерии оценивания: верно выполнение: На «3» - 4 задания На «4» - 5 заданий На «5» - 6 заданий) | Работа с заданием, используя интернет. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму |
7.Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д/з | Дает комментарий к домашнему заданию (задачи на карточке – любая задача по желанию; творческое - составить практическую задачу на деление с остатком). Задания на карточках: 1) В пачке 57 тетрадей. В классе 26 учащихся. Учитель раздал тетради поровну каждому. Сколько тетрадей достанется каждому? Сколько тетрадей останется? 2) Мама сварила 17 литров варенья. Сколько двухлитровых банок ей необходимо взять, чтобы разлить все это варенье? 3) Группе туристов из 15 человек надо переправиться на другой берег озера. Сколько лодок им необходимо взять для переправы, если в лодку можно сажать не более 4 человек? | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Регулятивные: оценка промежуточных результатов Коммуникативные: саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности |
8.Рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми | Предлагает продолжить предложение [слайд 12] Выставляет оценки. «5» - 12 ч, «4» - 10 ч, «3» - 4 ч. | Отвечают на вопросы, продолжая предложенные фразы | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) |
Тест по теме «Деление с остатком» 5 класс
Вариант 1 Какое число делится на 7 без остатка? а) 24 б) 28 в) 32 г) 50 Какое число нужно вставить 55 : __ = 9 (ост.1) , чтобы равенство было верным? а) 9 б) 6 г) 7 д) 5 Найдите остаток от деления 79 на 9 а) 7 б) 6 д) 8 Какое число надо разделить на 7, чтобы получить 6 и в остатке 3? а) 46 б) 43 в) 44 г) 45 При делении на 7 может получиться в остатке а) 8 б) 7 в) 6 6. Делитель 4, неполное частное 2, остаток 3. Найди делимое а) 14 б) 11 в) 17 | Вариант 2 1. Какое число делится на 8 без остатка? а) 24 б) 28 в) 32 г) 50 2. Какое число нужно вставить 55 : __ = 6 (ост.1) , чтобы равенство было верным? а) 9 б) 6 г) 7 д) 5 3. Найдите остаток от деления 89 на 9 а) 7 б) 8 д) 9 4. Какое число надо разделить на 7, чтобы получить 6 и в остатке 4? а) 46 б) 43 в) 44 г) 45 5. При делении на 8 может получиться в остатке а) 8 б) 7 в) 9 6. Делитель 4, частное 5, остаток 3. Найди делимое а) 24 б) 23 в) 20 |
Медведева Татьяна Петровна