12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Матюшина Ольга Геннадьевна21

Урок биологии для учащихся 7 класса по теме «Виртуальный музей дождевого червя»

Учитель: Матюшина Ольга Геннадьевна

Класс: 7

Единица содержания: создание экспозиции как способ анализа учебной информации.

 

Цель:

Обучающий аспект:

применять знания о строении, жизнедеятельности, биологической классификации и значении дождевых червей в природе и жизни человека (Познавательные УУД);

использовать дистанционное пространство учителя в системе Moodle для прохождения тестирования, нахождения и размещения необходимых материалов (Познавательные УУД).

Развивающий аспект:

развивать умения осуществлять планирование, контроль, рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников (Регулятивные УУД);

развивать умение анализировать представленную информацию и делать выводы (Познавательные УУД);

развивать речь, использовать биологические термины (эпителий, кожно-мускульный мешок, целом, зоб, глотка, желудок, кишечник, «сердца», гермафродиты, и др.) (Познавательные УУД, Коммуникативные УУД);

развивать культуру публичных выступлений (Личностные УУД);

развивать навыки владения информационными технологиями на примере системы Moodle (Познавательные УУД).

Воспитывающий аспект:

воспитывать культуру общения со сверстниками (при работе в группе) (Коммуникативные УУД);

формировать бережное отношение к дождевым червям как важной части любой биосистемы, понимать его роль в почвообразовании (Личностные УУД).

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Этапы урока:

Подготовка к активной познавательной деятельности (Пг).

Применение знаний и способов действий (Пр).

Итог на рефлексивной основе (Ит).

Домашнее задание (Дз)


 

Граница знания - незнания

знают/умеют

не знают/не умеют

Признаки червеобразной формы тела, признаки типов Плоские, Круглые и Кольчатые черви. Особенности каждой группы. Внутреннее строение, процессы жизнедеятельности. Значение Плоских и Круглых червей в природе и жизни человека, как групп предшествовавших Кольчатым эволюционно.

Особенности строения и жизнедеятельности дождевых червей. Классификацию данной систематической группы. Их значение в природе и жизни человека.

Ресурсы урока: презентация для урока, информационное пространство учителя на сайте compuage.ru с материалами, расположенными в 10 теме, подбор высказываний Чарльза Дарвина о дождевых червях, тексты печатные и в электронном виде в теме 10 для работы 4-х групп, клеше для выступления экскурсовода, карточки-задания, памятки для работы в группе, материал для работы в группах (листы ватмана, фломастеры, клей-карандаш, ножницы, маркеры, фотографии и картинки, иллюстрирующие дождевого червя, его роль в в природе, участие в пищевых цепях, различные виды дождевых червей); таблички с цифрами от 1 до 5 (комплект на группу); листок с баллами для самооценки работы на уроке; указка, доска для крепления экспозиции, планшеты для экскурсоводов.

Ход урока

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой

8 мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Деятельность учителя

Постановка вопросов: Мы изучали с Вами тему черви в определенной последовательности: Плоские, Круглые и Кольчатые. Почему? Как вы считаете?

В каждой теме мы изучали строение, жизнедеятельность, классификацию и значение организмов.

Деятельность учащихся

Ответ на вопрос с применением полученных знаний: так в процессе эволюции происходило усложнение их организации.

Деятельность учителя

Проведение тестирования

6 мин.

Задача: обеспечение мотивации

Метод: продуктивный (самостоятельное выполнение тестов по категориям в Интернете, в информационном пространстве учителя на сайте compuage.ru )

Форма работы: фронтальная

Давайте проверим насколько хорошо Вы эти тему усвоили?

Внимание! Если у Вас сразу не получиться выйти в Интернет или собьется соединение - поднимайте руку, я выдам бумажный вариант.

Вариант А выполняют: ...

Вариант В выполняют: ...

На выполнение теста у Вас 4 минуты.

Проверка результатов (на сайте по ответам в тесте; для работавших с текстовой версией, по листам с решением).

Оцените себя по количеству баллов за тест.

Если результат не устраивает, тест в теме 10 можно выполнить дома, выбрав другой уровень, и повысить свою оценку.

Деятельность учащихся

Выходят и Интернет, в информационное пространство учителя на сайте compuage.ru . В тему №10 в самой начало блока (тема выделена серым цветом как текущая для удобства учащихся). Находят тест с вариантом, который был озвучен для каждого ученика и начинают выполнение.

После 4 минут, работа с тестом останавливается, учащиеся завершают тест, знакомятся со своими результатами, видят допущенные ошибки).

Вносят свои баллы в оценочный лист.

2. Постановка проблемного вопроса (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы)

2 мин.

Задача: обеспечение мотивации

Метод: продуктивный (самостоятельная формулировка вопросов)

Форма работы: фронтальная

Деятельность учителя

Великий английский ученый Чарльз Дарвин сказал: "Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, как эти низкоорганизованные существа".

О каких животных писал знаменитый английский ученый?

Мы с Вами попытаемся сегодня определить, почему Дарвин, обратил свое внимание на такое скромное животное – дождевого червя и в течении 50 лет изучал его. В конце жизни он даже опубликовал труд "Образование растительного слоя Земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни".

Деятельность учащихся

Предлагают ответы (ответ: дождевой червь).

3. Постановка целей

3 мин.

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности

Форма работы: фронтальная (индивидуальная)

Деятельность учителя

А тему урока я сформулировала сегодня необычно «Виртуальный музей дождевого червя».

Раз такой знаменитый ученый столько времени потратил на изучение этого животного. И в Москве в Дарвиновском музее открывается целая экспозиция, посвященная дождевому червю. То давайте и мы с вами сегодня сделаем виртуальную экспозицию для своего музея дождевого червя.

Музей. Как Вы его себе представляете? Что в нем должно быть? (…)

Деятельность учащихся

Формулируют цель урока.

Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (самопроверка по результатам тестирования)

Оценивание: Проверка результатов (на сайте по ответам в тесте; для работавших с текстовой версией, по листам с решением), внесение баллов в оценочный лист. Формулировка цели и ее принятие.

Этап применения знаний

25 мин.

Решение задач

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Метод: продуктивный

Форма работы: групповая

Деятельность учителя

Вопрос:

Экспонат, стенд, экспозиция, что они в себе должны содержать? (модели, фотографии, чучела, информация)

При групповой работе:

Формулировка задания для группы: Чтобы проект музея получился хорошим, каждая группа или пара будет выполнять своё задание.

Инструктаж: "Вы будете работать в группе. Какие правила Вы будете выполнять?" (правила работы в группе).

Каждая группа в процессе подготовки стенда экспозиции нашего виртуального музея будет отвечать на поставленный проблемный вопрос.

Форма представления продукта экспозиции, её красочность (эстетичность), научность содержания, рассказ экскурсовода - будет оцениваться по 5-балльной шкале (карточки для голосования у вас на столах).

Для выступления экскурсовода подготовлены листки-клеше, в которые группа при изучении материалов учебника и дополнительных материалов вносит необходимые фразы, словосочетания.

В конце работы сфотографируйте свою экспозицию!!!

Время на работу - 10 минут.

Оценивание этого этапа и всей работы в целом.

Деятельность учащихся

Разделиться на группы.

Вспомнить правила работы в группе.

Получить задание: ответить на проблемный вопрос, создать витрину-экспонат по вопросу группы, заполнить листок-клеше, представить его для учащихся. Обязательно дать витрине название.

Выбрать одного ученика-экскурсовода, который на основе клеше, представит работу группы.

Фотографируют свою экспозицию. Представляют экспозицию.

Рассказ экскурсовода по листку-клеше.

Оценивание группами учащихся работы группы по критериям баллами от 1 до 5.

Подведение итогов и оценивание своей работы на уроке (по листках самооценки). Комментарии учителя, добавление или отнятие баллов, при необходимости.

Выставление оценок в дневник.

Показатели РРЭ: уровень качества овладения приемами, работы в группе, ответами на проблемный вопросы, созданием экспозиции по заданию группы, представление витрины экскурсоводом по листку-клеше.

Оценивание: самостоятельное в форме баллов (1-5), критерии: ответ на поставленный проблемный вопрос, форма представления продукта экспозиции, её красочность (эстетичность), научность содержания, рассказ экскурсовода. Самооценивание. Выставление оценок в дневник.

Этап информации о домашнем задании

2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вы представили свои экспозиции. Сфотографировали их. Дома доработайте фотографии и прикрепите в теме 10 в задание «Экспозиция виртуального музея дождевого червя». На следующем уроке мы выберем лучшие работы, прикрепим их отдельно в информационном пространстве и у нас получиться виртуальный музей.

В условиях предложения выбора дифференцированного задания – осуществляют его в соответствии с комментариями учителя.

Записывают домашнее задание в дневник, пересылают друг другу фотографии работы для доработки каждым, задают уточняющие вопросы, при необходимости.

Готовы к его самостоятельному выполнению.

Показатели РРЭ: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания каждым учеником в соответствии с его уровнем.

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе

5 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей

Метод: продуктивный

Форма работы: фронтальная

Организация рефлексии (по содержанию учебного материала). Давайте подведем итог.

Мы с вами создавали экспозицию для виртуального музея дождевого червя, знакомились с его жизнедеятельностью, разнообразием, особенностями, ролью в природе.

Вы использовали разные источники информации. Как Вы считаете, создание таких экспозиций возможно на других группах животных? А на других уроках?

Что Вам необходимо для этого?

И в заключении.

Представьте, что Вы попали снова в лето. Только что завершился чудесный сильный июньский ливень. Выглянуло солнышко. И на дорожки выбрались дождевые черви.

Как вы поступите, теперь, когда Вы столько знаете об этих удивительных созданиях?

Высказываются о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого использовали. Могут ли данную форму анализа информации использовать на других темах и других предметах.

Высказываются о том, понравилась ли данная форма работы.

Выражают свое мнение о дождевых червях.

Показатели РРЭ: готовность учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной деятельности (Ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

Оценивание: поощрительные слова учителя.

Приложение 1

Рабочий лист урока

Тема урока _______________________________________________________________________

Фамилия, Имя ____________________ Класс _________

Этап урока

Баллы

Тест Уровень _______

 

Работа группы

 

Дополнительные баллы

 

Итоговое количество баллов:

 

Оценка:

 

Баллы для оценки работы на уроке:

13-15 баллов «5»

10-12 баллов «4»

7-9 баллов «3»

Критерии для оценивания работы и выступления группы:

Эстетическая привлекательность работы.

Ответ на поставленный проблемный вопрос.

Грамотная, связанная речь.

Приложение 2

Задание группа 1

Докажите на примере строения дождевого червя, что Кольчатые черви более высокоорганизованная группа, чем Плоские и Круглые черви.

Задание группа 2

Охарактеризуйте приспособления дождевого червя среде на примере движения, питания, дыхания, размножения, перенесения неблагоприятных условий.

Почему дождевой червь называется «дождевым»?

Задание группа 4

Какова роль дождевых червей в природе и жизни человека? Почему наличие большого количества дождевых червей в почве ведёт к повышению урожая?

Задание группа 3

Какова классификация дождевого червя? Какие виды наиболее распространены? Почему в Калифорнии и Австралии охраняют дождевых червей?

Приложение 3

Материал для 1 группы

http://biouroki.ru/material/animals/cherv.html

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые

Кольчатые черви обладают самой высокой организацией по сравнению с другими типами червей; у них впервые появляются вторичная полость тела, кровеносная система, более высоко организована нервная система. У кольчатых червей внутри первичной полости образовалась другая, вторичная полость с собственными эластичными стенками из клеток мезодермы. Обитают в почве, пресной и морской воде.

Внешнее строение

Дождевой червь имеет почти круглое в поперечном разрезе тело длиной до 30 см; насчитывают 100-180 сегментов, или члеников. В передней трети тела находится утолщение – поясок (его клетки функционируют в период полового размножения и откладки яиц). По бокам каждого сегмента развиты по две пары коротких упругих щетинок, которые помогают животному при передвижении в почве. Тело имеет красновато-коричневую окраску, светлее на плоской брюшной и темнее на выпуклой спинной стороне.

Внутреннее строение

Характерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей развиты настоящие ткани. Снаружи тело покрыто слоем эктодермы, клетки которой образуют покровную ткань. Кожный эпителий богат слизистыми железистыми клетками.

Мышцы

Под клетками кожного эпителия находится хорошо развитая мускулатура, состоящая из слоя кольцевых и находящегося под ним более мощного слоя продольных мышц. Мощные продольные и кольцевые мышцы меняют форму каждого членика отдельно.

Пищеварительная система

Пищеварительная система начинается на переднем конце тела ротовым отверстием, из него пища поступает последовательно в глотку, пищевод (у дождевых червей в него впадают три пары известковых желёз, поступающая из них в пищевод известь служит для нейтрализации кислот гниющих листьев, которыми питаются животные). Затем пища переходит в расширенный зоб и небольшой мускульный желудок (мышцы в его стенках способствуют перетиранию пищи).

От желудка почти до заднего конца тела тянется средняя кишка, в которой под действием ферментов пища переваривается и всасывается. Непереваренные остатки поступают в короткую заднюю кишку и выбрасываются наружу через заднепроходное отверстие. Дождевые черви питаются полусгнившими остатками растений, которые они глотают вместе с землёй.

Кровеносная система

Кровеносная система замкнутая, состоит из кровеносных сосудов. Вдоль всего тела над кишечником тянется спинной сосуд, а под ним – брюшной.

В каждом сегменте их объединяет кольцевой сосуд. В передних сегментах некоторые кольцевые сосуды утолщены, их стенки сокращаются и ритмически пульсируют, благодаря этому кровь перегоняется из спинного сосуда в брюшной.

Нервная система

В переднем членике червя находится окологлоточное кольцо – самое крупное скопление нервных клеток. С него начинается брюшная нервная цепочка с узлами нервных клеток в каждом членике.

Такая нервная система узловатого типа образовалась при слиянии нервных тяжей правой и левой стороны тела. Она обеспечивает самостоятельность члеников и слаженную работу всех органов.

Органы выделения

Выделительная система

Органы выделения имеют вид тоненьких петлеобразно изогнутых трубочек, которые одним концом открываются в полость тела, а другим наружу. Новые, более простые воронкообразные органы выделения – метанефридии выводят вредные вещества во внешнюю среду по мере их накопления.

Размножение и развитие

Половая система

Размножение происходит только половым путём. Дождевые черви – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части. Семенники лежат впереди яичников. Оплодотворение червей перекрёстное.


 

Органы чувств

Органы чувств развиты очень слабо. У дождевого червя нет настоящих органов зрения, их роль выполняют отдельные светочувствительные клетки, находящиеся в кожном покрове. Там же помещаются рецепторы осязания, вкуса, обоняния.

Материал для 2 группы

http://gigabaza.ru/doc/95234.html

https://biouroki.ru/material/animals/cherv.html

Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

Мышечный аппарат всех червей представлен кожно-мышечным мешком, но опорный орган в виде гидроскелета появляется впервые только у круглых червей. Первичная полость круглых червей, заполнена жидкостью, не отделена от внутренних органов. Представьте, что такая «модель» размером с дождевого червя, а не микроскопическая, как свободноживущие нематоды, проходит испытание на прочность в плотном грунте, ей приходится протискиваться через острые частицы горных пород. Что произойдет при повреждении кожно-мышечного мешка? Полостная жидкость вытечет, кожно-мышечный мешок утратит опору, и организм погибнет.

Эту проблему природа решила 600 млн. лет назад, создав вторичную полость – целом. Современные кораблестроители используют «достижения» природной лаборатории для повышения «живучести» крупных судов, в особенности подводных лодок. Что же это за приспособления? Тело животного разделяется на сегменты, выложенные внутри эпителием. Перегородки между сегментами, а также правой и левой половинками каждого сегмента состоят из двойного слоя клеток. При повреждении кожно-мышечного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента. Так трюм корабля разделяется переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Такое строение полости тела организма оказалось очень удачным.

Когда дождевые черви передвигаются в рыхлой почве, они передним концом тела раздвигают ее частицы. В плотной почве черви проедают себе дорогу – пропускают почву через кишечник, выбрасывая ее через анальное отверстие. Тело дождевого червя может укорачиваться и утолщаться либо удлиняться и утончаться. Изменения в длине и толщине тела происходят благодаря работе кольцевых и продольных мышц. Путем их попеременного сокращения и расслабления червь передвигается.

Красный цвет крови дождевых червей обусловлен наличием в плазме гемоглобина. Он играет ту же роль что и у человека – питательные вещества растворёнными в крови разносятся по всему телу.

Для большинства кольчатых червей, в том числе и дождевых, характерно кожное дыхание, практически весь газообмен обеспечивается поверхностью тела, поэтому черви очень чувствительны к влажной почве и не встречаются в сухих песчаных почвах, где их кожа скоро подсыхает, а после дождей, когда в почве много воды, выползают на поверхность.


 

Органы выделения имеют вид тоненьких петлеобразно изогнутых трубочек, которые одним концом открываются в полость тела, а другим наружу. Новые, более простые воронкообразные органы выделения – метанефридии выводят вредные вещества во внешнюю среду по мере их накопления.

Размножение происходит только половым путём. Дождевые черви – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части. Семенники лежат впереди яичников. При спаривании сперматозоиды каждого из двух червей переносятся в семяприёмники (особые полости) другого. Оплодотворение червей перекрёстное.

Во время спаривания и откладки яиц клетки пояска на 32-37 – сегменте выделяют слизь, служащую для образования яйцевого кокона, и белковую жидкость для питания развивающегося зародыша. Выделения пояска образуют своеобразную слизистую муфту (1).

Червь выползает из неё задним концом вперёд, откладывая в слизь яйца. Края муфты слипаются и образуется кокон, который остаётся в земляной норке (2). Эмбриональное развитие яиц происходит в коконе, из него выходят молодые черви (3).


 

Дождевые черви способны к регенерации (легко восстанавливает заднюю часть).

Материал для 3 группы

http://home.damotvet.ru/gardening/835267.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8

Когда мы видим цветущий сад, мы понимаем, что в какой-то степени это благодаря земляным червям, которые обогащают почву питательными веществами. Эти создания перерабатывают органические вещества, находящиеся в почве, превращая их в питательные элементы, которые с легкостью впитываются растениями.

Когда земляные черви роют землю, они в то же время перепахивают ее, что позволяет корням разрастаться, обеспечивая здоровый рост растениям. Перепаханная почва впитывает воду и удерживает ее внутри. Вдобавок, в такой почве лучше циркулирует воздух. Движения земляных червей поднимают на поверхность питательные вещества, находящиеся глубоко в почве. Питательные вещества поступают в верхние слои почвы, откуда растениям легче впитывать их.

Помимо пользы, которую земляные черви приносят растениям, они также служат кормом для птиц. Ранней весной птицы прилетают в сады именно в поисках червей, потому что в это время года еще нет ни фруктов, ни семян, которые могли бы послужить для них кормом.

На значение дождевых червей в процессе образования почвы одним из первых указал Чарльз Дарвин в 1882 году. Земляные черви создают норки в почве (глубиной не менее 60—80 см, крупные виды — до 8 м), способствуя её аэрации, увлажнению и перемешиванию. Черви продвигаются через почву, расталкивая частицы или заглатывая их. Во время дождя земляные черви выходят на поверхность, так как они имеют кожное дыхание и начинают страдать от недостатка кислорода в переувлажненной почве.

Дождевые черви являются промежуточными хозяевами лёгочных гельминтов свиней и некоторых паразитов птиц.

Небольшие особи используются как живая наживка в любительской рыбалке.

Вермикультура

Разведение земляных червей (вермикультура) позволяет переработать различные виды органических отходов в качественное экологически чистое удобрение —биогумус. Кроме этого, благодаря плодовитости червей, можно наращивать их биомассу для использования в качестве кормовых добавок к рациону сельскохозяйственных животных и птицы. Для разведения червей подготавливают компост из различных органических отходов: навоза, куриного помета, соломы, опилок, опавших листьев, сорняков, веток деревьев и кустов, отходов перерабатывающей промышленности, овощехранилищ и т. д. После того, как в компосте условия среды приводят к оптимальным, осуществляется заселение червей в компост. Через 2—3 месяца производится выборка размножившихся червей из получившегося биогумуса.

Основоположник вермикультивирования Доктор Томас Дж. Баррет (1884 – 1975) на своей ферме «Earthmaster Farms» Thomas J. Barrett и Оливер с 1937 по 1950 год играли самую важную роль в деле убеждения садоводов, фермеров и других аграриев в ценности и потенциальной важности дождевых червей в агропроизводстве. В своих трудах доктор Баррет рассказывал о моркови весом 2,7 кг; пастернаке, весившем 1,8 кг; репе, которая весила 3,5 кг; урожае картофеля более 100 т/га; урожае лука более 80 т/га. Всё это было выращено в рамках его проекта «Earthmaster Farms» с помощью собственной популяции дождевых червей (Eisenia fetida andrei).

Применение в нетрадиционной медицине

В Западной Европе вымытых дождевых червей или порошок из высушенных червей клали на раны для их заживления, при туберкулёзе и раке применялась настойка на порошке, отваром лечили боль в ушах, настоянным на червях маслом — боролись с ревматизмом. Немецкий врач Шталь (1734) назначал порошок из высушенных червей при эпилепсии. Порошок использовался и в китайской традиционной медицине в составе снадобья для избавления от атеросклероза. А в русской народной медицине жидкость, истёкшую от посоленных и разогретых дождевых червей, закапывали в глаза при катаракте.

Материал для 4 группы

http://www.phytonica.ru/Nat/natur12.html

Тип КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ, класс ОЛИГОХЕТЫ, или МАЛОЩЕТИНКОВЫЕ, семейства ЭНХИТРЕИДЫ (1), ТРУБОЧНИКИ (2) и ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ (3-7)

1. Энхитрей беловатый — Enchytraeus albidus. До 4 см в длину. Встречается в разных местах: в кучах компоста и перегноя, по берегам водоемов (также Северного и Балтийского морей) и, к сожалению, в цветочных горшках («горшечный червь»), где мешает нормальному росту растений, объедая их корни. Правда, его можно специально разводить на корм рыбам и птицам, так как благодаря своей неприхотливости он прекрасно размножается в простых деревянных ящиках (при этом кормить можно, например, вареной картошкой). (О размножении см. 3. Дождевой червь четырехгранный).
2. Трубочник обыкновенный Tubifex tubifex. До 8 см в длину. Просвечивающая кровь окрашивает тело в красный цвет. На дне заиленных или загрязненных сточными водами ручьев (при малом содержании кислорода) нередки массовые скопления обыкновенного трубочника. Будучи потревожен, стремительно втягивается в жилую трубку. Питается органическими частичками ила. Излюбленная пища многих аквариумных рыб и земноводных.

Семейство дождевых червей (Lumbricidae) состоит почти из 170 видов, и относятся к типу кольчатых червей – Annelides. Все дождевые черви сходны по образу жизни. Они живут во влажных местах роя ходы под землей, в холод и засуху уходят глубоко в землю. После сильных дождей из-за недостатка воздуха дождевые черви вынуждены подниматься на поверхность. Питаются разлагающимися растительными остатками и почвенными микроорганизмами. Особенно много дождевых червей в земле садов, огородов и иных почвах, где их численность может достигать 400 штук на 1 м земли. Размер от 8 до 30см. Дождевые черви - гермафродиты. Они размножаются половым путем, используя перекрестное оплодотворение (взаимно оплодотворяя друг друга). Яйца, откладывают в слизистом коконе, из которых выходит до 10 зародышей.

3. Дождевой червь четырехгранный - Eiseniella tetraedra. 3-5 см в длину. Средняя и задняя части тела заметно четырехгранные. Поясок занимает с 22-25-го по 26-27-й сегмент. Встречается только в очень влажных местообитаниях, например в сырой земле, во влажном мху, возле водоемов. Размножается партеногенетически (девственное размножение без участия самцов). Все дождевые черви сходны по образу жизни. Они роют глубокие ходы под землей. После сильных дождей вынуждены покидать их, чтобы не задохнуться. Питаются разлагающимися растительными остатками и почвенными микроорганизмами, поэтому многие виды чрезвычайно полезны: способствуют образованию перегноя, разрыхляют, аэрируют и удобряют почву. Половозрелые черви (с пояском) взаимно оплодотворяют друг друга (гермафродиты) и откладывают коконы с яйцами. Согласно новым исследованиям, дожде­вые черви при раздражении выделяют долго действующее вещество испуга. Рыбаки используют этих червей в качестве наживки. В Европе 35 видов дождевых червей.

4. Дождевой червь зловонный -Eisenia foetida. 6- 13 см в длину. Характерный признак-красные или коричневые колечки на каждом сегменте (бороздки, разделяющие сегменты, светлые). Поясок с 24-26-го по 32-й сегмент. Издает специфический неприятный запах. Встречается преимущественно в навозных кучах и жирной садовой земле.

5. Дождевой червь желтовато-зеленый -Allophora chlorotica. 5-7 см в длину. Поясок с 28-29-го по 37-й сегмент. Окраска различная - желтоватая, зеленоватая или красноватая. Живет как в слегка влажной, так и в очень сырой почве (в садах, в речных береговых обрывах), в гниющей листве.

6. Дождевой червь красноватый -Lumbricus rubellus. 7-15 см в длину. Спинная сторона красновато-бурая и фиолетовая с перламутровым отливом. Поясок с 26-27-го по 32-й сегмент. Типичный обитатель более или менее влажной перегнойной почвы (обычно на небольшой глубине).

7. Дождевой червь наземный, или обыкновенный, (выползок) - Lumbricus terrestris. 9-30 см в длину. Поясок с 31-32-го по 37-й сегмент. Распространен широко. Особенно часто встречается в глинистых почвах. Влажными ночами выбирается на поверхность за остатками растений.

http://www.aquaria.com.ua/cherv.html

Австралийский гигантский дождевой червь (лат. Megascolides australis) — самое крупное из всех известных подземных беспозвоночных в мире. Он обитает исключительно в Гиппсленде — сельском районе штата Виктория площадью всего в 1000 кв. км. Да и то, встретить его тут можно далеко не на каждом углу — как настоящий дождевой червь, он выбирает для жизни глинистую и влажную почву недалеко от водоемов.

Жители Австралии очень почитают своих необычных соседей. В их честь даже учредили ежегодный международный фестиваль «Кармаи» (название червя на наречии местных аборигенов). Кроме того, в 1985 году был выстроен стометровый аттракцион-музей, посвященный гигантскому дождевому червю.

http://www.zoopicture.ru/gigantskij-dozhdevoj-cherv/

Знаменитые красные калифорнийские черви (или "красный гибрид") были запатентованы американским врачом Барретом в 1959 году как новая порода червей, которых он разводил на специальных плантациях, а затем вносил переработанную ими землю (вместе с червями) под огородные культуры. Результатом такого внесения стало резкое увеличение урожайности овощей и заметное улучшение их вкуса.

Красный калифорнийский червь отличается от других видов способностью перерабатывать все виды органики, а также очень высокой плодовитостью (более чем в 100 раз) и долгожительством (в 4 раза) по сравнению с "дикарями".

Российские учёные из Владимира получили селекционным методом три штамма компостных червей, получивших название "технологические", которые по своим характеристикам соответствуют красным калифорнийским червям. Оптимальными условиями обитания таких червей являются:

- температура субстрата 22 градуса (приемлемы колебания в ту и другую сторону на 5 градусов);

Из коконов (яиц), отложенных червями в компост, через 18-25 дней появляются молодые особи, которые через 2-3 месяца становятся половозрелыми и сами начинают откладывать яйца. За год количество червей увеличивается более чем в тысячу раз.

Приложение 4

1 группа

На данном экспонате представлено ____________________________________.

Если внимательно рассмотреть _____________________________, то можно рассмотреть, появившиеся у дождевых червей ____________, по сравнению с Плоскими и Круглыми.

В отличие от Плоских и Круглых червей у Кольчатых появляется _____________________ полость тела (_________________________), __________________ мешок, _________________________________, _____________________________. Таким образом, дождевые черви, как представители Типа Кольчатые более ________________________ группа червей.

Дождевые черви являются высокоорганизованной группой, потому что

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарю за внимание!

2 группа

На данном экспонате представлено _________________________________.

Вы можете наблюдать особенности движения дождевого червя за счет ______________________________________________________________, что позволяет ему быстро передвигаться в почве.

Питается дождевой червь __________________________________________.

Размножение осуществляется при ___________________________________

_________________________________________________________________

При наступлении неблагоприятных условий, червь _____________________

_________________________________________________________________

Дыхание дождевых червей происходит _______________________________

_______________. Поэтому _________________________________________

_______________________________________________________________ они получили свое название ___________________________________________

3 группа

На данном экспонате представлено _________________________________.

Всего в семействе дождевых червей _________________________________

Наиболее распространёнными являются: _____________________________,

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особого внимания заслуживают: __________________________________ и

__________________________________________________________________.

_______________________червь достигает размера ______________, продолжительность жизни у него ______________, он обитает только в ________________________________________________________________.

_______________________ червь отличается __________________________

_________________________________________________________________

Используется для __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 группа

На данном экспонате представлено ________________________________.

Как вы видите на нашей экспозиции дождевые черви участвуют в ______________________________, _________________________________

Являются ________________________________________________________

Особо следует отметить отдельное направление сельского хозяйства __________________________________________________________________. Основоположником которого стал _______________________________, которого Вы видите в _________

_______________________.

Данная технология позволяет ________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.