Урок истории в 6 классе «В рыцарском замке»
Тема: В рыцарском замке.
Цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы.
Задачи урока:
Обучающие –
Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания – получение информации при работе с историческими документами, схемами, таблицами.
Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма .
Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности – навыки индивидуальной и групповой деятельности.
Развивающие - Развитие речи. Развитие мышления.
Воспитательные - Воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
На основе Кодекса рыцарской чести доказать, что рыцарские идеалы – доблесть, честь, защита слабого, щедрость, борьба со злом и защита добра – вечны во все времена.
Оборудование:
мультимедийная презентация «Рыцарство», компьютер, проектор,
карточки с заданиями по группам, атлас Франкское государство в V- сер. IXвв., исторические документы, кроссворд.
Тип урока – комбинированный
Вид урока – практическая работа по группам.
Ход урока:
Актуализация знаний: Проверка пройденного материала:
1 группа: Работа с картой.
1. Покажите границы Франкской империи при Карле Великом.
2. Покажите части, на которые распалась Франкская империя после смерти Карла Великого.
2 группа: Отгадайте кроссворд.
1 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
3 |
|||||||||||
4 |
|||||||||||
5 |
Вопросы:
1. Вера во множество богов.
2. Ряд правителей одного рода, сменявших друг друга на престоле.
3. Королевские владения.
4. Земля. Наследственное владение.
5. Германские племена, вожде которых был Хлодвиг.
3 и 4 группа:
Фронтальная беседа.
На доске: перепутанная феодальная лестница.
Задание: Составьте правильно.
- Почему лестница называется феодальной.
- Почему такой социальный слой, как крестьяне не входит в феодальную лестницу.
- Почему время с конца IX в. в Зап. Европе назвали феодальной раздробленностью?
! Присоединяется 1 группа: Рассказывает о своем задании.
- Назовите причины феодальной раздробленности.
- Какие последствия имела феодальная раздробленность.
! Присоединяется 2 группа: Рассказывает задание. Все вместе проверяем кроссворд.
? Какое ключевое слово получилось? (замок)
Новый материал:
Учитель: Да, действительно. Сегодня на уроке мы поведем разговор о замках. Замки в Средневековой Европе строились специально для феодалов. Но о какой категории феодалов сегодня пойдет речь? Об этом вы узнаете, когда посмотрите фрагмент фильма по произведению Вальтера Скотта «Айвенго».
Просмотр фрагмента.
Учитель: О какой категории феодалов шла речь в фрагменте? (о рыцарях)
Итак, Рыцарский замок- тема нашего урока.- запись на доске и в тетради.
Учитель: Что в просмотренном фрагменте вам показалось уже известным? Что вы уже знаете о рыцарях?
А что вы еще хотели бы узнать о рыцарях?
Мы обязательно ответим на все, интересующие вас вопросы. Это и будут цели нашего урока.
Что же нам поможет узнать о том, как жили рыцари? (документы, источники, иллюстрации…)
Вступительное слово учителя: Говоря о Средневековье, многие сразу представляют себе как раз рыцарей. Действительно, эта эпоха в мировой истории очень запоминающаяся. В первую очередь на память приходят рыцарские крестовые походы, о них мы будем говорить на следующих уроках, вспоминаются замки, рыцарские турниры, ради любви совершались настоящие подвиги. Не случайно этой эпохе так много посвящено картин и литературных произведений. Самые знаменитые вы, наверное, уже читали или слышали о них: «Песнь о Роланде», поэма Вальтера Скотта «Ричард Львиное сердце», роман «Айвенго», Марк Твен «При дворе короля Артура» и многие другие. В них описываются и обряд посвящения в рыцари, их доспехи, вооружение, замки, ну и нравы.
Ну, во-первых, рыцарем мог стать первоначально любой мужчина, способный купить доспехи и оружие. Позже рыцарем мог стать только сын рыцаря. Правила гласили: «Если король, оказывая крестьянину милость, делает его рыцарем и при этом вместе с рыцарским достоинством жалует ему рыцарские права, то этим он нарушает закон. Даже посвящённый в рыцари крестьянин таковым не станет никогда».
! Задание: Давайте прочитаем документ в учебнике стр. 93. И ответим на вопрос: Какие умения для рыцаря были наиболее важны?
Сначала сын феодала отдавался на обучение знатному рыцарю - становился пажом, т.е. прислуживал, через 7 лет становился оруженосцем - сопровождал рыцаря в походах, за это время он должен был овладеть «семью добродетелями» - ездить верхом, владеть мечом, уметь плавать, охотиться, играть в шашки, сочинять стихи и петь. Примерно к 21 году при успешном прохождении испытаний его посвящали в рыцари.
Учитель: А сейчас мы с вами перенесемся в эпоху средневековой Европы и узнаем боле подробно о том, как жили рыцари.
Раздаются задания по группам. Дается 8 минут на подготовку.
Группа 1 Рыцарский замок.
Прочитайте текст документа «Замок рыцаря». Обратите внимание на картинку.
Из каких частей состоял замок. Подпишите картинку.
Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.
Замок феодала. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.
Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.
Чтобы проникнуть в замок, надо был преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.
На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.
Над всеми постройками возвышалась главная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были расположены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.
Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход.
Закрепление: Вопрос классу: Какие функции выполнял рыцарский замок.
Группа 2 Снаряжение рыцаря.
Обратите внимание на иллюстрацию «Средневековый рыцарь» и документ.
Стрелочками отметьте те элементы доспехов рыцаря, которые у вас имеются.
Зачем феодалам было необходимо тяжёлое вооружение?
Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей - тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетенная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооруженных воинов, конных и пеших, - целая «боевая единица».
Боевой конь, рыцарское снаряжение и снаряжение путников стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым зависимые крестьяне.
Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приемам и тактике боя.
Закрепление: Вопрос к классу.
1. Вызывается 1 человек, который на компьютере отмечает элементы снаряжения рыцаря.
В это время весь класс:
2. Работа с источником. Текст № 1.
Без промедления каждый снарядился:
В броню облекся, шлем на лоб надвинул,
Меч прицепил, в седло проворно прыгнул,
На шею щит четырехпольный вскинул,
Копье рукою правой крепко стиснул...
О каких элементах снаряжения говорится в тексте?
Группа 3 Развлечения рыцаря.
Составьте кластер «Основные занятия рыцаря».
На основании документов расскажите об основных занятиях рыцаря.
Какое значение имели для феодалов турниры и охота?
Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря - охота и турниры - были связаны с военным делом.
Война была профессией рыцаря. Установление мира казалось им обременительным. Война воспринималась не только, как развлечение, но и как источник доходов.
Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или раненым медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде.
Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знатные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.
Специальные глашатаи - герольды - объявляли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепью. Обычно турнир завершали пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и турнирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды.
Закрепление: Вопросы для класса: Просмотрите фрагмент фильма. 1)Какой обряд показан в фильме? 2) Какие цели, кроме развлечения преследовались рыцарями на турнире. 3)Как называется человек, представляющий участников турнира?
Группа 4 Кодекс рыцарской чести.
Прочитайте документ. Составьте план: Правила рыцарской доблести.
«Позор и срам мне страшны - не кончина». Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз - краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
Рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережливость, но проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.
Другим важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клеймо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» - сказано в одной из поэм. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.
В этот выработанный кодекс (законы) рыцарской чести входили и другие особые правила: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.
Но эти правила рыцарской чести применялись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородными», рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко.
Закрепление: Работа с источником. «Песнь о Роланде»
Не дай господь и ангелы святые,
Чтоб обесчестил я наш край родной.
Позор и срам мне страшны – не кончина.
Отвагою – вот чем мы Карлу милы.
- Что герой ценит выше своей жизни?
- В чем он видит позор и бесчестие?
Подведение итогов работы в группах:
- Вы узнали что- либо нового о рыцарях?
- А зачем нам необходимо изучение этой темы? Как в повседневной жизни мы можем использовать эти знания?
Вопрос мальчикам: Как должен выглядеть и вести себя современный рыцарь?
Вопрос девочкам: Какими качествами должен обладать современный рыцарь?
Учитель: (краеведческий материал) В Белгороде есть центр исторической реконструкции, где молодые люди воспроизводят исторические сюжеты, сами мастерят костюмы- копии тех, которые бытовали в то или иное время. Особую роль в исторических постановках занимают рыцарские турниры. Если вы заинтересуетесь этой темой и захотите больше узнать о рыцарях и их жизни, то вы можете посетить сайт этой организации, а когда подрастете, то и вступить в это историческое общество.
А заинтересовавшись историей, ученик нашего класса Серебренников Сергей вместе со своим папой начали реализовывать проект: Доспехи рыцаря. И я представляю вашему вниманию один из элементов рыцарской атрибутики. Что это? (меч) Мы надеемся, что в скором будущем увидим и остальные доспехи рыцаря в нашем музее.
Выставление оценок.
Актуализация домашнего задания:
Мы с вами выяснили, что каждый рыцарь имел свой отличительный знак- герб. НО! И цвета и форма герба, и каждый завиток на гербе были символичны. Я раздаю вам, ребята каждому эти символы. А вам задание следующее. Посоветовавшись с родителями вы составите ваш семейный герб и придумаете девиз вашей семьи. А на следующем уроке озвучите все это нам.
Символика цветов на гербах:
красный – «мужество», «страсть»; серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
голубой – «величие, красота, ясность»; золото – «богатство, сила, верность», «знатность».
зелёный – «изобилие, свобода, надежда»; пурпурный – «власть»;
чёрный – «печаль, скромность», «постоянство» .
Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род.
Символика изображений на щитах:
лев – отвага, сила, гнев, великодушие; журавль – бдительность и осторожность;
лилия – расцвет и успех. единорог – непобедимость; гриф – неустрашимость и свирепость;
кошка – независимость; волк – злость, жадность; кабан – бесстрашие;
петух – воинственность; павлин – хвастовство; розы – чистота, святость; ключи – открытость.
Запись домашнего задания.
Домашнее задание: Параграф 11, нарисовать герб своей семьи или составить небольшой рассказ о рыцарском турнире от лица участника или зрителя.
А мне хотелось бы подвести итог уроку стихами о рыцарском девизе. А вы прослушайте их и определите главную мысль стихотворения.
Девиз рыцаря
Елена Горева
Достойно жить, достойно умереть –
Вот рыцарский девиз и дело!
Пусть ждёт так много зла и смерть –
Преодолев свой страх, будь смелым!
Чтоб с уваженьем помнили друзья,
Чтоб с завистью враги следили!
Чтоб жизнь была всегда твоя
В геройском романтичном стиле.
Пока моря есть, реки, твердь,
Пока хоть кто-то будет верить
«Достойно жить и умереть!» -
Девиз останется на свете.
Быть справедливым, защищать,
Беречь от подлости и скверны,
Невинным зла не причинять
И до конца быть Богу верным!