Урок внеклассного чтения в 3 классе «Евгений Пермяк "Славка"»
Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе
Евгений Пермяк «Славка»
Педагог: Писарева Ольга Вениаминовна
Класс: 3В
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
Познакомить с произведением Евгения Пермяка «Славка», формировать умение анализировать текст, высказывать свои мысли.
Развивать память, мышление, речь, творческие способности, умения понимать поступки героев.
Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные УУД – базовые логические действия: определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению, делать выводы; базовые исследовательские действия: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения; работа с информацией: находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; выбирать источник получения информации; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; создавать таблицы для представления информации.
Коммуникативные УУД – общение: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
Личностные УУД - становление ценностного отношения к своей Родине – России; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Осмысление обучающимися своего опыта и знаний на основе полученной информации, воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи.
Предметные - различать литературные жанры, различать разные виды сказок: народные и авторские, уметь анализировать пословицы и поговорки, применять их к тексту произведения уметь находить межпредметные связи. Понимать нравственный смысл произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.
Регулятивные- самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Наглядные пособия: карточки с пословицами для работы в группах и на доске, табличка для заполнения площади поля, колоски пшеницы и овса, рисунок колоска для рефлексии, зернышки.
№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1. | Организационный момент | Добрый день, прекрасные девчонки и веселые мальчишки! Добрый день всем, у кого хорошее настроение! Добрый день всем, кто будет стараться хорошо работать на уроке! | Ученики настраиваются на урок. | ||||||||||||
2. | Актуализация знаний. | Ребята, посмотрите, что я принесла вам на урок. Что это? Из чего он сделан? Как думаете, почему именно пшеничный хлеб сегодня я принесла? Вы правы. Произведение, с которым сегодня познакомимся, связано с этим злаком. Еще у нас сегодня колосок пшеницы, но еще не спелой. От вас будет зависеть, успеет ли он созреть. (на доску вывешивается контур колоска с белыми зернами для рефлексии в конце урока). Сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Произведение, которое будем сегодня разбирать называется «Славка» автор Евгений Пермяк. Как думайте, о чем нам может сказать название? Какие произведения Евгения Пермяка мы с вами уже читали? Какая тема объединяет эти рассказы? Хорошо, молодцы. Как думаете, будет ли сегодняшнее произведение на эту тему? | Белый хлеб Из пшеничной муки Наверное, будем читать произведение о пшенице Правила работы в группах: 1.Работаем дружно. 2.Распределяем обязанности. 3.Объясняем свою точку зрения. 4.Важно мнение каждого. Может быть, его герой мальчик по имени Слава. «Чужая калитка», «Смородинка» Тема труда Скорее всего, да. | ||||||||||||
3 | Постановка учебной задачи. | Во время чтения нам встретятся слова, значение которых вы, наверняка, не знаете. Агроном Колхоз Председатель колхоза Молотьба Ток (слова вывешиваю на доску) Из каких источников можем узнать значение этих слов? Каждой группе необходимо найти значение своего слова и поделиться с нами полученной информацией. Итак, кто такой агроном? Когда-нибудь слышали о такой профессии? Что такое колхоз? А кем является председатель колхоза? Что такое молотьба? А вот у слова «ток» несколько значений. Учитывая предыдущие выступления, как думаете, какое значение подходит? | В толковом словаре, в интернете, спросить у взрослых. Три группы работают с толковыми словарями С.И.Ожегова, две группы – с компьютерами. Дети зачитывают информацию, которую нашли. В это время на слайде появляются соответствующие картинки | ||||||||||||
4. | Открытие нового знания. | Сейчас вы прослушайте произведение Евгения Пермяка «Славка». Вам задание: определить жанр этого произведения. Итак, определите жанр. Совершенно верно. У вас на столах лежат карточки со словами. Соберите пословицу из этих слов. человека, красит, а, труд, солнце, землю (обращаем внимание на недостающие знаки препинания, расставляем) Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Объясните, почему? Определим тему рассказа. Вы оказались правы. Тема рассказа «Славка» совпадает с уже прочитанными рассказами. Евгений Пермяк писал: «Только труд делает маленького человека большим, только труд приносит счастье, радость и почёт». Предлагаю построить паутинку ассоциаций к слову труд. Расскажите, что у вас получилось, какие слова подобрали? Прокомментируйте свои идеи. | Текст читают хорошо читающие ученики. Остальные дети слушают. Рассказ. Такие же слова на доске. Какая группа справляется быстрее, собирают пословицу на доске. Солнце красит землю, а человека труд. (пословица остается на доске) Подходит. Дети высказывают свою точку зрения. О труде, трудолюбии. Дети работают с ассоциациями на подготовленных листах. Каждая группа делится своими ассоциациями | ||||||||||||
5. | Физкультминутка. | - Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (дети присаживаются). - Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками. (дети встают, поднимают руки вверх). -Колоски тянутся к солнышку. (дети протягивают руки вверх). -Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище). -И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.1 | | ||||||||||||
6. | Первичное закрепление. | -Кто главный герой рассказа? -Сколько лет мальчику в начале рассказа? -О какой профессии мечтает Славик? Почему? -Что захотел выращивать? -Кто-то из вас знает, как выглядит пшеница? -Где видели? (учитель раздает детям колоски пшеницы и овса.) -Как думаете, какие из них колоски пшеницы? -Колоски какого еще злака у вас? -Вспомните, как отец отнесся к желанию мальчика? - Давайте проследим по тексту, как увеличивалось поле, на котором Славик выращивал пшеницу. Заполним табличку. Она лежит на столе.
-Проверим, что получилось. -Какое было поле в 1 год? -Увеличилось ли оно на следующий год? -Размер поля в 3 год? -Какая это площадь? (вспоминаем, как найти площадь прямоугольника) -Значительно ли увеличилось поле на 4 год? -Какого размера были поля на 5 и 6 года? -Как Славик обрабатывал поле? Ответьте отрывком из текста. -Вспомните и найдите в тексте, при каких обстоятельствах мальчик проявил настоящее мужество? -Как назвал его отец? -В прямом или переносном смысле употреблено это выражение? Почему? -Славик действительно проявил настоящее мужество. | Дети отвечают на вопросы. Дети рассматривают колоски пшеницы и овса. Одобрил его желание. И выделил поле. Дети работают с текстом, находят площадь участка, записывают в таблицу. Подчеркивают в тексте для подтверждения. В первый год 1м² Поле не увеличилось. 2м в длину и 1м в ширину. 2м² Оно стало 2м в ширину и 10м в длину, 20м² (каждый раз зачитывают строки из текста) Ученики работают с текстом, находят и зачитывают необходимую информацию | ||||||||||||
7. | Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль. | -Составим небольшую характеристику мальчика. Выберите из слов, которые вам даны, подходящие для Славика. -Прочитав рассказ, сможете мне ответить, легко ли вырастить пшеницу? -Смог ли Славка один справиться с такой большой работой? -Кто ему помогал? -Как думайте, легко ли было зернышки из колосков доставать? Найдите в тексте, как он это делал. -Хотите попробовать? -Рассмотрите зернышки. -Почему год от года урожай пшеницы был лучше и лучше? -Как назвали сорт пшеницы и почему? -Сбылась ли мечта мальчика стать агрономом? -Кто знает, зачем выращивают пшеницу? Что из нее получают? - Посмотрите на слайд. На нем записаны пословицы. Выберите только те, которые раскрывают смысл нашего рассказа. 1.Всякое умение трудом даётся. 2.С умом задумано, без ума сделано. 3.Суди о человеке по его труду. | Дети составляют характеристику, используя слова для справок. Объясняют, почему так написали. Ребята при помощи карандаша, как написано в тексте, достают пшеничные зерна из колосков.
Славик отбирал самые лучшие зерна. Ребята высказывают свои мысли. Подходят пословицы 1 и 3. Объясняют почему. | ||||||||||||
8. | Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Прочитав рассказ Пермяка, мы узнали о том, как Славик выращивал пшеницу, а также познакомились с профессией агронома. Как вы думаете, эта профессия современна? Нужна в наше время? Почему? У Славика получилось не просто вырастить пшеницу и стать агрономом, но и вывести новый сорт. Как думаете, а у нас получится вырастить пшеницу? Посеем зерна, которые вы намолотили? | Профессия агронома современна и актуальна. Поскольку сельскохозяйственные культуры выращивают и сейчас. Попробуем и обязательно получится | ||||||||||||
9. | Рефлексия деятельности. | У вас на партах лежат зернышки желтого и зеленого цвета. Если вы считаете, что хорошо поработали и помогли своей группе, возьмите желтое зернышко. Ну а если сегодня не все получилось, то – зеленое. Посмотрите, какой отличный колосок получился. | Дети прикрепляют выбранные зернышки к колоску. | ||||||||||||
10 | Домашнее задание. | Вам домашнее задание, узнать, когда нужно производить посевы пшеницы. | |
1 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/27/kartoteka-fizminutki-tema-khleb-0