Урок-игра по теме «Адресация в сети Internet» (9 класс)

7
0
Материал опубликован 29 March 2023

Урок информатики

Учитель: Малинкина Екатерина Михайловна

Класс: 9

Предмет: информатика

Тема: Адресация в сети Интернет

Цели урока:

Главная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с основными принципами организации Интернета, IP-адресацией, повторить навыки перевода в системах счисления с основаниями «2» и «10», сформировать умение решать задачи по восстановлению IP-адреса компьютера;

Обучающие цели: познакомить учащихся с основными принципами организации интернета, понятием IP-адреса, сформировать представление об IP-адресе компьютера и его связи с двоичной системой счисления, научить представлять IP-адрес компьютера;

Развивающие цели: развить аналитические способности, логическое мышление на примере анализа организации глобальной сети, развить алгоритмический подход при работе в глобальной сети;

Воспитывающие цели: воспитать информационно-культурный подход при работе в глобальной сети, юридически грамотное отношение к интернету, опасностям работы в сети и способам защиты от них, коммуникативные навыки.


Тип урока: комбинированный урок (урок-игра).


Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная,


Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, персональные компьютеры для учащихся с выходом в Интернет, презентация с макросом Drag and Drop, маршрутные листы на каждую группу, раздаточный материал (карточки с заданиями), папки с заданиями на компьютеры.

План урока:

Организационный момент (1-2 минуты).

Актуализация знаний (2 минуты).

Объяснение нового материала (5 минут).

Работа в группах (25 минут).

Подведение итогов урока /рефлексия, д/з, оценивание (5 минут).


Учебник: Информатика и ИКТ. Учебник. 9 класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний


Ход урока

Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих.

Актуализация знаний.

Ученикам предлагается выполнить задание на повторение материала прошлого урока. Для этого за компьютерами открыть ссылку (с телефона отсканировать QR-код со слайда) и соединить в пары понятия и их определения. Должно остаться одно лишнее определение (определение сети Интернет).

Слайд 1:


h1680082874.png
Слайд 1

https://learningapps.org/watch?v=pfr2z4pxj23

Каждый выполняет индивидуально, самого быстрого можно вызвать выполнить задание у доски.

Части задания:

Сообщение – передаваемая последовательность сигналов, символов, знаков.

Канал связи – система технических средств и среда распространения сигналов для передачи сообщений от источника к приёмнику.

Компьютерная сеть – два и более компьютеров, соединённых линиями передачи информации.

Локальная компьютерная сеть - объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии с возможностью совместного доступа к ресурсам друг друга и периферийным устройствам.

Сервер – мощный компьютер, на котором хранится основная часть программного обеспечения и данных, которыми могут воспользоваться другие компьютеры сети – клиенты.

Глобальная компьютерная сеть – система связанных между собой компьютеров, расположенных на сколь угодно большом удалении друг от друга.

Провайдер – организация, предоставляющая пользователям связь с глобальной сетью через свои компьютеры.

Когда большинство выполнило задание, учитель задает вопрос классу: «Какое определение у вас осталось без пары? Ответив на этот вопрос, вы сможете догадаться о теме нашего урока».

( - самая известная и обширная глобальная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров по всему миру в единую информационную систему)

«Как вы думаете, о чём идет речь в определении?»

Обучающиеся отвечают: «Это всемирная сеть Интернет!»

Учитель: «Верно! Но тема Интернет слишком обширная. Давайте сузим её. На следующем слайде есть несколько картинок. Что объединяет их?»

Слайд 2:


j1680083050.png
Слайд 2

Ученики делают свои предположения и находят верный ответ (адрес).

Учитель предлагает объединить два угаданных понятия и назвать тему урока.

Ученики сами озвучивают тему урока.


m1680083079.png
Слайд 2.1

Тема урока «Адресация в сети Интернет» (слайд 3).


h1680083111.png
Слайд 3

Учитель предлагает с помощью глаголов «узнать», «научиться»…ученикам определить свои цели урока.


Объяснение нового материала.

Учитель рассказывает начало темы, а конкретно п. 6.2.1 учебника «Как устроен Интернет» и п. 6.2.2 «IP-адрес компьютера».

Информация:

Интернет (англ. Internet, от лат. Inter - между и англ. net - сеть) - всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи локальных, региональных и корпоративных сетей.

Каждая входящая в Интернет сеть имеет свой собственный эксплуатационный центр, который отвечает за работу данного регионального участка Интернета.

У каждой из этих сетей может быть владелец, но Интернет в целом не принадлежит никому. Координирует развитие всемирной сети общественная организация Сообщество Интернета (InternetSociety, ISOC).

Надежность функционирования сети Интернет обеспечивается наличием большого количества каналов передачи информации между входящими в неё локальными, региональными и корпоративными сетями.

Для того чтобы подключить к сети Интернет свой домашний компьютер, необходимо воспользоваться услугами Интернет-провайдера. При каждом выходе пользователя в Интернет его компьютер соединяется с компьютерной системой провайдера.

Интернет соединяет различные модели компьютеров, с разным программным обеспечением. Это возможно благодаря реализации в программном обеспечении особых соглашений (правил), называемых протоколами.

Слайд 4:


h1680083139.png
Слайд 4

Каждый компьютер, подключённый к Интернету, получает свой уникальный 32-битовый идентификатор, называемый IP-адресом.

Таких адресов более 4 миллиардов.

Человеку, в отличие от технических систем, сложно работать с длинными цепочками из нулей и единиц. Поэтому вместо 32-битового представления мы используем запись IP-адреса в виде четырёх десятичных чисел (от 0 до 255), разделённых точками, например 204.152.190.71.

Для осуществления такого перехода 32-битовая запись разбивается на четыре части (по 8 битов), каждая из которых как 8-разрядное двоичное число переводится в десятичную систему счисления.

Как правило, при каждом выходе в Интернет ваш компьютер получает новый IP-адрес. Информация о том, когда и какие IP-адреса присваивались вашему компьютеру, сохраняется у провайдера.

Слайд 5:


z1680083163.png
Слайд 5
Работа в группах (игра в командах).

Учитель: «А теперь давайте поиграем в игру «Доставь новость первым!

Вы будете работать в командах по 4 человека. Каждая команда выберет себе один из цветов (красный, синий, зеленый, желтый). На экране будут отображаться ваши достижения фишками соответствующего цвета».

Показывает слайд 6 презентации с возможностью перетаскивания фишек команд (кстати, поле для игры сделано в виде схемы пакетной передачи информации).


q1680083191.png
Слайд 6

«Для того, чтобы добраться до финиша, вам предстоит выполнить 7 заданий. Только, когда вся команда выполнила задание, ваша фишка будет перемещена на новую локацию, и вы преступите к следующему заданию. Вам предстоит решать практические задачи и изучить недостающую теорию самостоятельно».

Маршрутный лист команды:

z1680083222.png
Маршрутный лист

Учитель разбивает ребят на команды по 4 человека (онлайн-жребий, по желанию). Каждая команда называется одним из цветов (красный, синий, желтый и зеленый).

Для каждой команды есть папка в сети с заданиями, где каждое задание находится в архивной папке с паролем. Для перехода к следующему заданию необходимо всей командой пройти предыдущее и получить у учителя пароль для разархивации следующего задания.

Задание 1 «Определение своего IP-адреса» выполняется за компьютерами на сервисе OnlineTestPad (в папке ссылка на тест). https://onlinetestpad.com/sigweb2wube2e


f1680083258.png
Задание 1

В системе можно проверить правильность, так как ответы регистрируются с IP-адресом:


y1680083285.png
Проверка Задание 1

Задание 2 «Перевод адреса из двоичной системы в десятичную» выполняется за компьютерами на сервисе OnlineTestPad (в папке ссылка на тест). Есть вариативность, всего 4 варианта задания с автоматической проверкой.

https://onlinetestpad.com/yagcnsxk266mu

Пример:


w1680083319.png
Задание 2

После верного выполнения задания ребята садятся за общий стол команды.


Задание 3 «Собери IP-адрес» выполняется за столом всеми участниками команды вместе. Каждой команде выдается свой отдельный адрес из четырех. Фрагменты адреса на карточках выдает учитель.

t1680081131al.png


q1680083353.png
Задание 3

Учитель проверяет выполнение и после верного ответа выдает пароль для следующего задания.

Задание 4 «Просмотр видео по теме «Доменная система имен. Протоколы передачи данных» и выполнения задания на сортировку доменов первого уровня» выполняется за компьютером на сервисе Learningapps c самопроверкой (в папке ссылка на задание).

https://learningapps.org/watch?v=poqwyiu4k23 видео

https://learningapps.org/watch?v=p5yjn54z323 задание


r1680083385.png
Задание 4

После выполнения ученики садятся за общий стол команды. Учитель выдает карточки для следующего задания.

Задание 5 «Собрать доменное имя сайтов» выполняется за столом всеми участниками вместе.


a1680083421.png
Задание 5

После проверки учителем карточки вклеиваются на маршрутный лист.

Учитель выдает пароль для задания №6.

Задание 6 «Определить IP-адрес сайта по символьному представлению» выполняется за компьютерами.

В задании №3 был собран и приеклеен к маршрутному листу IP-адрес, в задании №5 были определены 4 символьных адреса. Необходимо определить какому сайту принадлежит этот IP-адрес. Для этого за компьютерами по инструкции надо провести процедуру пингования:


d1680083463.png
Задание 6

И вписать имя нужного сайта в поле ответа на маршрутном листе.

Задание №7 «Определи последнюю новость» выполняется за компьютерами.

На определенном в задании №6 сайте нужно найти раздел новостей и записать в маршрутный лист последнюю новость. Результат предоставить учителю.

Учитель во время урока следит за выполнением заданий, координирует, выдает пароли и карточки, передвигает фишки команд на интерактивной доске.

Самая быстрая команда получает «5» и дополнительные баллы по информатике, остальные команды оцениваются по количеству выполненных заданий.

3-4 задания – отметка «3»

5-6 заданий – отметка «4»

7 заданий – отметка «5».


Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание.

Вопросы для рефлексии можно сделать в виде викторины на сервисе my quiz, озвучить оценки.

Домашнее задание:

Запишите в тетради IP – адрес вашего домашнего компьютера.

Определите, к какому классу адресов он относится

Пройти тест на закрепление изученного материала

https://onlinetestpad.com/rkosjaj5ht6re

Учебник п. 6.2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.