Урок-игра по теме «Адресация в сети Internet» (9 класс)
Урок информатики
Учитель: Малинкина Екатерина Михайловна
Класс: 9
Предмет: информатика
Тема: Адресация в сети Интернет
Цели урока:
Главная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с основными принципами организации Интернета, IP-адресацией, повторить навыки перевода в системах счисления с основаниями «2» и «10», сформировать умение решать задачи по восстановлению IP-адреса компьютера;
Обучающие цели: познакомить учащихся с основными принципами организации интернета, понятием IP-адреса, сформировать представление об IP-адресе компьютера и его связи с двоичной системой счисления, научить представлять IP-адрес компьютера;
Развивающие цели: развить аналитические способности, логическое мышление на примере анализа организации глобальной сети, развить алгоритмический подход при работе в глобальной сети;
Воспитывающие цели: воспитать информационно-культурный подход при работе в глобальной сети, юридически грамотное отношение к интернету, опасностям работы в сети и способам защиты от них, коммуникативные навыки.
Тип урока: комбинированный урок (урок-игра).
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная,
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, персональные компьютеры для учащихся с выходом в Интернет, презентация с макросом Drag and Drop, маршрутные листы на каждую группу, раздаточный материал (карточки с заданиями), папки с заданиями на компьютеры.
План урока:
Организационный момент (1-2 минуты).
Актуализация знаний (2 минуты).
Объяснение нового материала (5 минут).
Работа в группах (25 минут).
Подведение итогов урока /рефлексия, д/з, оценивание (5 минут).
Учебник: Информатика и ИКТ. Учебник. 9 класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих.
Актуализация знаний.
Ученикам предлагается выполнить задание на повторение материала прошлого урока. Для этого за компьютерами открыть ссылку (с телефона отсканировать QR-код со слайда) и соединить в пары понятия и их определения. Должно остаться одно лишнее определение (определение сети Интернет).
Слайд 1:
https://learningapps.org/watch?v=pfr2z4pxj23
Каждый выполняет индивидуально, самого быстрого можно вызвать выполнить задание у доски.
Части задания:
Сообщение – передаваемая последовательность сигналов, символов, знаков.
Канал связи – система технических средств и среда распространения сигналов для передачи сообщений от источника к приёмнику.
Компьютерная сеть – два и более компьютеров, соединённых линиями передачи информации.
Локальная компьютерная сеть - объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии с возможностью совместного доступа к ресурсам друг друга и периферийным устройствам.
Сервер – мощный компьютер, на котором хранится основная часть программного обеспечения и данных, которыми могут воспользоваться другие компьютеры сети – клиенты.
Глобальная компьютерная сеть – система связанных между собой компьютеров, расположенных на сколь угодно большом удалении друг от друга.
Провайдер – организация, предоставляющая пользователям связь с глобальной сетью через свои компьютеры.
Когда большинство выполнило задание, учитель задает вопрос классу: «Какое определение у вас осталось без пары? Ответив на этот вопрос, вы сможете догадаться о теме нашего урока».
( - самая известная и обширная глобальная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров по всему миру в единую информационную систему)
«Как вы думаете, о чём идет речь в определении?»
Обучающиеся отвечают: «Это всемирная сеть Интернет!»
Учитель: «Верно! Но тема Интернет слишком обширная. Давайте сузим её. На следующем слайде есть несколько картинок. Что объединяет их?»
Слайд 2:
Ученики делают свои предположения и находят верный ответ (адрес).
Учитель предлагает объединить два угаданных понятия и назвать тему урока.
Ученики сами озвучивают тему урока.
Тема урока «Адресация в сети Интернет» (слайд 3).
Учитель предлагает с помощью глаголов «узнать», «научиться»…ученикам определить свои цели урока.
Объяснение нового материала.
Учитель рассказывает начало темы, а конкретно п. 6.2.1 учебника «Как устроен Интернет» и п. 6.2.2 «IP-адрес компьютера».
Информация:
Интернет (англ. Internet, от лат. Inter - между и англ. net - сеть) - всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи локальных, региональных и корпоративных сетей.
Каждая входящая в Интернет сеть имеет свой собственный эксплуатационный центр, который отвечает за работу данного регионального участка Интернета.
У каждой из этих сетей может быть владелец, но Интернет в целом не принадлежит никому. Координирует развитие всемирной сети общественная организация Сообщество Интернета (InternetSociety, ISOC).
Надежность функционирования сети Интернет обеспечивается наличием большого количества каналов передачи информации между входящими в неё локальными, региональными и корпоративными сетями.
Для того чтобы подключить к сети Интернет свой домашний компьютер, необходимо воспользоваться услугами Интернет-провайдера. При каждом выходе пользователя в Интернет его компьютер соединяется с компьютерной системой провайдера.
Интернет соединяет различные модели компьютеров, с разным программным обеспечением. Это возможно благодаря реализации в программном обеспечении особых соглашений (правил), называемых протоколами.
Слайд 4:
Каждый компьютер, подключённый к Интернету, получает свой уникальный 32-битовый идентификатор, называемый IP-адресом.
Таких адресов более 4 миллиардов.
Человеку, в отличие от технических систем, сложно работать с длинными цепочками из нулей и единиц. Поэтому вместо 32-битового представления мы используем запись IP-адреса в виде четырёх десятичных чисел (от 0 до 255), разделённых точками, например 204.152.190.71.
Для осуществления такого перехода 32-битовая запись разбивается на четыре части (по 8 битов), каждая из которых как 8-разрядное двоичное число переводится в десятичную систему счисления.
Как правило, при каждом выходе в Интернет ваш компьютер получает новый IP-адрес. Информация о том, когда и какие IP-адреса присваивались вашему компьютеру, сохраняется у провайдера.
Слайд 5:
Учитель: «А теперь давайте поиграем в игру «Доставь новость первым!
Вы будете работать в командах по 4 человека. Каждая команда выберет себе один из цветов (красный, синий, зеленый, желтый). На экране будут отображаться ваши достижения фишками соответствующего цвета».
Показывает слайд 6 презентации с возможностью перетаскивания фишек команд (кстати, поле для игры сделано в виде схемы пакетной передачи информации).
«Для того, чтобы добраться до финиша, вам предстоит выполнить 7 заданий. Только, когда вся команда выполнила задание, ваша фишка будет перемещена на новую локацию, и вы преступите к следующему заданию. Вам предстоит решать практические задачи и изучить недостающую теорию самостоятельно».
Учитель разбивает ребят на команды по 4 человека (онлайн-жребий, по желанию). Каждая команда называется одним из цветов (красный, синий, желтый и зеленый).
Для каждой команды есть папка в сети с заданиями, где каждое задание находится в архивной папке с паролем. Для перехода к следующему заданию необходимо всей командой пройти предыдущее и получить у учителя пароль для разархивации следующего задания.
Задание 1 «Определение своего IP-адреса» выполняется за компьютерами на сервисе OnlineTestPad (в папке ссылка на тест). https://onlinetestpad.com/sigweb2wube2e
В системе можно проверить правильность, так как ответы регистрируются с IP-адресом:
Задание 2 «Перевод адреса из двоичной системы в десятичную» выполняется за компьютерами на сервисе OnlineTestPad (в папке ссылка на тест). Есть вариативность, всего 4 варианта задания с автоматической проверкой.
https://onlinetestpad.com/yagcnsxk266mu
Пример:
После верного выполнения задания ребята садятся за общий стол команды.
Задание 3 «Собери IP-адрес» выполняется за столом всеми участниками команды вместе. Каждой команде выдается свой отдельный адрес из четырех. Фрагменты адреса на карточках выдает учитель.
Учитель проверяет выполнение и после верного ответа выдает пароль для следующего задания.
Задание 4 «Просмотр видео по теме «Доменная система имен. Протоколы передачи данных» и выполнения задания на сортировку доменов первого уровня» выполняется за компьютером на сервисе Learningapps c самопроверкой (в папке ссылка на задание).
https://learningapps.org/watch?v=poqwyiu4k23 видео
https://learningapps.org/watch?v=p5yjn54z323 задание
После выполнения ученики садятся за общий стол команды. Учитель выдает карточки для следующего задания.
Задание 5 «Собрать доменное имя сайтов» выполняется за столом всеми участниками вместе.
После проверки учителем карточки вклеиваются на маршрутный лист.
Учитель выдает пароль для задания №6.
Задание 6 «Определить IP-адрес сайта по символьному представлению» выполняется за компьютерами.
В задании №3 был собран и приеклеен к маршрутному листу IP-адрес, в задании №5 были определены 4 символьных адреса. Необходимо определить какому сайту принадлежит этот IP-адрес. Для этого за компьютерами по инструкции надо провести процедуру пингования:
И вписать имя нужного сайта в поле ответа на маршрутном листе.
Задание №7 «Определи последнюю новость» выполняется за компьютерами.
На определенном в задании №6 сайте нужно найти раздел новостей и записать в маршрутный лист последнюю новость. Результат предоставить учителю.
Учитель во время урока следит за выполнением заданий, координирует, выдает пароли и карточки, передвигает фишки команд на интерактивной доске.
Самая быстрая команда получает «5» и дополнительные баллы по информатике, остальные команды оцениваются по количеству выполненных заданий.
3-4 задания – отметка «3»
5-6 заданий – отметка «4»
7 заданий – отметка «5».
Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание.
Вопросы для рефлексии можно сделать в виде викторины на сервисе my quiz, озвучить оценки.
Домашнее задание:
Запишите в тетради IP – адрес вашего домашнего компьютера.
Определите, к какому классу адресов он относится
Пройти тест на закрепление изученного материала
https://onlinetestpad.com/rkosjaj5ht6re
Учебник п. 6.2