Урок-игра по русскому языку с использованием ЭОР на тему «Звук [Р]»

4
2
Материал опубликован 23 February 2018 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Казанская средняя общеобразовательная школа

 

 
 

 

 

 

Ул. М.Путилова, 1 с. Казанское, Тюменская обл. 627420, телефон/ факс 4-18-80

 

 

 

 

 

Урок-игра

с использованием ЭОР:

« Звук /Р/».

учителя- логопеда первой квалификационной категории

Каренгиной Светланы Геннадьевны

Казанская основная общеобразовательная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

структурное подразделение 

муниципального автономного образовательного учреждения

Казанская средняя  общеобразовательная школа

Казанского района

 

 

 

 

                                                                                       Экспертная группа в  составе:

                          Председатель:                     Новосёлова Светлана Николаевна, учитель                                       

                                                                начальных классов высшей     квалификационной  

                                                                категории МАОУ  Казанская  средняя   

                                                                общеобразовательная школа Казанского района

 

                         Члены

экспертной группы:            Гетьман Людмила  Самуиловна , заведующая          Казанской ООШ для обучающихся с ОВЗ

структурное подразделение

МАОУ Казанская СОШ

                                                                                      Силифонова Нина Александровна,

Дефектолог ПМПК

Казанского района

 

с.Казанское2017г.

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Казанская средняя общеобразовательная школа

 

 
 

 

 

 

Ул. М.Путилова, 1 с. Казанское, Тюменская обл. 627420, телефон/ факс 4-18-80

 

 

 

 

Урок-игра

с использованием ЭОР:

« Звук /Р/».

 

Форма урока: урок-игра «Воспитание правильного произношения сонорного звука /Р/».

Педагогические технологии:

ü Технология развивающего обучения;

ü Компьютерные технологии в коррекции речи;

ü Технология перспективно — опережающего обучения;

ü Игровые технологии;

ü Здоровье сберегающие технологии;

Аудитория:  учащийся 3-го класса.

Цель: воспитать правильное произношение звука [Р] на основе применения электронного образовательного ресурса «Логомер 2» программно - дидактического комплекса «Мерсибо».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

ü  Знакомство учащегося с ЭОР «Логомер 2» и ее главными героями.

ü  Преодоление  при необходимости психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха при работе с ним.

ü  Формирование у учащегося навыка работы на встроенном сенсорном экране с подъемным механизмом.

ü  Разработка и тренировка органов артикуляции сонорного звука /Р/ .

ü  Тренировка воздушной струи сонорного звука /Р/.

ü  Развитие фонематического слуха сонорного звука /Р/.

ü  Автоматизация трудного звука /Р/ в активной речи.

 

Коррекционно-развивающие:

ü  развивать мимическую мускулатуру детей;

ü  развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

ü  координацию речи с движением;

ü  развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, зрительное и фонематическое восприятие;

ü  обогащать и актуализировать словарь.

 

Коррекционно-воспитательные:

ü  формирование положительной установки на участие в занятии;

ü  формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

ü  повышение речевой активности.

 

Оборудование:

ü Мультимедийный образовательный интерактивный логопедический стол Logo 25 с встроенным  антивандальным сенсорным экраном  и беспроводной радиосвязью.

ü Микрофон.

ü «Домик эмоций».

ü Конвертик с картинкой  «Пазл-сюрприз».

ü Программно- дидактический комплекс «Мерсибо» с  современным универсальным набором интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета.

 

Методические приемы:

 Наглядность (использование логопедических пособий , сделанных своими руками; предметов, карточка-пазл), совместная деятельность, использование театрализации и игровых ситуаций.

 

Структура урока:

Организационный момент.

 

Самооценка эмоционального состояния.

 

Звукоподражание.

 

Основная часть.

 

Артикуляционная гимнастика.

 

Дыхание, воздушная струя.

 

Фонематический слух.

 

Моторика. Физминутка.

 

Звукопроизношение.

 

Связная речь.

 

Словарный запас.

 

Подведение итогов занятия.

 

Рефлексия.

 

Ход занятия:

 

Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давай, (имя ребенка), поздороваемся с ними. Скажи, (имя ребенка), с каким настроением пришел-(ла)  на занятие? Давай, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечко нашего человечка настроения. Молодец, (имя ребенка). (садится за парту).

В нашем  русском языке много разных звуков, и мне очень хочется,  чтобы  (имя ребенка), научился-(лась)  произносить их чётко и правильно. Я приглашаю всех  в этот удивительный мир звуков.

1. Игра:Звукоподражание «Пожужжим».

 Цель : Вызвать у ребенка подражание речевому звуку с помощью проговаривания трудных звуков. Ребенок, подражая им, пытается произнести звуки правильно. Намного интересней повторять такие звуки за животными и насекомыми, чем за логопедом.

Проверить есть ли у ребенка нарушение звукопроизношения изолированно и в слоговой структуре.

 

(Имя ребенка), на столе лежит конвертик с картинкой пазл-сюрприз, собери ее. Что получилось? Машина. А как работает  мотор машины? РРРРРР. Все верно.

(Имя ребенка),как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать на нашем логопедическом занятии. (учащийся сам обозначает тему логопедического занятия).

Верно. Тема нашего занятия «Воспитание правильного произношения сонорного звука /Р/».

Основная часть.

 

2.  ИграЭОР «Артикуляционная гимнастика». Комплекс упражнений для сонорных звуков.

Цель : Тренировка органов артикуляции. Комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата позволяет провести привычную « зарядку для язычка» под музыку. Эффективность такой зарядки видна сразу.

 

3. ИграЭОР  на тренировку воздушной струи «Вертолет», «Торт со свечками».

Цель: Выработка сильной и плавной направленной воздушной струи. Задача ребенка- дуть в микрофон. Задача специалиста- объяснить ребенку , как правильно дуть.

 

4. ИграУпражнение на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия «Правильный банан».

Цель: Развитие фонематического восприятия и тренировка фонематического слуха. Развитие речевого внимания. Ребенок учится слышать правильное произношение.

 

5. Физминутка. ИграЭОР  на развитие общей  и мелкой моторики, для применения физминуток  «А ты так можешь?», «Настольные пальчики».

Цель: Физкультура укрепляет мышцы и придает организму сил. Делать зарядку с веселыми героями этой игры детям очень интересно. Развитие моторики тесно связано с развитием речи. Подвижные занятия помогут ребенку улучшить моторику и будут способствовать активному развитию речи.

 

6. ИграЭОР  на звукопроизношение и автоматизацию трудного звука в активной речи . Игра «Капризная Марта», «Буратино -1»

Цель: Автоматизация трудного звука /р/ в активной речи. Активизация слухового внимания, т.к из множества вариантов надо выбрать только тот вариант, который содержит звук /Р/.

В ЭОР «Буратино -1» необходимо преодолеть множество препятствий: отгадать загадки, повторить чистоговорки, назвать правильно слова которые содержит звук /Р/.

 

7. ИграЭОР  на развитие связной речи  «Что сначала?».

Цель: Составление рассказа по серии картинок. Достаточно предложить 2-3 варианта рассказа, что бы понять есть ли у ребенка трудности с составлением предложений. Воспитать умение у учащегося  формулировать свои мысли.

 

8. ИграЭОР  на расширение словарного запаса «Таинственная картина».

Цель: Пополнение словарного запаса. Возможность повторения слов на сонорный звук. Составление рассказа по картине, которая появится после отгаданных слов.

     

 Подведение итогов логопедического занятия.

 

Наше занятие-игра с «Логомер 2» и ее главными героями закончилось. Мы многое узнали, многому научились. Давай, (имя ребенка), вместе заполним короткий тест. Я задаю вопрос, ты (имя ребенка),отвечаешь, и мы сразу проверяем правильно ли мы все запомнили:

- Какие  упражнения-игры мы сегодня выполняли? (……..)

- Какие герои живут в нашем  компьютерном доме-игре «Логомер»? (……..)

- Какие герои запомнились и понравились больше всего?(……..)

- Какой звук мы сегодня использовали в речи и упражнениях-играх? (Р)

- Кто самые замечательные знатоки ?  (МЫ)

- С каким настроением мы пришли на урок. А сейчас у Вас изменилось оно или осталось прежним? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших человечков настроения.

 

Молодец, ты сегодня очень старался- (лась), поэтому четко и ясно произносил -(а) звук /Р/ .

И этому научил-(а)  наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте правильно и красиво использовать звук /Р/ в речи.

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Казанская средняя общеобразовательная школа

 

 
 

 

 

 

Ул. М.Путилова, 1 с. Казанское, Тюменская обл. 627420, телефон/ факс 4-18-80

 

 

 

 

Самоанализ

 

      Индивидуальное логопедическое занятие-игра, проведенное мною с учащимся третьего  класса VIII вида, направленно на  воспитание правильного произношения сонорного звука /Р/ способствующего успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.

    У детей данной категории  отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произвольной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания, познавательных  процессов, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, нарушения  речи очень часто встречается у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевое  заключение ребенка (ОНР 3 уровня, ротацизм), особенности психического развития ребенка школьного возраста, его индивидуальные возмож­ности.

      В связи с модернизацией российского образования учителя –логопеды  применяют не только традиционные формы обучения, но и внедряют инновационные методики. Поговорим о том, какие существуют требования к электронному образовательному ресурсу.

       Федеральные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, которые воспроизводятся с помощью электронных устройств. В общем случае к ЭОР приравнивают звукозаписи и видеофильмы, воспроизводить которые можно с помощью плеера или магнитофона. Самые эффективные и современные записи именуют цифровыми ресурсами, подразумевая, что воспроизводить их можно будет с помощью цифровых устройств. «Логомер 2» соответствует современным требованиям специалистов. «Логомер 2» выполняет требования ФГОС и ИКТ.        Комплекс соответствует требованиям современных ФГОС: занятия носят игровой характер, привычный детям,  создаются пособия и адаптируются игры к индивидуальным особенностям ребенка. «Логомер 2» — образец ИКТ в современном образовании. Логопед  использует компьютер или интерактивную доску для развития детей. Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Сами игры сделаны качественно: графика не расплывается на большом экране, озвучка не хрипит при максимальной громкости и анимация плавная.

 

Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель: воспитать правильное произношение звука [Р] на основе применения электронного образовательного ресурса «Логомер 2» программно - дидактического комплекса «Мерсибо».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

ü  Знакомство учащегося с ЭОР «Логомер 2» и ее главными героями.

ü  Преодоление  при необходимости психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха при работе с ним.

ü  Формирование у учащегося навыка работы на встроенном сенсорном экране с подъемным механизмом.

ü  Разработка и тренировка органов артикуляции сонорного звука /Р/ .

ü  Тренировка воздушной струи сонорного звука /Р/.

ü  Развитие фонематического слуха сонорного звука /Р/.

ü  Автоматизация трудного звука /Р/ в активной речи.

Коррекционно-развивающие:

ü  развивать мимическую мускулатуру детей;

ü  развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

ü  координацию речи с движением;

ü  развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, зрительное и фонематическое восприятие;

ü  обогащать и актуализировать словарь.

Коррекционно-воспитательные:

ü  формирование положительной установки на участие в занятии;

ü  формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

ü  повышение речевой активности.

Оборудование:

ü  Мультимедийный образовательный интерактивный логопедический стол Logo 25 с встроенным  антивандальным сенсорным экраном  и беспроводной радиосвязью.

ü  Микрофон.

ü  «Домик эмоций».

ü  Конвертик с картинкой  «Пазл-сюрприз».

ü  Программно- дидактический комплекс «Мерсибо» с  современным универсальным набором интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета.

Методические приемы:

 Наглядность (использование логопедических пособий , сделанных своими руками; предметов, карточка-пазл), совместная деятельность, использование театрализации и игровых ситуаций.

 

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения учащимся фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений.

Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты. 

На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. На занятии проходило знакомство с ЭОР «Логомер 2» и ее главными героями, где учащийся выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность ребенка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала учащийся произносил изолированный звук /Р/, затем слоги и слова с изучаемыми звуками и, наконец, предложения (составлял самостоятельно, проговаривал скороговорки).

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи­нены заданной теме и целям занятия.

        Смена интерактивных дидактических материалов на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Учащийся третьего класса динамично переключался со словесных игр на игры с предметами  и играми программно – дидактического комплекса «Логомер-2». Выше упомянутый комплекс является принципиально новым продуктом в российском образовании. Комплекс соответствует требованиям современных ФГОС: занятие носит игровой характер, привычный детям, созданные пособия  адаптируются к индивидуальным особенностям ребенка. «Логомер 2» — образец ИКТ в современном образовании. Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Сами игры сделаны качественно: графика не расплывается на большом экране, озвучка не хрипит при максимальной громкости и анимация плавная.

В занятие была также включена физминутка, которая отражала тематику занятия: развитие общей моторики, координированность движений, чувство ритма.

Для получения более высоких результатов деятельности учащегося  были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия (в том числе и сделанные руками учащихся), дидактический раздаточный материал, и ТСО. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность ребенка. Ученику третьего класса  предлагались задания, побуждающие их использовать в соб­ственной речи изучаемые звуки. Побуждая ребенка к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Создавала ситуацию успеха ребенку, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи учащегося.  Максимально учитывала интерес и способности третьеклассника , варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

           Анализируя деятельность ребенка  на занятии, хочется отметить, что он  проявлял познавательную активность, эмоционально реагировал на приемы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Он был заинтересован, внимателен, организован.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию учащегося на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены  практически в полном объеме и цель достигнута.

Комментарии

У Вас цель занятия: воспитать правильное произношение звука [Р] на основе применения электронного образовательного ресурса «Логомер 2» программно - дидактического комплекса «Мерсибо». Следом Вы сообщаете, проходит Игра: Звукоподражание «Пожужжим», цель которой вызвать у ребенка подражание речевому звуку с помощью проговаривания трудных звуков. Ребенок, подражая им, пытается произнести звуки правильно. Проверить есть ли у ребенка нарушение звукопроизношения изолированно и в слоговой структуре. Так цель игры вызвать подражание или проверить есть ли нарушение звукопроизношения, или вы уже предполагаете правильный ответ ребёнка РРРР. Ваш вопрос и ответ ребёнка: "А как работает мотор машины? РРРРРР. Все верно". Дальше - вернёмся к цели занятия. Цель занятия - воспитать правильное произношение звука [Р], и даёте игру №6 на автоматизацию трудного звука в активной речи - ИграЭОР на звукопроизношение и автоматизацию трудного звука в активной речи . Игра «Капризная Марта», «Буратино -1», тогда для чего была артикуляционная гимнастика для сонора. В ЭОР «Буратино -1» необходимо преодолеть множество препятствий: отгадать загадки, повторить чистоговорки, назвать правильно слова которые содержит звук /Р/.

8 April 2018

С удовольствием бы рассмотрела Ваш вариант разработанного вами конспекта логопедического занятия на данную тему с использованием ЭОР Логомер 2.

12 April 2018