Урок-игра по русскому языку с использованием ЭОР на тему «Звук [Р]»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Казанская средняя общеобразовательная школа
Ул. М.Путилова, 1 с. Казанское, Тюменская обл. 627420, телефон/ факс 4-18-80
Урок-игра
с использованием ЭОР:
« Звук /Р/».
учителя- логопеда первой квалификационной категории
Каренгиной Светланы Геннадьевны
Казанская основная общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
структурное подразделение
муниципального автономного образовательного учреждения
Казанская средняя общеобразовательная школа
Казанского района
Экспертная группа в составе:
Председатель: Новосёлова Светлана Николаевна, учитель
начальных классов высшей квалификационной
категории МАОУ Казанская средняя
общеобразовательная школа Казанского района
Члены
экспертной группы: Гетьман Людмила Самуиловна , заведующая Казанской ООШ для обучающихся с ОВЗ
структурное подразделение
МАОУ Казанская СОШ
Силифонова Нина Александровна,
Дефектолог ПМПК
Казанского района
с.Казанское2017г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Казанская средняя общеобразовательная школа
Ул. М.Путилова, 1 с. Казанское, Тюменская обл. 627420, телефон/ факс 4-18-80
Урок-игра
с использованием ЭОР:
« Звук /Р/».
Форма урока: урок-игра «Воспитание правильного произношения сонорного звука /Р/».
Педагогические технологии:
ü Технология развивающего обучения;
ü Компьютерные технологии в коррекции речи;
ü Технология перспективно — опережающего обучения;
ü Игровые технологии;
ü Здоровье сберегающие технологии;
Аудитория: учащийся 3-го класса.
Цель: воспитать правильное произношение звука [Р] на основе применения электронного образовательного ресурса «Логомер 2» программно - дидактического комплекса «Мерсибо».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
ü Знакомство учащегося с ЭОР «Логомер 2» и ее главными героями.
ü Преодоление при необходимости психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха при работе с ним.
ü Формирование у учащегося навыка работы на встроенном сенсорном экране с подъемным механизмом.
ü Разработка и тренировка органов артикуляции сонорного звука /Р/ .
ü Тренировка воздушной струи сонорного звука /Р/.
ü Развитие фонематического слуха сонорного звука /Р/.
ü Автоматизация трудного звука /Р/ в активной речи.
Коррекционно-развивающие:
ü развивать мимическую мускулатуру детей;
ü развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
ü координацию речи с движением;
ü развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, зрительное и фонематическое восприятие;
ü обогащать и актуализировать словарь.
Коррекционно-воспитательные:
ü формирование положительной установки на участие в занятии;
ü формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
ü повышение речевой активности.
Оборудование:
ü Мультимедийный образовательный интерактивный логопедический стол Logo 25 с встроенным антивандальным сенсорным экраном и беспроводной радиосвязью.
ü Микрофон.
ü «Домик эмоций».
ü Конвертик с картинкой «Пазл-сюрприз».
ü Программно- дидактический комплекс «Мерсибо» с современным универсальным набором интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета.
Методические приемы:
Наглядность (использование логопедических пособий , сделанных своими руками; предметов, карточка-пазл), совместная деятельность, использование театрализации и игровых ситуаций.
Структура урока:
Организационный момент.
Самооценка эмоционального состояния.
Звукоподражание.
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхание, воздушная струя.
Фонематический слух.
Моторика. Физминутка.
Звукопроизношение.
Связная речь.
Словарный запас.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давай, (имя ребенка), поздороваемся с ними. Скажи, (имя ребенка), с каким настроением пришел-(ла) на занятие? Давай, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечко нашего человечка настроения. Молодец, (имя ребенка). (садится за парту).
В нашем русском языке много разных звуков, и мне очень хочется, чтобы (имя ребенка), научился-(лась) произносить их чётко и правильно. Я приглашаю всех в этот удивительный мир звуков.
1. Игра:Звукоподражание «Пожужжим».
Цель : Вызвать у ребенка подражание речевому звуку с помощью проговаривания трудных звуков. Ребенок, подражая им, пытается произнести звуки правильно. Намного интересней повторять такие звуки за животными и насекомыми, чем за логопедом.
Проверить есть ли у ребенка нарушение звукопроизношения изолированно и в слоговой структуре.
(Имя ребенка), на столе лежит конвертик с картинкой пазл-сюрприз, собери ее. Что получилось? Машина. А как работает мотор машины? РРРРРР. Все верно.
(Имя ребенка),как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать на нашем логопедическом занятии. (учащийся сам обозначает тему логопедического занятия).
Верно. Тема нашего занятия «Воспитание правильного произношения сонорного звука /Р/».
Основная часть.
2. ИграЭОР «Артикуляционная гимнастика». Комплекс упражнений для сонорных звуков.
Цель : Тренировка органов артикуляции. Комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата позволяет провести привычную « зарядку для язычка» под музыку. Эффективность такой зарядки видна сразу.
3. ИграЭОР на тренировку воздушной струи «Вертолет», «Торт со свечками».
Цель: Выработка сильной и плавной направленной воздушной струи. Задача ребенка- дуть в микрофон. Задача специалиста- объяснить ребенку , как правильно дуть.
4. ИграУпражнение на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия «Правильный банан».
Цель: Развитие фонематического восприятия и тренировка фонематического слуха. Развитие речевого внимания. Ребенок учится слышать правильное произношение.
5. Физминутка. ИграЭОР на развитие общей и мелкой моторики, для применения физминуток «А ты так можешь?», «Настольные пальчики».
Цель: Физкультура укрепляет мышцы и придает организму сил. Делать зарядку с веселыми героями этой игры детям очень интересно. Развитие моторики тесно связано с развитием речи. Подвижные занятия помогут ребенку улучшить моторику и будут способствовать активному развитию речи.
6. ИграЭОР на звукопроизношение и автоматизацию трудного звука в активной речи . Игра «Капризная Марта», «Буратино -1»
Цель: Автоматизация трудного звука /р/ в активной речи. Активизация слухового внимания, т.к из множества вариантов надо выбрать только тот вариант, который содержит звук /Р/.
В ЭОР «Буратино -1» необходимо преодолеть множество препятствий: отгадать загадки, повторить чистоговорки, назвать правильно слова которые содержит звук /Р/.
7. ИграЭОР на развитие связной речи «Что сначала?».
Цель: Составление рассказа по серии картинок. Достаточно предложить 2-3 варианта рассказа, что бы понять есть ли у ребенка трудности с составлением предложений. Воспитать умение у учащегося формулировать свои мысли.
8. ИграЭОР на расширение словарного запаса «Таинственная картина».
Цель: Пополнение словарного запаса. Возможность повторения слов на сонорный звук. Составление рассказа по картине, которая появится после отгаданных слов.
Подведение итогов логопедического занятия.
Наше занятие-игра с «Логомер 2» и ее главными героями закончилось. Мы многое узнали, многому научились. Давай, (имя ребенка), вместе заполним короткий тест. Я задаю вопрос, ты (имя ребенка),отвечаешь, и мы сразу проверяем правильно ли мы все запомнили:
- Какие упражнения-игры мы сегодня выполняли? (……..)
- Какие герои живут в нашем компьютерном доме-игре «Логомер»? (……..)
- Какие герои запомнились и понравились больше всего?(……..)
- Какой звук мы сегодня использовали в речи и упражнениях-играх? (Р)
- Кто самые замечательные знатоки ? (МЫ)
- С каким настроением мы пришли на урок. А сейчас у Вас изменилось оно или осталось прежним? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших человечков настроения.
Молодец, ты сегодня очень старался- (лась), поэтому четко и ясно произносил -(а) звук /Р/ .
И этому научил-(а) наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте правильно и красиво использовать звук /Р/ в речи.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Казанская средняя общеобразовательная школа
Ул. М.Путилова, 1 с. Казанское, Тюменская обл. 627420, телефон/ факс 4-18-80
Самоанализ
Индивидуальное логопедическое занятие-игра, проведенное мною с учащимся третьего класса VIII вида, направленно на воспитание правильного произношения сонорного звука /Р/ способствующего успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.
У детей данной категории отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произвольной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, нарушения речи очень часто встречается у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевое заключение ребенка (ОНР 3 уровня, ротацизм), особенности психического развития ребенка школьного возраста, его индивидуальные возможности.
В связи с модернизацией российского образования учителя –логопеды применяют не только традиционные формы обучения, но и внедряют инновационные методики. Поговорим о том, какие существуют требования к электронному образовательному ресурсу.
Федеральные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, которые воспроизводятся с помощью электронных устройств. В общем случае к ЭОР приравнивают звукозаписи и видеофильмы, воспроизводить которые можно с помощью плеера или магнитофона. Самые эффективные и современные записи именуют цифровыми ресурсами, подразумевая, что воспроизводить их можно будет с помощью цифровых устройств. «Логомер 2» соответствует современным требованиям специалистов. «Логомер 2» выполняет требования ФГОС и ИКТ. Комплекс соответствует требованиям современных ФГОС: занятия носят игровой характер, привычный детям, создаются пособия и адаптируются игры к индивидуальным особенностям ребенка. «Логомер 2» — образец ИКТ в современном образовании. Логопед использует компьютер или интерактивную доску для развития детей. Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Сами игры сделаны качественно: графика не расплывается на большом экране, озвучка не хрипит при максимальной громкости и анимация плавная.
Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.
Цель: воспитать правильное произношение звука [Р] на основе применения электронного образовательного ресурса «Логомер 2» программно - дидактического комплекса «Мерсибо».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
ü Знакомство учащегося с ЭОР «Логомер 2» и ее главными героями.
ü Преодоление при необходимости психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха при работе с ним.
ü Формирование у учащегося навыка работы на встроенном сенсорном экране с подъемным механизмом.
ü Разработка и тренировка органов артикуляции сонорного звука /Р/ .
ü Тренировка воздушной струи сонорного звука /Р/.
ü Развитие фонематического слуха сонорного звука /Р/.
ü Автоматизация трудного звука /Р/ в активной речи.
Коррекционно-развивающие:
ü развивать мимическую мускулатуру детей;
ü развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
ü координацию речи с движением;
ü развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, зрительное и фонематическое восприятие;
ü обогащать и актуализировать словарь.
Коррекционно-воспитательные:
ü формирование положительной установки на участие в занятии;
ü формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
ü повышение речевой активности.
Оборудование:
ü Мультимедийный образовательный интерактивный логопедический стол Logo 25 с встроенным антивандальным сенсорным экраном и беспроводной радиосвязью.
ü Микрофон.
ü «Домик эмоций».
ü Конвертик с картинкой «Пазл-сюрприз».
ü Программно- дидактический комплекс «Мерсибо» с современным универсальным набором интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета.
Методические приемы:
Наглядность (использование логопедических пособий , сделанных своими руками; предметов, карточка-пазл), совместная деятельность, использование театрализации и игровых ситуаций.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения учащимся фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений.
Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.
На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. На занятии проходило знакомство с ЭОР «Логомер 2» и ее главными героями, где учащийся выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность ребенка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала учащийся произносил изолированный звук /Р/, затем слоги и слова с изучаемыми звуками и, наконец, предложения (составлял самостоятельно, проговаривал скороговорки).
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
Смена интерактивных дидактических материалов на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Учащийся третьего класса динамично переключался со словесных игр на игры с предметами и играми программно – дидактического комплекса «Логомер-2». Выше упомянутый комплекс является принципиально новым продуктом в российском образовании. Комплекс соответствует требованиям современных ФГОС: занятие носит игровой характер, привычный детям, созданные пособия адаптируются к индивидуальным особенностям ребенка. «Логомер 2» — образец ИКТ в современном образовании. Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Сами игры сделаны качественно: графика не расплывается на большом экране, озвучка не хрипит при максимальной громкости и анимация плавная.
В занятие была также включена физминутка, которая отражала тематику занятия: развитие общей моторики, координированность движений, чувство ритма.
Для получения более высоких результатов деятельности учащегося были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия (в том числе и сделанные руками учащихся), дидактический раздаточный материал, и ТСО. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.
На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность ребенка. Ученику третьего класса предлагались задания, побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые звуки. Побуждая ребенка к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Создавала ситуацию успеха ребенку, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи учащегося. Максимально учитывала интерес и способности третьеклассника , варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
Анализируя деятельность ребенка на занятии, хочется отметить, что он проявлял познавательную активность, эмоционально реагировал на приемы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Он был заинтересован, внимателен, организован.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию учащегося на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.
Прокофьева Елена Витальевна
Светлана